«Счастье и трагедия маленького послушника»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Знакомство с классом (2 минуты)
- Здравствуйте. Присаживайтесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хочу с вами познакомиться. Меня зовут НМ, и сегодня я проведу у вас урок литературы. А чтобы урок состоялся, мне нужна ваша поддержка. Давайте попробуем выработать правила общения… Высказывайте ваши мысли, размышляйте, и тогда наш урок пройдет интересно.
- Тема урока, цели (2-3 минуты)
- Вы познакомились с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Слайд 1. Ваши впечатления о поэме и герое?
- Тема урока рассыпалась. Помогите мне ее собрать. «Счастье и трагедия маленького послушника». Слайд 2.
- А проведем мы его в форме урока-кластера. Знаете ли вы, что такое кластер?
У каждого из вас на столе лежит лист, на котором нарисованы пока только пустые овалы. В течение урока мы будем их заполнять и составим кластер.
- Закройте глаза, вдумайтесь в тему и скажите, какие цели мы перед собой поставим? Слайд 2. (выяснить, в чем заключалось счастье для Мцыри, и в чем была его трагедия)
- Работа над темой (20 минут)
- Прежде чем мы попытаемся найти ответ на вопрос в чем счастье и трагедия Мцыри, скажите мне:
- Что для вас значит жить? А счастливо жить? (жить в семье, учиться, общаться с друзьями…) – если не могут ответить: Может, вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего урока
- А был ли Мцыри счастливым, живя в монастыре? (нет)
- Так почему же Мцыри сбежал из монастыря? (хотел стать счастливым)
- Что для него значит быть счастливым? Ответ на этот вопрос попытаемся найти у автора.
- У вас на столе цитаты из поэмы, прочитайте и скажите, о чем мечтал Мцыри.
Цитата №1.
Я никому не мог сказать
Священных слов "отец" и "мать".
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, -
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
- Следовательно, счастье для Мцыри заключалось в том, чтобы побывать на родине, увидеться с родными людьми. (слайд 3.)
- Но это было в мечтах Мцыри. А что было на самом деле в его жизни? Прочитайте цитаты.
Цитата №2
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
- Какой вывод уже мы можем сделать? (слайд 3)
- А что еще дорого, что ценно для Мцыри? Ответ на этот вопрос найдите в следующем отрывке (читают).
Цитата №3
… Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг…
- Что же ценил Мцыри? (отвечают) Слайд 4. Продолжим заполнять наш кластер. Слайд 3
- Можем сделать вывод, что природа, родина, родные люди связаны между собой и представляются Мцыри как единое целое. И в этом заключается счастье для Мцыри. Слайд 3.
- А в какой обстановке жил Мцыри? Что окружало его на самом деле? (монастырь, келья) Слайд 4.
Слайд 3.
Вставить в круг на слайд.
Я мало жил, и жил в плену.
…
От келий душных и молитв
…
Я вырос в сумрачных стенах
- А сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывок из поэмы. Вы внимательно послушаете, а потом ответите на вопрос: о чем же еще мечтал Мцыри?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
Если не ответили вывести на слайд (дополнительный).
- Ключевые слова из этого отрывка я вывела на экран. Посмотрите. О чем же еще мечтает Мцыри? (о свободной жизни полной чувств и действий) Слайд 3
- А какая жизнь была в действительности маленького послушника? Слайд 3.
________________________________________________________________________
- Вы молодцы! Вам все понятно. А вот у ваших сверстников есть вопросы. Послушайте и помогите разобраться в ситуации. (аудио) слайд 5, 6, 7
- «Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую»
- Что бы вы ответили?
Побег был стихийным. Гроза, словно зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Не приспособлен к самостоятельной жизни
- «Непонятно, почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь»
- Испугался того, что девушка станет помехой в достижении цели. В его душе идёт борьба чувств, но сильная тяга к родному месту не позволила Мцыри пойти за грузинкой в саклю.(читает ученик)
Цитата №4.
Хотелось мне... но я туда
Взойти не смел. Я цель одну -
Пройти в родимую страну -
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
- «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался до своей родины».
- А действительно, почему? Как вы думаете? (ответы детей)
Мцыри хотел почувствовать свободу, испытать свои силы, насладиться открытой и честной борьбой. Почувствовать полное слияние с природой (ведь в тот момент он был сам как барс), желал испытать радость и торжество победы.
_______________________________________________________________
- Чувствовать силу жизни, свободы, борьбы, действий, чувств, которых он был лишен, живя в монастыре. Потому что жизнь в монастыре для Мцыри была как плен, он испытывал постоянную тоску, угнетение однообразия и бездействия. Итак, жизнь в монастыре гнетет Мцыри, делает его несчастным.
- Что он делает, чтобы обрести счастье? (убегает из монастыря) слайд 3.
- Что он делал 3 дня вне монастыря? (жил!) Слайд 3.
Цитата №5
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
- Следовательно, он убегает из монастыря, чтобы жить. Как? Счастливо! Слайд 3.
- Достигает ли Мцыри своей заветной цели жить счастливо? Слайд 3.
- Что помешало маленькому послушнику в достижении цели? (незнакомая местность, заблудился, ранен, голоден, сказался возраст)
- Почему автор привел героя вновь к стенам монастыря? (не способен на существование вне монастыря)
- В чем трагедия? (побег был неудачен, смерть) !!! Слайд 3.
- Финал трагичен. Скажите, Мцыри умирает счастливым или несчастным?
- Рефлексия, оценки, домашнее задание (2-3 минуты)
- Мы сегодня на уроке прожили жизнь литературного героя поэмы Лермонтова. Жизнь Мцыри. Посмотрите на наш кластер. Удалось ли нам выяснить, в чем заключалось счастье и трагедия маленького послушника? Мы выполнили поставленную задачу урока?
Мы, действительно, прожили жизнь маленького послушника, такую счастливую и такую трагичную.
Слайд . А для нас, людей 21 века, в чем заключается счастье? Каждый из нас счастье понимает по-своему. И сейчас я вас попрошу написать или нарисовать на желтеньких листочках, что является счастьем для вас. Ребята у вас всего 0,5 минутки. Работайте. Творческого вам вдохновения. (на ватмане: счастье – солнце, лучи, дети лепят свои бумажки) Музыка
- Спасибо. Иду к доске. Переворачиваю солнце.
- Пусть эти желтые листочки станут частичками лучиков солнца Счастья. Давайте, ребята, зажжем наше солнце. 1 колонка, 2 колонка, 3 колонка. Наклейте ваши работы.
- Спасибо. Посмотрите, какое яркое солнышко у нас получилось!
- Конец урока (2-3 минуты)
- А чтобы закончить наш урок, я попрошу вас открыть конвертики, которые лежат у вас на столе. Каждому я хочу подарить смайлики. И пожелать вам быть счастливыми. А это значит идти к своей цели, быть настойчивым, любознательным, трудолюбивым, т.е. жить, жить счастливо.
А дома я вас попрошу сочинить синквейн со словом счастье. Для этого я вам сделала небольшую подсказку. Она тоже лежит у вас в конвертах.
Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина
На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".
Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...
Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.
Эта игра связана с разными темами, но все вопросы на знание содержания произведений. Цели игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...
Маленькие трагедии А.С.Пушкина
Презинтация по литературе "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина, в которой дается анализ одной из пьес "Моцарта и Сальери"....