Тесты по литературе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по литературе 6 класс.
Преподавание данного курса осуществляется по Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2012)
Обучение в 6-м классе ведется по учебнику для общеобразовательных учреждений «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений». В 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др.-М.:Просвещение, 2016.
Промежуточная аттестация по литературе в 6 классе проводится в форме теста(4 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ЕГЭ, что является пропедевтикой подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании 6 класса учащиеся должны знать:
- авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;
- основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.
По окончании 6 класса учащиеся должны уметь:
- характеризовать героев произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и происходящими в нем событий; анализировать образ, применяя при этом портрет героя, характеризуя его поступки;
- стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;
- использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе;
- находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль;
- отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения.
Комментарии по выполнению заданий и их оценке
и времени выполнения
Первый уровень вопросов А – наиболее простой. Ученики должны выбрать из трёх - четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -13 баллов.
Второй уровень Б требует самостоятельного поиска учащимися ответа, знаний литературоведческих терминов – 7 баллов.
Наиболее сложным является третий уровень В. Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-4 предложений.
Критерии оценивания ответа к заданию Б | Балл |
Запись стихотворения | 5 |
За каждое изобразительное средство | 0,5 (макс. 2 ) |
Критерии оценивания ответа к заданию В | Балл |
1. Содержание ответа (сочинение) Работа соответствует теме и заданию. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания. | 1 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения. Допущена одна логическая ошибка. Допущено более 1 логической ошибки. Точность и выразительность речи. Однообразие грамматического строя речи. Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи. | 2 1 0 2 1 0 |
3. Грамотность. Соблюдены орфографические нормы. Допущена 1 ошибка. Допущено более 1 ошибки. Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 |
Максимальное количество баллов за часть С | 13 |
Время выполнения части С – 15-20 минут.
Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 33 балла, время выполнения – 40 минут.
Система оценки ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы учащиеся постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60-80% - оценка «4»; 40-60% - оценка «3»; 0-40% - оценка «2».
Литература.
1. Кимы: Литература. 6 класс. М.: ВАКО, 2010.
2. Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.
В.П. Полухина. М.: Просвещение, 2010.
3. Тесты по литературе. 6 класс. Ляшенко Е.Л. Экзамен, 2014.
Спецификация к тесту по литературе (6 класс).
Вариант 1.
№ задания | Проверяемы элементы содержания |
1.Основные теоретико-литературные понятия | |
1. | Фольклор. |
2. | Фольклор. Жанры фольклора. |
3, 9 | Литературные роды и жанры. (А.С. Пушкин «Дубровский», В.А. Жуковский «Кубок») |
4 16 14 15 | Форма и содержание литературного произведения: тема (А.П. Чехова «Толстый и тонкий») Сюжет (В.Г. Распутин «Уроки французского») Автор и название произведения. Литературный герой и название произведения |
2.Мифы | |
11 | Гомер «Илиады» (автор произведения) |
3.Из русской литературы XIX века. | |
6. | Поэзия М.Ю. Лермонтова (название произведения) |
7. | Н.С. Лескова «Левша»: сюжет. |
12. | Н.А. Некрасов «Железная дорога»: содержание произведения |
4.Из русской литературы ХХ века. | |
13. | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (название произведения) |
|
Вариант 2.
№ задания | Проверяемы элементы содержания | |
1.Основные теоретико-литературные понятия | ||
1. | Литературные роды и жанры. | |
2. | Фольклор. Жанры фольклора. | |
4, | Литературные роды и жанры. (Н.С. Лесков «Левша», М.М. Пришвин «Кладовая солнца») | |
5 6 8, 18 9 10 | Форма и содержание литературного произведения: тема (« Железная дорога» Н.А. Некрасова) Сюжет (В.Г. Распутин «Уроки французского») Литературный герой. Автор и название произведения. Литературный герой и название произведения | |
2.Мифы | ||
7 | Гомер «Одиссея» (автор произведения) | |
3.Из русской литературы XIX века. | ||
14 | А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» (автор произведения) | |
4.Из русской литературы ХХ века. | ||
12,15 | В.Г. Распутин «Уроки французского»: сюжет |
Ключи к итоговому тесту по литературе 6 класс
Вариант 1 1. 1 2. 1 3. 3 4. 3 5. 4 6. 3 7. 2 8. 1 9. 1 10. 4 11. 1-г , 2-б, 3-в, 4-а 12. 1-а, 2 -в, 3- б, 4-г 13. 3 | Вариант 2
|
Вариант 1
1 А. Фольклор – это:
- Устное народное творчество
- Художественная литература
- Жанр литературы
- Жанр устного народного творчества.
2 А. Пословица – это:
1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3. выражение насмешки.
3 А. Произведение А.С. Пушкина «Дубровский»:
- Это повесть 2. Это рассказ 3. Это роман 4. Это новелла.
4 А. Тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»:
1. встреча одноклассников 2. неравноправие людей 3. приспособленчество
5 А. Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова:
- «Зимнее утро» 2. «Узник» 3. «И.И. Пущину» 4. «Три пальмы»
6 А. Какую работу выполнял Левша из произведения Н.С. Лескова «Левша»:
1. выковывал подковы для блохи 2. гравировал имя мастера 3. выковывал гвоздики
7 А. Укажите жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок»
1. поэма 2. Баллада 3. басня
8 А. Кто автор «Илиады»:
1. Гомер 2. Софокл 3. Еврипид 4. Аристофан
9 А. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
- Н.А. Некрасов 2. А.А. Фет 3. Ф.И. Тютчев 4. А.С. Пушкин
10 А. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
- М.М. Пришвин 2. А.П. Платонов 3. В.Г. Распутин 4. В.П. Астафьев
11 А. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. П. Мериме а) « Железная дорога»
2. В.Г. Распутин б) «Уроки французского»
3. А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»
4. Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»
12 А. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1. Марья Кириловна а) «Дубровский»
2. Грэй б) «Кладовая солнца»
3. Настя и Митраша в) «Алые паруса»
4. Лидия Михайловна г) «Уроки французского»
13 А. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1. «Уроки французского» 2. «Кладовая солнца» 3. «Тринадцатый подвиг Геракла» 4. «Срезал»
14 Б. Запиши любые 2 – 4 строчки стихотворения, которое помнишь. Напиши, какие выразительные средства в них есть. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__15. Ответьте на вопрос «Нужно ли изучать литературу в школе?» (тип речи рассуждение). Напишите 3 – 4 предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант II.
1 А. Назовите основные роды литературы:
1. эпос, повесть, драма 2. эпос, лирика, драма 3. роман, поэма, комедия 4. эпос, лирика, трагедия
2 А. Поговорка - это
1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения
2. вид художественного произведения
3. сказания, передающие представления древних народов о мире.
3 А. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:
1. сказка 2. притча 3. сказ 4. рассказ.
4 А. Тема стихотворения « Железная дорога» Н.А. Некрасова:
1. любовь к Родине; 2. быт и нравы крестьян при крепостном праве; 3. тяжелый труд крепостных
5 А. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1. «Тринадцатый подвиг Геракла» 2. «Маленький принц» 3. «Уроки французского» 4. «Срезал»
6 А. Кто автор «Одиссея»: 1. Еврипид 2. Софокл 3. Гомер 4. Аристофан
7 А. Как звали учительницу из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»:
- Лидия Валентиновна 2. Анастасия Прокопьевна 3. Анастасия Ивановна 4.Лидия Михайловна.
8 А. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П. Чехов а. «Дубровский»
2. А.С. Пушкин б. «Толстый и тонкий»
3. А.П. Платонов в. «Неизвестный цветок»
4. М.М. Зощенко г. «Встреча »
9 А. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1. Платов а) «Левша»
2. Ассоль б) «Конь с розовой гривой»
3. Санька в) «Дубровский»
4. Троекуров г) «Алые паруса»
10 А. Почему герой из произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» стал играть в «чику»:
- Нужны были деньги на учебу 2. Нужны были деньги на еду
3. Нужно было отдать денежный долг 4. Хотел помочь матери в деревне.
11 А. Укажите автора произведения «Лошадиная фамилия»
1. А.П. Чехов 2. Н.А. Некрасов 3. Л.Н. Толстой
12 А. В произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» говорится:
1. о дополнительных занятиях по французскому языку;
2. об уроках нравственности и доброты;
3. о любимых уроках французского языка.
13 А. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1. «Уроки французского» 2. «Кладовая солнца» 3. «Тринадцатый подвиг Геракла» 4. «Срезал»
14 Б. Запиши любые 2 – 4 строчки стихотворения, которое помнишь. Напиши, какие выразительные средства в них есть. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Ответьте на вопрос «Нужно ли изучать литературу в школе?» (тип речи рассуждение). Напишите 3 – 4 предложения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Готовая контрольная работа по литературе для учащихся
7 класса
Вариант 1
- Что такое былина:
________________________________________________________________________________________
2. Лирика – это
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;
б) род литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:
- Тема маленького человека
- Тема лишнего человека
- Тема богатого человека
- Тема интеллигентного человека.
4. Что такое сатира:
- Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
- Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
- Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
5. Из какого произведения М. Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».
______________________________
6. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
а) Леонид Андреев «Кусака».
б) Андрей Платонов «Юшка».
в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».
7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:
- Человеческое безразличие
- Неуважение к чужому труду
- Хулиганское поведение подростков
- Хамское отношение между людьми.
8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?
______________________________________________________________________________________
9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?
а) Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.
10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:
а) Описание жизни простого деревенского человека.
б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.
в) История брошенной куклы.
11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.
12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) Восхищение, любование. б) Презрение, пренебрежение. в) Сожаление, горечь. г) Безразличие.
13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк». _____________________________
14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?
______________________________________________________________________________________
15. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно...»
_________________________________
16. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
_____________________________________
17. Соотнести художественные произведения с именами литературных героев.
Ассоль и Грэй - «Тарас Бульба»
Петр I и Карл XII - «Полтава»
Андрий и Остап - «Алые паруса»
18. В поэме Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого Купца Калашникова» раскрыта тема:
А) любви Б) исторического прошлого России В) Софьи.
19. Назовите авторов произведений:
- «Светлана» 2. «Как один мужик двух генералов прокормил» 3. «Кукла»
20. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовая контрольная работа по литературе для учащихся
7 класса
Вариант II
- К каким былинам относится былина «Садко»:
- Героическая 2. Бытовая 3. Социально-бытовая 4. Сказочная
2. Повесть - это...________________________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Почему память народная сохранила образ Калашникова:
- Совершил героический поступок
- Не побоялся вступиться за честь семьи
- Спас себя от позора
- Оставил богатое наследство потомкам.
4.Эпиграф - это...
а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя;
б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;
в) краткое описание развития сюжета.
5. Кто такие казаки (Гоголь «Тарас Бульба»):
- Регулярные войска
- Охрана царя
- Выполняли функции пограничных войск
- Свободные от военной службы люди.
6. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».
_______________________________
7.Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:
- Умение сострадать
- Умение плавать
- Умение преодолевать собственный страх
- Умение вести себя правильно на воде.
8. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?
а) Уважение. б) Сочувствие. в) Пренебрежение. г) Осуждение.
9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?
________________________________________________________________________________________
10. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
а) Обличение чиновничества.
б) Восхваление трудолюбия простого народа.
в) Проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества.
г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.
11. Какой приём использует автор в следующем отрывке:
«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»
а) Гипербола, б) Гротеск, в) Сатира.
12. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон».
_______________________
13. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?
а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.
14. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».
Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.
б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.
в) Он не накормил Рыжуху.
16. Назовите автора стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
_________________________
17. Какая тема поднята в рассказе Е. Носова «Кукла»?
А) тема Родины
Б) протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру
В) тема Великой Отечественной войны
18. Назовите авторов произведений
- «Светлана»
- «Как один мужик двух генералов прокормил»
- «Кукла»
19. Соотнести названия литературных произведений с их авторами.
«Лапти» - А.П. Чехов
«Хамелеон» - Н.А. Некрасов
«Русские женщины» - И.А. Бунин
20. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ. Вариант 1
1. Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
2. Б
3. 1
4. 1
5. «Старуха Изергиль»
6. А
7. 1
8. Жить, расти, бороться за счастье жить.
9. Б
10. Б
11. Б
12. В
13. Рассказ
14. Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
15. Ю. Казаков «Тихое утро»
16. Тургенев
19. Жуковский, С-Щедрин, Носов
Ключ. Вариант 2
1.4
2. Средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем.
3. 2
4. Б
5. 4
6. «Юшка»
7. 3
8. Б
9. Доброта
10.В
11.Б
12.Рассказ
13.А
14. Он был сельским праведником.
15.Б
16. А.Н. Некрасов
17.
18. Жуковский, С-Щедрин, Носов
19. Чехов «Хамелеон», Бунин «Лапти», Некрасов «Русские женщины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.
Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....
Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса
Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...
Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".
Данный материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте ведётся работа по отработке сравнительной хар...
Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимировной.
Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимир...
Тест по литературе по теме "Литература 19 века"
Тест может быть использован, как итоговый за 2 четверть, так и для проверки текущих знаний учеников. Предназначен для учеников, занимающихся по учебникам Т.Ф. Курдюмовой....
Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru
Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...