«Жди меня, и я вернусь»
методическая разработка по литературе (7, 8 класс) на тему

Структура урока предполагает знакомство школьников с героями Великой Отечественной войны, с малоизвестными фактами участия наших земляков в военных событиях. Учащиеся через историю своей семьи, письма, стихотворения  и песни воссоздают картину войны, тем самым являясь активными действующими лицами урока. Несомненно, эффективность таких уроков превосходит все ожидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Жди меня, и я вернусь».

Автор: Бережная Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

 Оренбургская обл.,

Тюльганского р-она, с. Благодарное

2015г.

Аннотация.

          Мероприятие посвящено 70-летию Победы  в Великой Отечественной войне.Учащиеся через историю своей семьи, письма, стихотворения  и песни воссоздают картину войны, тем самым являясь активными действующими лицами урока. Несомненно, эффективность таких мероприятий   превосходит все ожидания.

        Введение.

       Великая Отечественная война.… Все дальше уходят вглубь истории ее грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не смеем забыть тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за победу – 20 миллионов человеческих жизней. Уходят из жизни люди, которые были свидетелями и участниками этих горестных и героических событий. И мы не вправе забывать о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения. Память живет в наших сердцах. Поэтому надо передать нашим детям гордость Великой Победы, научить хранить в памяти имена своих героев.Это мероприятие показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма. Этому способствует содержание и форма поведения мероприятия.  Структура урока предполагает знакомство школьников с героями Великой Отечественной войны, с малоизвестными фактами участия наших земляков в военных событиях, с произведениями известных писателей и поэтов.

        Учащиеся готовятся заранее: собирают материал о своих дедах и прадедах, учат стихи, песни, готовят сценки.

Ожидаемые результаты:

  • развитие патриотических чувств, ответственности у детей;
  • формирование представления о необходимости соблюдать в мире общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы;
  • расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны;
  • активное участие в работе школы патриотической направленности.

Формы и методы реализации: урок, презентация, исполнение песни, стихотворений, «открытый микрофон».

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность  усвоения материала:

обучающиеся должны получить знания

  • о роли поэзии, песен, писем в годы войны;
  • о людях, которые ушли на фронт из родного села;
  • о высоком моральном духе в тылу и на фронте.

обучающиеся должны получить умения и навыки

  • работать в группе коллективе; 
  • проводить поиск информационных источников;
  • слушать и высказывать свое мнение.

Предмет: литература.

Тема: «Жди меня, и я вернусь».

Цель: воспитание у детей патриотических чувств, а также уважения к погибшим на войне и ныне живущим ветеранам.

Задачи:

 Обучающие: познакомить школьников с историческим прошлым родного края;   углубить знания учащихся о людях, ушедших на фронт из родного села;  показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

Развивающие: развивать интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Тип мероприятия: внеклассное.

Вид мероприятия:  Урок Мужества.

Возрастные группы: 11-12 лет.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, аудиозаписи, выставка книг о Великой Отечественной войне, рисунки учащихся, портреты писателей, макет вечного огня, звёздочки с именами ветеранов.

Время проведения: 4 четверть, май.

Класс, возрастная группа: 7класс(11-12лет).

Межпредметные и внутрипредметные связи: музыка, литература,

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

          Звучит спокойная мелодия.

- Закройте глаза. Представьте себе, что вы выходите из леса на нескошенный, заросший высокой травой луг и ваше сердце  переполняется радостью: столько здесь  всевозможных  цветов, похожих на праздничный хоровод. По зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. Вокруг этих цветов летают пчёлы, стрекозы, жуки, прыгают кузнечики, а в бескрайнем небе поют птицы. По всему полю стелется душистый аромат полевых цветов…

- Откройте глаза.

  1. Подготовительная работа к постановке темы мероприятия.

-Это был обычный воскресный день- 22 июня. Ярко светило солнце, и небо было голубое-голубое. И вдруг – (война…)

- Левитан «Начало войны» (запись)

Весь советский народ с ужасом слушал объявления комментатора о вероломном нападении немецко-фашистской Германии.

Все: и стар, и млад встали на защиту Отечества. Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну (тогда они были очень молоденькими). Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт.

- Песня «Священная война» муз. А.Александрова(запись).

Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою, капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину.

Ученик.

 Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
Ученик.

 И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.
Ученик.

Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки,
Дубы с корнями вырывала,
Колола скалы на куски.


- Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

3. Мотивация

- Какие ассоциации у вас вызывает слово война? (Горе, боль, смерть, разочарование, крик, шум, сирена, подвиг…..) 

Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война.
Над планетой, под целым миром
Тянет черные руки она.

- Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, которые пережил наш народ? Почему?

- Что помогало выжить в те страшные годы (поэзия, вера, семья)

4. Сообщение темы и цели мероприятия.

- Постарайтесь определить тему, составив её из отдельных слов.

Я жди и вернусь меня (Жди меня, и я вернусь) (слайд 1)

Эти строки из стихотворения К. Симонова будут темой нашего урока Мужества.

- Как вы думаете, какую цель поставим на уроке?

Цель: показать, какой след оставила война в семьях учащихся, какую роль играла поэзия в годы войны.

5. Восприятие и осознание материала мероприятия.

    1)  Поэзия в годы войны.(слайд 2)

 Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том, чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия. Несмотря на то, что на войне не до искусства, без него ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Что говорили писатели о войне?

   - Что вы знаете о поэтах военного времени?

1 группа выступающих.

-В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев решительно заявил: « Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

 -Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

-Поэты и писатели выполнили свой патриотический долг. Они писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

 - Сколько писателей и поэтов сражались на фронте?

2 группа выступающих.(слайд 3)

-Свыше 2 тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.

-Они писали стихи и песни и поднимали боевой дух солдат.

-Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них ЮРИЙ КРЫМОВ, ИОСИФ УТКИН, АРКАДИЙ ГАЙДАР, молодые поэты ПАВЕЛ КОГАН, МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ, НИКОЛАЙ МАЙОРОВ. 20 писателям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

-Какую роль в те суровые военные годы играла поэзия?

3 группа выступающих.(слайды 4-10)

-Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Произведения Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой были рождены войной, заставившей каждого задуматься о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о себе самом.  К.Симонов, М.Шолохов, В.Некрасов, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Василь Быков, Л.Леонов, В.Распутин, П.Жилин и этот список можно долго продолжать. Это те люди, глазами которых мы видим войну.

-Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.

Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков, М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Лев Ошанин «Дороги», Булат Окуджава «Белорусский вокзал»)

-       Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.

Да, ребята, десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед.

      Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.

2) История появления стихотворений К.Симонова «Жди меня, и я вернусь» «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»; А.Суркова « Землянка». (слайд11)

А) Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента. Поэтому к тому моменту, как Германия напала на СССР, поэт уже имел представление о фронтовых буднях и не понаслышке знал, что очень скоро тысячи семей начнут получать похоронки.
Незадолго до повторной демобилизации, летом 1941 года, Симонов на несколько дней приехал в Москву и остановился на даче своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Именно там было написано одно из самых известных стихотворений поэта «Жди меня, и я вернусь», которое вскоре облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой.

Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного летчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Звезда театра и любимица Сталина, она поначалу отвергала ухаживания Симонова, считая, что не вправе предавать память мужа, погибшего во время испытаний нового самолета. Однако война все расставила на свои места, изменив отношение не только к смерти, но и к самой жизни.

Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».

-Чтение стихотворения «Жди меня, и я вернусь»(ученик).

Б) В первые месяцы войны, когда было особенно тяжело, было написано стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” и посвятил его поэту А.Суркову.

- Чтение стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». (ученик)

В) А.Сурков лучший друг К.Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни “Землянка”. Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. “А.Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка. Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны” – так рассказывает о “Землянке” поэт Е.Долматовский в “Рассказах о твоих песнях”.

Звучит песня “Землянка”в исполнении учащихся.

3) Письма с фронта!

- В памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа.

Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны... И каждый из них — это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель сынов и дочерей России, радость

больших и малых побед, каждая из которых - чудо бесстрашия и доблести. Живая память о великом подвиге народа — письма военных лет.

- Письма с фронта! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники. Но сколько тревожных дней и ночей ждали их дома!

В каждом письме с фронта рассказ о крепости духа, стойкости и мужестве советских людей, грудью встававших на защиту.

В пилотках выступающие:

1-й чтец.

 Письмо В. Г. Клочкова жене и дочке:

«Здравствуйте, мои любимые жена и дочка! Ваш папа жив и здоров, неплохо воюет  с немцами-извергами.

...Меня представили к правительственной награде за боевые действия - к боевому ордену Красного Знамени...

Наши самолеты не дают немцам покоя. Особенно, Нина, «Катюши» наводят на немцев ужас... Соскучился здорово, но ничего, разобьем Гитлера — вернусь, обниму и поцелую.

Пока до свидания. Вас крепко целую. Ваш любимый и любящий папа».

(Газета «Комсомольская правда»  1942 г.)

2-й чтец.

Письмо И. М. Некрасова (командира полка 5-й гвардейской дивизии) жене:

«...Не обижайся, что редко пишу. Нет свободного времени. Идут жестокие бои с фашистами... Здоровье у меня хорошее, рука зажила, но еще немного ноет.

Люба, если сможешь, заготавливай на зиму овощи. Береги здоровье...»

28 августа  1943 г.

3-й чтец.

 «Живу хорошо и весело. Только спать приходится не больше двух часов в сутки. Слышишь орудийный гул...

Побриться не дают. Только помылюсь — над головой «Мессеры» — один, другой. Красноармейцы смеются: «Уж очень немцы уважают нашего командира...»

14 сентября 1943 г.

- Послушайте ещё одно солдатское письмо – недописанное письмо..

(Слушание рассказа В.Сухомлинского)

Недописанное письмо

Девятнадцатилетний Василий Верба пошел добровольцем на фронт. В темную осеннюю ночь его подразделение подошло к передовой и заняло позицию. Василий вырыл окоп, приготовил гранаты. Командир сказал, что на рассвете враг будет наступать, надо готовиться к бою.

Молодой боец думал о маленьком селе на Украине, где оставалась у него мать. Много ласковых, душевных слов хотелось ему сказать в эти минуты матери. Он нашел конверт и написал на нем мамин адрес. Потом достал большой чистый листок и написал:

«Дорогая моя, родная мамочка! Через несколько часов будет бой с фашистами. Это мой первый бой… перед боем хочу я сказать тебе, мама…»

Над полем опустились сумерки. Командир предупредил: нельзя ни фонариком, ни спичками светить… «Напишу на рассвете…» – решил Василий и положил листок бумаги с начатым письмом в конверт.

Среди ночи на горизонте вспыхнули тысячи огоньков. Вражеская артиллерия открыла огонь по нашим позициям. Командир приказал: ждать окончания вражеского огня, а как только покажутся фашистские танки, идти в наступление на врага, встречать его гранатами.

Прекратилась канонада. Василий услышал гул танков. Вот показался черный силуэт фашистского танка. Молодой солдат выпрыгнул из окопа, и, взяв несколько противотанковых гранат, пополз навстречу вражескому танку.

Он бросил связку гранат, попал в башню. Танк запылал, завертелся на месте. Василий поднялся, чтобы бросить еще одну связку, но в тот же миг упал, сраженный фашистской пулей.

Бой закончился нашей победой.

Товарищи похоронили Василия, а ненаписанное письмо долго ходило из рук в руки. Воины решили послать его матери, а от себя написали о героической смерти сына.

Прошло много лет. Стала бабушкой мать Василия. Как святыню хранит она недописанное письмо сына. В тот час, когда старой матери становится особенно тяжело, раскрывает она синий конверт, кладет на стол листок бумаги с тремя строчками и тихо шепчет:

- Что же ты хотел сказать мне, сынок?

- Творческая работа. 

- Что же ты хотел сказать мне, сынок?

Продолжить письмо солдата (прочитать у 2-3 учащихся).

Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание на экран. (Презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении песни группы Чернила для пятого класса «Зажгите свечи»). (слайды12-33)

- Герои этой войны и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них. 

Открытый микрофон.

- Рассказы детей  о реликвиях военных лет, которые сохранились в их семьях. (После выступления дети крепят звёздочки с именами погибших родных возле изображения вечного огня).

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
6.Итог мероприятия.

- Для чего нужна была поэзия в годы войны?

- Ребята, чего больше всего хотелось и хочется людям всегда? (мира)

- Составьте синквейн со словом мир.

Мир

Радужный, счастливый

Отстоять, сохранить, преобразить.

Мы хотим жить в мире.

Счастье

- Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки."

- Прослушивание  песни из фильма «Офицеры».

Список использованной литературы:

  1. Весной сорок пятого года.… / Ред. Сост. Л. И. Жук. Минск, 2005. 128с.
  2. Книга памяти Тюльганского района Оренбургской обл. Оренбург 2012г. 
  3. Луганов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. Пособие для руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М., 2001. 284 с. 
  4. Михалева Т. И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности. М., 2005. 128 с.
  5. Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Тюмень, 2010. 210 с.
  6. Черенкова И. Ф. Я родом не из детства – из войны. Сценарий театрализованного представления // Классный руководитель. 2004. № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Классный час "Меняй себя - меняй мир" .

Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"...

Презентация "Меняются времена, меняются стили" 8 класс

Презентацию можно использовать на уроке английского языка. Тема "Меняются времена, меняются стили"....

Сценарий линейки «России верные сыны, кадетской службе мы верны »

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, прошла в кадетском корпусе...

Презентация "Жди меня, и я вернусь.."

Материал содержит стихи, посвященные 9 Мая, может быть использован как на уроках чтения, так и во внеклассной работе при реализации АООП УО вариант 1....