Уроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс). Технология критического мышления.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Уроки по теме "Л. Н. Толстой. Рассказ "После бала". Технология критического мышления.
Урок 1. Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. "Чтобы жить честно..." История создания, историческое время, композиция рассказа "После бала".
Урок 2. Тема: "Социально-нравственные проблемы рассказа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_tvorchestvu_l._n._tolstogo.docx | 445.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс)
Технология критического мышления.
Урок 1.
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. «Чтобы жить честно…». История создания, историческое время, композиция рассказа «После бала».
Цели урока:
Обучающие:
- Расширить знания учащихся о биографии писателя; показать своеобразие мировоззрения Толстого;
- постичь особенности композиции рассказа «После бала»;
- закрепить литературоведческие термины: трилогия, рассказ, композиция, рассказ в рассказе;
- погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа
Развивающие:
- Развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
- долговременную память в процессе деятельности;
- аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;
- умение работать с текстом;
Воспитывающие:
- Выявить социально-нравственные проблемы рассказа;
- Развивать творческую и познавательную активность учащихся;
- создавать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения
- Воспитывать чувство долга, чести, совести
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, диск с записью рассказа «После бала»
Урок 2. Тема: « Социально-нравственные проблемы рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
Цели урока: выявить идею рассказа, развивать навык выразительного чтения, навыки характеристики образа, учить анализировать эпизод повести, обучать аналитическому пересказу.
Фазы ТРКМ | Содержание урока | Приёмы ТРКМ |
Фаза вызова Фаза осмысления. Фаза рефлексии. | I. Оргмомент. II. Стадия погружения. Чтение отрывка из публицистического сочинения Л. Н. Толстого. «Солдат – бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека…Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества…» - Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор на уроке? - Важна ли эта тема? Почему? - Понимаете ли вы, о чём мысли Л. Н. Толстого? - Постараемся понять взгляды писателя на социально-нравственные проблемы в обществе. III. Работа над новым материалом. 1. Краткий пересказ эпизода наказания солдата. 2. Работа над языком фрагмента рассказа. - Какими средствами изображает эту сцену писатель? (Контрастные белым чёрные краски – чёрное, красное, пестрое; эпитеты- «жестокая», «нехорошая музыка», «сморщенное страданиями», «корчившийся, нетвёрдый шаг», «испуганный»), художественные детали – замшевая перчатка полковника, описание чувств И. В., звуки флейты и барабана; синтаксические средства языка (повтор и параллельное строение фразы: «…всё так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдыми шагами двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым». 3. Мини-диспут. - Как вы думаете, полковник - двуличный человек? Где он настоящий: в сцене бала или в сцене экзекуции? Дайте оценку его поведения. - Что заставляло полковника быть жестоким? - Наказание солдат, на ваш взгляд, было необходимо? - Каково положение солдат было в царской армии? А сейчас? - Чего не мог понять ставший свидетелем экзекуции Иван Василевич? - Раскройте значение слов в нашей теме «Социально-нравственные проблемы рассказа». (Социальные проблемы – значит общественные, законы общества, его противоречия, взаимоотношения представителей общества, его слои. Нравственные проблемы – значит проблемы морали человека, его поведения, поступков, нравственности). - Какие выводы можно сделать из нашего диспута? Что хотел сказать писатель этим произведением? (Иван Васильевич не может понять законы устройства общества, заставляющие человека быть то одним, то другим, позволяющие так обращаться с подчиненными). -Как вы считаете, в поведении человека повинно общество, обстоятельства или сам человек? (Л. Н. Толстой не снимал ответственности с человека за его поступки. Мечта о самовоспитании людей). - Какова идея рассказа «После бала»? (Л. Н. Толстой выражает страстный протест против насилия и унижения достоинства человека, против лицемерия людей, против бесчеловечности). - Почему И. В. было стыдно? Почему не женился на Вареньке Б. и не пошел на военную службу? IV. Итоги урока. - Расскажите о полковнике Б. глазами Вареньки и татарина. - Напишите рассказ- предположение, что было бы, если И. В. женился на Вареньке и пошел на военную службу? - Что узнали нового на уроке? V. Домашнее задание. Написать сочинение по рассказу «После бала» «Утро, изменившее жизнь». |
«Тонкие вопросы» Работа с текстом Дискуссия «Толстые вопросы» Рассказ-предположение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.
Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»
Цели урока:· показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;· изучить жизненные источники рассказа “После...
Л.Н.Толстой.Рассказ " После бала"
Л.Н.Толстой. Рассказ "После бала".Урок чтения и изученния произведения....
Конспект урока "Личность и судьба Л.Н.Толстого. Рассказ "После бала"
Урок в 8 классе. Цель: ознакомление с творчеством Л.Н.Толстого, формирования понятия "антитеза"...
Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления
Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...
Презентация на тему: Повышение эффективности уроков фнглийского языка с помощью приемов технологии критического мышления.
Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология кр...
Технологическая карта урока английского языка по теме "Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии" с использованием технологии критического мышления
урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо....