программа по литературе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»………………….3
Содержание учебного предмета «Литература»……………………………………………..6
Тематическое планирование по учебному предмету «Литература»…………………….....7
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ « Яйская оош №3».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Родная литература:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание по литературе для 5 класса
№ раздела | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | РР | Вн.чт | ||
1 | Введение. «Книга - твой друг» | 1 | ||
2 | Из мифологии | 5 | 2 | |
3 | Из устного народного творчества | 8 | 2 | |
4 | Из древнерусской литературы | 2 | 1 | |
5 | Басни | 6 | ||
6 | Из литературы XIX века | 38 | 9 | 6 |
7 | Из литературы XX века | 27 | 4 | 4 |
8 | Из зарубежной литературы | 18 | 2 | |
Всего: | 105 | 17 | 13 |
Содержание по литературе для 6 класса
№ раздела | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | РР | Вн.чт | ||
1 | О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека | 1 | ||
2 | Из греческой мифологии | 3 | ||
3 | Из устного народного творчества | 3 | ||
4 | Из древнерусской литературы | 4 | ||
5 | Из литературы XVIII века | 3 | ||
6 | Из литературы XIXвека | 47 | 4 | 2 |
7 | Из литературы XX века | 23 | 1 | 1 |
8 | Из зарубежной литературы | 13 | ||
Всего: | 105 | 5 | 3 |
Содержание по литературе для 7 класса
№ раздела | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | РР | Вн.чт | ||
1 | Введение. Знакомство с литературой и особенностями учебника. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 4 | ||
3 | Из древнерусской литературы | 2 | ||
4 | Из литературы XVIII века | 7 | ||
5 | Из литературы XIXвека | 27 | ||
6 | Из литературы XX века | 19 | ||
7 | Из зарубежной литературы | 10 | ||
Всего: | 70 |
Содержание по литературе для 8 класса
№ раздела | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | РР | Вн.чт | ||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Из устного народного творчества | 3 | 1 | |
3 | Из древнерусской литературы | 4 | ||
4 | Из литературы XVIII века | 4 | ||
5 | Из литературы XIXвека | 30 | 4 | 2 |
6 | Из литературы XX века | 20 | 1 | 2 |
7 | Из зарубежной литературы | 8 | ||
Всего: | 70 | 6 | 4 |
Содержание по литературе для 9 класса
№ раздела | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Р.р. | Вн.чт | ||
1 | Введение | 2 | ||
2 | Из древнерусской литературы | 5 | 1 | |
3 | Из литературы XVIII века | 12 | 1 | |
4 | Из литературы XIXвека | 68 | 5 | |
5 | Из литературы XX века | 2 | ||
6 | Русские поэты Серебряного века | 6 | ||
7 | Поэты и писатели XX века | 7 | 2 | |
Всего: | 102 | 9 |
Тематическое планирование по литературе для 5 класса
№ п\п | № по разделу | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Введение . «Книга- твой друг». | 1 | |
Раздел 1. Из мифологии. 5 | |||
2 | 1.1 | Рассказ о мифе и мифологии | 1 |
3 | 1.2 | Античный миф. «Олимп» | 1 |
4 | 1.3 | «Одиссея» Гомера. «Одиссей на острове циклопов. Полифем.» | 1 |
5 | 1.4 | Вн.чт. Мифы о богах и героях. | 1 |
6 | 1.5 | Вн.чт. Мифы о богах и героях. | 1 |
Итого по разделу | 5 | ||
Раздел 2. Из устного народного творчества. 8 | |||
7 | 2.1 | Малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки) | 1 |
8 | 2.2 | Русские народные сказки. Народные представления о добре и зле в волшебной сказке «Царевна- лягушка». | 1 |
9 | 2.3 | Русские народные сказки. Народные представления о добре и зле в волшебной сказке «Царевна- лягушка». | 1 |
10 | 2.4 | Сказка «Падчерица». Отличие бытовой сказки от волшебной. | 1 |
11 | 2.5 | Сказка «Падчерица». Отличие бытовой сказки от волшебной. | 1 |
12 | 2.6 | РР Особенности волшебной сказки. | 1 |
13 | 2.7 | РР Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. | 1 |
14 | 2.8 | Литературная игра | 1 |
Итого по разделу | 8 | ||
Раздел 3.Из древнерусской литературы 2 | |||
15 | 3.1 | Возникновение древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). | 1 |
16 | 3.2 | Вн.чт. «Домострой. Как детям почитать, и беречь отца и мать и повиноваться им, и утешать их во всем»; А. Никитин «Хождение за три моря» | 1 |
Итого по разделу | 2 | ||
Раздел 4. Басни 6 | |||
17 | 4.1 | Басня как литературный жанр. Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и лисица». Лафонтен «Лисица и виноград» | 1 |
18 | 4.2 | Басня М.В. Ломоносова «Случилось вместе два Астронома в пиру…». | 1 |
19 | 4.3 | Сравнительный анализ басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса» и Сумарокова «Ворон и Лиса» | 1 |
20 | 4.4 | Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. «Ворон и Лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок». | 1 |
21 | 4.5 | Русская басня в 20 веке | 1 |
22 | 4.6 | Тест по теме «Басня и ее лексические особенности» | 1 |
Итого по разделу | 6 | ||
Раздел 5. Из литературы XIX века 38 | |||
23 | 5.1 | Начало творческого пути А.С. Пушкина. Поэтические средства выразительности в стихотворении «Няня» | 1 |
24 | 5.2 | Добро и зло в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
25 | 5.3 | Добро и зло в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
26 | 5.4 | Вн.чт. Сказки братьев Гримм | 1 |
27 | 5.5 | Литературная сказка А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Собирательная картина народных сказок. | 1 |
28 | 5.6 | Поэтические картины зимы. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». | 1 |
29 | 5.7 | Поэтические картины зимы. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». | 1 |
30 | 5.8 | В мире пушкинских стихотворений о природе. | 1 |
31 | 5.9 | Вн.чт. Конкурс чтецов «Поэты XIX века о русской природе» (А.В. Фет, М.Ю. Лермонтов , Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский) | 1 |
32 | 5.10 | Краткие сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания стихотворения «Бородино». | 1 |
33 | 5.11 | «Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | 1 |
34 | 5.12 | Р.Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова. | 1 |
35 | 5.13 | РР Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова» | 1 |
36 | 5.14 | Вн.чт. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ветка палестины», «Пленный рыцарь», «Утёс». Анализ стихотворений. | 1 |
37 | 5.15 | Вн.чт. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ветка палестины», «Пленный рыцарь», «Утёс». Анализ стихотворений. | 1 |
38 | 5.16 | Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. | 1 |
39 | 5.17 | Образы и события в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Отражение в ней славянских преданий и легенд. | 1 |
40 | 5.18 | Образы и события в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Отражение в ней славянских преданий и легенд. | 1 |
41 | 5.19 | Зло и добро в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 1 |
42 | 5.20 | Вн.чт. Фантастическая повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | 1 |
43 | 5.21 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. | 1 |
44 | 5.22 | Тема рассказа И.С. Тургенева «Муму». Центральные и второстепенные образы. Отношение автора к героям. | 1 |
45 | 5.23 | Тема рассказа И.С. Тургенева «Муму». Центральные и второстепенные образы. Отношение автора к героям. | 1 |
46 | 5.24 | Стихотворения в прозе: «Два богача», «Воробей», «Русский язык». | 1 |
47 | 5.25 | РР Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе Муму» | 1 |
48 | 5.26 | РР Сочинение на тему «Эпизод в рассказе Муму» | 1 |
49 | 5.27 | Вн.чт. И.С. Тургенев. « Бежин луг» из «Записок охотника» | 1 |
50 | 5.28 | Краткие сведения о поэте Н.А. Некрасове «Крестьянские дети», «Тройка». Тема крестьянской жизни. | 1 |
51 | 5.29 | Краткие сведения о поэте Н.А. Некрасове «Крестьянские дети», «Тройка». Тема крестьянской жизни. | 1 |
52 | 5.30 | Основная тема и способы ее раскрытия в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» | 1 |
53 | 5.31 | Жизнь Л.Н. Толстого в Ясной поляне. | 1 |
54 | 5.32 | «Кавказский пленник». Тема рассказа. Творческая история | 1 |
55 | 5.33 | РР Две жизненные позиции (Жилин и Костылин ). Отношение писателя к событиям рассказа. | 1 |
56 | 5.34 | РР Подготовка к классному сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого?» | 1 |
57 | 5.35 | РР Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого?» | 1 |
58 | 5.36 | Краткие сведения о А.П.Чехове. Рассказ «Пересолил». Осмеяние в рассказе трусости. Приёмы создания характеров и ситуаций. | 1 |
59 | 5.37 | РР Юмористический рассказ «Злоумышленник» | 1 |
60 | 5.38 | РР Юмористический рассказ «Злоумышленник» | 1 |
Итого по разделу | 38 | ||
Раздел 6. Из литературы XX века 27 | |||
61 | 6.1 | А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 |
62 | 6.2 | Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Основная тема рассказа. | 1 |
63 | 6.3 | Тема природы в стихотворении И. А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 |
64 | 6.4 | Тема природы в стихотворении И. А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 |
65 | 6.5 | Слияние человека с природой И.А Бунина. «В деревне», «Подснежник». | 1 |
66 | 6.6 | Слияние человека с природой И.А Бунина. «В деревне», «Подснежник». | 1 |
67 | 6.7 | А.И. Куприн «Золотой петух». Основные нравственные проблемы рассказа. | 1 |
68 | 6.8 | Вн.чт. А.И. Куприн «Чудесный доктор» | 1 |
69 | 6.9 | С.А. Есенин. « Поёт зима – аукает…», « Нивы сжаты, рощи голы…», « Ты запой мне ту песню, что прежде…» | 1 |
70 | 6.10 | С.А. Есенин. « Поёт зима – аукает…», « Нивы сжаты, рощи голы…», « Ты запой мне ту песню, что прежде…» | 1 |
71 | 6.11 | РР Подготовка к классному сочинению по мотивам стихотворений С. Есенина | 1 |
72 | 6.12 | РР Сочинение по мотивам стихотворений С. Есенина | 1 |
73 | 6.13 | А.П. Платонов. «Никита». Тема рассказа. Быль и фантастика. | 1 |
74 | 6.14 | Образ Никиты в рассказе Платонова, мир глазами ребёнка А.П. Платонов. «Никита». | 1 |
75 | 6.15 | Рассказ А.П. Платонова « Цветок на земле», смысл названия рассказа. | 1 |
76 | 6.16 | П.П .Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе. Отличие сказки от сказа. | 1 |
77 | 6.17 | П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | 1 |
78 | 6.18 | Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 |
79 | 6.19 | Н.Н. Носов «Три охотника». Тема, система образов. | 1 |
80 | 6.20 | Вн. чт. «Родная природа в произведениях писателей XX века». | 1 |
81 | 6.21 | Вн.чт. «Родная природа в произведениях писателей XX века». | 1 |
82 | 6.22 | Вн.чт. Тема родины в стихах кузбасских поэтов. | 1 |
83 | 6.23 | В.П. Астафьев. « Васюткино озеро», характеристика героев. | 1 |
84 | 6.24 | РР Подготовка к сочинению «Как Васютка выжил в тайге» | 1 |
85 | 6.25 | РР Сочинение «Как Васютка выжил в тайге» | 1 |
86 | 6.26 | Контрольная работа по произведениям XIX-XX века. | 1 |
87 | 6.27 | Анализ контрольной работы | 1 |
Итого по разделу | 27 | ||
Раздел 7. Из зарубежной литературы 18 | |||
88 | 7.1 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (отрывок). Сюжетные линии. | 1 |
89 | 7.2 | «Робинзон Крузо» (отрывок). Д. Дефо. Характеристика персонажа. | 1 |
90 | 7.3 | Х.К. Андерсен. «Соловей». Внешняя и внутренняя красота. | 1 |
91 | 7.4 | «Соловей» Х.К. Андерсен. Внутренняя и внешняя красота. | 1 |
92 | 7.5 | Победа добра над злом. Наши любимые сказки. | 1 |
93 | 7.6 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы. | 1 |
94 | 7.7 | «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых. | 1 |
95 | 7.8 | «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых. | 1 |
96 | 7.9 | Ж.Рони – Старший.. «Борьба за огонь»( главы из книги). Человек и природа. | 1 |
97 | 7.10 | Ж.Рони – Старший.. «Борьба за огонь»( главы из книги). Человек и природа. | 1 |
98 | 7.11 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Тема рассказа. | 1 |
99 | 7.12 | А. Лингред. «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 1 |
100 | 7.13 | РР Сочинение по произведениям зарубежной литературы | 1 |
101 | 7.14 | РР Сочинение по произведениям зарубежной литературы | 1 |
102 | 7.15 | Итоговый урок. Литературная гостиная «Путешествие в мир книг». | 1 |
103 | 7.16 | Подготовка к итоговой работе | 1 |
104 | 7.17 | Итоговая работа | 1 |
105 | 7.18 | Анализ итоговых работ. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. | 1 |
Итого по разделу | 18 | ||
Всего | 105 |
Тематическое планирование по литературе для 6 класса
№ п\п | № по разделу | Наименование разделов, тем | Количество часов | |
1 | О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | 1 | ||
Раздел 1. Из греческой мифологии 3 | ||||
2 | 1.1 | Миф «Пять веков» | 1 | |
3 | 1.2 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 1 | |
4 | 1.3 | Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид». | 1 | |
Итого по разделу | 3 | |||
Раздел 2. Из устного народного творчества 3 | ||||
5 | 2.1 | Легенда «Солдат и смерть» | 1 | |
6 | 2.2 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». | 1 | |
7 | 2.3 | Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1 | |
Итого по разделу | 3 | |||
Раздел 3. Из древнерусской литературы 4 | ||||
8 | 3.1 | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 | |
9 | 3.2 | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 | |
10 | 3.3 | «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | |
11 | 3.4 | «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | |
Итого по разделу | 4 | |||
4 раздел. Из литературы XIIIвека 3 | ||||
12 | 4.1 | Годы учения М.В.Ломоносова. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: « Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 1 | |
13 | 4.2 | Годы учения М.В. Ломоносова. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: « Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 1 | |
14 | 4.3 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1 | |
Итого по разделу | 3 | |||
Раздел 5. Из литературы XIX века 47 | ||||
15 | 5.1 | Краткие сведения о В.А. Жуковском. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | 1 | |
16 | 5.2 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | 1 | |
17 | 5.3 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | 1 | |
18 | 5.4 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. | 1 | |
19 | 5.5 | А.С. Пушкин «Деревня». | 1 | |
20 | 5.6 | А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро». Конкурс выразительного чтения. | 1 | |
21 | 5.7 | А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро». Конкурс выразительного чтения. | 1 | |
22 | 5.8 | А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро». Конкурс выразительного чтения. | 1 | |
23 | 5.9 | «Дубровский» А.С. Пушкин. История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | 1 | |
24 | 5.10 | «Дубровский» А.С. Пушкин. История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | 1 | |
25 | 5.11 | А.С. Пушкин «Дубровский». Причины ссоры Дубровского и Троекурова. Отец и сын. | 1 | |
26 | 5.12 | А.С. Пушкин «Дубровский». Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник | 1 | |
27 | 5.13 | А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский и Маша Троекурова. | 1 | |
28 | 5.14 | РР Мастерская творческого письма. Продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | |
29 | 5.15 | РР Мастерская творческого письма. Продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | |
30 | 5.16 | М.Ю. Лермонтов «Тучи». Многозначность художественного образа. | 1 | |
31 | 5.17 | М.Ю. Лермонтов «Парус». Многозначность художественного образа. | 1 | |
32 | 5.18 | М.Ю. Лермонтов «Листок». Многозначность художественного образа. | 1 | |
33 | 5.19 | РР Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | |
34 | 5.20 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя | 1 | |
35 | 5.21 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | |
36 | 5.22 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | |
37 | 5.23 | «Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1 | |
38 | 5.24 | Андрий и Остап. | 1 | |
39 | 5.25 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 | |
40 | 5.26 | РР Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника. | 1 | |
41 | 5.27 | РР Мастерская творческого письма. Рассказ о событиях от лица участника. | 1 | |
42 | 5.28 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева. «В дороге». Рассказ «Бирюк» | 1 | |
43 | 5.29 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева «В дороге». Рассказ «Бирюк» | 1 | |
44 | 5.30 | Вн. чт. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бурмистр», «Малиновая вода». | 1 | |
45 | 5.31 | РР Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева | 1 | |
46 | 5.32 | Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60-70-е годы. Темы народного труда и « долюшки женской» - основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». | 1 | |
47 | 5.33 | Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60-70-е годы. Темы народного труда и « долюшки женской»-основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». | 1 | |
48 | 5.34 | Вн. чт. Н.С. Лесков «Левша». | 1 | |
49 | 5.35 | Вн. чт. Н.С. Лесков «Левша». | 1 | |
50 | 5.36 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. | 1 | |
51 | 5.37 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. | 1 | |
52 | 5.38 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1 | |
53 | 5.39 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1 | |
54 | 5.40 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимоотношения, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. | 1 | |
55 | 5.41 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимоотношения, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. | 1 | |
56 | 5.42 | Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий». «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 | |
57 | 5.43 | Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий». «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 | |
58 | 5.44 | РР Мастерская творческого письма. Сочинение- повествование на тему «Смешной случай из жизни». | 1 | |
59 | 5.47 | РР Мастерская творческого письма. Сочинение- повествование на тему «Смешной случай из жизни». | 1 | |
Итого по разделу | 47 | |||
Раздел 6. Из литературы XXвека 23 | ||||
60 | 6.1 | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц…», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | |
61 | 6.2 | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц…», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | |
62 | 6.3 | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц…», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | |
63 | 6.4 | А.И. Куприн. Детские годы писателя. | 1 | |
64 | 6.5 | А.И. Куприн. «Белый пудель». | 1 | |
65 | 6.6 | А.И. Куприн. «Белый пудель». | 1 | |
66 | 6.7 | «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе А.И. Куприна. | 1 | |
67 | 6.8 | «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе А.И. Куприна. | 1 | |
68 | 6.9 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина. | 1 | |
69 | 6.10 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина. | 1 | |
70 | 6.11 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина. | 1 | |
71 | 6.12 | В.К. Железняков. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности. | 1 | |
72 | 6.13 | В.К. Железняков. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности. | 1 | |
73 | 6.14 | Изображение войны. Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые». М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу». | 1 | |
74 | 6.15 | Изображение войны. Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые». М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу». | 1 | |
75 | 6.16 | Изображение войны. Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые». М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу». | 1 | |
76 | 6.17 | Жизнь и творчество В.П. Астафьева | 1 | |
77 | 6.18 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | |
78 | 6.19 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | |
79 | 6.20 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | |
80 | 6.21 | РР «Чему научил меня рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | |
81 | 6.22 | Вн. чт. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 | |
82 | 6.23 | Вн. чт. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 | |
Итого по разделу | 23 | |||
VII Из зарубежной литературы 13 | ||||
90 | 7.1 | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | 1 | |
91 | 7.2 | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | 1 | |
92 | 7.3 | Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» | 1 | |
93 | 7.4 | Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» | 1 | |
94 | 7.5 | О. Генри. «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьёз (дети и взрослые в рассказе) | 1 | |
95 | 7.6 | О. Генри. «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьёз (дети и взрослые в рассказе) | 1 | |
96 | 7.7 | О. Генри. «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьёз (дети и взрослые в рассказе) | 1 | |
97 | 7.8 | Х.К. Андерсен. Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. | 1 | |
98 | 7.9-7.11 | Дж.Лондон «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | 1 | |
99 | 7.10 | Дж.Лондон «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | 1 | |
100 | 7.11 | Дж.Лондон «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | 1 | |
101 | 7.12 | М.Твен «Приключения Гекльберри Фина» | 1 | |
102 | 7.13 | М.Твен «Приключения Гекльберри Фина» | 1 | |
103 | 7.14 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
104 | 7.15 | Итоговый контрольный тест | 1 | |
105 | 7.16 | Анализ итоговых работ. Рекомендации по летнему чтению | 1 | |
Всего: 105 |
Тематическое планирование по литературе для 7 класса
№ п\п | № по разделу | Наименование разделов, тем | Количество часов |
| |||
1 | 1.1 | Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | 1 |
Итого по разделу | 1 | ||
| |||
2 | 2.1 | Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. | 1 |
3 | 2.2 | «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость.) | 1 |
4 | 2.3 | Русские народные песни. Обрядовая поэзия (« Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»);лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Быт, нравственные представления народа в песне. | 1 |
5 | 2.4 | Легенды и предания новгородского края. | 1 |
Итого по разделу | 4 | ||
| |||
6 | 3.1 | Из повести «Временных лет» ( « И вспомнил Олег коня своего»), поучительный смысл древнерусской литературы. | 1 |
7 | 3.2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. | 1 |
| |||
8 | 4.1 | М.В.Ломоносов. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия….). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы. | 1 |
9 | 4.2 | Теория о « трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. | 1 |
10 | 4.3 | Г.Р. Державин. Биография Державина ( по страницам книги В. Ходасевича «Державин») | 1 |
11 | 4.4 | «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. | 1 |
12 | 4.5 | Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | 1 |
13 | 4.6 | Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Позиция писателя. | 1 |
14 | 4.7 | «Недоросль». Образы комедии ( портрет и характер, поступки, мысли и язык героев). | 1 |
Итого по разделу 7 | |||
V.Из литературы 19 века 27 | |||
15 | 5.1 | А.С. Пушкин . Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», "Во глубине сибирских руд». | 1 |
16 | 5.2 | Человек и природа в поэзии Пушкина «Туча» | 1 |
17 | 5.3 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | 1 |
18 | 5.4 | Поэма «Полтава» (в сокращении ). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка. Гражданский пафос поэмы. | 1 |
19 | 5.5 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | 1 |
20 | 5.6 | «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть). | 1 |
21 | 5.7 | «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни..» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя. | 1 |
22 | 5.8 | «Песня про купца Калашникова». Фольклорные элементы. Художественное богатство произведения. | 1 |
23 | 5.9 | Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и « маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | 1 |
24 | 5.10 | Повесть «Шинель» : основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакий Акакиевича. Авторское отношения к героям и событиям. | 1 |
25 | 5.11 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги « Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян. | 1 |
26 | 5.12 | Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. | 1 |
27 | 5.13 | « Певцы»: талант, чувство, достоинства крестьян, отношения автора к героям. Стихотворения в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. | 1 |
28 | 5.14 | Н.А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа - основная тема произведений Н.А.Некрасова | 1 |
29 | 5.15 | Поэма « Русские женщины» ( « Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь чувства долга, верность, преданность, независимость, стойкость. | 1 |
30 | 5.16 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. | 1 |
31 | 5.17 | «Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя. | 1 |
32 | 5.18 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | 1 |
33 | 5.19 | Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества- основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | 1 |
34 | 5.20 | Н.С.Лесков. Биография писателя. « Лесков - писатель будущего». Повесть «Левша» | 1 |
35 | 5.21 | «Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести. | 1 |
36 | 5.22 | «Левша»: образный мир произведения. | 1 |
37 | 5.23 | А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой..» | 1 |
38 | 5.24 | Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувство добрые, красота земли; стихотворение –медитация. | 1 |
39 | 5.25 | А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета. | 1 |
40 | 5.26 | «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничтожение, способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя. | 1 |
41 | 5.27 | Произведения русских поэтов 19 века о России ( Пушкин, Языков, Никитин). | 1 |
Итого по разделу | 27 | ||
VI Из литературы 20 века 18 | |||
42 | 6.1 | М.Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика. | 1 |
43 | 6.2 | «Легенда о Данко» ( из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа. Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла. | 1 |
44 | 6.3 | И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы. | 1 |
45 | 6.4 | Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | 1 |
46 | 6.5 | А.И. Куприн «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественной идеи рассказа. | 1 |
47 | 6.6 | В.В.Маяковский «Необычное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | 1 |
48 | 6.7 | С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | 1 |
49 | 6.8 | Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | 1 |
50 | 6.9 | И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. | 1 |
51 | 6.10 | М.М. Пришвин. «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика. | 1 |
52 | 6.11 | К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»- по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов. | 1 |
53 | 6.12 | Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении. | 1 |
54 | 6.13 | Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека. | 1 |
55 | 6.14 | А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями..», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. | 1 |
56 | 6.15 | «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | 1 |
57 | 6.16 | Б.Л. Васильев «Экспонат №….». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 1 |
58 | 6.17 | В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «Чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп» . внутренняя простота и нравственная высота героя. | 1 |
59 | 6.18 | Русские поэты 20 века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.). Своеобразие раскрытия темы России | 1 |
60 | 6.19 | Русские поэты 20 века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.). Своеобразие раскрытия темы России | 1 |
Итого по разделу | 18 | ||
VII Из зарубежной литературы 9 | |||
61 | 7.1 | У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…» | 1 |
62 | 7.2 | М.Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. | 1 |
63 | 7.3 | Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» | 1 |
64 | 7.4 | Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» ( часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания образов. | 1 |
65 | 7.5 | Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» ( часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания образов. | 1 |
66 | 7.6 | А. де Сент –Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планете людей» ( или «Маленький принц»). | 1 |
67 | 7.7 | А. де Сент –Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» ( или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. | 1 |
68 | 7.8 | Янка Купала . Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», « А кто там идёт?», «Алеся», М.Горький и М. Исаковский – переводчики Я.Купалы. | 1 |
69 | 7.9 | Итоговая работа | 1 |
70 | 7.10 | Заключительный урок | 1 |
Всего | 70 |
Тематическое планирование по литературе для 8 класса
№ п\п | № по разделу | Наименование разделов, тем | Количество часов |
I Введение | 1 | ||
1 | 1.1 | Художественная литература и история | 1 |
Итого по разделу | 1 | ||
II Из устного народного творчества | 3 | ||
2 | 2.1 | Исторические песни и летописи | 1 |
3 | 2.2 | Нравственная проблематика в исторической песне и песне - плаче. | 1 |
4 | 2.3 | Фольклор региона | 1 |
Итого по разделу | 3 | ||
III Из древнерусской литературы | 4 | ||
5 | 3.1 | «Сказание о Борисе и Глебе» | 1 |
6 | 3.2 | «Житие Сергея Радонежского». Нравственный и духовный подвиг преподобного. | 1 |
7 | 3.3 | «Слово о погибели Русской земли» | 1 |
8 | 3.4 | «Житие Александра Невского». Особенности содержания. Формы воинской повести и жития. | 1 |
Итого по разделу | 4 | ||
IV Из литературы 18 века | 4 | ||
9 | 4.1 | Г.Р. Державин. «Памятник», «Вельможа», Основные мотивы стихотворений. Тема поэта и поэзии. | 1 |
10 | 4.2 | Основные вехи биографии Н.М.Карамзина. Карамзин и Пушкин. | 1 |
11 | 4.3 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. | 1 |
12 | 4.4 | Основная проблематика и тематика, новый тип героя образ Лизы. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» | 1 |
Итого по разделу | 4 | ||
VИз литературы 19 века | 30 | ||
13 | 5.1 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. | 1 |
14 | 5.2 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. | 1 |
15 | 5.3 | Слово о А.С. Пушкине. «И.И.Пущину» | 1 |
16 | 5.4 | Основные темы стихотворения. А.С. Пушкина. «19 октября 1825 года» | 1 |
17 | 5.5 | А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине». Приёмы устной народной поэзии. | 1 |
18 | 5.6 | Вн.чт. А.С. Пушкин «Пиковая дама». История написания и основная проблематика. | 1 |
19 | 5.7 | История создания «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. | 1 |
20 | 5.8 | Гринёв : жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. | 1 |
21 | 5.9 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 |
22 | 5.10 | Пугачёв и народное восстание в романе. Народное восстание в авторской оценке | 1 |
23 | 5.11 | РР Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
24 | 5.12 | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» | 1 |
25 | 5.13 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ- персонаж, образ- пейзаж. | 1 |
26 | 5.14 | Анализ сюжета и композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 |
27 | 5.15 | Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. | 1 |
28 | 5.16 | Н.В. Гоголь «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении. | 1 |
29 | 5.17 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | 1 |
30 | 5.18 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Общее и различное в комедиях Д.И.Фонвизина «Недоросль» и Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 |
31 | 5.19 | «Ася» Произведение И.С.Тургенева о любви | 1 |
32 | 5.20 | Образ Аси. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. | 1 |
33 | 5.21 | Дискуссия в литературной гостиной по повести И.С.Тургенева «Ася» | 1 |
34 | 5.22 | Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. «Внимая ужасам войны». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта. | 1 |
35 | 5.23 | Н.А.Некрасов «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта. | 1 |
36 | 5.24 | Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета « Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…» | 1 |
37 | 5.25 | Вн. чт. «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века» | 1 |
38 | 5.26 | «Снегурочка». Своеобразие сюжета А.Н. Островского. Язык персонажей. | 1 |
39 | 5.27 | Образ снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке | |
40 | 5.28 | Основные вехи биографии Л.Н.Толстого «Отрочество» (главы из повести) | 1 |
41 | 5.29 | Л.Н.Толстой. Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – «После бала». Основные мотивы рассказа | 1 |
42 | 5.30 | Л.Н.Толстой «После бала». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | 1 |
Итого по разделу | 30 | ||
VI Из литературы 20 века | 20 | ||
43 | 6.1 | И.С.Бунин «Господин из Сан- Франциско» | 1 |
44 | 6.2 | Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького. | 1 |
45 | 6.3 | Свобода и сила духа в изображении М.Горького : «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Специфика песни и романтического рассказа. | 1 |
46 | 6.4 | «Я» и «Вы», поэт и толпа в стихах Маяковского. | 1 |
47 | 6.5 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 |
48 | 6.6 | «Гой ты, Русь, моя родная….». В художественном мире есенинского стихотворения. | 1 |
49 | 6.7 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М.М. Зощенко «Счастливый случай», «Обезьяний язык»- большие проблемы «маленьких людей» | 1 |
50 | 6.8 | Б.Л. Пастернак «Люди и пожелания» ( из автобиографического очерка). «Во всём мне хочется дойти». | 1 |
51 | 6.9 | Д.Б. Кедрин «Зодчие». Основные мотивы стихотворения. Художественная идея. | 1 |
52 | 6.10 | Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка», «Старая актриса». Тема творчества в лирике Заболоцкого 50-60 годов. | 1 |
53 | 6.11 | РР Сочинение –рассуждение на тему «Что есть красота….?» | 1 |
54 | 6.12 | Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса» А.Грина | 1 |
55 | 6.13 | А.Грин «Алые паруса». Язык и стиль произведения. | 1 |
56 | 6.14 | Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. | 1 |
57 | 6.15 | Вн. чт. «Музы не молчали» (А.Ахматова, Д.С. Самойлов, М. Исаковский, К.Симонов, О.Берггольц, М. Джалиль, Е.А. Евтушенко, Р.Газматов) | 1 |
58 | 6.16 | Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: « За далью- даль» (главы из поэмы) | 1 |
59 | 6.17 | « За далью- даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. | 1 |
60 | 6.18 | Вн. чт. Час поэзии «Судьба Отчизны» (А.Блок, В.В.Хлебников, Б.Пастернак, М.В. Исаковский, М.А.Светлов, А.Вознесенский, Р. Рождественский, В.Высоцкий. | 1 |
61 | 6.19 | «Уроки французского». Нравственная проблематика повести В.Г.Распутина | 1 |
62 | 6.20 | В.Г.Распутин «Уроки французского». Тема детей. Конфликт и основные образы. | 1 |
Итого по разделу | 20 | ||
VII Из зарубежной литературы | 8 | ||
63 | 7.1 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей) | 1 |
64 | 7.2 | М.Сервантес. «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. | 1 |
65 | 7.3 | Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 |
66 | 7.4 | Э.Т.А.Гофман. Тема добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик» | 1 |
67 | 7.5 | Дж. Г. Байрон «Властитель дум». Стихи наполеоновского цикла. | 1 |
68 | 7.6 | Стихи наполеоновского цикла. | 1 |
69 | 7.7 | Итоговая контрольная работа | 1 |
70 | 7.8 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 |
Всего | 70 |
Тематическое планирование по литературе для 9 класса
№ п\п | № по разделу | Наименование разделов, тем | Количество часов |
I Вводный урок | 2 | ||
1 | 1.1 | Великие писатели разумного, доброго, вечного. Вводный урок. | 1 |
2 | 1.2 | Роды и жанры литературных произведений | 1 |
Итого по разделу | 2 | ||
II Древнерусская литература | 5 | ||
3 | 2.1 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 |
4 | 2.2 | «Печальная повесть о походе Игоревом». Патриотический пафос произведения. | 1 |
5 | 2.3 | Образ автора «Слова…..», художественные особенности произведения. | 1 |
6 | 2.4 | Ярославна- пленительный женский образ в «Слове….» | 1 |
7 | 2.5 | РР Классное сочинение по произведению древнерусской литературы | 1 |
Итого по разделу | 5 | ||
III Литература 18 века | 12 | ||
8 | 3.1 | Литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 |
9 | 3.2 | М.В. Ломоносов- реформатор русского языка, стихосложения, учёный ,поэт. | 1 |
10 | 3.3 | Г.Р. Державин – поэт и гражданин. | 1 |
11 | 3.4 | Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова. | 1 |
12 | 3.5 | Д.И. Фонвизин - «Сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция. | 1 |
13 | 3.6 | Идеал честного человека в комедии «Недоросль» | 1 |
14 | 3.7 | Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки» | 1 |
15 | 3.8 | Тема воспитания и образования в комедии. | 1 |
16 | 3.9 | «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения. | 1 |
17 | 3.10 | Сентиментализм. Н.М. Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза» | 1 |
18 | 3.11 | Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении. | 1 |
19 | 3.12 | Итоговый урок по древней русской литературе и литературе 18 века. | 1 |
Итого по разделу | 12 | ||
IV Литература 19 века | 68 | ||
20 | 4.1 | Становление и развитие романтизма в первой четверти 19 века. | 1 |
21 | 4.2 | К.Н. Батюшков – основатель «школы гармонической точности» | 1 |
22 | 4.3 | «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского. | 1 |
23 | 4.4 | РР Обучение анализу лирического текста. Практикум | 1 |
24 | 4.5 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику». | 1 |
25 | 4.6 | А.С. Грибоедов. Личность и судьба. | 1 |
26 | 4.7 | Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия | 1 |
27 | 4.8 | «Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии. | 1 |
28 | 4.9 | Фамусовское общество. Анализ сцены бала. | 1 |
29 | 4.10 | Смысл названия комедии «Горе от ума» | 1 |
30 | 4.11 | Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. | |
31 | 4.12 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | 1 |
32 | 4.13 | Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума» | 1 |
33 | 4.14 | РР Подготовка к классному сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 |
34 | 4.15 | РР Классное сочинение по комедии «Горе от ума» | 1 |
35 | 4.16 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество | 1 |
36 | 4.17 | Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья в лирике поэта | 1 |
37 | 4.18 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина . | 1 |
38 | 4.19 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина . | 1 |
39 | 4.20 | Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики | 1 |
40 | 4.21 | Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина | 1 |
41 | 4.22 | Образы природы в лирике А.С. Пушкина | 1 |
42 | 4.23 | РР Анализ лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. | 1 |
43 | 4.24 | Романтические поэмы Пушкина | 1 |
44 | 4.25 | «Борис Годунов»- первая реалистическая трагедия | 1 |
45 | 4.26 | Нравственно- философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина» | 1 |
46 | 4.27 | «Повести Белкина»- опыт циклизации повестей, признаки разных жанров | 1 |
47 | 4.28 | История создания романа «Евгений Онегин», проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения. | 1 |
48 | 4.29 | «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге | 1 |
49 | 4.30 | «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в деревне | 1 |
50 | 4.31 | Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна | 1 |
51 | 4.32 | «И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» Онегин и Ленский | 1 |
52 | 4.33 | «Победа Татьяны над Онегиным- победа идеала над действительностью». | 1 |
53 | 4.34 | Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа. | 1 |
54 | 4.35 | Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине | 1 |
55 | 4.36 | РР Подготовка к классному сочинению по роману Пушкина | 1 |
56 | 4.37 | РР Классное сочинение по роману Пушкина | 1 |
57 | 4.38 | Пролог к жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…» | 1 |
58 | 4.39 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | 1 |
59 | 4.40 | Адресаты любовной лирики Лермонтова | 1 |
60 | 4.41 | Тема России. Характер лирического героя его поэзии | 1 |
61 | 4.42 | РР Подготовка к классному сочинению обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова. | 1 |
62 | 4.43 | РР Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова. | 1 |
63 | 4.44 | «Герой нашего времени». История создания, композиция романа. | 1 |
64 | 4.45 | «Странный человек» - Г.А. Печорин | 1 |
65 | 4.46 | Печорин как «портрет поколения» | 1 |
66 | 4.47 | «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава Тамань | 1 |
67 | 4.48 | «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Глава «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 |
68 | 4.49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» | 1 |
69 | 4.50 | РР Обучение анализу эпизода по главе «Тамань» | 1 |
70 | 4.51 | РР Анализ эпизода по главе «Тамань» | 1 |
71 | 4.52 | Тест по творчеству М.Ю Лермонтова | 1 |
72 | 4.53 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. По страницам изученных произведений | 1 |
73 | 4.54 | Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации | 1 |
74 | 4.55 | Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов | 1 |
75 | 4.56 | Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов | 1 |
76 | 4.57 | Чичиков и чичиковщина | 1 |
77 | 4.58 | Образ Родины в поэме «Мёртвые души» | 1 |
78 | 4.59 | Литература второй половины 19 века. Обзор | 1 |
79 | 4.60 | Эмоциональное богатство поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова | 1 |
80 | 4.61 | А.Н .Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского | 1 |
81 | 4.62 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок» | 1 |
82 | 4.63 | РР Сочинение –миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н. Островский сделал Любима Торцова? | 1 |
83 | 4.64 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность». | 1 |
84 | 4.65 | Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь». | 1 |
85 | 4.66 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя. | 1 |
86 | 4.67 | Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского. | 1 |
87 | 4.68 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника». | 1 |
Итого по разделу | 68 | ||
V Литература 20 века | 2 | ||
88 | 5.1 | Литература 20 века | 1 |
89 | 5.2 | А.М. Горький. Драма «На дне» как « пьеса- буревестник» | 1 |
Итого по разделу | 2 | ||
VI Русские поэты Серебряного века | 6 | ||
90 | 6.1 | Русские поэты Серебряного века | 1 |
91 | 6.2 | А. Блок «В поэтической мастерской поэта» | 1 |
92 | 6.3 | С. Есенин. Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта | 1 |
93 | 6.4 | В.В. Маяковский. Новаторство поэта | 1 |
94 | 6.5 | М.И. Цветаева. Судьба и творчество. | 1 |
95 | 6.6 | А. Ахматова. Жизнь и творчество. | 1 |
Итого по разделу | 6 | ||
VII Поэты и писатели 20 века | 7 | ||
96 | 7.1 | РР Анализ стихотворений поэтов 20 века | 1 |
97 | 7.2 | М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце» | 1 |
98 | 7.3 | М. Шолохов. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека») | 1 |
99 | 7.4 | А.И. Солженицын. Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» | 1 |
100 | 7.5 | Новейшая русская проза | 1 |
101 | 7.6 | РР Произведение литературы 20 века, понравившееся мне больше всего. | 1 |
102 | 7.7 | Итоговый тест | 1 |
Всего | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...