Урок литературы в 5 классе «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_5_kl.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 9
Технологическая карта урока
Тема урока: «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Тип урока: урок комплексного применения предметных умений
Форма проведения: урок-исследование
Цель урока: Познакомить с основными этапами жизненного пути М.Ю.Лермонтова; с содержанием и композицией стихотворения «Бородино».
Планируемые результаты:
Предметные:
знать, как выглядел и какими качествами обладал русский солдат, участник Бородинского сражения;
уметь анализировать текст, подбирая цитаты, работать с новыми терминами и понятиями;
иметь представление о моральном долге защитника Отечества.
Метапредметные:
Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.
Регулятивные: уметь планировать пути достижения поставленной цели, сравнивать свои действия с ожидаемым результатом и оценивать их.
Коммуникативные: применять имеющиеся навыки работы с текстом; сотрудничать в команде, представлять результаты собственных исследований в монологической речи.
Личностные: уважительно относиться к великому прошлому своего народа, понимать определяющее значение морально-волевых качеств, необходимых для защиты родины.
Основные понятия: Бородино, Отечественная война 1812г.
Ресурсы: УМК «Просвещение», 5 класс. В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеофрагмент фильма «Война и мир», модель-мужчина с вариантами военной формы, документ-камера, опорные листы для учеников
Технология: элементы технологии критического мышления
Структура урока комплексного применения предметных умений | ||||
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1 | Мотивация | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Организация внимания. | Включаются в деловой ритм урока. | - коммуникативные - личностные |
2 | Актуализация знаний | Постановка проблемы (просмотр видеофрагмента) | Просмотр видеофрагмента, поиск ответа на поставленный вопрос | - познавательные - регуляторные - коммуникативные |
3 | Постановка цели и задач урока | Определение темы, постановка цели | Определяют тему и цель урока | - познавательные - коммуникативные |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Разработка плана достижения цели: 1. Определить, как выглядит солдат-защитник Родины в стихотворении «Бородино». 2. Определить, какими качествами обладает русский солдат, участник Бородинского сражения. 3. Проследить за речью героя. 4. Определить, где находится герой в момент сражения. | Разработка плана достижения цели (совместно с учителем) | - познавательные - регулятивные - коммуникативные |
5 | Мотивация учебной деятельности учащихся | Деление на группы. Исследование текста с помощью заданий: проанализируйте, докажите (объясните), выразите свое мнение, создайте карту-схему, представьте модель, продолжите, обобщите, исследуйте, оцените. | Изучают задания, дополнительный материл. | - познавательные |
6 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (в группах с проверкой) | Определение образа солдата-защитника | Самостоятельная работа | - познавательные - регулятивные |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Подведение итогов исследовательской деятельности | Составление памятки «План характеристики литературного героя» | - регуляторные - коммуникативные |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Идеальное задание: придумайте сами (рисунок, выучить отрывок, инсценировка или пантомима) | ||
9 | Рефлексия учебной деятельности | Подведение итогов. - Что нового мы узнали на уроке? - Чему научились? - С какими затруднениями столкнулись? - Какой вид деятельности больше понравился? | Отвечают на вопросы учителя: - Чему учит нас стихотворение «Бородино»? - Чем оно интересно современному читателю? | - познавательные - коммуникативные |
Сценарий урока
«Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Этапы урока/время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, предполагаемые ответы |
Мотивация | - Здравствуйте, ребята! Друзья мои! Я очень рада | Приветствие. Организация рабочего места. Положительный настрой на урок. |
Актуализация знаний | - Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. - Именно к этим историческим событиям и обращается русский поэт М.Ю.Лермонтов (слайд 1), двухсотлетие которого мы отмечаем в этом году. Сегодня мы будем исследователями стихотворения «Бородино», постараемся проникнуть в секреты слова поэта, ведь каждое слово Лермонтова драгоценно. - На предыдущем уроке вы познакомились с содержанием стихотворения «Бородино». О чем оно? - Кто рассказывает о Бородинском сражении?
- Как вы думаете, почему рассказ был доверен рядовому солдату, ветерану войны? (Почему рассказывает старый солдат?) | О подвиге русского народа в войне 1812 года Старый солдат, простой человека, участник сражения. Он был участником героического сражения и поэтому является рассказчиком. |
3. Постановка цели и задач урока | Проблемный вопрос: - Посмотрите фрагмент фильма о Бородинском сражении и ответьте на вопрос, кто является героями сюжета (видео) - Кто является героями данного фрагмента? - О ком бы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока, опираясь на просмотренный фрагмент? - На столах у вас лежат рабочие листы, запишите тему урока (слайд 3: запись темы урока) - Что нам нужно узнать для того, чтобы представить, каким был защитник Отечественной войны 1812 года? (Что понадобится для характеристики героя?) - Какова же цель нашей деятельности? (слайд 3) | Просмотр видеофрагмента Солдаты Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» Составить характеристику. Составить план характеристики героя. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - А теперь попробуйте спланировать нашу деятельность. Для этого мы составим план наших действий. (слайд 3) Что же мы можем узнать о русском солдате, защитнике родины? | 1. Определить, как выглядит солдат-защитник Родины в стихотворении «Бородино». 2. Определить, какими качествами обладает русский солдат, участник Бородинского сражения. 3. Проследить за речью героя. 4. Где находится герой в момент сражения. |
5. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Итак, ребята, план действий мы наметили. А где можно найти информацию, необходимую для характеристики героя? Откройте учебники на стр.6. - Сегодня мы будем исследователями текста стихотворения «Бородино», а работать будем в группах: 1 группа - «художники» 2 группа – «психологи» 3 группа - «словесники» 4 группа – «картографы» - У каждой группы свое задание. Найдите карточку. Самостоятельно прочитайте задание. В карточку запишите свои исследования. - Помните, что вы работаете в группе. Поэтому успех вашего исследования зависит от коллективной работы в команде. Время работы 7 минут. | В тексте стихотворения «Бородино». |
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (в группах с проверкой) | (Тьютерское сопровождение самостоятельной работы) - Результаты выступления каждой группы запишите в рабочий лист. После каждого задания оцените свою деятельность: если справились с заданием, поставьте «+»; не справились – «-»; если остались вопросы – поставьте знак «?». - Первыми свое исследование представляет группа «художников». Прочитайте задание. = объясняют значение слова «кивер» - Над чем работала группа художников? - Запишите в рабочий лист. - Сравните с эталоном. - Оцените свою деятельность. - Свое исследование представляют «психологи». - Прочитайте задание.
- Что исследовали «психологи»? - (всем) Запишите в рабочем листе. - А теперь сравните с эталоном. - Оцените свою деятельность. - Что же узнали «словесники» о герое стихотворения? Прочитайте задание. - Почему рассказчик в своей речи употребляет местоимения «мы», «наш» и др? - Как характеризуют героя его слова? - За чем проследили «словесники», работая над образом героя? - (всем) Запишите в рабочем листе. - А теперь сравните с эталоном. - Оцените свою деятельность. 4 группа – «картографы» - Ваше задание? = объяснение словарных слов - Что исследовали «картографы»? - Какой пункт можно добавить в план? - (всем) Запишите в рабочем листе - Сравните с эталоном (слайд 4) - Оцените свою деятельность. | Самостоятельная работа в группах Защита исследований с проверкой по эталону. Самооценка. 1 группа «Художники»: составление портрета героя (Солдат - рядовой участник событий, с усами («Кусая длинный ус»), в военной форме, кивер на голове («Кто кивер чистил весь избитый»), в руках оружие («Кто штык точил»), артиллерист («забил снаряд я в пушку туго»). Задание: определить черты характера солдата по опорным словам (мужественный, решительный, скромный). (скромность («да, были люди в наше время», «мы долго, молча отступали»), решительность («постоим мы головою за родину свою»), мужество («умереть мы обещали»), героизм («клятву верности сдержали») Герой говорит неспешно (вспоминает), эмоционально, с чувством. Употребляет местоимения «мы», «наш», «наши», «все». Это говорит о том, что рассказчик не выделяет себя, как героя. Он отождествляет себя с русским народом, готовым сражаться за свою Родину: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали») Разговорные слова и выражения делают текст доступным, понятным. Употребление таких слов характерно для диалога, который ведут старый и молодой солдаты. («У наших ушки на макушке», «Постой-ка, брат мусью», «басурманы», «вздремнуть», «угощу я друга!») Опираясь на словарные слов (редут, лафет, бивак), создать макет поля битвы и определить место героя в момент сражения. Комментарий с демонстрацией карты через документ-карту: герой находится в центре событий: «Построили редут», «Забил снаряд я в пушку туго…», «Прилег вздремнуть я у лафета», «Тих был наш бивак открытый» |
7. Включение в систему знаний и повторение | - А теперь посмотрите на записи в рабочем листе. Зачитайте их. - Еще раз сравните с эталоном. - Что у нас получилось в результате исследования? (слайд 5) - Как вы думаете, по данному плану можно охарактеризовать только героя Бородинского сражения? - Вспомните, какова была цель нашего урока? - Достигли ли мы поставленной цели? - Опираясь на план, расскажите, каким мы увидели защитника родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». - Оцените свою работу, поставьте оценку за урок. - Чему учит нас стихотворение «Бородино»? - Подумайте, чем оно интересно современному читателю? - “Недаром помнит вся Россия про день Бородина” – эти слова Лермонтова отражают мужество и подвиг русских солдат. А в годы ВОв призыв «Ребята! Не Москва ль за нами?» поднимал дух русского солдата. | План характеристики героя. Любить Родину, быть мужественными. Узнаем о прошлом, тема защиты родины и др. |
8. Домашнее задание | Идеальное задание: придумайте сами (рисунок, выучить отрывок, инсценировка или пантомима) | |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Ребята, вы были очень хорошими исследователями. - Что нового узнали на уроке? - С какими затруднениями столкнулись? - Какой вид деятельности больше понравился? - Дайте оценку нашей работе. Для этого используйте трафареты ладошек. На каждом пальчике напишите: Большой палец – ваше настроение. Указательный – что вы сегодня узнали, чему научились. Средний – ваши личные качества, которые помогли в работе. Безымянный – что бы вы хотели узнать, чему научиться. Мизинец – какие затруднения встретились. - Ребята, тема защиты родины актуальна во все времена, потому что… Мы против войны, она не нужна. Пусть в мире живут все на свете. Ладошки скрепите, и будет тогда Нам солнце сиять на планете. - Приклейте ладошки по кругу, и пусть над вашими головами всегда будет мирное небо и яркое солнце. | Ответы учащихся на вопросы Работа с «ладошками» Наклеивание трафаретов ладошек по кругу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»
Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских поэтов; закре...
Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...
Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»
Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка с использован...
Урок млитературы в 5 классе: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Урок по закреплению знаний и представлений учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;Форма урока: урок-исследование...
«Они сражались за Родину» /по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино”/
Воспитание патриотизма-одна из главных задач современной.На данном уроке мы будем говорить об одном из самых ярких патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русском...
Презентация-тренажёр к уроку литературы по теме: «Образ морской волны в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова»
Литературоведческий анализ поэтического произведения с опорой на зрительные образы значительно повышает эффективность усвоения учебного мателиала....
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....