Урок литературы в 5 классе «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Каменева Ирина Анатольевна

Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_5_kl.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 9

Технологическая карта урока

Тема урока: «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Тип урока: урок комплексного применения предметных умений

Форма проведения: урок-исследование

Цель урока: Познакомить с основными этапами жизненного пути  М.Ю.Лермонтова;  с содержанием и композицией стихотворения «Бородино».

Планируемые результаты:

Предметные:  

знать, как выглядел и какими качествами обладал русский солдат, участник Бородинского сражения;

уметь анализировать текст, подбирая цитаты, работать с новыми терминами и понятиями;

иметь представление о моральном долге защитника Отечества.

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.

Регулятивные: уметь планировать пути достижения поставленной цели, сравнивать свои действия с ожидаемым результатом и оценивать их.

Коммуникативные:  применять имеющиеся навыки работы с текстом; сотрудничать в команде, представлять результаты собственных исследований в монологической речи.

Личностные: уважительно относиться к великому прошлому своего народа,  понимать определяющее значение морально-волевых качеств, необходимых для защиты родины.

Основные понятия: Бородино, Отечественная война 1812г.

Ресурсы: УМК «Просвещение», 5 класс. В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеофрагмент фильма «Война и мир», модель-мужчина с вариантами военной формы, документ-камера, опорные листы для учеников

Технология: элементы технологии критического мышления

Структура урока комплексного применения предметных умений

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

Мотивация

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Организация внимания.

Включаются в деловой ритм урока.

- коммуникативные

- личностные

2

Актуализация знаний

Постановка проблемы (просмотр видеофрагмента)

Просмотр видеофрагмента, поиск ответа на поставленный вопрос

- познавательные

- регуляторные

- коммуникативные

3

Постановка цели и задач урока

Определение темы, постановка цели

Определяют тему и цель урока

- познавательные

- коммуникативные

4

Построение проекта выхода из затруднения

Разработка плана достижения цели:

1. Определить, как выглядит солдат-защитник Родины в стихотворении «Бородино».

2. Определить, какими качествами обладает русский солдат, участник Бородинского сражения.

3. Проследить за речью героя.

4. Определить, где находится герой в момент сражения.

Разработка плана достижения цели (совместно с учителем)

- познавательные

- регулятивные

- коммуникативные

5

Мотивация учебной деятельности учащихся

Деление на группы. Исследование текста с помощью заданий: проанализируйте, докажите (объясните), выразите свое мнение, создайте карту-схему, представьте модель, продолжите, обобщите, исследуйте, оцените.

Изучают задания, дополнительный материл.

- познавательные

6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (в группах с проверкой)

Определение образа солдата-защитника

Самостоятельная работа

- познавательные

- регулятивные

7

Включение в систему знаний и повторение

Подведение итогов исследовательской деятельности

Составление памятки «План характеристики литературного героя»

- регуляторные

- коммуникативные

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Идеальное задание: придумайте сами (рисунок, выучить отрывок, инсценировка или пантомима)

9

Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Чему научились?

- С какими затруднениями столкнулись?

- Какой вид деятельности больше понравился?

Отвечают на вопросы учителя:

- Чему учит нас стихотворение «Бородино»?

- Чем оно интересно современному читателю? 

- познавательные

- коммуникативные

Сценарий урока

«Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Этапы урока/время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

Мотивация

- Здравствуйте, ребята!

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
И мы начнем сейчас урок!

Приветствие. Организация рабочего места. Положительный настрой на урок.

Актуализация знаний

- Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года.

- Именно к этим историческим событиям и обращается русский поэт М.Ю.Лермонтов (слайд 1), двухсотлетие которого мы отмечаем в этом году. Сегодня мы будем исследователями стихотворения «Бородино», постараемся проникнуть в секреты слова поэта, ведь каждое слово Лермонтова драгоценно.

- На предыдущем уроке вы познакомились с содержанием стихотворения «Бородино». О чем оно?

- Кто рассказывает о Бородинском сражении?

 

- Как вы думаете, почему рассказ был доверен рядовому солдату, ветерану войны? (Почему рассказывает старый солдат?)

О подвиге русского народа в войне 1812 года

Старый солдат, простой человека, участник сражения. Он был участником героического сражения и поэтому является рассказчиком.

3. Постановка цели и задач урока

Проблемный вопрос: 

- Посмотрите фрагмент фильма о Бородинском сражении и ответьте на вопрос, кто является героями сюжета (видео)

-  Кто является героями данного фрагмента? 

- О ком бы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему  урока, опираясь на просмотренный фрагмент?

- На столах у вас лежат рабочие листы, запишите тему урока (слайд 3: запись темы урока)

- Что нам нужно узнать для того, чтобы представить, каким был защитник Отечественной войны 1812 года? (Что понадобится для характеристики героя?)

- Какова же цель нашей деятельности? (слайд 3)

Просмотр видеофрагмента

Солдаты

Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» 

Составить характеристику.

Составить план характеристики героя.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- А теперь попробуйте спланировать нашу деятельность. Для этого мы составим план наших действий. (слайд 3) Что же мы можем узнать о русском солдате, защитнике родины?

1. Определить, как выглядит солдат-защитник Родины в стихотворении «Бородино».

2. Определить, какими качествами обладает русский солдат, участник Бородинского сражения.

3. Проследить за речью героя.

4. Где находится герой в момент сражения.

5.

Мотивация учебной деятельности учащихся

- Итак, ребята, план действий мы наметили. А где можно найти информацию, необходимую для характеристики героя? Откройте учебники на стр.6.

- Сегодня мы будем исследователями текста стихотворения «Бородино», а работать будем в группах:

1 группа  - «художники»

2 группа – «психологи»

3 группа -  «словесники» 

4 группа – «картографы»

- У каждой группы свое задание. Найдите карточку. Самостоятельно прочитайте задание. В карточку запишите свои исследования.

- Помните, что вы работаете в группе. Поэтому успех вашего исследования зависит от коллективной работы в команде. Время работы 7 минут.

В тексте стихотворения «Бородино».

6.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (в группах с проверкой)

(Тьютерское сопровождение самостоятельной работы)

- Результаты выступления каждой группы запишите в рабочий лист. После каждого задания оцените свою деятельность: если справились с заданием, поставьте «+»; не справились – «-»; если остались вопросы – поставьте знак «?».

- Первыми свое исследование представляет группа «художников». Прочитайте задание. 

= объясняют значение слова «кивер»

- Над чем работала группа художников?

- Запишите в рабочий лист.

- Сравните с эталоном.

- Оцените свою деятельность.

- Свое исследование представляют «психологи».

- Прочитайте задание.

       

- Что исследовали «психологи»?

- (всем) Запишите в рабочем листе.

- А теперь сравните с эталоном.

- Оцените свою деятельность.

- Что же узнали «словесники» о герое стихотворения? Прочитайте задание.

- Почему рассказчик в своей речи употребляет местоимения «мы», «наш» и др?

- Как характеризуют героя его слова?

- За чем проследили «словесники», работая над образом героя?

- (всем) Запишите в рабочем листе.

- А теперь сравните с эталоном.

- Оцените свою деятельность.

4 группа – «картографы»

- Ваше задание? 

= объяснение словарных слов

- Что исследовали «картографы»?

- Какой пункт можно добавить в план?

- (всем) Запишите в рабочем листе

- Сравните с эталоном (слайд 4)

- Оцените свою деятельность.

Самостоятельная работа в группах

Защита исследований с проверкой по эталону. Самооценка.

1 группа «Художники»: составление портрета героя (Солдат - рядовой участник событий, с усами («Кусая длинный ус»), в военной форме, кивер на голове («Кто кивер чистил весь избитый»), в руках оружие («Кто штык точил»), артиллерист («забил снаряд я в пушку туго»).

Задание: определить черты характера солдата по опорным словам (мужественный, решительный, скромный). (скромность («да, были люди в наше время», «мы долго, молча отступали»), решительность («постоим мы головою за родину свою»), мужество («умереть мы обещали»),  героизм («клятву верности сдержали»)

Герой говорит неспешно (вспоминает), эмоционально, с чувством.

Употребляет местоимения «мы», «наш», «наши», «все».

Это говорит о том, что рассказчик не выделяет себя, как героя. Он отождествляет себя с русским народом, готовым сражаться за свою Родину: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали»)

Разговорные  слова и выражения делают текст доступным, понятным. Употребление таких слов характерно для диалога, который ведут старый и молодой солдаты. («У наших ушки на макушке», «Постой-ка, брат мусью», «басурманы», «вздремнуть», «угощу я друга!»)

Опираясь на словарные слов (редут, лафет, бивак), создать макет поля битвы и определить место героя в момент сражения. Комментарий с демонстрацией карты через документ-карту:

герой находится в центре событий: «Построили редут», «Забил снаряд я в пушку туго…», «Прилег вздремнуть я у лафета», «Тих был наш бивак открытый»

7. Включение в систему знаний и повторение

- А теперь посмотрите на записи в рабочем листе. Зачитайте их.

- Еще раз сравните с эталоном.

- Что у нас получилось в результате исследования? (слайд 5)

- Как вы думаете, по данному плану можно охарактеризовать только героя Бородинского сражения?

- Вспомните, какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Опираясь на план, расскажите, каким мы увидели защитника родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

- Оцените свою работу, поставьте оценку за урок.

- Чему учит нас стихотворение «Бородино»?

- Подумайте, чем оно интересно современному читателю?  

- “Недаром помнит вся Россия про день Бородина” – эти слова Лермонтова отражают мужество и подвиг русских солдат. А в годы ВОв призыв «Ребята! Не Москва ль за нами?» поднимал дух русского солдата.

План характеристики героя.

Любить Родину, быть мужественными. 

Узнаем о прошлом, тема защиты родины и др.

8. Домашнее задание

Идеальное задание: придумайте сами (рисунок, выучить отрывок, инсценировка или пантомима)

9. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, вы были очень хорошими исследователями. 

- Что нового узнали на уроке?

- С какими затруднениями столкнулись?

- Какой вид деятельности больше понравился?

- Дайте оценку нашей работе. Для этого используйте трафареты ладошек. На каждом пальчике напишите:

Большой палец – ваше настроение.

Указательный – что вы сегодня узнали, чему научились.

Средний – ваши личные качества, которые помогли в работе.

Безымянный – что бы вы хотели узнать, чему научиться.

Мизинец – какие затруднения встретились.

- Ребята, тема защиты родины актуальна во все времена, потому что…

Мы против войны, она не нужна.

Пусть в мире живут все на свете.

Ладошки скрепите, и будет тогда

Нам солнце сиять на планете.

- Приклейте ладошки по кругу, и пусть над вашими головами всегда будет мирное небо и яркое солнце.

Ответы учащихся на вопросы

Работа с «ладошками»

Наклеивание трафаретов ладошек по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»

Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использован...

Урок млитературы в 5 классе: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Урок по закреплению знаний и представлений учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;Форма урока: урок-исследование...

«Они сражались за Родину» /по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино”/

Воспитание патриотизма-одна из главных задач  современной.На данном уроке мы будем говорить об одном из самых ярких патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русском...

Презентация-тренажёр к уроку литературы по теме: «Образ морской волны в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова»

Литературоведческий анализ поэтического произведения с опорой на зрительные образы значительно повышает эффективность усвоения учебного мателиала....

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....