Конспект урока по литературе "Предания" (7 класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Булахтина Ольга Владимировна

Конспект урока по литературе "Предания"(7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predaniya.docx13.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРЕДАНИЯ

Цели: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование новых понятий.

1. Слово учителя.

Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

– Какова же была основная тема «устной живописи»?

– На что обращают наше внимание народные сказители?

Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Задания.

1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».

– Кто  герой  предания?  (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».

– Каким предстает перед нами Иван IV?

– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

3) Пересказ предания «Петр и плотник».

– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Работа с учебником (с. 7–8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)

– Кто чаще всего является героем  преданий?

– Откуда взяты эти строки?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

                (А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

IV. Подведение итогов урока.

– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?

– Какие  былины  и  предания  были  прочитаны  вами  в  предыдущих классах?

– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?

Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...