Конспект урока по литературе "Предания" (7 класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПРЕДАНИЯ
Цели: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.
Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование новых понятий.
1. Слово учителя.
Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.
– Какова же была основная тема «устной живописи»?
– На что обращают наше внимание народные сказители?
Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Задания.
1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».
– Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».
– Каким предстает перед нами Иван IV?
– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
3) Пересказ предания «Петр и плотник».
– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Работа с учебником (с. 7–8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)
– Кто чаще всего является героем преданий?
– Откуда взяты эти строки?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
IV. Подведение итогов урока.
– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?
– Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?
– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?
Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...