«Применение элементов искусства и творчества при изучении английского языка в 5-6 классах (на материале УМК по английскому языку «Rainbow»)
статья по английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mavletkulova_iv.doc | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Применение элементов искусства и творчества при изучении английского языка в 5-6 классах (на материале УМК по английскому языку «Rainbow»)
Развитие современного общества указывает на возрастающее значение иностранного языка в жизни подрастающего и молодого поколения. Языковая подготовка обучающихся средней школы является одним из эффективных средств формирования информационной культуры, дающим возможность успешно войти в мировое образовательное пространство.
Научно-технический прогресс, расширение международных контактов требует подготовки специалистов нового времени, которые не только владеют иностранным языком, но и умеют общаться на иностранном языке как на узкоспециализированные, так и на бытовые темы. Особое внимание в данном контексте необходимо уделять развитию и совершенствованию коммуникативных навыков. Другими словами, каждый человек, начинающий изучать иностранный язык, стремится научиться использовать его в различных ситуациях устного и письменного общения.
Ключевой целью изучения иностранного языка в средней школе является развитие у учащихся коммуникативных навыков. Овладеть коммуникативными навыками на иностранном языке, находясь за пределами страны изучаемого языка, не просто. Поэтому основной задачей учителя является создание на уроке иностранного языка реальных и воображаемых ситуаций общения посредством различных методов и средств обучения.
Сегодня существует большое количество разнообразных методов и средств обучения иностранному языку, но тем не менее, каждый учитель постоянно задумывается над вопросами, как сделать урок интереснее, насыщеннее, необычнее; как сделать урок практико-ориентированным и личностно-значимым для каждого учащегося и т.д.
Одним из решений названных вопросов является, на наш взгляд, привлечение элементов искусства и творчества при изучении английского языка. Следует отметить, что педагоги в школе уже в течение многих лет применяют элементы искусства для решения задач развития, воспитания, обучения и поддержки детей.
Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся не только на уроке, но и в процессе внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс интереснее, необычнее и насыщеннее, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов изучения английского языка – метод арт-технологий.
Арт-технологии представляют собой совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, которые направлены на развитие творческого потенциала личности учащегося в образовательном процессе. Также арт-технологии называют художественно-творческими технологиями и подразумевают под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, позволяющие воздействовать на личность ребенка или подростка средствами художественного творчества.
Важность применения элементов искусства в работе с детьми и подростками отмечали отечественные ученые Л.С. Выготский, А.И. Граборов, Е.А. Екжанова, Т.С. Комарова, а также зарубежные ученые Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли и другие.
В настоящее время в российской науке и практике арт-технологии находятся в стадии активного применения в учебном процессе. Они постоянно развиваются и занимают определенное место в системе общего и дополнительного образования. Развитию и внедрению арт-технологий в учебный процесс способствуют такие исследователи, как Е.А. Медведева, Л.Д. Лебедева, А.В. Гришина, Э.М. Ахмедова, В.П. Анисимов, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, Т.К. Донская, Н.Ю. Сергеева и другие. Арт-технологии разрабатываются на основе комплекса ведущих идей – идей гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности. Также они реализуются в процессе невербального общения, что является важным для тех детей или подростков, которые не расположены к открытому общению.
Арт-технологии применяются в практике преподавания предметов гуманитарного и художественного циклов, во внеурочной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования и т.п.
Мы рассмотрим применение арт-технологий на занятиях по английскому языку в 5-6 классах.
К арт-технологиям, которые могут использоваться на занятиях по английскому языку, относятся:
- средства иллюстративной наглядности;
- просмотр видеофильмов;
- прослушивание музыкальных произведений;
- создание коллажей по темам занятий;
- разучивание стихов, рифмовок, песен;
- художественное сочинение и инсценирование;
- проигрывание различных ролей в диалогах, играх, небольших пьесах или театральных постановках и др.
Использование подобных элементов искусства и творчества (другими словами, арт-технологий) позволяет повысить интерес учащихся к изучению английского языка, способствует их интеллектуальному и творческому развитию, снимает чувства страха перед английским языком, улучшает успеваемость учащихся по английскому языку, способствует сближению и общению учащихся. По мнению Безруковой В.С., важными составляющими использования арт-технологий являются также спонтанность, креативность и творчество.
Многообразие форм и приемов арт-технологий позволяет использовать их на разных этапах урока: в качестве организационного момента для включения в деятельность, в ходе актуализации знаний и постановки учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового материала, при закреплении материала, при рефлексии или как домашнее задание. Также арт-технологии подходят для индивидуальной, парной и групповой работы.
Рассмотрим варианты использования элементов искусства и творчества (арт-технологий) на занятиях по английскому языку в 5-6 классах. Обучение в названных классах ведется по учебно-методическому комплексу «Rainbow», авторами которого являются О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Данный УМК предназначен для общеобразовательных учреждений РФ, в которых изучение английского языка начинается во второго класса. В УМК акцент делается на развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, на формирование у них потребности пользоваться английским языком как средством общения, на развитие стремления к взаимопониманию с представителями иной культуры и умения понимать и представлять культуру собственного народа. Учебник «Rainbow» содержит разнообразный аутентичный материал, который представлен в интересной и доступной форме. Кроме материала для взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, в учебник включены также задания для самоконтроля и справочный материал. Следует также отметить, что учебник выстроен с учетом личностно-ориентированного и коммуникативно-когнитивного подходов к обучению иностранным языкам и отвечает всем предъявляемым к учебникам подобного рода требованиям. Учебник хорошо «визуализирован», т.е. в нем используется большое количество иллюстративного материала (картинки к словам, диалогам, текстам; схемы, таблицы и др.).
Одним из приемов арт-технологии, который можно активно использовать на уроках по английскому языку, является создание коллажей или коллажирование.
Коллаж (коллажирование) – прием, позволяющий из разнообразных кусочков предметов, имеющих конкретную смысловую нагрузку, создать новое изображение. Применение арт-технологии коллажирования на уроке английского языка способствует расширению словарного запаса у учащихся, развитию у них связной речи, зрительной памяти и логического мышления. Если работа над коллажем проходит в паре или группе, то это способствует также развитию у учащихся навыков общения друг с другом и навыков учебного сотрудничества.
Например, в 5 классе при изучении темы «Holidays are over» учащимся на занятии предлагается задание сделать коллаж «Как я провел летние каникулы» и/или «Мои планы на зимние/весенние/летние каникулы». Это задание можно дать учащимся в конце изучения темы. Выполнению задания предшествует подготовка: учитель готовит разнообразные вырезки из газет/журналов по теме, можно распечатать цветные картинки, принести карандаши, фломастеры и прочие расходные материалы. Учащиеся также могут принести на занятие те предметы, которые понадобятся им для создания коллажа. Работа по созданию коллажа может быть организована на уроке или это может быть домашним заданием. Готовые коллажи учащиеся представляют перед всем классом. После представления каждый учащийся может задать интересующий его вопрос.
Если по какой-то причине учащиеся испытывают трудности с составлением коллажа, то в качества варианта задания можно предложить им принести их фото с каникул, написать рассказ к этому фото и представить этот рассказ классу.
При изучении темы «From place to place» учащимся можно предложить выдумать героя, который постоянно путешествует. В ходе изучения этой темы герой посещает разные места, рассматриваемые в материале учебника. В качестве итогового задания учащимся предлагается создать коллаж о посещении героем той или иной страны, того или иного города. Это задание можно выполнять как в парах, так и в группах.
По теме «About Russia» учащиеся могут выполнить коллажи по разным темам, например «Мой город», «Столица нашей родины», «Моя малая родина» и т.д. Также можно взять героя из темы «From place to place» и предложить учащимся создать коллаж о том, какие места в России посетил этот герой. Коллажи могут создаваться как индивидуально, так и в парах/группах.
В 6 классе коллажирование можно использовать на занятиях по темам «Two capitals», «Visiting Britain», «Traditions, holidays, festivals».
Следующим приемом арт-технологии, который мы используем на уроках по английскому языку, является разнообразный иллюстративный материал, а именно картины.
Разнообразные картины и портреты можно показывать учащимся при изучении различных тем.
Так, например, в 5 классе при изучении темы «About Russia», «Some famous people of Russia» можно предложить учащимся портреты известных российских личностей (например, политики, ученые, артисты), по которым они готовят небольшие рассказы/сообщения об этих людях или доклады/сообщения о том, почему эти люди являются знаменитыми или выдающимися личностями.
В 5 классе при изучении темы «Family history» можно предложить учащимся картины с изображением различных семей. Учащиеся в парах или группах описывают изображенные семьи – они могут придумывать им имена, их историю, отношения внутри семьи и т.д.
При работе с картинами и портретами на уроках по английскому языку можно не только отработать лексический материал, но и тщательнее проработать определенные грамматические явления.
В 6 классе при изучении темы «Traditions, holidays, festivals» можно предложить учащимся картины с изображением праздников, фестивалей и предложить учащимся по изображению угадать, что это за праздник/фестиваль и рассказать о нем классу. Эту работу можно организовать в паре или группе. Учащиеся могут составить монологические высказывания или же подготовить описание в форме диалога/полилога.
При изучении темы «What we are like» учащимся предлагаются картины или портреты различных людей, которых необходимо описать – их внешний вид, характер, предположить, есть ли у человека семья, друзья, где они живет и т.д.
Данную темы можно связать с темой «Healthy ways» (5 класс). Учащимся предлагаются картины с изображением спортивных/неспортивных/больных/здоровых людей и по этим картинкам они рассказывают также о том, какой образ жизни ведет этот человек, занимается ли он спортом и т.д.
Еще одним приемом арт-технологии, используемым на уроках по английскому языку, является проигрывание различных ролей в диалогах, разнообразных сценках и т.д. В 5 и 6 классах это могут быть разнообразные диалоги/сценки: «Экскурсия по Москве», «Экскурсия по моему родному городу», «Экскурсия по Великобритании», «Встреча на празднике/фестивале», «Подготовка к празднику/фестивалю», «Спорт – за и против», «Мои планы на будущее» и т.д. При использовании этого приема мы предлагаем подготовку к диалогу или сценке давать учащимся в качестве домашнего задания, чтобы они могли повторить изученный материал, составить реплики, проработать структуру диалога или сценки.
Искусство своими многочисленными жанрами способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и/или ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния. Применение арт-технологий в обучении способствует эмоциональному подъему ученика, что приводит к расширению спектра его осознанных эмоциональных переживаний и расширению возможности самопознания. Также следует отметить, что арт-технологии подходят для работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, т.к. они позволяют каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад индивидуально.
Таким образом, использование элементов искусства и творчества (другими словами, арт-технологий) на уроках по английскому языку способствует повышению мотивации и интереса к изучению иностранного языка, включению каждого учащегося в процесс обучения, развитию у учащихся интеллектуальных, творческих умений, умения работать в команде. Также внедрение арт-технологий в учебный процесс позволяет повысить успеваемость по английскому языку, снизить страх перед использованием иностранным языком, создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке. Применение арт-технологий позволяет сделать урок по английскому языку творческим, интересным, нескучным, живым и разнообразным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие
1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку за курс 6 класса для проведения итоговой аттестации
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку за курс 6 класса для проведения итоговой аттестации....
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...
Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-7 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в качестве индив...
Урок по немецкому языку в 5-м классе по материалам учебника И.Л. Бим с использованием ИКТ "Я и моя семья"
Урок по немецкому языку в 5-м классе по материалам учебника И.Л. Бим с использованием ИКТ "Я и моя семья"...
Контрольно-измерительные материалы по татарскому языку для учащихся 6 класса
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 6 класса по татарскому языку (учебник Хайдаровой Р.З.)...