Рабочая программа по литературе 7 класс. Меркин Г. С.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Гусева Марина Алексеевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7_klass_70_chasov.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В  7 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ МЕРКИНА  Г.С.(2 ЧАСА в НЕДЕЛЮ,70 ЧАСОВ В ГОД)

                                                                       УЧИТЕЛЬ: ГУСЕВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Вводный

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма)

1 ч

Вводный урок Изложение нового материала

Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся

Устное народное творчество

Былина «Святогор и Микула Селянинович». Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость )

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу главного героя былины-Ильи Муромца

Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства. Подготовка к сочинению-описанию картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Д.З.  Р.Р. Сочинение-описание по  картине Васнецова В.М. «Богатыри»

Обрядовая поэзия. Русские народные песни.

Особенности поэтики свадебных, лирических и лиро-эпических песен

5 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Урок развития речи

групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений;  устное словесное рисование, сообщения  учащихся, работа с иллюстрациями

Древнерусская литература

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как древнейшее сочинение по русской истории. 

Нравственные заветы Древней Руси, внимание к личности, гимн любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Особенности жанра , историческая и литературная основа «Повести…», смысл христианской символики

3 ч

Вводный урок Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки. Сообщения  учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, групповая исследовательская работа с текстом

Классицизм

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре

1 ч

Изложение нового материала

Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения  учащихся

М.В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного- М.В. Ломоносова.

Ода «На день восшествия на всероссийский престол ЕЁ величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года»

Учение М.В. Ломоносова о «трех штилях». Подготовка к  сочинению «Слава науке»

Д.З. Р.Р. Сочинение «Слава науке»

3 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Урок развития речи

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, выразительное чтение наизусть

Г.Р. Державин

Биография  Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»)

Гражданская позиция и взгляды Г.Державина , выраженные в стихотворении «Властителям и судиям».

2 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, выразительное чтение наизусть

Д.И. Фонвизин

Д.И. Фонвизин. Жизнь и судьба. Комедия «Недоросль»

Основные характеры и конфликт  в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума.

5 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Урок развития речи

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, заполнение таблицы

Проблема крепостного права и государственной власти в комедии

Отражение в комедии «Недоросль» идей 18 века. Значение комедии для современников и последующих поколений. (Д.З.  Р.Р. сочинение по комедии «Недоросль»)

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин после окончания Лицея. Петербургский период жизни А.С. Пушкина

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

Стихотворения «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».

Художественная идея стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»

А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча». Аллегорический смысл образов стихотворения.

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина.

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.

Д.З. Р.Р. «Петр I Карл XII в поэме А.С. Пушкина “Полтава»

7 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Повторение, обобщение

 Сочинение

Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения  учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа,

конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

М.Ю. Лермонтов

М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю. Лермонтов-художник.

Библейская символика и авторская позиция в балладе М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Образ России в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Родина».

Изображение исторического прошлого Руси в поэме М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства.

Фольклорные элементы в  «Песне…» Художественное богатство произведения

6 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения  учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа,

конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Н.В. Гоголь

Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

Повесть «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича

Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести. (Д.З. Р.Р.  Сочинение на одну из тем)

3 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Сочинение

Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения  учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа,

конструирование диалога, слайдовая презентация,

И.С. Тургенев

И.С.Тургенев.  Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».

Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева

4 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, заполнение таблицы

Тема искусства в рассказе Тургенева «Певцы». Талант и чувство собственного достоинства крестьян

Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика и художественное богатство стихотворения в прозе

Н.А. Некрасов

Краткие сведения о Н.А.Некрасове.

Изображение судьбы народа в стихотворениях Н.Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

Героизм и самоотверженность русских женщин в поэме Н.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа произведения.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Художественная идея поэмы

4 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения  учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа,

конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

М.Е. Салтыков-Щедрин

Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине.

Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик».

Сатирическая направленность «Сказки о том, как один мужик двух генералов прокормил». Позиция автора.

Д.З. РР. Сочинение-миниатюра «Нужна ли сатира сегодня?»

3 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Урок развития речи

Художественный пересказ, работа с учебником,

групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование,

Л.Н. Толстой

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.

Д.З. РР. Составить  рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта

2 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Урок развития речи

Художественный пересказ, работа с учебником,

групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование,

Н.С. Лесков

Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего».

«Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Александр I и Николай I в сказе.

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

3 ч

Комбинированный урок

Художественный пересказ, работа с учебником,

групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование,

Ф.И. Тютчев

Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. Особенности мировосприятия Тютчева

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан»

2 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть

А.А. Фет

Краткие сведения о А.А. Фете. Особенности художественного мировидения поэта

Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер» как утверждение единства человека и природы

2 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть

А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.

Своеобразие сюжета рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказа. Позиция автора.

Д.З. Р.Р. Сочинение на одну из тем

2 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Урок развития речи

Художественный пересказ, работа с учебником,

групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование,

А.М. Горький

История создания повести А.М.Горького «Детство». Основные сюжетные линии. Автобиографический характер произведения.

Подвиг во имя человека в «Легенде о Данко» М.Горького. Контраст как основной приём раскрытия замысла.

2 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Художественный пересказ, работа с учебником,

групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование,

В.В. Маяковский

Проблематика стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение…». Приёмы создания образов.

1 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся,  чтение наизусть

С.А. Есенин

Тематика лирических стихотворений С.А.Есенина. Человек и природа, чувство родины в произведениях поэта. Тема ухода. Дом в жизни С.Есенина.

1 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся,  чтение наизусть

К.Г. Паустовский

Человек и природа в произведении К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона».Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы.

1 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся

Н.А. Заболоцкий

Тема и художественная идея стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Труд души в стихотворении.

Д.З. Р.Р. Эссе «Труд души»

1 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть

А.Т. Твардовский

Основные мотивы лирики А.Т.Твардовского. Стихотворения: «Прощаемся с матерями…», «На дне моей жизни…».

Война, жизнь и смерть героизм в поэме «Василий Тёркин».Композиция произведения. Русский национальный характер в поэме.

2 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть

Поэты 20 века

Р.Р. Стихи о России поэтов 20 века.

1 ч

Изложение нового материала

Комбинированный урок

Практическое занятие

Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть

В.М. Шукшин

Русский национальный характер в рассказе В.М. Шукшина «Чудик»

1 ч

Комбинированный урок

групповая исследовательская работа с текстом, сообщения  учащихся,

Заключительный урок

Заключительный урок литературы в 7 классе

1 ч

Рекомендации для летнего чтения

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)

Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...