Рабочая программа по литературе 7 класс. Меркин Г. С.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ МЕРКИНА Г.С.(2 ЧАСА в НЕДЕЛЮ,70 ЧАСОВ В ГОД)
УЧИТЕЛЬ: ГУСЕВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности | ||
Вводный | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма) | 1 ч | Вводный урок Изложение нового материала | Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся | ||
Устное народное творчество | Былина «Святогор и Микула Селянинович». Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость ) Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу главного героя былины-Ильи Муромца Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства. Подготовка к сочинению-описанию картины Васнецова В.М. «Богатыри» Д.З. Р.Р. Сочинение-описание по картине Васнецова В.М. «Богатыри» Обрядовая поэзия. Русские народные песни. Особенности поэтики свадебных, лирических и лиро-эпических песен | 5 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Урок развития речи | групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений; устное словесное рисование, сообщения учащихся, работа с иллюстрациями | ||
Древнерусская литература | Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как древнейшее сочинение по русской истории. Нравственные заветы Древней Руси, внимание к личности, гимн любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Особенности жанра , историческая и литературная основа «Повести…», смысл христианской символики | 3 ч | Вводный урок Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки. Сообщения учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, групповая исследовательская работа с текстом | ||
Классицизм | Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре | 1 ч | Изложение нового материала | Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учащихся | ||
М.В. Ломоносов | Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного- М.В. Ломоносова. Ода «На день восшествия на всероссийский престол ЕЁ величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года» Учение М.В. Ломоносова о «трех штилях». Подготовка к сочинению «Слава науке» Д.З. Р.Р. Сочинение «Слава науке» | 3 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Урок развития речи | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть | ||
Г.Р. Державин | Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин») Гражданская позиция и взгляды Г.Державина , выраженные в стихотворении «Властителям и судиям». | 2 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть | ||
Д.И. Фонвизин | Д.И. Фонвизин. Жизнь и судьба. Комедия «Недоросль» Основные характеры и конфликт в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. | 5 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие Урок развития речи | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, заполнение таблицы | ||
Проблема крепостного права и государственной власти в комедии Отражение в комедии «Недоросль» идей 18 века. Значение комедии для современников и последующих поколений. (Д.З. Р.Р. сочинение по комедии «Недоросль») | ||||||
А.С. Пушкин | А.С. Пушкин после окончания Лицея. Петербургский период жизни А.С. Пушкина Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Художественная идея стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча». Аллегорический смысл образов стихотворения. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Д.З. Р.Р. «Петр I Карл XII в поэме А.С. Пушкина “Полтава» | 7 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие Повторение, обобщение Сочинение | Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть | ||
М.Ю. Лермонтов | М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю. Лермонтов-художник. Библейская символика и авторская позиция в балладе М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Образ России в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Родина». Изображение исторического прошлого Руси в поэме М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Фольклорные элементы в «Песне…» Художественное богатство произведения | 6 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть | ||
Н.В. Гоголь | Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Повесть «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести. (Д.З. Р.Р. Сочинение на одну из тем) | 3 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие Сочинение | Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа, конструирование диалога, слайдовая презентация, | ||
И.С. Тургенев | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева | 4 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, заполнение таблицы | ||
Тема искусства в рассказе Тургенева «Певцы». Талант и чувство собственного достоинства крестьян Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика и художественное богатство стихотворения в прозе | ||||||
Н.А. Некрасов | Краткие сведения о Н.А.Некрасове. Изображение судьбы народа в стихотворениях Н.Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда». Героизм и самоотверженность русских женщин в поэме Н.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа произведения. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Художественная идея поэмы | 4 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Воссоздание атмосферы эпохи, исторической обстановки. Сообщения учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, исследовательская работа, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин | Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик». Сатирическая направленность «Сказки о том, как один мужик двух генералов прокормил». Позиция автора. Д.З. РР. Сочинение-миниатюра «Нужна ли сатира сегодня?» | 3 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Урок развития речи | Художественный пересказ, работа с учебником, групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, | ||
Л.Н. Толстой | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Д.З. РР. Составить рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта | 2 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Урок развития речи | Художественный пересказ, работа с учебником, групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, | ||
Н.С. Лесков | Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Александр I и Николай I в сказе. Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России. | 3 ч | Комбинированный урок | Художественный пересказ, работа с учебником, групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, | ||
Ф.И. Тютчев | Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. Особенности мировосприятия Тютчева Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан» | 2 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть | ||
А.А. Фет | Краткие сведения о А.А. Фете. Особенности художественного мировидения поэта Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер» как утверждение единства человека и природы | 2 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть | ||
А.П. Чехов | Антон Павлович Чехов. «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказа. Позиция автора. Д.З. Р.Р. Сочинение на одну из тем | 2 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Урок развития речи | Художественный пересказ, работа с учебником, групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, | ||
А.М. Горький | История создания повести А.М.Горького «Детство». Основные сюжетные линии. Автобиографический характер произведения. Подвиг во имя человека в «Легенде о Данко» М.Горького. Контраст как основной приём раскрытия замысла. | 2 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок | Художественный пересказ, работа с учебником, групповая исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, | ||
В.В. Маяковский | Проблематика стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение…». Приёмы создания образов. | 1 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, чтение наизусть | ||
С.А. Есенин | Тематика лирических стихотворений С.А.Есенина. Человек и природа, чувство родины в произведениях поэта. Тема ухода. Дом в жизни С.Есенина. | 1 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, чтение наизусть | ||
К.Г. Паустовский | Человек и природа в произведении К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона».Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы. | 1 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся | ||
Н.А. Заболоцкий | Тема и художественная идея стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Труд души в стихотворении. Д.З. Р.Р. Эссе «Труд души» | 1 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть | ||
А.Т. Твардовский | Основные мотивы лирики А.Т.Твардовского. Стихотворения: «Прощаемся с матерями…», «На дне моей жизни…». Война, жизнь и смерть героизм в поэме «Василий Тёркин».Композиция произведения. Русский национальный характер в поэме. | 2 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть | ||
Поэты 20 века | Р.Р. Стихи о России поэтов 20 века. | 1 ч | Изложение нового материала Комбинированный урок Практическое занятие | Работа с учебником ,групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, заполнение таблицы, чтение наизусть | ||
В.М. Шукшин | Русский национальный характер в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» | 1 ч | Комбинированный урок | групповая исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся, | ||
Заключительный урок | Заключительный урок литературы в 7 классе | 1 ч | ||||
Рекомендации для летнего чтения | 1 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)
Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 5класс Меркин
Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год
Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...