Рабочая программа по литературе. УМК В.Коровиной. 5 класс. ФГОС ООО
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения литературе и календарно-тематическое планирование в соответствии с положением о РП МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33" г. Бийска, Алтайского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 748.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 33»
_____________/Т.Н.Петровская
Приказ №___ от«__» августа 2017г.
Рабочая программа
по предмету «Литература»
(учебный предмет)
5а класс
(класс)
- год
(срок реализации)
Разработчик:
Степанова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Рассмотрена на заседании МО гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от «__» августа 2017г. Зам.директора по УВР __________________И.Н. Щетинина | Проведена экспертиза на заседании научно-методического совета Протокол №1 от «__» августа 2017г. |
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература 5 класс» составлена на основании Программы основного общего образования по литературе: 5-9 классы Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева - М.: «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа адресована обучающимся 5 класса.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ПОСКОЛЬКУ ведущим в ФГОС является системно - деятельностный подход, технологии, направленные на его реализацию:
- Технология проблемного диалога;
- Метод проектов;
- ТРКМЧП;
- Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология;
- Коллективный способ обучения (КСО).
Реализация СДП обучения опирается на методы:
- активные;
- интерактивные;
- исследовательские;
- проектные.
Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы.
Формы организации познавательной деятельности, используемые в процессе обучения: фронтальная, групповая, коллективная.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных работ, тестовых заданий, сочинений, творческих работ, устных ответов учащихся. (См. ООП ООО).
Реализация учебной программы осуществляется через использование учебно –методического комплекта для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл. Учеб. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2013.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных
противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, не благодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор) Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Литература 5 «А»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(Из пособия: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: пособие для учителя общеобразоват. организаций/Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016)
№ ур. | Дата | Тема урока | |
28 | 21.11 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина стр.63 | |
50 | 23.01 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого Стр. 111 | |
102 | 24.03 | Итоговая контрольная работа Стр. 237 | |
Материально-технические условия реализации рабочей программы
№ п/п | Материально-технические условия реализации рабочей программы для предметов |
1 | УМК |
Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень) Под редакцией В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010 | |
В.Я.Коровина. Литература 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013г. | |
Ахмадулина Р.Г. Рабочая тетрадь: Литература. 5 класс. на электрон. носителе. В 2 ч. / Ахмадулина Р.Г. – М.: Просвещение, 2013г. | |
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2013. | |
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СО-КОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013. | |
Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: пособие для учителя общеобразоват. организаций/Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016 | |
Беляева Н.В. Проверочные работы 5-9 кл. Пособие для учителей общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2010. | |
2 | Оборудование |
Системный блок | |
Монитор | |
Акустическая система | |
Источник бесперебойного питания | |
Проектор | |
Интерактивная доска | |
3 | Таблицы, инструменты |
Жанры лирики | |
Жанры лирики. Тип художественного произведения | |
Темы и мотивы в лирике |
Лист внесения изменений и дополнений
Класс | Дата по КТП | Дата внесения изменений | Тема урока | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата 5А | Тема и основное содержание урока | |||||
Введение 1 ч. | |||||||
1 | 1.09 | Книга в жизни человека. Писатели о роли книги.Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Создатели книги. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературногоразвития учащихся | |||||
Устное народное творчество (10 ч). | |||||||
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники — иллюстраторы сказок» | |||||||
2 | 6.09 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духенародных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального.Исполнители фольклорных произведений | |||||
3 | 8.09 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки (с повторением изученного) | |||||
4 | 9.09 | Русские народныесказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок | |||||
5 | 13.09 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении | |||||
6 | 15.09 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность народных сказок. | |||||
7 | 16.09 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки. | |||||
8 | 20.09 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа | |||||
9 | 22.09 | Сказки о животных.«Журавль и цапля» Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении | |||||
10 | 23.09 | Бытовые сказки«Солдатская шинель» Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актёрском исполнении. Сказители. Собиратели сказок . | |||||
11 | 27.09 | Р.р. 1. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос | |||||
Из древнерусской литературы (2 ч). | |||||||
Проект: Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей» | |||||||
12 | 29.09 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей. | |||||
13 | 30.09 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Летописный сюжет в актёрском исполнении | |||||
Из литературы XVIII века(2 ч). | |||||||
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «М. В. Ломоносов — великий россиянин» | |||||||
14 | 4.10 | Вн.чт. 1. Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения,начало литературной, научной и общественной деятельности) | |||||
15 | 6.10 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме. Жанры литературы (начальные представления) | |||||
Из литературы XIX века (42 ч). | |||||||
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» | |||||||
16 | 7.10 | Вн.чт. 2. Жанр басни в мировой литературе Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев | |||||
17 | 11.10 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Краткий рассказ о баснописце. Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности,неблагодарности, хитрости) | |||||
18 | 13.10 | И. А. Крылов. «Волк на псарне»-отражение исторических событий в басне. Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении. | |||||
19 | 14.10 | Р.р. 2.И. А. Крылов. Басни Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина | |||||
20 | 18.10 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Краткий рассказ о поэте. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении | |||||
21 | 20.10 | В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе | |||||
22 | 21.10 | А. С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских годах жизни А. С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании | |||||
23 | 25.10 | «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Пролог в актёрском исполнении | |||||
24 | 27.10 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки | |||||
25 | 28.10 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. Сказка в актёрском исполнении | |||||
26 | 8.11 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление с русскими народными сказками, со сказкой Жуковского и сказками братьев Гримм, «бродячие сюжеты». Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки | |||||
Проекты: Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (тексты народных и литературных сказок и их герои в иллюстрациях). Создание электронного альбома «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике» | |||||||
27 | 10.11 | Р.р. 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||||
28 | 11.11 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | |||||
29 | 15.11 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | |||||
30 | 17.11 | Вн.чт. 3. А. С. Пушкин. Сказки Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказокПушкина | |||||
31 | 18.11 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Понятие о литературной сказке | |||||
32 | 22.11 | «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | |||||
33 | 24.11 | М. Ю. Лермонтов.«Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения Краткий рассказ о поэте. Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | |||||
34 | 25.11 | «Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Изобразительно выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись). «Два великана» | |||||
35 | 29.11 | Вн.чт. 4. «Ашик-Кериб» как литературная сказка Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору | |||||
Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины „Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях» | |||||||
36 | 1.12 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».«Заколдованное место». Краткий рассказ о писателе. Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов | |||||
37 | 2.12 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе | |||||
38 | 6.12 | Вн.чт.5. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Фрагменты «Вечеров…» в | |||||
39 | 8.12 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Краткий рассказ о поэте. Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «величавой славянки». Развитие представлений об эпитете. Фрагменты поэмы в актёрском | |||||
40 | 9.12 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых | |||||
41 | 13.12 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине | |||||
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести „Муму" глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства) | |||||||
42 | 15.12 | И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. Актёрское чтение | |||||
43 | 16.12 | «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Не мота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства | |||||
44 | 20.12 | «Муму»: система образов Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди | |||||
45 | 22.12 | Р.р. 4.И. С. Тургенев –мастер портрета и пейзажа Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||||
46 | 23.12 | А. А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни | |||||
Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы» | |||||||
47 | 27.12 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Краткий рассказ о писателе. Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в | |||||
48 | 12.01 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе | |||||
49 | 13.01 | Р.р. 5. «Кавказский пленник» Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||||
50 | 17.01 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | |||||
51 | 19.01 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | |||||
Проекты: Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях» Инсценирование рассказа | |||||||
52 | 20.01 | А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Краткий рассказ о писателе). Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ со здания комической ситуации | |||||
53 | 24.01 | Р.р.6 «Хирургия» Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу | |||||
54 | 26.01 | Вн.чт.6.Рассказы Чехова Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова | |||||
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | |||||||
55 | 27.01 | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзаж ной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | |||||
56 | 31.01 | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Вес на» (отрывок). Урок-концерт. Обсуждение стихотворений. | |||||
57 | 02.02 | Р.р.7.Русские поэты XIXвека о родине, родной природе и о себе | |||||
Из литературы XX века (29 ч) | |||||||
58 | 3.02 | И. А. Бунин. «Косцы». Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. | |||||
59 | 7.02 | Вн.чт.7 И. А. Бунин. «Подснежник» Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия рассказа | |||||
Проект: Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» | |||||||
60 | 9.02 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети Краткий рассказ о писателе. Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей | |||||
61 | 10.02 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев | |||||
62 | 14.02 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Понятие о повести | |||||
63 | 16.02 | Р.р.8. «В дурном обществе» Подготовка к письменному ответу на проблемный | |||||
Проект: Электронный альбом «Стихи Есенина в наших иллюстрациях» | |||||||
64 | 17.02 | С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. |
| ||||
Проект: Электронная презентация «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов» с цитатными подписями к иллюстрациям | |||||||
65 | 21.02 | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы | |||||
66 | 24.02 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова | |||||
67 | 28.02 | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе. Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного | |||||
68 | 2.03 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя | |||||
69 | 3.03 | Вн.чт.8. «Заячьи лапы» и другие рассказы Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Сказка «Заячьи лапы» в актёрском исполнении | |||||
Проект: Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке С. Я. Маршака (выбор фрагмента пьесы- сказки; распределение ролей и составление «замечаний для господ актёров»: возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жесты, основные интонации; оформление сцены: реквизит, декорации и т. п.; звуковое сопровождение спектакля) | |||||||
70 | 7.03 | Вн.чт.9. С. Я. Маршак. Сказки для детей Краткий рассказ о писателе. Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать». «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл | |||||
71 | 9.03 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актёрском исполнении | |||||
72 | 10.03 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной ск. | |||||
73 | 14.03 | Р.р.9. «Двенадцать месяцев» Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||||
74 | 16.03 | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа Краткий рассказ о писателе. Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском | |||||
75 | 17.03 | «Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении | |||||
76 | 21.03 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации Краткий рассказ о. Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл | |||||
77 | 23.03 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор | |||||
78 | 24.03 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||||
79 | 4.04 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | |||||
80 | 6.04 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Характеристика героев стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении | |||||
81 | 7.04 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Стихотворение в актёрском | |||||
82 | 11.04 | И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Стихотворения в актёрском исполнении | |||||
83 | 13.04 | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня» Образ родины в стихах о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Стихотворения в актёрском исполнении | |||||
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся | |||||||
84 | 14.04 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе | |||||
85 | 18.04 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе | |||||
86 | 20.04 | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Краткий рассказ о поэте, его биографии и его песнях. Юмористический характер песни Кима. Её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания | |||||
Из зарубежной литературы (15 ч). | |||||||
Проекты: Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям». Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях». | |||||||
87 | 21.04 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. Краткий рассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер | |||||
88 | 25.04 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. Фрагменты романа | |||||
89 | 27.04 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). | |||||
90 | 28.04 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.\ Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь Робинзон» Саши Чёрного; «Васюткино озеро» В. | |||||
91 | 2.05 | Х.-К. Андерсен.«Снежная королева»: реальность и фантастика Краткий рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке | |||||
92 | 4.05 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. | |||||
93 | 5.05 | Х.-К. Андерсен.«Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы | |||||
94 | 11.05 | Вн.чт.10. Х.-К. Андерсен. Сказки Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира | |||||
95 | 12.05 | Р.р.10. Х.-К. Андерсен. Сказки Устный и письменный ответ на один из проблемных | |||||
96 | 16.05 | Р.р.11. Х.-К. Андерсен. Сказки Устный и письменный ответ на один из проблемных | |||||
97 | 18.05 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Краткий рассказ о писателе. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя | |||||
98 | 19.05 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев Том и Гек. Том и Бекки. Их дружба. Внутренний мир героев романа. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Иллюстрации к роману. Фрагменты романа в актёрском исполнении | |||||
99 | 23.05 | Р.р.12. «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | |||||
100 | 25.05 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. | |||||
101 | 25.05 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Джек Лондон — мастер изображения Экстремальных жизненных ситуаций. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике | |||||
Уроки контроля 2 ч. | |||||||
Проект: Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» 2 ч. | |||||||
102 | 26.05 | Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа или тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся (2 ч) | |||||
103 | 26.05 | Итоговая контрольная работа | |||||
104 | 30.05 | Р.р. 13. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения (2 ч) | |||||
105 | 30.05 | Р.р. 14. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | |||||
ИТОГО 105 часов (из них Р.р. – 14ч., Вн.чт. – 10ч., К.р. – 6ч.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС) по УМК В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена с требованиями ФГОС, включает в себя пояснительную записку с указанием целей обучения, общую характеристику предмета, место предмета ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229065-1364304943.jpg)
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/31/picture-173590-1680282885.jpg)
Рабочая программа по литературе В. Я. Коровина 7 класс 102 часа в неделю ФГОС
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии требованиями ФГОС. Предусматривает изучение литературы с нагрузкой 102 часа в год (3 часа в неделю). Содержит обширный теоретичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955108-1507474311.jpg)
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС)
Рабочая программа учебного предмета «литература» предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы. Разработана в соответствии с авторской программой В.Ф.Черт...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999686-1516628612.jpg)
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058808-1537211510.jpg)
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (ФГОС) к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов к УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, разработанная в соответствии с ФГОС основного общего образования и используемая в МБОУ "Школа ...