Рабочая программа по литературе в 8 классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Литература» в 8 классе разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании», на основании Приказа Министерства образования и науки РФ: от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО», с учетом основной общеобразовательной программы ООО МКОУ СОШ №8 с. Уборка, авторской примерной программы по русскому языку, ориентированной на  использование учебника «Литература». 5 класса:  учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2018. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_li_8.docx59.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                               «Утверждено»

Зам. директора по УВР   С. Р. Щукина                 Директор школы   Л. И. Кравченко

____  августа 2018 г.                                                                ____ августа 2018 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» с. Уборка

Чугуевского района Приморского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ  В  8  КЛАССЕ

Разработчик: Проценко Елена Васильевна

Рассмотрено и согласовано

на заседании МО учителей русского языка,

английского языка и литературы

___  августа 2018 года

Протокол №1

Руководитель МО ______________ Н. Н. Зайчик

с. Уборка

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литература» в 8 классе разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании», на основании Приказа Министерства образования и науки РФ: от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО», с учетом основной общеобразовательной программы ООО МКОУ СОШ №8 с. Уборка, авторской примерной программы по русскому языку, ориентированной на  использование учебника «Литература». 5 класса:  учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2018.  

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. В ней  учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Вклад предмета «Литература» в достижение целей  основного общего образования

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей направленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения. Это возможно на основе компетентностного подхода, который способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере:

  • общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;
  • ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
  • читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог “автор – читатель”, погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;
  • речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Таким образом, программа реализует коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

 В VIII классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и как следствие воспроизведении исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но раскрывают взаимосвязь судьбы человек; с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М. М. Бахтин назвал хронотопом, т. е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесенности (сам термин в программу не включен), — уже своеобразная подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами XX века. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

В VIII классе — жизнь истории на страницах литературы. При этом очень важно рассмотрение позиции автора. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени. Читатель встречается со временем изображенным, временем создания и временем чтения произведения.

VIII класс

Литературный

процесс от древности до наших дней

История в произведениях искусства слова. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных времен и народов В центре анализа — авторская позиция.

Определение специфики

использования знакомых теоретических понятий (тема, идея, проблематика) при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения по истории литературы.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

       Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями;

• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

•социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий:

- личностно-ориентированное обучение,

- технология интерактивного обучения,

- проблемное обучение.

  • технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;

- система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;

- педагогика сотрудничества;

- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);

  • дифференцированное обучение;
  • информационно-коммуникационные,
  • технология мастерских
  • здоровьесбережения,
  • игровые технологии.

Формами контроля являются сочинения, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, сообщения, презентации, выразительное рассказывание наизусть стихотворных текстов, терминологические диктанты, устные ответы, тематические сообщения, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты, зачётно-обобщающий урок.

Формы организации обучения: уроки-беседы, уроки внеклассного чтения, уроки развития речи, уроки-лекции, аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок-конкурс, урок-игра, урок-диалог, урок-семинар, урок-исследование,  урок с групповыми формами работы урок-практикум, урок развития речи, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Виды учебной деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка текста художественного произведения:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- продолжение текста;

- редактирование;

- конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование;

- создание собственных письменных текстов;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

Методы обучения: метод монологического, диалогического изложения, метод эвристической беседы, исследовательский метод, алгоритмический метод, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты включают:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты включают:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (далее УУД) -регулятивные, познавательные, коммуникативные;
  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты включают:

  • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении

предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

                                                                   

Планируемые результаты изучения литературы в 8 классе

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XVIII, XIX, XX веков;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание курса

VIII КЛАСС (68 часов)

Литература и время

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.

X. К. Андерсен. «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Теория. Литература и история. Эпиграф.

ИСТОРИЯ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Теория. Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы.

«Правеж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«Петра Первого узнают в шведском городе». Песня о Петре Великом. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Теория. Историческая народная песня.

Народная драма

Русская народная драма как значительное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

«Как француз Москву брал» — героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Теория. Народная драма.

ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

Теория. Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI— XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Теория. Летопись.

Воинская повесть

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (первая половина XIV века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Теория. Воинская повесть.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.

Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века. Становление характера подвижника.

Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.

ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Теория. Рыцарский роман. Пародия. «Вечный образ».

ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XVIII ВЕКА

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа Посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.

Теория. Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Стойкость интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Теория. Историческая тема в русской классике.

Былины и их герои в произведениях XIX века. А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда». Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений.

Теория. Былина.

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения друзей Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Теория. Песнь как жанр.

В. Скотт. «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Г уд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтера Скотте.

Теория. Исторический роман.

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года.

Теория. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Анчар». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.

«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы.

«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

«Пиковая дама». История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германна. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.

Теория. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф.

Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов. «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение.

Теория. Историческая поэма.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народнопоэтические истоки повести. XVI век южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

А. К. Толстой «Князь Серебряный» (фрагменты). Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Г розный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Теория. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой. «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой- рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красочных и звуковых образов при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Теория. Контраст как прием композиции.

И. С. Тургенев «Ася». Герои и их судьбы. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи

Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.

Теория. Место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения. Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века

В.А.Жуковский «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего.

Теория. История в лирике.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.

Былины и их герои в произведениях XX века. А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX века. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение в его поэзии былинных образов. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Теория. Былины в лирике XX века.

Ю. Н. Тынянов. «Восковая персона». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Теория. Язык и стиль исторического повествования.

Великая Отечественная война в литературе

  1. Т. Твардовский «Василий Теркин». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора к судьбе человека. Сюжет и судьба героя.

Теория. Символика названия произведения.

История на страницах поэзии XX века

  1. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М.И.Цветаева. «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г.В.Иванов. «Есть в литографиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие». Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Теория. Роль темы прошлого в лирике XX века.

Итоги

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному - двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятии и слабое владение литературной речью.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Календарно-тематическое планирование

Литература 8 класс (68ч.)

урока

Название темы (раздела)

Кол.

часов

Дата

Литература и время

1

Литературный процесс как часть исторического процесса.

1

2

Г. X. Андерсен. «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как притча о характере связи времен между собой.

1

История в устном народном творчестве

3

Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народные исторические песни. Народная историческая песня «Правеж».

1

4

Историческая личность в народной исторической песни «Петра I узнают в шведском городе».

1

Народная драма

5

Художественные особенности народной драмы «Как француз Москву брал».

1

История на страницах произведений древнерусской литературы.

6

Летопись. Повесть временных лет. Смерть Олега от коня своего.

1

7

Воинская повесть. Повесть о разорении Рязани Батыем.

1

8

Жития святых. Сказание о житии Александра Невского.

1

9

Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века. Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».

1

История на страницах произведений эпохи Возрождения

10

М. де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот». Пародия на рыцарский роман.  

1

11

Вольность Великого Новгорода в произведениях XVIII века. Н. М. Карамзин «Марфа Посадница».

1

Историческое прошлое в литературе XIX века

12

Былины и их герои в произведениях XIX века. А. К. Толстой «Илья Муромец», «Правда».

1

13

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайовате». Образ народного героя Гайаваты.

1

14

В. Скотт «Айвенго». Характеристика героев по материалам текста.

1

15

События истории 1812 года в баснях И. А. Крылова.

1

16

Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина.

1

17

Историческая личность в балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

18

Личность Петра I в произведениях А. С. Пушкина.

1

19

Изображение Петра I в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

1

20

История создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

21

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». История жизни Петруши Гринева.

1

22

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести      А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

23

Жизнь П. Гринева в Белогорской крепости.

1

24

Изображение народной войны и её вождя.

1

25

Жизнь Маши Мироновой в Белогорской крепости.

1

26

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

1

27

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

28

Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

29,30

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

31

Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

1

32

Лирические произведения М. Ю. Лермонтова о родине. Стихотворение «Родина».

1

33

Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

34

Быт и нравы XVI века в поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

35

Трагическое столкновение героев в поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

36

Романтическое изображение природы в лирике М. Ю. Лермонтова.

1

37

Эпоха Ивана Грозного в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный».

1

38

Романтический взгляд А. К. Толстого на родную историю.

1

39

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А. К. Толстого «Князь Серебряный».

1

40

Историческая точность в воспроизведении быта эпохи в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный».

1

41

 Историческая основа и народнопоэтические истоки повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

42

Встреча Тараса Бульбы с сыновьями в повести Н. В. Гоголя.

1

43

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи.

1

44

Образы Тараса и его сыновей.

1

45

Конфликт Тараса и Андрия, его романтическая трактовка.

1

46

Различение жизненных позиций Тараса, Остапа и Андрия.

1

47

Три смерти в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

48

Тематика и проблематика повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

49

Мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы.

1

50

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

1

51

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.

1

52

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее.

1

53,54

Сочинение-миниатюра по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

1

Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи. Историческое прошлое в литературе XX

века.

55

Былины и их герои в поэзии И. А. Бунина.

1

56

Былинные герои в поэзии XX века.

1

57

«Восковая персона» Ю. Тынянова как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия.

1

58

Герои и сюжет повести Ю. Тынянова «Восковая персона».

1

59

Изображение ходынской трагедии в романе Б. Васильева «Утоли моя печали».

1

60

А. Т. Твардовский - поэт - гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».

1

61

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Анализ главы «Переправа».

1

62

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Анализ главы «Два солдата».

1

63

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Анализ главы «Смерть и воин».

1

64

Великая Отечественная война в лирике XX века.

1

65

Мотивы былого в лирике поэтов XX века.

1

66

Лирические раздумья об исторических событиях, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

1

67

Тема судьбы человека, искалеченного войной в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

1

68

Подведение итогов урока. Обзор книг для самостоятельного летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...

Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Данная рабочая программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по литературе, 5 класс, 102 часа (Т. Ф. Курдюмова)

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение...

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе...

рабочая программа по литературе, 8 класс, под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Пояснительная записка.Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе программы по литературе Министерства образования РФ для образовательных школ 2010 года, федерального компонента го...

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Т.Ф. Курдюмовой по ФГОС.

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Т.Ф. Курдюмовой по ФГОС. Готовая программа, адаптированная для детей с ОВЗ с контрольно-измерительными материалами....