Литературно-экологический журнал «Человек и природа»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Идея проведения устного журнала «Человек и природа» родилась в результате коллективного обсуждения мероприятий, посвященных Году экологии в России в ученическом самоуправлении школы. Решено было обратиться за помощью в проведении учителям русского языка и литературы. В подготовке мероприятия приняли участие учащиеся 8-х классов (по желанию). Методическая разработка представляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание текстов, создание иллюстраций, освоение жанра эссе, освоение роли ведущих журнала, публичное чтение наизусть, пересказ и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal.docx | 46.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №65 с углублённым изучением французского языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект устного журнала «Человек и природа»
_____________________________________________________________________________________
Проект устного литературно-экологического журнала
«Человек и природа»
1.Название проекта: Устный литературно-экологический журнал «Человек и природа».
2.Учебный предмет, в рамках которого разрабатывался проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, география, краеведение, биология, изобразительное искусство.
3.Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный (2 месяца).
4.Цель проекта: используя словари, художественную литературу, документы, собрать разнообразную информацию, посвященную Году экологии в России, и провести презентацию устного журнала.
5.Задачи проекта:
- отобрать тексты из художественных произведений;
- научить школьников выступать перед публикой с выразительным чтением текстов;
- научить комментировать видео презентацию;
- научить работать с документами;
- подготовить иллюстративный материал.
6.Руководитель проекта: Богданова Е.Б.
7.Возраст участников проекта: 13-14 лет.
8.Аннотация проекта.
Идея проведения устного журнала «Человек и природа» родилась в результате коллективного обсуждения мероприятий, посвященных Году экологии в России в ученическом самоуправлении школы. Решено было обратиться за помощью в проведении учителям русского языка и литературы. В подготовке мероприятия приняли участие учащиеся 8-х классов (по желанию). Проект представляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание текстов, создание иллюстраций, освоение жанра эссе, освоение роли ведущих журнала, публичное чтение наизусть, пересказ и т.д.
9.Предполагаемый продукт проекта: устное выступление, презентация, брошюра с творческими работами.
10.Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.
_________________________________________________
Планирование работы
- Под руководством учителя выбрали тему устного журнала.
- Разбились на группы и решили, за создание какой страницы будет отвечать каждая группа.
Лингвистическая страница | Изучив словари разных типов, найти определение слова «экология», проанализировать словарные статьи и сделать общий вывод. |
Литературная страница | Подобрать и выучить стихи русских поэтов о природе. Подобрать и выразительно читать отрывки из очерка К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона». Прочитать сказку Н.Телешова «Белая цапля», дать оценку поступку главной героини. Обратившись к творчеству Е.Носова, прочитать рассказы «Кукла», выявить главные проблемы, волновавшие писателя. Подобрать видеоматериал «Пушкин о природе». |
Экологическая страница | Подобрать материал об экологической ситуации в СПб. Проанализировать документы правительства СПб, посвященные Году экологии в России. |
Творческая страница | Выбрать объект СПб, нуждающийся в экологической защите и написать о нём эссэ. Создать плакаты, посвященные Году экологии в России. |
_____________________________________________
Распределение обязанностей в группе
- Разделение работы на этапы.
- Подготовка плана работы над проектом.
_________________________________
Реализация проекта
Работа в группах по плану.
Совместное решение возникающих проблем.
Консультация с руководителями проекта.
Внесение изменений в план проекта(при необходимости).
Презентация проекта
- К намеченному сроку объединить все материалы в одну папку.
- Объединить слайды каждой группы в итоговую презентацию. Выбрать ведущих.
- Подготовить выступление перед классом.
- Провести презентацию устного журнала. Ответить на вопросы слушателей.
______________________________
Осмысление и оценка проекта
- Обсудить, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
- Подумать, почему получилось не всё, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?
- Оценить результат работы.
_______________________________________
11.Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключённый к сети Интернет, словари лингвистические, энциклопедические, бумага формата А3, краски, проекционная аппаратура для презентации.
Материалы подготовленного устного журнала «Человек и природа»
Литературно-экологический журнал
1.Вступительное слово руководителя проекта.
Природа – творец всех творцов.
И.Гёте
Любовь к родной природе –
один из первейших признаков
любви к своей стране.
К.Г.Паустовский
В далеком прошлом человек был членом природной экосистемы. Человек стал использовать то, что было накоплено природой веками. Постепенно порядок в природе был нарушен.
Человек стал не просто потребителем, но и, построив повсюду свои многочисленные фабрики и заводы, он стал разрушителем.
Сейчас у человечества есть два пути:
- Первый – оставить все как есть и не иметь будущего, а второй путь - приспосабливаться к природе, учиться не нарушать её налаженного хозяйства.
- Надо попытаться начать восстанавливать то, что погублено, испорчено, а к нынешней природе относиться бережно, сохраняя оставшееся.
Одна из важнейших задач человечества сегодня- сохранение всех видов растительного и животного мира.
2.Вступительное слово руководителя проекта.
2017 год - это Год экологии
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Эмблема представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по охране окружающей среды на территории России.
Санкт-Петербург – морская столица России, город, своей судьбой связанный с Балтийским морем. Географические особенности региона, климат Северо-Запада, серьезный промышленный потенциал самого крупного на севере Европы мегаполиса во многом определяют и городскую экологию, и важнейшие направления природоохранной политики Правительства Санкт-Петербурга. Вот поэтому мы с вами сегодня проводим устный журнал «Человек и природа».
Наш устный журнал будет включать следующие страницы:
-лингвистическая;
-литературная;
-экологическая;
-творческая.
В результате мы с вами должны получить брошюру «Человек и природа».
В подготовке журнала принимали участие учащиеся 8-х классов.
3. Лингвистическая страница.
В1: Лингвистическую страницу нашего журнала открывает ученица 8 А класса Фёдорова Алёна. Она расскажет о лексическом значении слова экология.
Лингвистическая страница
Из словаря С.И.Ожегова
Экология, -и, ж.
1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека.
2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоёма, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перец.). 1 прил. экологическкй, -ая, ое. Эколош-чесхие разыскания. Экологическая этика. Экологическое состояние леса, почвы. Экологически (нареч.) чистый воздух. Экологически (парен.) чистые продукты.
Экологический словарь
Экология — (ecology) От греческих корней, означающих дом и наука . Немецкий ученый Эрнст Геккель рассматривал экологию как науку об отношениях между организмами и окружающей средой .
Экология, -и, ж.
1) Научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений,
микроорганизмов между собою и с окружающей их средой.
2) Состояние организмов, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к
окружающей среде.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Экология или ойкология - часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п. До сих пор Э. не достигла той степени развития, которая дала бы ей право на известную долю самостоятельности, так как до сих пор она еще не вышла из периода описаний и не выработала ...далее...
Экология (от греч. oikos - дом жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин экология предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера.
Вывод: Общее во всех определениях – взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. Следовательно, говоря о человеке, экология – это отношения между человеком и природой.
4. Литературная страница.
В2: Литературная страница нашего журнала представляет собой работу над разными художественными произведениями. Ребята обратились к творчеству К.Г.Паустовского и мы услышим выразительное чтение отрывков из его замечательного очерка «Мещёрская сторона».
Литературная страница
1.Константин Георгиевич Паустовский «Мещерская сторона».
ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.
Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.
В1:А теперь мы посмотрим замечательные картины русских художников о природе и послушаем чтение наизусть стихов из золотого фонда русской классической литературы:
(Звучат стихи Е.Есенина, А.Фета, А.Ахматовой, В.Жуковского, Ф.Тютчева, Н.Рубцова).
В2: Наш разговор был бы неполным, если бы мы не вспомнили Александра Сергеевича Пушкина. Давайте посмотрим и послушаем, как он воспел в своих бессмертных стихах красоту и величие русской природы.
Видеоролик на стихи А.С.Пушкина.
В2: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния…» - говорил Константин Георгиевич Паустовский.
В1: «Человек и природа. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее — нет. И еще: природа не может сама себя погубить. Погубить ее можем только мы, люди», - утверждал замечательный русский писатель, автор более 60 книг о природе Николай Иванович Сладков.
В2: Литературную страницу продолжит своим рассказом о Евгении Ивановиче Носове ученица 8 А класса Фархи Амина.
2.Евгений Иванович Носов
...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости… о том, как жить и что делать…(И. Баскевич)
Проблема 1.
Бездушное, безответственное отношение человека к природе:
(«Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).
Проблема 2.
Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу (Рассказ «Кукла»).
Проблема 3.
Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения:
«Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»
Главный урок Евгения Ивановича Носова:
- не будь равнодушным,
- не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
В1: Завершает литературную страницу ученица 8 А класса Доманова Настя, которая вновь напомнит нам об экологической сказке Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля».
3.Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля».
В сказке Н.Д.Телешова есть слова: «Делай добро, делай его повсюду».
Главная героиня – принцесса Изольда.
Она прекрасна.
Молода.
Добра.
Помогает бедным и несчастным.
Очень любит отца, живет по его заветам.
Любит все живое.
Чтит нравственные законы своей страны.
Любит свою родину.
Есть такое слово - ИСКУШЕ́НИЕ – соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного:
- искушение обмануть;
- искушение взять в руки сигарету;
- искушение украсть;
- искушение похвастаться;
- искушение убить…
Изольда испытала искушение - желание быть краше всех. В её душе – разлад. Она не знает покоя. Ощущение стыда не покидает девушку. Она нарушила завет отца - счастье человека в доброте и милосердии. Нарушила нравственный закон своей родины. В её душе поселилась тревога – боится за своих детей.
«…у постели ее стояли две большие белые птицы, …смотря на Изольду большими печальными глазами. У одной из птиц на голове был пушистый убор из тонких белых стрелок; другая держала в клюве два красных цветка...
Мы жили свободно и счастливо, — продолжала цапля. — Мы жили бы так и теперь, если бы ты не приказала убить одну из нас, чтобы завладеть хохолком для твоего свадебного наряда.
Этот хохолок вырастает у нас только весною, когда мы вьем наши гнезда.
Он и для нас тоже свадебный наряд
Вот цена твоего наряда, — услышала снова Изольда. — Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.»
5.Экологическая страница.
В2: Готовя экологическую страницу, мы предлагаем вам посмотреть репортаж из передачи «Новости».
Просмотр сюжета о гибели птиц.
В1: Ребята познакомят вас с экологической обстановкой в нашем городе, а также расскажут, какие меры принимаются для улучшения окружающей среды Санкт-Петербурга.
В2: Проблемы больших городов:
1. Большое количество населения.
- Истощаются запасы питьевой воды.
2. Большое количество транспорта и предприятий.
- Загрязнение атмосферного воздуха.
- Шум.
3. Огромное количество отходов.
- Загрязнение грунтовых вод и почвы.
В1:Константин Линецкий о свалках твердых бытовых отходов .
В настоящее время в результате деятельности населения, организаций и предприятий Санкт-Петербурга ежегодно образуются 9,7 млн. куб метров или 1700 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Эффективность управления системой обращения с отходами производства и потребления находится на низком уровне. Основная часть отходов напрямую без переработки поступает на несколько полигонов. Лишь около 15% от общего количества бытовых отходов поступает на переработку на два мусороперерабатывающих завода, входящих в состав предприятия ГУП «Завод МПБО-2». Некоторая часть отходов попадает на две сортировочные линии предприятия « Автопарк №1 «Спецтранс».
В2:Марченко Максим о загрязнении атмосферы.
В 2013 году Санкт-Петербург признан одним из самых загрязненных городов России (самый загрязненный воздух в Норильске и Москве). Выбросы в воздух составляют 488 тыс.тонн в год. Основным источником загрязнения являются автомобили. На их долю приходится 85,9% выбросов. Наиболее загрязненные районы – Адмиралтейский (диоксид азота), Центральный (оксид азота и оксид углерода).
Сейчас в городе действуют 21 станция изучения атмосферного воздуха.
В воздухе Санкт-Петербурга повышено содержание бензпирена, диоксида азота, фенола и формальдегида.
В1: О сточных водах нам расскажет Горелик Арсений.
Сточная вода в Ленинграде начала очищаться только с 1979 года. В 1997 году очищалось 74% сточных вод, сейчас 98,4%. Однако по итогам проверки в 2014 году по прежнему на пляжах Финского залива купаться запрещено.
В пределах Санкт-Петербурга Нева загрязнена промышленными стоками, в реку сливают отходы сотни промышленных предприятий. В реку ежегодно попадает более 80 тысяч тонн загрязняющих веществ.
Экологическое состояние Невы, Невской губы и Финского залива является неудовлетворительным. Основные загрязнения – патогенные бактерии, ионы ртути и меди, пестициды, фенолы, нефтепродукты. Невская губа постепенно заболачивается из-за дамбы.
В2: Шум – также является проблемой нашего города. О ней расскажет Тарасов Александр.
Санкт-Петербург занимает 5 место среди мегаполисов мира по уровню шума. Средний показатель шума в городе составляет 60 децибелов, это выше нормы. Самыми шумными районами города являются Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Фрунзенский, Кировский и Красносельский. Зоны, где уровень шума превышает норму на 10-15 децибелов, расположены рядом с главными городскими проспектами: Московским, Стачек, Лиговским, Невским, кольцевой автодорогой, железной дорогой. Микрорайоны Ульянка, Лигово и Сосновая Поляна страдают от шума самолетов, взлетающий из аэропорта «Пулково».
В1: А теперь о том, что конкретно предпринимается в Санкт-Петербурге на уровне правительства для улучшения экологической обстановки. Об этом подготовили свой рассказ Богданов Никита и Тарасов Александр.
Богданов Никита.
Мероприятия направленные для улучшения экологической обстановки:
- Совершенствование системы сбора, транспортировки, утилизации токсичных промышленных отходов.
- Цивилизованное обращение с отходами медицинских учреждений.
- Повышение качества вод акватории.
- Внедрить хорошо отлаженную систему управления водными ресурсами.
- Перевод котельных на работу на газе вместо угольного топлива (сократить выбросы диоксида серы).
- Городской автотранспорт должен соответствовать нормам выброса вредных веществ ЕВРО-4.
- Уход за природными рекреационными зонами (лесопарки).
- Охрана атмосферного воздуха.
- Сохранение зеленых насаждений.
- Воспитание и экологизация сознания человека.
Тарасов Александр.
Правительство Санкт-Петербурга разработало план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Санкт-Петербурге Года экологии. Здесь представлено около 75 разных наименований конкретных дел, которые проводятся в нашем городе. Среди них такие так: форумы, выставки, акции, круглые столы и т.д. Всё это говорит о том, что наш город не только говорит, но и работает над проблемой экологии.
6.Творческая страница.
В1: Переходим к самой интересной странице нашего журнала «Творческой».
В2: Она самая интересная потому, что все ребята, участники нашего журнала, выбрали себе какой-либо объект нашего города, который нуждается в экологической защите и высказали о нем своё мнение, написав эссе.
В1: Они прочтут отрывки из своих работ, а мы составим из них брошюру.
Выступление учащихся с чтением отрывков из работ.
В2:К творчеству мы подошли не только с литературной точки зрения, но и с художественной. Объединившись в небольшие арт-группы ребята создали плакаты на экологическую тему. И сейчас они прокомментируют свои работы.
Выступление учащихся с комментариями к плакатам.
В1: Мы завершаем наш устный журнал «Человек и природа». Самое главное из сегодняшнего разговора то, что нельзя быть равнодушными, ибо : «Равнодушие-это молчаливое согласие на зло». Не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
В2: «Перед каждым человеком стоит неизбывная задача: быть человеком сегодня, завтра, всегда,» - писал Чингиз Айтматов. Если мы этого будем придерживаться, то и экология, и наш город, и люди будут в порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"
Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"...
Устный журнал «Мы – друзья природы».
Цель: Развитие диалогической речи, в общении ребёнок-ребёнок.Задачи:• познакомить учащихся с Красной книгой Саратовской области;• формировать умение общаться, самос...
Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.
Влияние человека на окружающую среду....
Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"
Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....
Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)
Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...