"Восславим женщину – мать!" (интегрированный урок КРК и литературы)
классный час по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Материалы урока можно использовать и в качестве классного часа и для внеклассноно мероприятия , начиная с 5класса до 8 класс, потому что разговор идет о самом главном человеке -о матери.
Какими бы взрослыми, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы – ее детьми.
Мы в неоплатном долгу перед нашими матерями. И наш священный долг – беречь их от жизненных неурядиц, любить и просто быть благодарными детьми.Цель: - показать роль женщины в семье и в обществе; - воспитать уважительное отношение к женщине, матери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosslavim_zhenshchinu.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Восславим женщину – мать!
(интегрированный урок КРК и литературы,
посвященный Международному Женскому дню 8 Марта)
Любовь к матери – основа всех добродетелей.
Цицерон.
Всем, что есть во мне хорошего, я обязан
матери.
А.Г.Николаев.
Цель:
- показать роль женщины в семье и в обществе;
- воспитать уважительное отношение к женщине, матери.
Оборудование:
- Газета, выпущенная учащимися о мамах.
- Крылатые выражения о матери, о женщине.
- Отрывок из документального фильма «Женщина и война».
- Выставка книг «Восславим женщину!».
- Слайды с высказываниями великих людей о роли женщины.
План урока:
- О возникновении праздника 8 Марта. Вступительное слово (Лосева Г.В.).
- Слово о матери (учитель литературы).
- Стихотворение Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях».
- Дети о матерях (рассказы учащихся).
- Женщина в чувашской и русской литературе (учитель литературы).
- Женщина и война (отрывок из фильма стих. «Реквием»).
- Песня «Мама, милая мама».
- Гордость матерей – ее дети.
- Современная женщина – кто она?
- Выводы.
Урок проходил в 7В классе. Вели его преподаватель КРК Лосева Г.В. и учитель литературы Орешникова О.И.
На уроке присутствовала чувашская поэтесса Раиса Васильевна Сарби, которая рассказала о роли майери в жизни каждого человека и прочитала свои стихи о женщине. Наш урок проходил 5 марта 2008 года в день 25летия Музея Матери, который находится в педагогическом университете им. И.Я.Яковлева. Данный класс 29 февраля этого года побывал на экскурсии в Музее Матери.
I. Учитель КРК рассказала о возникновении Международного праздника 8 Марта.
Учитель литературы.
II. Мама…Анне…Апай…
Какое емкое и весомое, нежное и ласковое, доброе и величественное слово. В нем начало всех начал – будущее страны, народа, человечества.
В самые ответственные моменты жизни мы вспоминаем свою мать.
Анне…аннеççем, аннем – мама, мамуля, мамочка… именно эти слова первым произносят маленькие дети.
Анне = мама.
Все самое светлое, самое дорогое звучит этим ласковым словом. Когда произносим это слово, перед нами встает образ родного и самого близкого человека.
Первые трудные шаги человек делает с помощью матери. Ее нежные руки собирают тебя в школу, ее мудрые советы помогают нам ступить на жизненный путь.
В тяжелые минуты жизни мать приходит детям на помощь первой.
И сколько бы ни было нам лет – 5 или 50 – нам всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее, и светлее наша жизнь. (З.И.Воскресенская).
III. Начинается урок стихотворением Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
IX. 1 ученик.
Тема матери самая благородная в жизни. Во всем мире это так. Тем не менее, для чуваш в этой теме особенный смысл, ибо в традициях народа – обожествление матери, ее культ.
Мать – главный человек в жизни каждого человека. И человечества в целом тоже.
Хотите сохранить Отечество – воспитывайте сыновей.
Хотите сохранить народ – воспитывайте дочерей. Женщина не только мать человечества, но и мать нации.
2 ученик.
Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках, опаленные солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере, одинаковы, когда подносят ребенка к груди, белой, желтой, черной или коричневой. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детенышем… Сердца их говорят на едином языке мира, и каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мама – моя мать, ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, ни росла, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце… Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучилось бы им на всех окружающих, зло погибло бы,» так высоко оценила сердце женщин-матерей писательница Сереблякова.
Самое доброе, самое вечное в нас – от матерей. Мать несет на своих плечах груз забот и беспокойства тысячелетий. Вся история человечества, весь духовный прогресс прошли через руки, мозг и сердце матерей. Действительно, многое, быть может, самое главное из нравственных ресурсов человечества вместило материнское сердце.
Мать – чудо земли! Мать всемогуща! Она бессмертна! Она красота и сила! Независимо от того, кто она. И независимо даже от того, чья она мать – маршала или солдата, героя-космонавта или героя-шахтера. На торжествах в честь семидесятилетия со дня рождения нашего земляка, дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Андриана Григорьевича Николаева, которые прошли в Чувашском театре оперы и балета, все обратили внимание на речь самого космонавта, в которой он особо подчеркнул, что Анна Алексеевна, его мать, не только родила и воспитала его, но и придала ему силу и мужество в выполнении сложных задач в космосе. «Мама привила мне те качества, которые помогли преодолеть трудные испытания в космосе и на земле,» - пишет А.Г.Николаев в своих книгах.
3 ученик.
Мать – величественная тайна природы. Каждая женщина, старая или молодая - настоящая или будущая мать. «Женщина – мать человечества», - отмечал великий русский педагог Ушинский. Она приучала детей к труду, но лучшим учением всегда был ее собственный ежедневный пример. Мать является для детей главным педагогом, главным воспитателем. Это от родной матери впервые узнаем светлые слова: Родина, Труд, Мир. Это они, наши матери, стараются всеми силами вырастить не просто человека, а человека нашего времени. Как не велики гении, вожди, выше их Мать: они всего лишь ее дети. Однако мы не всегда осознаем это. Матери не имеют возраста. Юная, пожилая и совсем старенькая мама для кого-то все едино остается мамой, самым близким, родным человеком, дороже которого нет никого.
Родители должны любить детей не за то, что они хороши, а за то, что они есть, это наши дети. Любовь близких ребенок должен ощущать постоянно и даже в тех случаях, когда взрослые дают ему понять, что они недовольны его поведением. Иначе не будет у малыша опоры, иначе рассудит он своим детским умом и сердцем, что недовольны им потому, что не любят… Пусть он чувствует, что им недовольны потому, что любят, и это послужит ему мощной поддержкой в желание исправиться.
4 ученик.
В чувашской народной педагогике пропагандировалась непререкаемость авторитета матери для детей: «Амăшне вěрекен анчăк кашкăр кулли пулнă». (Щенок, лающий на свою мать, угодил в волчью пасть).
У детей целенаправленно формировалось сознание благодарности матери: «Арçыннăн пěр ăс, храрăмăн çěр ăс».
В чувашской народной педагогике отмечается роль не только матери, отца, но и бабушек и дедушек, других родственников в воспитании детей.
В настоящее время народная педагогика проявляет себя не только в устном народном творчестве, не только в переосмысленных по-новому, на новой основе, в давних традициях воспитания, но и в художественной литературе, в новых обычаях, обрядах, праздниках.
О своей маме интересно и подробно рассказала ученица.
V. Учитель литературы. О женщине в чувашской и русской литературе.
Во многих произведениях устного народного творчества говорится о роли матери в воспитании детей, о ее любви к ним. Тема женственности и материнства вечна и имеет глубокий моральный смысл, которые выражены в пословицах:
Отец плох – беда, мать плоха – смерть
Если разум не усвоен с молоком матери, то с молоком козы ум уже не придет.
При солнышке тепло, при матери добро.
Без отца – полсироты, без матери – вся сирота.
(Крылатые слова). Слайды.
Большое место в творчестве чувашских писателей занимают образы чувашских женщин-матерей.
Среди чувашских писателей немало и женщин:
Анисия Васильевна Княжныина, Татьяна Степановна Максимова-Кошкинская, Марфа Турбина, Мария Волкова, Валентина Андреевна Эльби.
Это еще выше поднимает роль женщины в семье и в обществе.
Классик чувашской литературы К.Иванов свою главную поэму назвал именем героини – «Нарспи». В ее образе воплощена огромная сила протеста против бесправия женщины в обществе. Трагическая история Нарспи и ее нравственный облик роднит ее образ с героинями русской литературы.
Другой чувашский писатель – Николай Ильбеков – в романе «Черный хлеб» показал на образе главной героини жизнь всех чувашских женщин, старающихся быть для мужа надежной опорой, а для детей, любящей матерью.
Такое же место чувашской женщине отводят Никифор Мранька в романе «Век прожить не поле перейти» и Хведер Уяр в романе «Тенета».
Ученица:
С особой силой роль женщины в новых условиях проявляется и в поэзии М.Сеспеля. Настоящий человек, в понимании поэта, - это личность, свободная от рабской морали, предрассудков прошлого, всесторонне развитая, тесно связанная с народом. В стихотворении «Чувашке» он обращается с призывом к женщинам:
Хватит жить рабыней, стыдно
Быть прислугой мужней!
За великую свободу
Встаньте смело, дружно!
И детей своих учите,
Пусть растут свободно.
Пусть Чувашию полюбят –
Крепко, благородно.
Пусть за свой народ готовы
Будут заступиться.
Пусть никто, как встарь, над вами
Больше не глумится.
Ученица:
Великий поэт Чувашии П.Хузангай очень тепло писал о своей матери:
«Всем, что есть хорошего в моей жизни, я обязан матери. Мама помогла мне встать на дорогу поэзии, ночами рассказывала мне чувашские народные песни и стихи…».
Своей матери Варваре Борисовне посвятил поэт стихи и поэму «Анне» («Мама»). Его мать прожила 83 года.
«На своем веку много трудностей она испытала, но честь человека держала высоко.Она была женщиной с чистой душой,» - с гордостью говорил о ней П.Хузангай.
(стихотворение на чувашском языке)
Учитель:
М.Юхма написал замечательную документальную повесть «Сын Шоршель» о матери космонавта А.Г.Николаева.
О женщинах-матерях написано много писателями чувашской литературы:
Ю.Семендер, Давыдов-Анатри, Алга и др.
Сегодня у нас в гостях поэтесса Раиса Васильевна Сарби.
Учитель:
Трудно назвать писателя, поэта и в русской литературе, который не писал бы о своей матери, и о женщинах. Выше матери нет никого и ничего на земле. Мы знаем не мало произведений, посвященных женщинам.
Ученик:
М.Ю. Лермонтов потерял мать в трехлетнем возрасте, но на всю жизнь сохранил о ней очень волнующие и смутные воспоминания.
Великий поэт запечатлел идеал материнства в стихотворении «Казачья колыбельная песня».
Все, что есть святого, беззаветного в любви матери, всю бескорыстную преданность, какой дышит любовь матери, - все воспроизведено поэтом в этом стихотворении во всей полноте.
Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту нежность, задушевные звуки. Можно только предположить, что образ такой красоты навеян в стихотворение памятью орано умершей матери.
Ученик:
Огромный поэтический мир поэта Н.А. Некрасова вбирает в себя множество тем и проблем, но все его творчество как бы объединяется идеей материнства.
Мать – ведущий, главный, центральный герой поэзии Некрасова. Именно ему принадлежит образ огромной обобщающей силы – матери-родины, именно с именем этого поэта связаны выражения «Матушка-Русь», «Родина-мать».
Поэт дал миру образы удивительной духовной красоты – это «некрасовские женщины»:
Дарья (из поэмы «Мороз, красный нос»), Орина – мать солдатская, Матрена Тимофеевна («Кому на Руси жить хорошо»), и жены декабристов, и мн.другие.
Собственная мать Некрасова была для него и маяком, и путеводной звездой в жизни.
В минуты колебаний, сомнений, поэт обращается к образу матери, к ее памяти, как к высшей совести. Отношение к матери поэт считал одним из критериев оценки человека.
Учитель литературы:
М.А.Шолохов посвятил женщине матери лучшие страницы своих произведений. Чувство материнства он считал важнейшим составляющим сущность женщины.
Таковы героини его романа «Тихий Дон»: Наталья, Аксинья и конечно же, Ильинична, в которой собрано все лучшее от всех матерей на земле.
О своей матери М.Шолохов писал: «Это была настоящая русская женщина, большой нравственной силы». Об отношении к матери мы узнаем много и из писем писателей к своим матерям.
Загляните в собрания сочинений Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова. Кроме стихов и прозы там найдете целые тома писем. Они полны заботы о матерях, об их здоровье. Б.Васильев писал матери:
«Я низко кланяюсь вам, потому что Вы – Мать. Это ваши муки производят на свет новые жизни. Это ваши бессонные ночи делают из беспомощных крикунов старательных девочек и бесстрашных мальчиков. Это ваше великое терпение, ваши руки и ваши сердца делают из мальчиков и девочек прекрасных девушек и благородных юношей. И это ваши заботы благословляют их на подвиги во имя жизни на земле.
Мира и счастья Земле, по которой идешь ты, Мать! Ведь и сама Земля вращается только потому, что ты шагаешь по ней».
Учитель КРК:
Мама – главный человек в жизни каждого из нас. Послушаем, как в Чувашском крае говорили о женщине-матери.
Ученик:
С особой любовью и почетом относились к матери чуваши. О чувстве долга перед матерью чуваши говорили: «Ежедневно, угощая мать блинами, испеченными на своей ладони, и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».
О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хěрарăм-кил тури, арçын-кил патши». («Женщина – божество в доме, мужчина – царь в доме»).
Главной целью семьи было воспитание детей.
В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей.
Учитель:
Особой чертой в жизни женщины прошли годы, связанные с войной. В годы войны 1941 – 1945-ые гг. – 800 тыс. женщин было на фронте, 8 тыс. из Чувашии. Война и женщина – эти слова кажутся несовместимы, но мы знаем, что это не так.
Ученик:
О герое Великой Отечественной войны из Чувашии Зое Парфеновой. Родилась в 1920 году в г.Алатыре. Июль 1941 года… Вся страна ощущала грозное дыхание войны. Лаконичные сообщения Софинфорбюро рассказывали о героических подвигах советских воинов, защищавших родную землю.
Зоя Ивановна обратилась с военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Она хотела принять в борьбе с врагом знания, полученные в аэроклубе. Ее просьба была удовлетворена. Воевала Зоя Ивановна в составе 46 –го гвардейского Краснознаменного Таманского авиаполка ночных бомбардировщиков. В первые фронтовой жизни она написала своей матери: « Я пошла в военные летчики. Ни о чем не спрашивай, мама, не отговаривай и не волнуйся. Так надо. Часто думаю о судьбе Родины. Ведь Родина и Я – одно целое, когда рвутся снаряды в наших городах, когда проклятый враг портит, разрушает наши дворцы, музеи, дома, убивает наших мирных людей, мне кажется, что немцы стреляют в мое сердце и сердце говорит мне: будь смелей! Обещаю, любимая мама, что не дрогнет моя рука, каждая наша бомба будет лететь точно в цель и разить фашистскую сволочь». Свое слово, данное матери, Зоя Ивановна сдержала…
День Победы Зоя Ивановна отмечала под Берлином вместе со всеми летчиками полка. За проявленный героизм на фронтах Великой Отечественной войны Зоя Ивановна награждена двумя орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны первой степени и многими медалями. Указом Президиума верховного совета СССР от 18 августа 1945 года ей присвоено звание Героя Советского Союза. После демобилизации Зоя Ивановна работала председателем женского совета в авиационных частях, в которых служил ее муж, летчик Михаил Федорович Аксимов. Последнее место жительства и работы Героя Советского Союза Зои Ивановны – город Рязань.
Умерла Парфенова Зоя Ивановна 7 апреля 1998 году.
( фильм «Женщина и война»)
Стихотворение «Реквием»
В конце урока слова Президента Н.В. Федорова: «Каждый из нас должен сделать все возможное, чтобы наши матери были счастливы. Ведь если счастливы матери, значит счастливы все!»
Песня «Милая мама» (сл. И.Лашкова, муз. М.А.Аверина)
Выводы
Какими бы взрослыми, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мам всегда остается для нас мамой, а мы – ее детьми.
Мы в неоплатном долгу перед нашими матерями. И наш священный долг – беречь их от жизненных неурядиц, любить и просто быть благодарными детьми.
Чем же мы можем отплатить матери за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча, через все годы ее жизни!
Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кровати, когда мы больны!
Позвольте поклониться всем женщинам-матерям Земли Русской, которые сохраняют тепло родного дома, перенося бесчисленные трудности и превратности нашей сегодняшней очень нелегкой жизни.
Низкий поклон всем, кого мы зовем этим светлым именем – МАМА…Анне…Апай…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Восславим женщину мать"
Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине. Формирование добрых, доверительных отношений в семье. Развитие познавательных интересов, ...
Восславим женщину, чье имя - мать
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Матери...
Классный час"Восславим Женщину-Мать!"
Классный час для 8 класса...
Литературно-музыкальная композиция "ВОССЛАВИМ ЖЕНЩИНУ-МАТЬ"
Данный сценарий, включает в себя стихи о женщине-матери,песни, мини-сценки и др.музыкальные номера. Предназначен для общешкольного мероприятия....
«ВОССЛАВИМ ЖЕНЩИНУ, ЧЬЕ ИМЯ - МАТЬ!»
Сценарий мероприятия, посвященного ДНЮ МАТЕРИ"Восславим женщину, чье имя - МАТЬ!"Цели и задачи:Воспитать у школьников любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней.Заставить задумат...
Разработка классного часа "Восславим женщину-мать"
Ко Дню Матери с ребятами 6 класса провела классный час "Восславим женщину-мать" Были приглашены мамы учащихся. ребята приготовили им сувениры, сделанные своими руками.Мероприятие прошло интересно. Мам...
Литературно-музыкальная композиция "Восславим женщину- мать!"(конкурс чтецов)
Данный сценарий можно использовать для проведения общешкольного внеклассного мероприятия учащихся старших классов , студентов техникума, а также для классного часа.....
- Мне нравится (1)
Комментарии
14.02.2018г. Давно искал
14.02.2018г. Давно искал материалы для классного часа, посвященные матерям. Большое спасибо, желаю дальнейших творческих достижений, буду рад, если поделитесь новыми интересными разработками.
Учитель русского языка и литературы Федин И.Г.г. Феодосия