Подготовка учащихся к самообразованию
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Внеклассное чтение в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки внеклассного чтения в 5 классе

Литература

Задача: работа самостоятельно над одной проблемой, самовоспитание в жизни подростка.

Урок 1

  1. Анализ рассказа Куприна «Тапер». Вступительная беседа о писателе. Сравнение героев разных рассказов Куприна. «Слон», «Белый пудель», «Чудесный доктор». В рассказах о детях Куприн восхищается талантливостью, трудолюбием, чувством личного достоинства, душевной красотой своих персонажей. Чтение игры музыканта. Самостоятельность Юры, присущее ему чувство собственного достоинства, увлеченность делом, которым он занимается. Умение ставить себя на место героя. Быть как бы соучастником изображенных событий – важное качество квалифицированного читателя. Описание обстановки, в которой находится герой. Одежда, поза, присутствующие. Что переживает юный музыкант, начиная игру? Что заставило его забыть об окружающих? Какие чувства овладели им? Что увидел Юра, когда закончил исполнение музыкального произведения и снова взглянул на присутствующих? После ответов на вопросы формируем проблему для обсуждения: как можно вызвать к себе уважение окружающих? Для решения этого вопроса виды деятельности: выделить наиболее важные для характеристики Юры эпизоды. Проследить, как меняется первоначальное представление о нем. Охарактеризовать, каким мы видим подростка в момент игры. Сравнить первое и второе исполнение Юрой «Венгерской рапсодии» №2 Листа. Высказать свое личное суждение о том, какие свойства личности Юры заставляют окружающих относиться к нему с уважением, какие усилия необходимы, чтобы сформировать в себе эти качества.

Урок 2-3

Тема детства. Бунин. Стихи из сб. «Детство». Гарин-Михайловский. Н. Детство Темы. Горький «Дед Архип и Ленька». А. Толстой «Детство Никиты». Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Линдгрен «Расмус-бродяга». Д. Лондон «На берегах Сакраменто».

Конкурсы лучших отзывов и литературных игр. Самый простой «Порекомендуй прочитанную тобой книгу». Более сложные «Что, где, когда?» и «Угадай моего героя». Выбираем из текста эпизоды, в которых рассказывается о каких-либо значительных событиях, обстоятельствах жизни героев. Например: «Есть люди с твердой волей, которые и без гимназии умели прокладывать себе дорогу в жизни… Есть, конечно, есть…Робинзон…Все эти юнги, с детства попавшие случайно на пароход, прошедшие сквозь огонь и медные трубы, закалившиеся во всех неудачах. Боже мой! Чего они не видали, где не бывали: и пустыни, и львы, и тигры, и американские индейцы» (Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», глава 10 «В Америку»). После чтения эпизода дети должны назвать произведение, автора, сказать, где и когда происходят события, какие герои в этом событии участвуют. Внимание к возрасту героя, родителям, любимым занятиям, играм, примечательным поступкам, ко всему тому, что составляет его индивидуальность. М. Горький «В людях». Чем объяснить такое эмоциональное восприятие истории маленького оборвыша Алешей Пешковым?  Правдивая и печальная история Джимми пробуждает негодование против несправедливых порядков, при которых дети бедняков обречены на гибель: условия жизни толкают их на путь бродяжничества, воровства, преступления. Учат не терять веры в торжество правды, противостоять насилию и угнетению, поддерживают уверенность в том, что человек способен выдержать все испытания и не сломаться. Основные проблемы: проблема формирования детского характера  и проблема обездоленного детства, сложной жизни детей, познавших нужду, болезни, голод, лишения  и преодолевших жизненные трудности, выстоявших, не потерявших самообладание, бодрость духа и веру в лучшее будущее. Для обсуждения задания и вопросы. Охарактеризуйте главного героя одного из прочитанных вами произведений. Какие качества его характера представляются вам наиболее привлекательными и ценными? Занимается ли он сам воспитанием своего характера? Расскажите о произведениях, в которых автор повествует о тяжелом, безрадостном детстве. Опишите время и условия жизни маленьких героев этих произведений. Как, по-вашему, сложится их дальнейшая судьба? Вспомните, какое значение в жизни Васи, Валека и Маруси имела их дружба («Дети подземелья» ВГ Короленко). Приведите аналогичные примеры из прочитанных вами произведений. Это планирование на 1 полугодие.

2 полугодие. Формирование основного умения самообразовательного чтения – находить ответы на волнующие вопросы в произведении. Приемы работы: программирование своей читательской деятельности, избирательность и интенсивность чтения, следить за новинками литературы.

Урок (2 часа). Мир фантастики и приключений. Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан». Иллюстрирование. Чтение оглавления. Основные моменты сюжета. Эпизоды для выразительного чтения. Почему маленькие дети увлекаются сказками, а подростки любят читать фантастику и приключения? В жанре приключенческой литературы сюжет, приключения героев и обширные сведения по географии, разным отраслям науки и техники, предположения о возможных научных открытиях и изобретениях. Чтение эпизодов из произведения и их комментирование. Что предшествовало событию, о котором идет речь в эпизоде? Чем оно закончилось? Каково участие того или иного персонажа в судьбе путешественников? Особенности, которые характерны для всех романов Ж. Верна: увлекательное изложение научных фактов и теорий, герои-правдолюбцы, бескорыстные люди науки, способные ради открытия на любой подвиг. Описания бурного моря, девственных лесов, диких животных; и быт населения Африки, ужас работорговли, героическое поведение Дика Санда и его друзей. Прочитанные произведения рождают вопросы о верности и предательстве, о высоком чувстве ответственности за свои поступки, за жизнь вверившихся тебе людей. Ж. Верн много и упорно занимался самообразованием. Картотека писателя насчитывала 20000 тетрадок с выписками, рассортированными по темам. Ж. Верн. Дети капитана Гранта. К. Дойль. Красным по белому. Рассказы о Шерлоке Холмсе. М. Твен. Принц и нищий. Приключения Гекельберри Финна. М. Твен «Принц и нищий» - чтение по ролям с элементами инсценирования с целью привлечь внимание к произведению. Эпизоды: первая встреча принца Эдуарда с бродягой Томом Кенти, глава 3. Разговор принца Эдуарда с матерью Тома, глава 10. Том вводит мудрые законы, глава 11. Распределение ролей ведущего, художника, актеров, продумывание сценария. На уроке ведущий называет автора, книгу, объявляет сцены, которые будут исполнены. Ученик, назначенный на роль художника – словесное описание, рисует портреты действующих лиц и место действия (например, представьте страшные трущобы, сырые грязные стены, тусклое пламя свечи выхватывает подобие кровати, в углу несколько охапок грязной обветшалой соломы, тряпье). План второго урока:

  1. Вступительное слово об итогах чтения за месяц и задачах урока.
  2. Выступления учащихся с отзывом о прочитанных книгах и рассказом биографий писателей.
  3. Инсценировка отдельных эпизодов повести М. Твена «Принц и нищий».
  4. Значение произведений фантастики и приключений.

Взаимосвязь реального и фантастического начал в произведениях этого жанра. Какие качества положительных героев прославляются писателем. Задания и вопросы:

Приведите примеры «фантастического» и «реального» в прочитанных произведениях. Какую роль, на ваш взгляд, выполняет в них фантастика? Какие персонажи противопоставлены в произведении? Расскажите о героях, которым дружба помогает преодолеть все препятствия.

Уроки (2 часа). Природа – наш дом. Выставка книг о природе. Самообразование: определить тему, отобрать произведения, продумать свои впечатления о прочитанных книгах. Чтение рассказа В. Бианки «Она». Природа может быть человеку и другом, если он понимает и бережно относится к ней, и врагом, если человек теряется в столкновениях с природой, пренебрежительно относится к познанию ее «законов». Картины природы помогают писателю раскрыть духовную красоту, показать неограниченные возможности человека в освоении окружающего его живого мира. Задания:

  1. Стихийные силы природы и ее красота: отметьте картины природы, нарисованные писателем, которые вам больше всего понравились; представьте картину, которая в тексте рассказа начинается с описания: «Я спокойно стоял, отдыхая и любуясь прекрасным ночным пейзажем». Расскажите о своем предполагаемом рисунке, докажите, что его можно было бы взять в качестве иллюстрации к рассказу; выразительно прочитайте эпизод, в котором повествуется о приближении урагана, о его разрушающей силе.
  2. Любовь человека к родному краю, жить в согласии с природой: сравните поведение молодого ученого и девушки-проводника до горного урагана и после него, когда каждый пережил смертельную опасность; найдите слова, в которых дана оценка поведения девушки («такие люди приводят меня в восхищение). Объясните их.

Урок. Чтение книг о природе. Иллюстрирование. Характеристика любимой книги о природе. В. Астафьев. Васюткино озеро. К. Паустовский. Подумаешь, птицы! Стихи о природе.

В Конституции написано: «Граждане РФ обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Писатели приближают к нам мир природы, объясняют необходимость бережного к ней отношения. Конкурс «Представляю мою любимую книгу о природе». Задача: рассказать об авторе, прочитать увлекательный, с точки зрения выступающего, момент сюжета, комментарий сюжета, иллюстрирование. Задания и вопросы:

  1. Что вы узнали о красоте, богатстве и разнообразии нашей природы из прочитанных книг? Что значит «родственное» отношение человека к природе? Приведите из художественных произведений примеры губительного отношения человека к природе и животным. Что значит быть мудрым хозяином природы? Аргументируйте свою точку зрения, ссылаясь на прочитанную книгу. Конкурс чтецов и иллюстраторов.

Личностное значение чтения книг о природе. Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать.

Уроки (2 часа). Интенсивность работы с книгой. Великая Отечественная война. Героические страницы нашей истории. Огромное значение периодической печати. Литература о Великой Отечественной войне увековечила драматические эпизоды борьбы с фашизмом, сохранив свидетельства очевидцев и участников исторической битвы. Произведения о войне, появившиеся в послевоенное время, - это не только дань памяти погибшим героям, неутихающая боль сердца, но и предупреждение об опасности, в которую может быть ввергнута планета в связи с гонкой вооружения. «Детская тема», повествование о горькой судьбе юного поколения земли, о безмерных нечеловеческих испытаниях, выпавших им на долю. Самая трагическая из утрат – лишенные светлого, радостного мира, искалеченные войной дети! Презентация «Судьба детей военных лет». Слайды «Дети-солдаты, Дети в фашистской неволе, Дети-сироты, Дети-труженики тыла». Дневники школьника Германа Попова. Образ русского Гавроша, защитника Брестской крепости – Пети Клыпы. Какие черты личности Пети обнаружились в критические для Родины моменты? Чтение и комментарий эпизодов, в которых проявляется лучшее, что было в характере Пети.

Урок. Героями не рождаются – ими становятся. Книги: Ильина Е. Четвертая высота. Кассиль и Полянский «Улица младшего сына. Симонов. Третий адъютант. Соболев. Батальон четверых. В судьбе героев Е. Ильиной эпизоды названы «высотами». Это каждый раз новая ступень воспитания силы воли, бесстрашия, понимании отрицательных черт своего характера. Когда подросток понимает, каким хочет быть, он становится на путь сознательного самовоспитания воли и характера. Задания:

  1. Расскажите о довоенном детстве юных героев, как формировались их характеры (события, книги, люди). Как они поступили в трудный для страны час, как проявился их героизм?
  2. Конкурсы, викторины. Конкурс «Угадай моего героя и расскажи о нем». Вопросы: из какого произведения отрывок? Назвать имя персонажа, героическое поведение которого решительно изменило судьбу главных действующих лиц?

Урок заключительный. Книги, которые хочется порекомендовать к прочтению. Литературная игра. Вопросы. Сценки. «Черный ящик», в котором предметы того или иного героя. Художественные, публицистические, научно-популярные  книги о детях, об изобретениях, животных, путешествиях, географических открытиях, книги о книгах, об искусстве быть читателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ по теме "Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯпо теме"Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"...

Подготовка учащихся к самообразованию в процессе обучения

Сегодня только ленивый не педалирует идею о непрерывном образовании. Однако первопричина отсутствия во многих головах готовности к непрерывому образованию(т.е. готовности к смене профессии), кроется н...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Отчет по теме самообразования «Тестирование на уроках русского языка как метод подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по русскому языку»

Проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета. До сих пор теория тестирования и технология его использования - недостаточно изученные области отечественной н...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ

Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интере...