Французская литературная мастерская "Сердце матери"
план-конспект урока по литературе (6, 7 класс) на тему

Грачева Галина Анатольевна

Урок-литературная мастерская, приуроченный к празднику День матери, в ходе которого учащиеся создают синквейн (словесный портрет матери, любящей, заботливой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-французская мастерская «Любовь матери»

Цели:

Познавательная – дать понятие о синквейне.

Практическая – формировать умение строить короткое, но ёмкое высказывание на определенную тему.

Общепредметная – развивать логику мышления, навыки самостоятельной и коллективной работы, устную речь.

Планируемый результат и уровень усвоения:

Предметные УУД: 

– уметь строить логичное и лаконичное высказывание по заданным правилам, подбирать синонимы к словам, выстраивать ассоциативные цепочки.

  Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к новым способам получения знаний, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; воспитывать нежное, уважительное отношение к женщине-матери.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап 1 «Индукция»

- Ребята, послушайте стихотворение Петра Градова и подумайте, о ком в нём говорится. Во время прослушивания записывайте слова-ассоциации, возникающие у вас.

Отшумит и умчится любая беда,

Как весенней порою грохочущий гром,

Если с вами она, если рядом всегда

Человек, на котором держится дом.

Может быть тридцать три или семьдесят три-

Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:

В беспокойстве, в делах от зари  до зари

Человек, на котором держится дом.

Очень редко, но все же бывает  больна,

И тогда все вокруг кувырком, к верху дном,

Потому что она, потому что она-

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

На её доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает добро и тепло

Человек, на котором держится дом.

- Кто же этот человек, на котором всё держится?

- Верно, именно маме посвящена наша встреча.

Этап 2 «Самоинструкция»

- Какое слово ребенок говорит чаще всего? Мама

- Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся? Мама

Это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнской души. Мама – самое прекрасное слово на земле! Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно: в России мама, мамочка, в Англии, США – мазэ, мамми, в Германии – муттер, мутти, в Украине – мамо, мати, в Испании, Италии – мадрэ, мамита, в Белоруси – матуля, в Чехии – мамичка. Это значит, что все люди почитают и любят матерей. Мама – первое слово, главное слово для всех на земле!

-Давайте послушаем  тишину…

 -Что можно услышать в тишине, если хорошенько прислушаться?...

-Вы слышали, как бьется ваше сердце? …

-Это услышать просто или сложно? Почему?..

-Что говорит вам ваше сердце?  …

 Этап 3 «Социоконструкция»

Максим Горький считал, что «все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери». Что общего между солнечным светом и материнской любовью? Вспомните, для чего нужен свет в природе. Подумайте, как мамина любовь помогает вам РАСТИ.

Какие синонимы к слову мама вы можете вспомнить? Давайте вспомним, какие у мамы руки? Какой голос? Взгляд?

Что любит мама? Что имеет для нее значение? Заполним таблицу (на каждой парте лист с таблицей, работа в парах)

Кто?

Какая?

Что делает?

Ангел

Солнышко

Труженица

Сердце

Красивая

Добрая

Нежная

Лучшая

Учит

Оберегает

Помогает

Любит

Жертвует

Этап 4 «Социализация»

- Ребята, а теперь поделитесь своими ассоциациями. (проговаривают записи)

Сейчас мы попробуем составить синквейн, главным словом и темой которого будет слово «мама».

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Пример синквейна про солнце:

Солнце

Яркое, далекое

Согревает, светит, радует нас.

Я люблю солнце.

Животворящая звезда.

- Ребята, работаем по парам. Составьте синквейн «Мама».

Этап 5 «Афиширование»

А теперь ваши работы запишем на ватмане.

Этап 6 «Разрыв»

- Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ. (Читает учитель)

Притча о матери, у которой не было глаза

Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу такой, как она, – одноглазой? И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я, как мог, скрывал ее от друзей.

Но однажды она взяла  да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.

Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.

Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила испугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.

Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И однажды приехал на встречу выпускников в родной город. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю, как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая. Но все-таки вскрыл.

«Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети, и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

- Ребята, какие ассоциации, ощущения у вас возникли во время прослушивания рассказа? Отличаются ли они от тех ассоциаций, что были вначале занятия? Почему? (жалость, негодование, благодарность матери)

Продолжите фразы:

  • Мама заботится о детях, потому что…
  • Мама защищает ребенка, потому что…
  • Мама жертвует собой ради детей, потому что…
  • Мама любит своего ребенка, потому что…
  • Мама для меня – это …

Этап 7 «Рефлексия»

- Ребята, что вы почувствовали сегодня на занятии? Над чем задумались? Что поняли о роли мамы в вашей жизни?

Что значит быть мамой?

Мама

Какая?

Что делает?

        

Мама

Какая?

Что делает?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная мастерская

Слайд 2

Отшумит и умчится любая беда, Как весенней порою грохочущий гром, Если с вами она, если рядом всегда Человек, на котором держится дом. Может быть тридцать три или семьдесят три- Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем: В беспокойстве, в делах от зари до зари Человек, на котором держится дом. Очень редко, но все же бывает больна, И тогда все вокруг кувырком, к верху дном, Потому что она, потому что она- Человек, на котором держится дом. Чтобы было и в сердце, и в доме светло, На её доброту отвечайте добром. Пусть всегда ощущает добро и тепло Человек, на котором держится дом.

Слайд 3

В России мама, мамочка, в Англии, США – мазэ , мамми , в Германии – муттер , мутти , в Украине – мамо , мати , в Испании, Италии – мадрэ , мамита , в Белоруси – матуля , в Чехии – мамичка .

Слайд 4

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. М. Горький

Слайд 5

Первая строка . 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка . 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. СИНКВЕЙН = ПЯТИСТРОЧЬЕ

Слайд 6

Солнце. Яркое, далекое. Согревает, светит, радует нас. Дарит нам хорошее настроение. Животворящая звезда.

Слайд 7

Первая строка. МАМА Вторая строка . 2 слова – КАКАЯ? Третья строка . 3 слова – ЧТО ДЕЛАЕТ? Четвертая строка . Фраза. Пятая строка . 1 слово – синоним .

Слайд 8

«Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети, и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

Слайд 9

Мама заботится о детях, потому что… Мама защищает ребенка, потому что… Мама жертвует собой ради детей, потому что… Мама любит своего ребенка, потому что… Мама для меня – это …

Слайд 10

Что значит быть мамой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского». ЦЕЛЬ УРОКА:  объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово  «уроки» ЗАДАЧИ: раскрыть содержа...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Литературная викторина "В.Распутин "Уроки французского"

Литературная викторина "В.Распутин "Уроки французского"  6 класс  используется на уроке для проверки знаний содержания текста....

Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)

Данный материал используется на уроках  литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков....

Развитие лексических навыков иностранного языка посредством применения литературно-музыкального материала

Реалии сегодняшнего дня обязывают учителя искать  все более эффекимвные способы решения основной задачи обучения при переходе к личностно-ориентированной, деятельностной парадигме. Считаю,бо...

Литературно-сценарный материал «Любовь моя Россия!»»

Приводится сценарий внеклассного мероприятия...

Памятники литературным героям. Материал для стенда

К неделе русского языка и литературы...