Французская литературная мастерская "Сердце матери"
план-конспект урока по литературе (6, 7 класс) на тему
Урок-литературная мастерская, приуроченный к празднику День матери, в ходе которого учащиеся создают синквейн (словесный портрет матери, любящей, заботливой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_masterskaya_sinkveyn.docx | 24.81 КБ |
literaturnaya_masterskaya_sinkveyn.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-французская мастерская «Любовь матери»
Цели:
Познавательная – дать понятие о синквейне.
Практическая – формировать умение строить короткое, но ёмкое высказывание на определенную тему.
Общепредметная – развивать логику мышления, навыки самостоятельной и коллективной работы, устную речь.
Планируемый результат и уровень усвоения:
Предметные УУД:
– уметь строить логичное и лаконичное высказывание по заданным правилам, подбирать синонимы к словам, выстраивать ассоциативные цепочки.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к новым способам получения знаний, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; воспитывать нежное, уважительное отношение к женщине-матери.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап 1 «Индукция»
- Ребята, послушайте стихотворение Петра Градова и подумайте, о ком в нём говорится. Во время прослушивания записывайте слова-ассоциации, возникающие у вас.
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть тридцать три или семьдесят три-
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но все же бывает больна,
И тогда все вокруг кувырком, к верху дном,
Потому что она, потому что она-
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На её доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает добро и тепло
Человек, на котором держится дом.
- Кто же этот человек, на котором всё держится?
- Верно, именно маме посвящена наша встреча.
Этап 2 «Самоинструкция»
- Какое слово ребенок говорит чаще всего? Мама
- Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся? Мама
Это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнской души. Мама – самое прекрасное слово на земле! Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно: в России мама, мамочка, в Англии, США – мазэ, мамми, в Германии – муттер, мутти, в Украине – мамо, мати, в Испании, Италии – мадрэ, мамита, в Белоруси – матуля, в Чехии – мамичка. Это значит, что все люди почитают и любят матерей. Мама – первое слово, главное слово для всех на земле!
-Давайте послушаем тишину…
-Что можно услышать в тишине, если хорошенько прислушаться?...
-Вы слышали, как бьется ваше сердце? …
-Это услышать просто или сложно? Почему?..
-Что говорит вам ваше сердце? …
Этап 3 «Социоконструкция»
Максим Горький считал, что «все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери». Что общего между солнечным светом и материнской любовью? Вспомните, для чего нужен свет в природе. Подумайте, как мамина любовь помогает вам РАСТИ.
Какие синонимы к слову мама вы можете вспомнить? Давайте вспомним, какие у мамы руки? Какой голос? Взгляд?
Что любит мама? Что имеет для нее значение? Заполним таблицу (на каждой парте лист с таблицей, работа в парах)
Кто? | Какая? | Что делает? |
Ангел Солнышко Труженица Сердце | Красивая Добрая Нежная Лучшая | Учит Оберегает Помогает Любит Жертвует |
Этап 4 «Социализация»
- Ребята, а теперь поделитесь своими ассоциациями. (проговаривают записи)
Сейчас мы попробуем составить синквейн, главным словом и темой которого будет слово «мама».
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Пример синквейна про солнце:
Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.
- Ребята, работаем по парам. Составьте синквейн «Мама».
Этап 5 «Афиширование»
А теперь ваши работы запишем на ватмане.
Этап 6 «Разрыв»
- Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ. (Читает учитель)
Притча о матери, у которой не было глаза
Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу такой, как она, – одноглазой? И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я, как мог, скрывал ее от друзей.
Но однажды она взяла да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.
Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.
Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила испугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.
Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И однажды приехал на встречу выпускников в родной город. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю, как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая. Но все-таки вскрыл.
«Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети, и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».
- Ребята, какие ассоциации, ощущения у вас возникли во время прослушивания рассказа? Отличаются ли они от тех ассоциаций, что были вначале занятия? Почему? (жалость, негодование, благодарность матери)
Продолжите фразы:
- Мама заботится о детях, потому что…
- Мама защищает ребенка, потому что…
- Мама жертвует собой ради детей, потому что…
- Мама любит своего ребенка, потому что…
- Мама для меня – это …
Этап 7 «Рефлексия»
- Ребята, что вы почувствовали сегодня на занятии? Над чем задумались? Что поняли о роли мамы в вашей жизни?
Что значит быть мамой?
Мама | Какая? | Что делает? |
Мама | Какая? | Что делает? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отшумит и умчится любая беда, Как весенней порою грохочущий гром, Если с вами она, если рядом всегда Человек, на котором держится дом. Может быть тридцать три или семьдесят три- Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем: В беспокойстве, в делах от зари до зари Человек, на котором держится дом. Очень редко, но все же бывает больна, И тогда все вокруг кувырком, к верху дном, Потому что она, потому что она- Человек, на котором держится дом. Чтобы было и в сердце, и в доме светло, На её доброту отвечайте добром. Пусть всегда ощущает добро и тепло Человек, на котором держится дом.
В России мама, мамочка, в Англии, США – мазэ , мамми , в Германии – муттер , мутти , в Украине – мамо , мати , в Испании, Италии – мадрэ , мамита , в Белоруси – матуля , в Чехии – мамичка .
Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. М. Горький
Первая строка . 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка . 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. СИНКВЕЙН = ПЯТИСТРОЧЬЕ
Солнце. Яркое, далекое. Согревает, светит, радует нас. Дарит нам хорошее настроение. Животворящая звезда.
Первая строка. МАМА Вторая строка . 2 слова – КАКАЯ? Третья строка . 3 слова – ЧТО ДЕЛАЕТ? Четвертая строка . Фраза. Пятая строка . 1 слово – синоним .
«Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети, и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».
Мама заботится о детях, потому что… Мама защищает ребенка, потому что… Мама жертвует собой ради детей, потому что… Мама любит своего ребенка, потому что… Мама для меня – это …
Что значит быть мамой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского». ЦЕЛЬ УРОКА: объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки» ЗАДАЧИ: раскрыть содержа...
Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"
Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....
Литературная викторина "В.Распутин "Уроки французского"
Литературная викторина "В.Распутин "Уроки французского" 6 класс используется на уроке для проверки знаний содержания текста....
Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)
Данный материал используется на уроках литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков....
Развитие лексических навыков иностранного языка посредством применения литературно-музыкального материала
Реалии сегодняшнего дня обязывают учителя искать все более эффекимвные способы решения основной задачи обучения при переходе к личностно-ориентированной, деятельностной парадигме. Считаю,бо...
Литературно-сценарный материал «Любовь моя Россия!»»
Приводится сценарий внеклассного мероприятия...
Памятники литературным героям. Материал для стенда
К неделе русского языка и литературы...
- Мне нравится (1)