С.А.Есенин и Тамбовский край.
статья по литературе (6 класс) на тему

Лежнёв Александр Владимирович

Сергей Александрович Есенин никогда не бывал на Тамбовщине,  но  великий сын России незримыми и прочнейшими  нитями был  связан с нашей землёй. И тому существует масса доказательств...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin_i_tambovskiy_kray.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                           С.А.Есенин и Тамбовский край.

       Сергей Александрович Есенин никогда не бывал на Тамбовщине,  но  великий сын России незримыми и прочнейшими  нитями был  связан с нашей землёй. И тому существует масса доказательств. Приведу лишь некоторые. Поэт, например, охотно цитировал строки из сочинений  уроженца Тамбовской губернии,  поэта пушкинской поры Е.А.Баратынского.  Когда в конце зимы  1918 года вышла книга «Красный звон» (то был коллективный сборник произведений С. Есенина, Н. Клюева, П. Орешина и А. Ширяевца),  Есенин поместил в ней под названием «Стихослов» цикл из пяти  сочинений («Марфа Посадница», «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь»).  В произведении "Ус" Есенин, как известно,  обратился к образу крестьянского вожака, сподвижника Степана Разина, поднявшего против Москвы калужских, рязанских,  в том числе и тамбовских мужиков.  В  его библиотеке имелась повесть  уроженца Тамбовской губернии, известного русского писателя Е.И.Замятина «Уездное».  Любопытен и такой факт: Есенин подарил свою  книгу «Радуница»  Евгению  Замятину. Подобные подарки он сделал лишь  Максиму Горькому, Алексею Толстому и  Леониду Андрееву. Неоднократно встречались с Есениным  тамбовские литераторы, с некоторыми из них Есенин поддерживал приятельские отношения. Так, Сергей Александрович знал и ценил стихи Алексея Липецкого (псевдоним Алексея Васильевича Каменского). Друзья и приятели нередко называли  этого поэта  «липецким Есениным».

       Обращались к есенинскому слову местные поэты. Так, Семён Милосердов, говоря о пейзажной лирике, признавался: «…Учусь у Есенина». То же самое можно прочитать у  члена Союза писателей России, фронтового  поэта Павла Матюхина, выросшего в селе Спасское, от которого рукой подать до первого населённого пункта Рязанской области, и это ближе, чем до районного центра Староюрьево Тамбовской области.

       Или ещё пример: писатель и журналист, уроженец Тамбовского края   Борис Илёшин в качестве эпиграфа к книге о Вороне «Река золотых зорь» взял строки Есенина:

      Край любимый! Сердцу снятся

      Скирды солнца в водах лонных.

      Я хотел бы затеряться

      В зеленях твоих стозвонных.

      И до сегодняшнего дня звучат песни и романсы на стихи Есенина уроженца Тамбова лауреата Государственной премии СССР, композитора И.И.Дзержинского.

      Среди тех, кто хорошо знал поэта, работал с ним неделями плечом к плечу, был Александр Константинович Воронский – критик, главный редактор журнала «Красная новь», автор книг «Бурса», «За живой и мёртвой водой», которому посвящено одно из есенинских произведений.

     Родился Воронский в   Хорошавке Кирсановского уезда Тамбовской губернии (ныне Инжавинский район Тамбовской области) в семье священника. Образование пытался получить в духовной семинарии Тамбова, но был исключен за политическую неблагонадёжность, к тому же семинарист, ещё занимаясь в бурсе, стал членом РСДРП. Позже судьба сведёт соседей - молодого поэта и редактора первого «толстого» журнала «Красная новь». Произошло это осенью 1923 года.

      «В редакционную комнату, - вспоминал Воронский,  - вошёл сухощавый, стройный, немного выше среднего роста человек лет 26 – 27. На нём  был совершенно свежий серый, тонкого английского сукна костюм, сидевший как-то удивительно приятно. Перекинутое через руку пальто блестело подкладкой. Вошедший неторопливо огляделся, поставил в угол палку со слоновым набалдашником и, стягивая перчатки, сказал тихим, приглушённым голосом:

      - Сергей Есенин. Пришёл познакомиться.

      …Казался он вежливым, смиренным, спокойным и проникновенно  тихим. Говорил Есенин мало, больше слушал и соглашался. Я не заметил в нём никакой рисовки, но в его обличье теплилось подчиняющее обаяние, покоряющее и покорное, согласное и  упорное, размягчённое и твердое.

        Прощаясь, он заметил:

    - Будем работать и дружить. Но только  имейте в виду: я знаю – вы коммунист. Я – тоже  за Советскую власть, но я люблю Русь. Я – по-своему…».

          Да, Есенин и Воронский и работали, и отчасти дружили. В «Красной нови» было опубликовано 17 произведений поэта, в число которых входят и наиболее известные стихотворения – «Не жалею, не зову, не плачу…», «Вечер чёрные брови насопил…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Дорогая, сядем рядом…»

         Свою первую статью о Есенине Воронский напечатал в 1924 году. Называлась она «С.Есенин. Литературный портрет». Есенин посвятил нашему земляку поэму «Анна Снегина» - поэму о времени и о вечной любви в широком смысле этого могучего и сильного во все времена слова. Но это будет в 1925 году. Будут и переписка, и встречи. Так, находясь в Батуми, в декабре 1924 года Есенин писал Г.А.Бениславской: «Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня очень обрадовало. Немного  и огорчило тем, что Вы сообщили о Воронском». По мнению известного учёного Ю.Л.Прокушева, «введение в состав редакционной коллегии Ф.Раскольникова и Вл. Сорина, придерживавшихся  сектантско-рапповской ориентации, ослабляло его позиции. Сообщение Бениславской об этих «затруднениях» Воронского и расстроило Есенина.

        Фамилия редактора и критика Воронского неоднократно  встречается в письмах Есенина, но, по мысли критика А.Г.Дементьева, отношения Есенина и Воронского были сложными. К тому же референт Ленина, как часто называли нашего земляка  в советское время, «насмехался над стихами Есенина «…Задрав штаны, бежать за комсомолом…» и «Давай, Сергей, за Маркса лучше сядем…»

    «Вы подумайте, Сергей Есенин и Маркс… Ну что может быть между ними общего». Так говорил  Воронский Фёдору Раскольникову, с которым у него нередко происходили споры из-за творчества Есенина. Воронский считал: Есенину рано писать о вождях мирового пролетариата. «Писать рано, а внимательно ими заняться, не для красного словца, а для переработки некоторых сторон своего творчества очень своевременно и кстати». И тем не менее, Воронскому посвящена знаменитая поэма «Анна Снегина», где тема обновления страны на изломе эпох доминирует наряду с личной темой, где возникает образ Ленина и чувствуется деятельность Советской власти.

       Когда Есенин ушёл в вечность, Воронский писал: «… краткая весть во всей своей жуткой  нелепости и неотвратимости, вокзальный перрон, властный лязг и уверенное, бездушное громыхание, дымовой дых паровоза, запах машинного масла и нефти, небольшой вагон, в конце  поездного состава, почти детский коричневый под дуб гроб, качающийся на руках поверх густых, плотных и нестройных рядов, мимо застывшей в немом спокойствии «стальной конницы» - вот победитель и вот побеждённый, - повитый траурным зал, свинцовые с прозеленью лица, церковное и скорбное… погребальное шествие по рассолодевшим от  оттепели грязным улицам…»

    Воронскому жаль, что не осуществил Есенин замысел о написании повести о мальчишках.         «Тема – уличные мальчишки, бездомные и беспризорные, дети-хулиганы. Однажды он показал мне несколько листиков из этой повести, правда, было всего две-три страницы, но через некоторое время Есенин сознался, что «не пишется» и  «не выходит». Критику понятно, как Есенин тосковал  по простой жизни, работе, друзьям, теперь же, как говорится, всё в прошлом. Да и сам Воронский был репрессирован…

      Вернёмся в двадцатые годы. Находясь в Баку, Есенин по-прежнему много работает. 22 сентября 1924 года печатает в «Бакинском рабочем» «Балладу о 26», написанную к шестой годовщине гибели в песках Закаспия этих мужественных людей – бакинских комиссаров.

       Среди комиссаров есть земляк Есенина Петров и уроженец Тамбовской губернии Иван Тимофеевич Фиолетов – комиссар по делам народного хозяйства Бакинского СНК. Родился Иван Фиолетов в Туголукове Борисоглебовского уезда Тамбовской губернии. Мальчику было пять лет, когда родители уехали в Баку. Здесь Иван   станет  свободно владеть пятью языками. Рабочий вождь,  гордость бакинского пролетариата, по меткому определению Серго Орджоникидзе,  он, Фиолетов, отдаст молодую жизнь (всего-то 34 года) за великую революцию.

       Интересны и увлекательны  судьбы и других комиссаров.

       Есенин ещё в Москве признавался главному редактору «Бакинского рабочего» П.И.Чагину, что гибель молодых комиссаров от рук англичан волнует его несказанно. От редактора Есенин получил необходимый  материал.  А в Баку поэт остаётся в кабинете Чагина и принимается за работу. «Под утро,- пишет Чагин,-  приезжаю в редакцию и вижу стихи «Баллада о двадцати шести» на столе. И творец этой жемчужины  советской поэзии  лежит полусонный на диване, шепча ещё не остывшие строки».

      Ещё одна нить протянута от  Есенина к Тамбовской земле через жизненный и творческий путь Владимира Кириллова, поэта, приехавшего в 1919 году из Петрограда а Тамбов, о котором Есенин в статье «О пролетарских писателях» отмечал: «Перед нами довольно громкие, но пустые строки поэта Кириллова: «Во имя нашего завтра сожжём Рафаэля, // Растопчем искусства цветы». Известно,  что когда пустая бочка едет, она громче гремит. Мы не можем, конечно, не видеть и не понимать, что это сказано ради благословения грядущего. Здесь нет того преступного геростратизма по отношению к Софии футуристов о почти вчерашней волчью мудростью века по акафистам Ницше, но всё же это сказано без всякого оправдания, с одним лишь чахоточным указанием на то, что идёт «завтра», и на то, что «мы будем сыты».

          Есенин пишет о сборнике «Завод огнекрылый» и о «Сборнике пролетарских писателей». Заметим, Есенин цитировал Кириллова, наверно, по памяти, поэтому есть неточности. Литературный критик, профессор Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина  Л.В.Полякова считает: «Ничего  похожего в настроениях этого поэта мы не встречаем на страницах его произведений, созданных в Тамбове. Как раз наоборот…»

       Были или не были дружескими отношения Есенина и Кириллова, сохранились ли они, но в воспоминаниях А.А.Есениной, родной сестры великого поэта, читаем о возвращении Есенина с Кавказа (1925 год), когда  «от  тихой  жизни не осталось и следа». «Редкий день проходил у нас без посторонних людей. Сергей прожил в Москве всего лишь один месяц, но за этот месяц у нас перебывало столько людей, сколько к другому не придёт и за год». Александра Александровна называет тех, кто бывал чаще других в доме в последние годы, среди таких посетителей значится и поэт В.Кириллов.

        Дружил с П.Орешиным, Н.Клюевым и мичуринский литератор И.К.Голиков. В «Воспоминаниях», хранящихся  в Мичуринском краеведческом музее, Иван Кузьмич пишет о том, как в годы Первой мировой войны являлся членом Московского Суриковского литературно-музыкального кружка, который посещал и Есенин. «Сергей Александрович,- пишет Голиков,-  был тогда ещё совсем молодым и только-только входил в ореол своей поэтической славы. С белокурой копной волос и озонными глазами, он сразу обратил на себя внимание  свежестью своих певучих стихов. Они подкупали задушевностью и лиризмом. Общительный по природе, он как-то сразу подчинял своей воле собеседника».

    С есенинской темой связаны жизнь и творчество С.Ф.Буданцева, известного в 20-30 годах двадцатого века писателя. Мать Сергея Фёдоровича происходила из семьи козловских прасолов, в Козлове (нынешнем Мичуринске)  жили родственники писателя, которых он регулярно навещал. Повесть «Отчий дом» рассказывает о событиях, происходящих городе на Лесном Воронеже. По воспоминаниям краеведа из    Мичуринска И.С.Никулина, кумиром Буданцева был именно Сергей Александрович Есенин. «Мягкая, задушевная лирика певца из Рязани для впечатлительной натуры Буданцева была тем живым родником, пить из которого одно наслаждение. Потребность общения с любимым поэтом у Буданцева необратима. Он никогда не расставался с томиком стихов Есенина и читал их всюду при любых условиях».

      То же самое можно сказать и о Н.И.Кравцове, докторе филологических наук, профессоре, крупнейшем литературоведе, авторе более 200 публикаций. Репрессированный в 1939 году, он был выслан из столиц в Тамбов, где не одно десятилетие преподавал в  местном педагогическом институте. Перу Николая Ивановича Кравцова принадлежит работа «Есенин и народное творчество», написанная  ещё в студенческие годы.

      В 2004 году в Кишинёве, в издательстве «График-Дизайн», вышла книга члена Ассоциации русских писателей в Молдове В.П.Неретина «Живой мост». Это сборник рассказов, эссе, стихотворений. Обращают на себя внимание воспоминания Василия Петровича, современника поэта, как это автор настойчиво подчёркивает в названии, «Есенин – это вечное». Написаны воспоминания уроженца Тамбовского края к столетию со дня рождения С.А.Есенина и первоначально  печатались в популярной  газете «Независимая Молдова» и в литературном журнале «Кодры».

       Неретин пишет: «В начале тридцатых годов прошлого столетия в селе Большая Дорога на Тамбовщине, где я родился, на базе четырёхклассной школы открылась семилетка. В  выпускном классе мне пришлось поплатиться за любовь  Есенину».  Может быть, не все знают, что в то время, о котором и вспоминает писатель, существовал «строгий запрет Есенина». Неретин привёл любопытный факт своей биографии, когда он, учащийся выпускного класса, «тайком давал ученикам пятых, шестых и седьмых классов» книги Есенина. «Мальчики и девочки переписывали стихи, заучивали их наизусть, декламировали на вечеринках… Его  стихи наводнили школу»,- утверждает автор книги «Живой мост».

      «К концу учебного года,- продолжает воспоминания  именитый земляк,- из Староюрьевского районного отдела народного образования пришла бумага с требованием принять срочные меры против «эпидемии есенинщины», охватившей Большедороженскую неполную среднюю школу. На меня было заведено персональное комсомольское дело за распространение хулиганских, упаднических, политически вредных стихов кулацкого поэта. Так квалифицировалось тогда творчество Сергея Александровича». Неретин  был исключён из  членов ВЛКСМ, но не все в Большой Дороге с этим решением согласились. Плечо будущему профессиональному журналисту и писателю подставил учитель русского языка и литературы А.А.Ермаков. «Он поддержал меня, не дал пасть духом. В то время исключение из комсомола искалечило бы мою жизнь. Во-первых, это всеобщий позор, во-вторых,  дискриминация имени. С позорным клеймом я не смог бы не только продолжать учёбу, но и спокойно жить… Общее комсомольское собрание не утвердило решение комсомольского бюро, однако строгий выговор всё-таки объявили».

     Тепло, проникновенно пишет Неретин о Есенине, о его жизни и творчестве, рассказывает, как он сам написал стихотворение «Памятник Есенину», побывав в Рязани около монумента великому поэту России. Кстати, есенинский мотив проходит и через другие стихотворения Василия Неретина. И не только через стихи.

                Следует назвать в данном материале и имя лауреата Шолоховской премии, заслуженного работника культуры РФ,  члена Союза писателей России, поэта     Петра Герасимова. Пётр Сергеевич дружил с сестрами С.А.Есенина Екатериной и Александрой. У Екатерины Александровны он как-то провёл  всё лето на даче, спал под иконой Божией Матери,  на которую в детстве молился Сергей Есенин. А.А.Есенина подарила Петру Герасимову 20 семейных фотокарточек, которые он бережно хранил, как реликвии. Нередко П.С.Герасимов приезжал в Староюрьевскую среднюю общеобразовательную школу (райцентр  Староюрьево), где проводились его творческие встречи. Одна из таких встреч была посвящена Есенину. Именно те самые фотоснимки  Герасимов показывал  участникам мероприятия, делился воспоминаниями о Есениных.

     Обращаются к наследию Есенина и современные учёные и поэты Тамбовской области. Так, Мария  Игоревна Знобищева, преподаватель Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, под руководством профессора Л.В.Поляковой защитила кандидатскую диссертацию «Есенин и Гоголь: философия и поэтика русского пространства». Над этой темой исследователь продолжает работать.

       Мария Знобищева – член Союза писателей РФ, поэтесса. Она  автор цикла «Венок Есенину». Вот что по этому поводу  автор сказала корреспонденту «Тамбовской жизни», в которой в дни празднования 120-летия со дня рождения Есенина был опубликован «Венок Есенину» (Тамбовская  жизнь, 2015, 23 октября): «Предлагаемый здесь «Венок Есенину» был написан, когда мне было семнадцать лет. Его копия хранится в музее с. Константиново, на родине поэта. В 17 лет Сергей Александрович писал удивительные письма другу своей юности Грише Панфилову. В них он говорил о том, что самый благородный путь для поэта – путь пророческий. Что писать надо для людей, любить их, даже ненавидя. Этим своим корневым, природным и глубоко человеческим даром Есенин и близок всем, кто привык жить словом». 

        В 2007 году Мария Знобищева стала лауреатом Всероссийского фестиваля «Есенинская весна».

       Следует назвать имя и ещё одного молодого исследователя – Сергея Владимировича Кофанова. Он родился в Мичуринске, в этом же городе на Лесном Воронеже  с отличием  окончил педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы и английского языка».  Затем была учёба в аспирантуре Рязанского  государственного университета имени С.А.Есенина.  С.В.Кофанов – автор ряда интересных публикаций в научно-методическом журнале «Современное есениноведение», постоянный участник межрегиональных и международных  Есенинских конференций, фестивалей, которые проводил и проводит университет Рязани, носящий имя великого поэта России. В настоящее время Сергей Владимирович Кофанов трудится учителем в Первомайском районе Тамбовской области.

       Сергея Кофанова знают на Рязанщине и Тамбовщине и в качестве поэта.

       Кофанов -  победитель VI Межрегионального фестиваля научного и литературно-художественного творчества «Есенинская весна» (Рязань).  Он занял первое место в номинации «Поэзия» и второе - в конкурсе научных работ.

    Увековечено имя великого  поэта России и на географической  карте Тамбовской области. Так, есть улица Есенина в городе Рассказово,  рабочих посёлках Сосновка, Токарёвка, Инжавино, в микрорайоне Майский Тамбовского района и  других населённых пунктах области.

       Торжественно отмечалось 120-летие со дня рождения С.А.Есенина на Тамбовщине. В Староюрьевской средней общеобразовательной  школе, например, проведена Неделя русского языка и литературы, посвящённая Есенину.

                                                                                         Александр  Лежнёв

(В конце 2015 года проводился Всероссийский конкурс для дошкольников, школьников и педагогов «Мой Есенин». В номинации «Творческие и методические разработки педагогов» данная работа заняла первое место :  Лежнёву А.В. выдан Диплом № МЕ/0435)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тамбовский край, ты - часть моей России.

Мероприятие проводится в неделю краеведения, с целью расширить знания обучающихся о родном крае; воспитывать у них любовь к родному краю....

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края.

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края....

С. В. Рахманинов и Тамбовский край

Презентация о  великом русском композиторе, пианисте и дирижёре С. В. Рахманинове  ...

Урок - путешествие "Земля моя родная - Тамбовский край"

Интернет технологии  позволяют провести урок  эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.Данная форма проведения урока способствует также активизации познаватель...

В.И. Вернадский и Тамбовский край

Классный час "Владимир Иванович Вернадский и Тамбовский край" в рамках акции "Виват, наука"...

«Связь М.Ю.Лермонтова с тамбовским краем»

Аннотация              Изучение творчества Лермонтова вызывает трудности, связанные с тем, что оно требует от читателя эмоциональной и ...

Хоровое исполнительство в Тамбовском крае (первая половина ХХ века)

Первая половина ХХ века в хоровом исполнительстве Тамбовского края – время становления и целенаправленного развития массового самодеятельного творчества, коллективов академического и народного направл...