Методы и приёмы работы над сочинением на уровне основного общего образования (5 – 9 классы)
статья по литературе на тему
Подготовка к итоговому сочинению должна вестись задолго до того, как ребенок станет выпускником. Готовиться к сочинению надо начинать с 5 класса. В статье рассматривается, какие методы и приемы можно применять на уроках литературы с целью подготовки учеников к итоговому сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chumakova_o.v._vystuplenie.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы работы над сочинением на уровне основного общего образования (5 – 9 классы).
Не секрет, что многие современные школьники очень мало пишут и практически не говорят. Тестовые формы заданий, активно внедряемые в школьные программы в последние годы, выработали у старшеклассников серьёзный страх перед текстами объёмом более трёхсот слов, не говоря уже об устном изложении своих мыслей.
Подготовка к итоговому сочинению должна вестись задолго до того, как ребенок станет выпускником. Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, но, чтобы человек успешно написал сочинение в одиннадцатом классе, его надо начинать готовить к этому с пятого. Как «спровоцировать» ученика на самостоятельное письменное высказывание? Не списать, не взять у кого-то, а высказать собственную мысль, выразить своё мнение, показать движение мысли, оригинальность суждения.
Пишущий ученик всегда активен. Он мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Для учеников 5 – 9 классов письмо – самая трудная часть учебного процесса, поэтому уроки по развитию речи должны быть интересными, должны помочь ребятам снять страх перед самостоятельным высказыванием. Для этого письмо должно быть регулярным и разным…
Методы и приёмы работы над сочинением в основной школе.
1.Активно использовать на уроке биографии писателей, очерки, этюды жизни. Предлагать небольшие письменные работы.
2.Часто тема выпускного сочинения сформулирована в виде цитаты. На уроках в среднем звене необходимо чаще работать с великими мыслями знаменитых людей.
Подберите аргументы свои и воспользуйтесь мыслями нашего урока для доказательства точки зрения Л. Н. Толстого: «Все недоброе в сердце человека должно исчезнуть в прикосновении с природой»
«Лучшее, что есть в жизни человека,- это дружба». Согласны ли вы с данной цитатой Линкольна? Для доказательств опирайтесь на рассказ А. Куприна « Белый пудель».
3. Работа на уроке с определениями важных нравственных понятий. Давать задания на создание собственных определений.
Что такое, совесть, доброта. Какие поступки героя вы считаете добрыми? Например, в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья».
4. Выбор темы. Темы необходимо выбирать такие, которые могут заинтересовать ребят. Учителем должны быть предложены не менее четырех тем. У ученика обязательно должен быть выбор. Желательно формулировать темы в виде проблемного вопроса.
Хорошо ли быть мечтателем? Может быть, это бесполезное занятие?
Почему судьба оказалась доброй к Ассоль?
Что есть настоящая дружба? (А.И.Куприн «Белый пудель»)?
5. Работа с читательским дневником.
Одной из действенных форм подготовки к письменной работе по литературе является читательский дневник. В этом учебном году в Методическом письме записано: «Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 9 классов». На ШМО мы обсудили вопрос о ведении читательского дневника и приняли за основу пример дневника в форме таблицы. Для читательского дневника необходимо использовать толстую тетрадь. Лучше взять тетрадь с плотной обложкой в 48 листов или больше. Сделать 3 – 4 колонки: 1. Название произведения, автор, даты жизни. Можно указать эпоху. 2. Краткое содержание, заметки о прочитанном (обязательно прописать проблемы, поднятые автором). 3. Цитаты из произведения.
Произведения, прочитанные на уроке и самостоятельно, записываем в читательский дневник. Отдельно прописываем цитаты, основные темы, проблемы произведения. Предлагаю ученикам записать следующее: мысль на уроке, которая стала открытием, поразила, мысль, с которой все-таки не согласен. Это может стать домашним заданием.
Эти и другие приёмы помогут нашим детям прийти на выпускное сочинение без страха, с желанием высказаться о себе, о мире, в котором они живут.
И чем раньше начать готовить детей, тем меньшим стрессом окажется экзамен. Он только вызовет желание писать, размышлять, доказывать. Чем выше степень самостоятельности учащихся в сочинении, тем в большей степени оно становится проявлением личности школьника, выражением его стремлений, интересов, чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования
.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5 КЛАСС По учебнику О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др.,
17 ЧАСОВ (1 час в неделю в первом полугодии.) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 6 КЛАСС По учебнику О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др.,
17 ЧАСОВ (1 час в неделю в первом полугодии.) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 7 КЛАСС По учебнику О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др.,
17 ЧАСОВ (1 час в неделю в первом полугодии.) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...
Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»
Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...
Спецификация контрольных измерительных материалов по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне основного общего образования (5 класс)
Работа предназначена для проведения процедуры вводного контроля по диагностике индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык» в 5 классе....