Рабочая программа по литературе 7 класс по уч.В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Бочкарева Ольга Сергеевна

Рабочая программа, содержащая пояснительную записку и поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_7_klass.rar101.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Информационное сопровождение

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Введение

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Вводный урок

Беседа

Выявление литературного развития учащихся

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Владение монологической и диалогической речью

 

2

Устное народное творчество

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

1

Урок изучения нового материала

Рассказ учителя. Беседа

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Знать: понятие «предание», иметь представление о месте этого жанра в произведениях писателей.

Уметь: анализировать тексты преданий, их идейно-нравственное содержание

Свободная работа

с фольклорными текстами

Фонохрестоматия

Стр.9-10

3

Понятия о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа  

Понятия о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович»

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 17-24

4

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа  

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Иллюстрации

Стр. 18, наизусть

5

Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения  

Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах

Уметь: сопоставлять исторические факты и события, описанные в предании

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Презентация

6

Вн.чт. Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения  

Своеобразие былины. Поэтичность языка. Карело-финский  мифологический эпос

Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа.

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Презентация

Стр. 24-35

7

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Знать: жанровые признаки пословиц и поговорок.

Уметь: анализировать богатство, точность и выразительность языка этого вида устного народного творчества

Владение монологической и диалогической речью

Презентация

Стр. 36-49

8

Из древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Поучение как жанр древнерусской литературы.

Знать: основы христианской морали.

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

Свободная работа

с текстами. Владение монологической и диалогической речью

Презентация

Стр. 50-54

9

Русские летописи. «Повесть временных лет»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Формирование традиции уважительного отношения к книге

Знать: основные характеристики древнерусской литературы, особенности летописного жанра.

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Знать: содержание повести.

Уметь: анализировать текст повести, понимать проблематику

Свободная работа

с текстами. Владение монологической и диалогической речью

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 54-58

11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

Урок анализа произведения

Обучение устному рассказу

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Уметь: понимать место повести в истории русской культуры

Свободная работа

с текстами. Владение монологической и диалогической речью

Стр. 58-63

12

Р.р. Подготовка к письменной работе на тему «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Подготовка к письменной работе на тему «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси»

Уметь: составлять план письменной работы и работать с ним

Творческое задание

Презентация

13

Из русской литературы XIII века

М.В.Ломоносов. Слово об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Практикум

Обучение устному рассказу

Знать: о жизни и деятельности Ломоносова.

Уметь: анализировать тексты произведений Ломоносова

Свободная работа с поэтическими текстами.

Портрет. Презентация.

Стр. 64-66

14

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 гола»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Практикум

Мысли автора о Родине, науке. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия текстов

Владение монологической и диалогической речью

Фонохрестоматия

Стр. 67-68, наизусть

15

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Знать: о жизни и деятельности Державина.

Уметь:  видеть смелость поэта в изображении вельмож, его восхищение  храбростью простого народа

Владение монологической и диалогической речью. Умение исследовать текст художественного произведения

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 68-71

16

Из русской литературы XIX века

А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Полтава»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества русских солдат

Уметь: сопоставлять исторические события и события, описанные в произведении

Свободная работа

с историческими источниками и литературными текстами

Презентация

17

А.С.Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Прославление деяний Перта I. Образ автора в обрывке из поэмы

Знать: содержание поэмы «Медный всадник».

Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы; понимать идейное содержание поэмы

Свободная работа

с историческими источниками и литературными текстами

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 77-80, наизусть

18

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Практикум

Смысл сопоставление Олега и волхва

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Владение монологической и диалогической речью.

Иллюстрации. Фонохрестоматия

Стр. 79-80

19

А.С.Пушкин«Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта  и нравов Древней Руси

1

Урок анализа произведения

Беседа. Практикум

Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть

Стр. 82-87, наизусть

20

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры

Знать: особенности драматического произведения.

Уметь: анализировать текст произведения, понимать его тему и идею

Свободная работа

с текстом

Презентация

Стр. 89-96, наизусть

21

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

Творческая работа

Презентация

Написать сочинение

22

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина»

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа

Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства гуманизм повести.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге

Владение монологической и диалогической речью. Тестирование

Фонохрестоматия

23

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

Урок анализа произведения

Практикум

Развитие понятия о повести

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Владение монологической и диалогической речью

Фонохрестоматия

24

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Устный рассказ прочитанного

Портрет. Презентация . Фонохрестоматия

Стр. 114-118

25

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита  человеческого достоинства и нравственных идеалов

1

Урок анализа произведения

Беседа. Практикум    

Защита  человеческого достоинства и нравственных идеалов

Знать: особенности  сюжета поэмы, его историческую основу.

Уметь: анализировать язык поэмы, её связь

с устным народным творчеством.

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Фонохрестоматия

Стр. 123-128

26

Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы

1

Урок анализа произведения

Беседа. Практикум    

Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Анализ текста, ответы на вопросы

Стр. 131-132. наизусть

27

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

1

Урок анализа произведения

Практикум

Проблема гармонии человека и природы.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

Выразительное чтение

Портрет. Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 139, наизусть

28

Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел»

1

Урок анализа произведения

Практикум

Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению

Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.

Уметь: выявлять пушкинские традиции в пейзажной лирике Лермонтова.

Выразительное чтение, чтение наизусть, тестирование

Фонохрестоматия

Стр. 138-139, наизусть

29

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

Урок контроля

Практикум

Ответы на контрольные вопросы, тестирование

Знать: изученный материал

Уметь: отвечать на вопросы, формулировать выводы

Тестирование

30

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Урок контроля

Практикум

Ответы на контрольные вопросы, тестирование

Знать: изученный материал

Уметь: отвечать на вопросы, формулировать выводы

Тестирование

31

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

Урок изучения и чтения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товарищу и подвигам во имя родной земли

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Чтение по ролям, устный опрос

Презентация. Портрет

Стр. 141-154

32

Смысл противостояния Остапа и Андрия

1

Урок изучения и чтения произведения

Обучение устному рассказу

Патриотический пафос повести.

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Анализ прочитанного текста, выводы, ответы на вопросы

Презентация

Стр. 154-177

33

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

Урок изучения и чтения произведения

Практикум

Развитие понятий о литературном герое

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Анализ прочитанного текста, выводы, ответы на вопросы, тестирование

Презентация

Стр. 177-210, стр. 209, наизусть

34

Р.р.Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров»

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

Свободная работа

с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Презентация

Написать сочинение

35

Р.р. Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров»

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся

Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров»

Уметь: писать сочинения

в жанре проблемной аналитической статьи.

Написание сочинения

36

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистических пафос

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Нравственные проблемы рассказа

Знать: содержание понятия «художественная деталь».

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Выразительное чтение, чтение по ролям

Портрет.

Стр. 212-214

37

И.С.Тургенев «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Лесник и его дочь. Мастерство автора в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию.

Владение монологической и диалогической речью

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 214-224

38

И.С.Тургенев. стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Авторские критерии нравственности в стихотворения в прозе. Особенности жанра.

Знать: содержание понятий «стихотворение в прозе», «лирическая миниатюра».

Уметь: воспринимать и анализировать стихотворения в прозе.

Владение монологической
и диалогической
речью

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 224-225, наизусть

39

Р.р. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

1

Урок развития речи

Практикум

Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

Уметь: сочинять стихотворение в прозе

Чтение наизусть

Презентация

Написать стихотворение

40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: « Княгиня Трубецкая»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

Выразительное чтение, чтение по ролям

Презентация.  Фонохрестоматия

Стр. 227-245

41

Величие духа русской женщины

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «» Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска

Уметь: выявлять авторские размышления

о народных судьбах и характерах.

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Портрет

Стр. 229-230, наизусть

42

Вн.чт. Н.А.Некрасов «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Боль поэта за судьбу народа. Образ родины. Обучение выразительному чтению

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова.

Владение монологической и диалогической речью, тестирование

Стр. 245-250

43

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

Знать: содержание баллад, определение жанра баллады.

Уметь: выделять жанровые признаки баллады; давать характеристику особенностям сюжета; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Работа со словарем, ответы на вопросы учебника, выразительное чтение

Портрет. Презентация

Стр. 251-259

44

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Сатирическое изображение нравственных пороков общества

Знать: содержание сказок.

Владение монологической и диалогической речью

Портрет. Презентация

Стр. 261-263

45

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Чтение по ролям, ответы на вопросы

Фонохрестоматия

Стр. 263-275

46

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика»\, «гротеск»

Анализ текста, ответы на вопросы

Презентация

47

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»

1

Урок развития речи

Практикум

Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Уметь: составлять план сочинению и работать с ним

Творческая работа

Презентация

Написать сочинение

48-49

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыкова-Щедрина»

2

Урок контроля

Урок-игра

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу

Тестирование

50

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Слово о писателе. «Детство»(главы).

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказ

Владение монологической и диалогической речью

Портрет

Стр. 280-282

51

Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

Владение монологической и диалогической речью

Презентация

Стр. 282-287

52

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа. Обучение устному рассказу

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Владение монологической и диалогической речью. Тестирование

Стр. 287-295

53

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношения детей и взрослых

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Сложность взаимоотношения детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

Знать: содержание понятия «деталь произведения».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Портрет

Стр. 8-18

54

И.А.Бунин «Лапти». Нравственный облик рассказа

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Нравственный облик рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы; показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина.

Устный опрос, чтение по ролям

Стр. 19-56

55

Р.р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства  в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина»

1

Урок развития речи

Практикум

Подготовка к сочинению «Золотая пора детства  в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина»

Уметь: составлять план сочинения и работать с ним, делать выводы, аргументировать свои ответы

Творческая работа

Презентация

Дописать

56

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа

Знать: сюжет и образную систему рассказа.

Уметь: давать оценку действиям героев

Свободная работа

с текстом. Ответы на вопросы

Портрет.  Фонохрестоматия

Стр. 297-301

57

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1

Урок чтения и анализа произведения

Практикум

Развитие понятий о юморе и сатире

Знать: сюжетное своеобразие рассказа

Анализ текста рассказа

Стр. 305-309

58

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа,

Анализ текста рассказа

Фонохрестоматия

Стр. 309-311

59

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

Уметь: самостоятельно раскрывать роль художественной детали в рассказах  Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему

Анализ текста рассказов, тестирование

60

«Край ты мой, родимый край!»

Р.р.Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны»

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Обучение анализу лирического текста

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение

Портрет. Презентация

Стр. 3-8, наизусть

61

А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», И.А.Бунин «Родина»

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Обучение анализу лирического текста

Знать: особенности мировосприятия поэтов.

Уметь: выявлять авторские размышления

о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека

Выразительное чтение, чтение наизусть

Портрет. Презентация.

Стр. 317, стр. 313-315, наизусть

62

Из русской литературы XX века

М.Горький. Слово о писателе. «Детство»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Слово о писателе.  Изображение быта и характеров

Знать: содержание повести;

Чтение по ролям, выразительное чтение

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 57-67

63

Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин

Знать: нравственную проблематику повести;

Анализ прочитанного материала, письменные ответы на вопросы

Стр. 67-77, дописать

64

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Характеристика положительных героев повести

Знать: владеть различными видами пересказа;

Выразительное чтение отрывков повести

Презентация

Стр. 77-83

65

Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Народное творчество в повести М.Горького «Детство»

Знать: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Владение монологической и диалогической речью

66

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство»

1

Урок чтения и анализа произведения

Практикум

Портрет как средство характеристики героя

Уметь: самостоятельно делать выводы

об активности авторской позиции

Анализ эпизода

Презентация

67

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха  Изергиль». Романтический характер легенды

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха  Изергиль». Романтический характер легенды

Знать: содержание легенды

Выразительное чтение

Стр. 84-88

68

В.В.Маяковский . Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения

Знать: содержание понятия сатира

Владение монологической и диалогической речью.

Портрет. Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 100-109, наизусть

69

Мысли автора о роли  поэзии в жизни человека и общества

1

Урок чтения и анализа произведения

Рассказ учителя. Беседа

Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению

Уметь: выделять смысловые части художественного текста

Владение монологической и диалогической речью. Выразительное

чтение наизусть

70

Вн.чт. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».  Два взгляда на мир

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения  о реальном и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского

Анализ текста стихотворения, ответы на вопросы, выразительное чтение

Фонохрестоматия

Стр. 110-111

71

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Гуманистический пафос произведения

Знать: содержание рассказа.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения

Владение монологической речью. Выразительное чтение текста

Портрет

Стр. 89-91

72

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

Владение монологической речью.

Презентация

Стр. 91-99

73

А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Призыв к состраданию и уважению к человеку

Знать: особенности мировосприятия Платонова и специфические черты его художественного мира.

Владение

навыками лингвистического анализа текста

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 113-118

74

Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внутренняя и внешняя красота человека

Уметь: воспринимать и анализировать текст

Владение монологической и диалогической речью

Презентация

Стр. 119-123

75

Вн.чт. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

Уметь: отличать специфические черты стиля писателя

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Портрет

Стр. 123-130

76

Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности

1

Урок чтения и анализа произведения

Практикум

Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности

Уметь: отличать специфические черты стиля писателя

Анализ текста рассказа

Презентация

Стр. 130-139

77

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению  «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

Урок развития речи

Практикум

Подготовка к домашнему сочинению  «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Уметь: составлять план сочинения и работать с ним

Творческая работа

Презентация

Дописать

78

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет дома»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя.

Способы создания поэтических образов

Знать: особенности поэтического мира Пастернака.

Уметь: видеть выразительность  и чистоту языка поэта

Владение навыками связной монологической и диалогической речи. Выразительное чтение

Портрет. Фонохрестоматия

Стр. 141-143

79

Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

1

Урок чтения и анализа произведения

Практикум

Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

Знать: образные средства поэтической речи.

Уметь: выполнять лингвистический анализ поэтического текста; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения

Выразительное чтение

Презентация

80

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Урок контроля

Практикум

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

Знать: пройденный материал

Уметь: делать анализ

Контрольные задания

Презентация

81

На дорогах войны

Вн.чт. Интервью с  поэтом – участником Великой Отечественной войны

1

Комбинированный

Урок внеклассного чтения

Интервью как жанр публицистики

Знать: содержание понятия «публицистика»; жанровые особенности интервью.

Чтение по ролям

Презентация

Стр. 147-150

82

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова

1

Комбинированный

Практикум

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова

Знать: образные средства поэтической речи, анализировать различные формы выражения авторской позиции; производить анализ поэтического текста

Выразительное чтение

Портрет. Презентация . Фонохрестоматия

Стр. 144-159, наизусть

83

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе

Знать: содержание рассказа, его тему

и идею.

Уметь: анализировать текст произведения, слышать голос автора

Выразительное чтение, чтение наизусть

Портрет

Стр. 159-160

84

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

1

Урок чтения и анализа произведения

Беседа

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Уметь: сопоставлять произведения одной тематики разных авторов

Анализ текста рассказа

Презентация

Написать сочинение «Зачем нам нужны животные»

85

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа.

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

Знать: содержание рассказов; особенности художественного мира писателя.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выражать свое отношение к прочитанному

Владение

навыками связной монологической и диалогической речи

Портрет.

Стр. 170-176

86

«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения

1

Урок чтения и изучения произведения

Беседа. Практикум

Обучение целостному анализу эпического произведения

Уметь: самостоятельно делать выводы об авторской позиции, аргументировать свою точку зрения

Анализ прочитанного текста, выразительное чтение

Презентация

Нарисовать иллюстрацию

87

Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро»

Знать: содержание рассказа, понимать его тему и идею.

Уметь: анализировать текст художественного произведения; понимать

Свободная работа

с текстами

Портрет

Стр. 180-196

88

Вн.чт. Герои и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1

Урок чтения и анализа произведения

Практикум

Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Уметь: сопоставлять произведения одной тематики разных авторов; проводить литературные аналогии

Анализ прочитанного текста

Презентация

89

«Тихая моя родина»

Вн.чт. Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Знать: содержание поэтических произведений, своеобразие художественного мира каждого из поэтов.

Уметь: анализировать текст стихотворения, слышать и понимать лирического героя

Владение монологической и диалогической речью

Презентация . Фонохрестоматия

Стр. 21-218, наизусть

90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Развитее понятия о лирическом герое

Знать: основные моменты биографии поэта

Выразительное чтение

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 148-149, наизусть

91

Философские проблемы в лирике Твардовского

1

Комбинированный

Беседа. Практикум

Философские проблемы в лирике Твардовского

Уметь: анализировать лирический текст

Выразительное чтение, чтение наизусть

Презентация

92

Вн.чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Публицистика, мемуары как жанры литературы

Знать: содержание статьи; особенности публицистического жанра.

Уметь: воспринимать и анализировать текст публицистической статьи

Свободная работа

с текстами. Владение монологической и диалогической речью

Портрет. Презентация

Стр. 197-205

93

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа.

Смешное и грустное в рассказах писателя

Знать: содержание рассказа, понимать его тему и идею.

Уметь: анализировать текст художественного произведения; понимать авторскую оценочную позицию

Свободная работа
с текстом

Презентация . Фонохрестоматия

Стр. 205-207

94

Песни на слова русских поэтов XX века

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Уметь: производить анализ поэтического текста; раскрывать душевное состояние автора, понимать суть его размышлений 

Выразительное чтение

Презентация. Фонохрестоматия

Стр. 220-224

95

Из литературы народов России

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине»

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение

Презентация

Стр. 225-227

96

Из зарубежной литературы

Р.Бернс. Слово о поэте. Стихотворение «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Беседа

Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Знать: основные этапы жизни и деятельности  Бёрнса.

Уметь: отличать произведения поэта, опираясь на знание своеобразия поэтической манеры Бёрнса

Свободное владение монологической и диалогической речью. Умение выражать собственные мысли и аргументировать их

Презентация . Фонохрестоматия

Стр. 228-233

97

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

1

Урок чтения и изучения произведения

Рассказ учителя. Практикум  

Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению

Знать: понятия «романтизм», «романтический герой».

Уметь: находить черты романтического в произведениях Байрона

Умение

выражать собственные мысли и аргументировать их

Презентация

Стр. 234-235

98

Японские хокку

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Особенности жанра

Уметь: понимать идею произведения, слышать голос автора, стремиться к осознанию необходимости гармонии с окружающим миром

Владение монологической  диалогической речью

Презентация.  Фонохрестоматия

Сочинить хокку

99

Нравственные проблемы  в произведениях зарубежных писателей

1

Комбинированный

Семинар

Нравственные проблемы  в произведениях зарубежных писателей

Знать: понятия «гуманизм», «юмор».

Уметь: стремиться быть гуманными

Владение монологической и диалогической речью

Презентация

100

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Урок чтения и изучения произведения

Практикум

Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Уметь: выполнять лингвистический анализ произведения, находить аналогии в русской литературе

Свободная работа

с текстом. Владение монологической и диалогической речью

Презентация . Фонохрестоматия

Стр. 241-242

101

Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы»

1

Урок чтения и изучения произведения

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Добро и зло в рассказе

Знать: особенности мировосприятия Брэдбери и его художественного мира.

Уметь: слышать голос автора и понимать идею произведения

Свободная работа

с текстом. Владение монологической и диалогической речью

Презентация

Стр. 249-263

102

Выявления литературного развития учащихся 7 класса

1

Урок контроля

Практикум

Письменные ответы на задания по курсу литературы 7 класса

Уметь: отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы

Владение монологической и диалогической речью

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...