Рабочая программа по литературе 7 класс по уч.В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа, содержащая пояснительную записку и поурочное планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_7_klass.rar | 101.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Информационное сопровождение | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | |||||||||||
1 | Введение | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 1 | Вводный урок | Беседа | Выявление литературного развития учащихся | Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Владение монологической и диалогической речью |
| |||
2 | Устное народное творчество | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ учителя. Беседа | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях | Знать: понятие «предание», иметь представление о месте этого жанра в произведениях писателей. Уметь: анализировать тексты преданий, их идейно-нравственное содержание | Свободная работа с фольклорными текстами | Фонохрестоматия | Стр.9-10 | ||
3 | Понятия о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Понятия о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 17-24 | |||
4 | «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | Иллюстрации | Стр. 18, наизусть | |||
5 | Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей - разбойник» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах | Уметь: сопоставлять исторические факты и события, описанные в предании | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | Презентация | ||||
6 | Вн.чт. Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Своеобразие былины. Поэтичность языка. Карело-финский мифологический эпос | Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | Презентация | Стр. 24-35 | |||
7 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц | Знать: жанровые признаки пословиц и поговорок. Уметь: анализировать богатство, точность и выразительность языка этого вида устного народного творчества | Владение монологической и диалогической речью | Презентация | Стр. 36-49 | |||
8 | Из древнерусской литературы | Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Поучение как жанр древнерусской литературы. | Знать: основы христианской морали. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | Свободная работа с текстами. Владение монологической и диалогической речью | Презентация | Стр. 50-54 | ||
9 | Русские летописи. «Повесть временных лет» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Формирование традиции уважительного отношения к книге | Знать: основные характеристики древнерусской литературы, особенности летописного жанра. | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | |||||
10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | Нравственные идеалы и заветы Древней Руси | Знать: содержание повести. Уметь: анализировать текст повести, понимать проблематику | Свободная работа с текстами. Владение монологической и диалогической речью | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 54-58 | |||
11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | 1 | Урок анализа произведения | Обучение устному рассказу | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | Уметь: понимать место повести в истории русской культуры | Свободная работа с текстами. Владение монологической и диалогической речью | Стр. 58-63 | ||||
12 | Р.р. Подготовка к письменной работе на тему «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Подготовка к письменной работе на тему «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» | Уметь: составлять план письменной работы и работать с ним | Творческое задание | Презентация | ||||
13 | Из русской литературы XIII века | М.В.Ломоносов. Слово об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Практикум | Обучение устному рассказу | Знать: о жизни и деятельности Ломоносова. Уметь: анализировать тексты произведений Ломоносова | Свободная работа с поэтическими текстами. | Портрет. Презентация. | Стр. 64-66 | ||
14 | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 гола» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Практикум | Мысли автора о Родине, науке. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия текстов | Владение монологической и диалогической речью | Фонохрестоматия | Стр. 67-68, наизусть | |||
15 | Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | Знать: о жизни и деятельности Державина. Уметь: видеть смелость поэта в изображении вельмож, его восхищение храбростью простого народа | Владение монологической и диалогической речью. Умение исследовать текст художественного произведения | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 68-71 | |||
16 | Из русской литературы XIX века | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества русских солдат | Уметь: сопоставлять исторические события и события, описанные в произведении | Свободная работа с историческими источниками и литературными текстами | Презентация | |||
17 | А.С.Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Прославление деяний Перта I. Образ автора в обрывке из поэмы | Знать: содержание поэмы «Медный всадник». Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы; понимать идейное содержание поэмы | Свободная работа с историческими источниками и литературными текстами | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 77-80, наизусть | |||
18 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Беседа. Практикум | Смысл сопоставление Олега и волхва | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Владение монологической и диалогической речью. | Иллюстрации. Фонохрестоматия | Стр. 79-80 | |||
19 | А.С.Пушкин«Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси | 1 | Урок анализа произведения | Беседа. Практикум | Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть | Стр. 82-87, наизусть | ||||
20 | А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | Знать: особенности драматического произведения. Уметь: анализировать текст произведения, понимать его тему и идею | Свободная работа с текстом | Презентация | Стр. 89-96, наизусть | |||
21 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Творческая работа | Презентация | Написать сочинение | |||
22 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Беседа | Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства гуманизм повести. | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге | Владение монологической и диалогической речью. Тестирование | Фонохрестоматия | ||||
23 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | 1 | Урок анализа произведения | Практикум | Развитие понятия о повести | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Владение монологической и диалогической речью | Фонохрестоматия | ||||
24 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Устный рассказ прочитанного | Портрет. Презентация . Фонохрестоматия | Стр. 114-118 | |||
25 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов | 1 | Урок анализа произведения | Беседа. Практикум | Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Фонохрестоматия | Стр. 123-128 | |||
26 | Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы | 1 | Урок анализа произведения | Беседа. Практикум | Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Анализ текста, ответы на вопросы | Стр. 131-132. наизусть | ||||
27 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы | 1 | Урок анализа произведения | Практикум | Проблема гармонии человека и природы. | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительное чтение | Портрет. Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 139, наизусть | |||
28 | Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел» | 1 | Урок анализа произведения | Практикум | Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению | Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя. Уметь: выявлять пушкинские традиции в пейзажной лирике Лермонтова. | Выразительное чтение, чтение наизусть, тестирование | Фонохрестоматия | Стр. 138-139, наизусть | |||
29 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 | Урок контроля | Практикум | Ответы на контрольные вопросы, тестирование | Знать: изученный материал Уметь: отвечать на вопросы, формулировать выводы | Тестирование | |||||
30 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | Урок контроля | Практикум | Ответы на контрольные вопросы, тестирование | Знать: изученный материал Уметь: отвечать на вопросы, формулировать выводы | Тестирование | |||||
31 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | 1 | Урок изучения и чтения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товарищу и подвигам во имя родной земли | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Чтение по ролям, устный опрос | Презентация. Портрет | Стр. 141-154 | |||
32 | Смысл противостояния Остапа и Андрия | 1 | Урок изучения и чтения произведения | Обучение устному рассказу | Патриотический пафос повести. | Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Анализ прочитанного текста, выводы, ответы на вопросы | Презентация | Стр. 154-177 | |||
33 | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | 1 | Урок изучения и чтения произведения | Практикум | Развитие понятий о литературном герое | Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Анализ прочитанного текста, выводы, ответы на вопросы, тестирование | Презентация | Стр. 177-210, стр. 209, наизусть | |||
34 | Р.р.Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Презентация | Написать сочинение | |||
35 | Р.р. Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» | Уметь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. | Написание сочинения | |||||
36 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистических пафос | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Нравственные проблемы рассказа | Знать: содержание понятия «художественная деталь». Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Выразительное чтение, чтение по ролям | Портрет. | Стр. 212-214 | |||
37 | И.С.Тургенев «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Лесник и его дочь. Мастерство автора в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа | Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию. | Владение монологической и диалогической речью | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 214-224 | |||
38 | И.С.Тургенев. стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Авторские критерии нравственности в стихотворения в прозе. Особенности жанра. | Знать: содержание понятий «стихотворение в прозе», «лирическая миниатюра». Уметь: воспринимать и анализировать стихотворения в прозе. | Владение монологической | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 224-225, наизусть | |||
39 | Р.р. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе | 1 | Урок развития речи | Практикум | Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе | Уметь: сочинять стихотворение в прозе | Чтение наизусть | Презентация | Написать стихотворение | |||
40 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: « Княгиня Трубецкая» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительное чтение, чтение по ролям | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 227-245 | |||
41 | Величие духа русской женщины | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «» Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска | Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Портрет | Стр. 229-230, наизусть | |||
42 | Вн.чт. Н.А.Некрасов «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Боль поэта за судьбу народа. Образ родины. Обучение выразительному чтению | Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. | Владение монологической и диалогической речью, тестирование | Стр. 245-250 | ||||
43 | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья | Знать: содержание баллад, определение жанра баллады. Уметь: выделять жанровые признаки баллады; давать характеристику особенностям сюжета; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | Работа со словарем, ответы на вопросы учебника, выразительное чтение | Портрет. Презентация | Стр. 251-259 | |||
44 | Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» | М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Сатирическое изображение нравственных пороков общества | Знать: содержание сказок. | Владение монологической и диалогической речью | Портрет. Презентация | Стр. 261-263 | ||
45 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности | Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Чтение по ролям, ответы на вопросы | Фонохрестоматия | Стр. 263-275 | |||
46 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика»\, «гротеск» | Анализ текста, ответы на вопросы | Презентация | ||||
47 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина» | Уметь: составлять план сочинению и работать с ним | Творческая работа | Презентация | Написать сочинение | |||
48-49 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыкова-Щедрина» | 2 | Урок контроля | Урок-игра | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасов. М.Е.Салтыкова-Щедрина» | Уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу | Тестирование | |||||
50 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Слово о писателе. «Детство»(главы). | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказ | Владение монологической и диалогической речью | Портрет | Стр. 280-282 | |||
51 | Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых | Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | Владение монологической и диалогической речью | Презентация | Стр. 282-287 | |||
52 | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа. Обучение устному рассказу | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Владение монологической и диалогической речью. Тестирование | Стр. 287-295 | ||||
53 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношения детей и взрослых | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Сложность взаимоотношения детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы | Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Портрет | Стр. 8-18 | |||
54 | И.А.Бунин «Лапти». Нравственный облик рассказа | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Нравственный облик рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы; показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. | Устный опрос, чтение по ролям | Стр. 19-56 | ||||
55 | Р.р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Подготовка к сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина» | Уметь: составлять план сочинения и работать с ним, делать выводы, аргументировать свои ответы | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
56 | Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа | Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев | Свободная работа с текстом. Ответы на вопросы | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 297-301 | ||
57 | Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Практикум | Развитие понятий о юморе и сатире | Знать: сюжетное своеобразие рассказа | Анализ текста рассказа | Стр. 305-309 | ||||
58 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Беседа | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, | Анализ текста рассказа | Фонохрестоматия | Стр. 309-311 | |||
59 | Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» | Уметь: самостоятельно раскрывать роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему | Анализ текста рассказов, тестирование | |||||
60 | «Край ты мой, родимый край!» | Р.р.Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Обучение анализу лирического текста | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Выразительное чтение | Портрет. Презентация | Стр. 3-8, наизусть | ||
61 | А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», И.А.Бунин «Родина» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Обучение анализу лирического текста | Знать: особенности мировосприятия поэтов. Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека | Выразительное чтение, чтение наизусть | Портрет. Презентация. | Стр. 317, стр. 313-315, наизусть | |||
62 | Из русской литературы XX века | М.Горький. Слово о писателе. «Детство» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Слово о писателе. Изображение быта и характеров | Знать: содержание повести; | Чтение по ролям, выразительное чтение | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 57-67 | ||
63 | Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин | Знать: нравственную проблематику повести; | Анализ прочитанного материала, письменные ответы на вопросы | Стр. 67-77, дописать | ||||
64 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Характеристика положительных героев повести | Знать: владеть различными видами пересказа; | Выразительное чтение отрывков повести | Презентация | Стр. 77-83 | |||
65 | Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Народное творчество в повести М.Горького «Детство» | Знать: участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Владение монологической и диалогической речью | |||||
66 | Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство» | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Практикум | Портрет как средство характеристики героя | Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции | Анализ эпизода | Презентация | ||||
67 | Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Знать: содержание легенды | Выразительное чтение | Стр. 84-88 | ||||
68 | В.В.Маяковский . Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения | Знать: содержание понятия сатира | Владение монологической и диалогической речью. | Портрет. Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 100-109, наизусть | |||
69 | Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Рассказ учителя. Беседа | Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению | Уметь: выделять смысловые части художественного текста | Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть | |||||
70 | Вн.чт. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского | Анализ текста стихотворения, ответы на вопросы, выразительное чтение | Фонохрестоматия | Стр. 110-111 | |||
71 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Гуманистический пафос произведения | Знать: содержание рассказа. Уметь: определять нравственную проблематику произведения | Владение монологической речью. Выразительное чтение текста | Портрет | Стр. 89-91 | |||
72 | Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Владение монологической речью. | Презентация | Стр. 91-99 | |||
73 | А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Призыв к состраданию и уважению к человеку | Знать: особенности мировосприятия Платонова и специфические черты его художественного мира. | Владение навыками лингвистического анализа текста | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 113-118 | |||
74 | Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внутренняя и внешняя красота человека | Уметь: воспринимать и анализировать текст | Владение монологической и диалогической речью | Презентация | Стр. 119-123 | |||
75 | Вн.чт. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Своеобразие языка прозы А.П.Платонова | Уметь: отличать специфические черты стиля писателя | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Портрет | Стр. 123-130 | |||
76 | Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Практикум | Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности | Уметь: отличать специфические черты стиля писателя | Анализ текста рассказа | Презентация | Стр. 130-139 | |||
77 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Уметь: составлять план сочинения и работать с ним | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
78 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет дома» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. | Способы создания поэтических образов | Знать: особенности поэтического мира Пастернака. Уметь: видеть выразительность и чистоту языка поэта | Владение навыками связной монологической и диалогической речи. Выразительное чтение | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 141-143 | |||
79 | Своеобразие картин природы в лирике Пастернака | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Практикум | Своеобразие картин природы в лирике Пастернака | Знать: образные средства поэтической речи. Уметь: выполнять лингвистический анализ поэтического текста; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения | Выразительное чтение | Презентация | ||||
80 | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | 1 | Урок контроля | Практикум | Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | Знать: пройденный материал Уметь: делать анализ | Контрольные задания | Презентация | ||||
81 | На дорогах войны | Вн.чт. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны | 1 | Комбинированный | Урок внеклассного чтения | Интервью как жанр публицистики | Знать: содержание понятия «публицистика»; жанровые особенности интервью. | Чтение по ролям | Презентация | Стр. 147-150 | ||
82 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова | 1 | Комбинированный | Практикум | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова | Знать: образные средства поэтической речи, анализировать различные формы выражения авторской позиции; производить анализ поэтического текста | Выразительное чтение | Портрет. Презентация . Фонохрестоматия | Стр. 144-159, наизусть | |||
83 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе | Знать: содержание рассказа, его тему и идею. Уметь: анализировать текст произведения, слышать голос автора | Выразительное чтение, чтение наизусть | Портрет | Стр. 159-160 | |||
84 | Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | Уметь: сопоставлять произведения одной тематики разных авторов | Анализ текста рассказа | Презентация | Написать сочинение «Зачем нам нужны животные» | |||
85 | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа. | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | Знать: содержание рассказов; особенности художественного мира писателя. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выражать свое отношение к прочитанному | Владение навыками связной монологической и диалогической речи | Портрет. | Стр. 170-176 | |||
86 | «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Беседа. Практикум | Обучение целостному анализу эпического произведения | Уметь: самостоятельно делать выводы об авторской позиции, аргументировать свою точку зрения | Анализ прочитанного текста, выразительное чтение | Презентация | Нарисовать иллюстрацию | |||
87 | Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро» | Знать: содержание рассказа, понимать его тему и идею. Уметь: анализировать текст художественного произведения; понимать | Свободная работа с текстами | Портрет | Стр. 180-196 | |||
88 | Вн.чт. Герои и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Практикум | Взаимовыручка как мерило нравственности человека | Уметь: сопоставлять произведения одной тематики разных авторов; проводить литературные аналогии | Анализ прочитанного текста | Презентация | ||||
89 | «Тихая моя родина» | Вн.чт. Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | Знать: содержание поэтических произведений, своеобразие художественного мира каждого из поэтов. Уметь: анализировать текст стихотворения, слышать и понимать лирического героя | Владение монологической и диалогической речью | Презентация . Фонохрестоматия | Стр. 21-218, наизусть | ||
90 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Развитее понятия о лирическом герое | Знать: основные моменты биографии поэта | Выразительное чтение | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 148-149, наизусть | |||
91 | Философские проблемы в лирике Твардовского | 1 | Комбинированный | Беседа. Практикум | Философские проблемы в лирике Твардовского | Уметь: анализировать лирический текст | Выразительное чтение, чтение наизусть | Презентация | ||||
92 | Вн.чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Публицистика, мемуары как жанры литературы | Знать: содержание статьи; особенности публицистического жанра. Уметь: воспринимать и анализировать текст публицистической статьи | Свободная работа с текстами. Владение монологической и диалогической речью | Портрет. Презентация | Стр. 197-205 | |||
93 | Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко | М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа. | Смешное и грустное в рассказах писателя | Знать: содержание рассказа, понимать его тему и идею. Уметь: анализировать текст художественного произведения; понимать авторскую оценочную позицию | Свободная работа | Презентация . Фонохрестоматия | Стр. 205-207 | ||
94 | Песни на слова русских поэтов XX века | Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Лирические размышления о жизни, времени и вечности | Уметь: производить анализ поэтического текста; раскрывать душевное состояние автора, понимать суть его размышлений | Выразительное чтение | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 220-224 | ||
95 | Из литературы народов России | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение | Презентация | Стр. 225-227 | ||
96 | Из зарубежной литературы | Р.Бернс. Слово о поэте. Стихотворение «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса | Знать: основные этапы жизни и деятельности Бёрнса. Уметь: отличать произведения поэта, опираясь на знание своеобразия поэтической манеры Бёрнса | Свободное владение монологической и диалогической речью. Умение выражать собственные мысли и аргументировать их | Презентация . Фонохрестоматия | Стр. 228-233 | ||
97 | Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Практикум | Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | Знать: понятия «романтизм», «романтический герой». Уметь: находить черты романтического в произведениях Байрона | Умение выражать собственные мысли и аргументировать их | Презентация | Стр. 234-235 | |||
98 | Японские хокку | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Особенности жанра | Уметь: понимать идею произведения, слышать голос автора, стремиться к осознанию необходимости гармонии с окружающим миром | Владение монологической диалогической речью | Презентация. Фонохрестоматия | Сочинить хокку | |||
99 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей | 1 | Комбинированный | Семинар | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей | Знать: понятия «гуманизм», «юмор». Уметь: стремиться быть гуманными | Владение монологической и диалогической речью | Презентация | ||||
100 | О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | Уметь: выполнять лингвистический анализ произведения, находить аналогии в русской литературе | Свободная работа с текстом. Владение монологической и диалогической речью | Презентация . Фонохрестоматия | Стр. 241-242 | |||
101 | Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Слово о писателе. Добро и зло в рассказе | Знать: особенности мировосприятия Брэдбери и его художественного мира. Уметь: слышать голос автора и понимать идею произведения | Свободная работа с текстом. Владение монологической и диалогической речью | Презентация | Стр. 249-263 | |||
102 | Выявления литературного развития учащихся 7 класса | 1 | Урок контроля | Практикум | Письменные ответы на задания по курсу литературы 7 класса | Уметь: отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы | Владение монологической и диалогической речью | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)
Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...