Рабочая программа по литературе 6 класс по уч.В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа, состоящая из пояснительной записки и поурочного планирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_6_klass.rar | 101.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. измерители | Информационное сопровождение | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | |||||||||||
1 | Введение | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои | 1 | Вводный урок | Лекция | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся | Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении. | Беседа, работа с книгой, тестирование | Стр. 4-5 | |||
2 | Устное народное творчество | Вн.чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | Урок изучения произведения | Беседа | Вн.чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры. Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен. | Работа с книгой, выразительное чтение | Фонохрестоматия | Стр. 6-10 | ||
3 | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора | 1 | Урок изучения и анализа произведения | Рассказ учителя. Беседа | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость | Знать: понятия пословицы Уметь: отличать пословицу от поговорки, характеризовать их отличительные признаки. | Ответы на вопросы. Работа с книгой | Фонохрестоматия | Стр. 11-15 | |||
4 | Загадки как малый жанр фольклора | 1 | Урок изучения и анализа произведения | Рассказ учителя. Беседа | Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок | Знать: понятие загадки Уметь: разгадывать и составлять загадки | Работа с книгой | |||||
5 | Р.р. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению. | Знать: понятие фольклор Уметь: составлять план сочинения и работать по нему | Творческая работа | Презентация | Написать сочинение | |||
6 | Из древнерусской литературы | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Обучение чтению | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях | Знать: жанры древнерусской литературы; летопись. Уметь: характеризовать содержание и проблематику | Составление конспекта | Фонохрестоматия | Стр. 22-24 | ||
7 | Из литературы XVIII века | Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Беседа | Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха». Слово о баснописце. Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне | Знать: жанровые особенности басни; понятия «эзопов язык», «мораль», «аллегория». Уметь: анализировать басню | Совершенствование навыков работы с книгой | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 26-28 | ||
8 | Из литературы XIX века | И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Беседа | Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. | Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория». Уметь: воспринимать и понимать характер героев басен | Совершенствование навыков работы с книгой | Портрет, фонохрестоматия | Стр. 30-34, 37-40 | ||
9 | «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Беседа | Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна | Уметь: находить литературные аналогии между произведениями разных баснописцев | Ответы на вопросы | Фонохрестоматия | Стр. 40-43, наизусть | |||
10 | И.А.Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Беседа. Обучение чтению | Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории | Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория». Уметь: воспринимать и понимать характер героев басен | Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование | Иллюстрации, фонохрестоматия | Стр. 34-37 | |||
11 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Подготовка к сочинению. | Уметь: составлять план сочинения и работать с ним | Творческая работа | Презентация | Написать сочинение | |||
12 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Обучение чтению | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению | Знать: вольнолюбивый характер стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворения. | Работа с учебником, ответы на вопросы | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 54-56, наизусть | |||
13 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Урок развития речи | Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. | Знать: двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе. Уметь: определять их самостоятельно. | Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение | Фонохрестоматия | Стр. 56-57 | |||
14 | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Обучение чтению. Практикум | Жанр стихотворного послания. Изображение действительности и внутреннего мира человека. | Знать: период жизни Пушкина Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему. | Совершенствование навыков работы с книгой, словарем | Фонохрестоматия | Стр. 53, наизусть | |||
15 | «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Обучение чтению. Практикум | Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов | Знать: понятия темы и поэтической идеи стихотворения. Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию | Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение | Фонохрестоматия | ||||
16 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня - крестьянка» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Беседа | Роль антитезы в композиции. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. | Знать: содержание текстов, историю создания. Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов. | Владение монологической и диалогической речью. | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 150-152 | |||
17 | Сюжет и герои повести | 1 | Урок чтения произведения | Беседа | «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения | Знать: художественные особенности повестей; идейное содержание. Уметь: отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов. | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | |||||
18 | Вн.чт. А.С.Пушкин «Выстрел» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа | Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них | Знать: художественные особенности повести | Выразительное чтение | Презентация | Стр. 59-64 | |||
19 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Обучение чтению. Беседа | Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова | Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы. | Выразительное чтение | Фонохрестоматия | Стр. 64-84 | |||
20 | Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Обучение чтению. Беседа | Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова | Уметь: составлять план событий, говорить | Выразительное чтение | Презентация | Стр. 84-94 | |||
21 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Беседа. практикум | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма | Знать: историческую подоплёку произведения | Анализ текста | Стр. 94-107 | ||||
22 | Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» | 1 | Урок анализа произведения | Беседа. Практикум | Роль эпизода в повести | Уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения. | Работа с учебником, ответы на вопросы | Презентация | Стр. 107-129 | |||
23 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Обучение устному рассказу. беседа | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | Уметь: составлять план событий, говорить | Самостоятельная работа с текстом | Иллюстрации | Стр. 129-141 | |||
24 | Авторское отношение к героям | 1 | Урок анализа произведения | Обучение устному рассказу. Беседа | Развитие понятия о композиции художественного произведения | Уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения. | Ответы на вопросы учебника | Презентация | Стр. 141-145 | |||
25 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Знать: методику действий при написании творческой работы. Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом. | Творческая работа | Презентация | Написать сочинение | |||
26 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 | Урок контроля | Практикум | Проверка освоенности материала учащимися | Знать: основные моменты творчества А.С.Пушкина Уметь: отвечать на вопросы заданий | Тестирование | |||||
27 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Обучение чтению | Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций | Знать: основные мотивы лирики поэта. Уметь: анализировать поэтический текст и делать выводы. | Выразительное чтение | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 153-158, наизусть | |||
28 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Практикум | Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения | Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта. Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства. | Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 163-166, наизусть | |||
29 | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».разрушение красоты и гармонии человека с миром | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Беседа. Практикум | Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация | Знать: биографические факты, содержание и тему стихотворений; приём сравнения в композиции произведения. Уметь: выразительно читать стихотворный текст. | Анализ текста, тестирование | Фонохрестоматия | Стр. 160-163 | |||
30 | Двусложные и трехсложные размеры стиха | 1 | Урок развития речи | Практикум | Двусложные и трехсложные размеры стиха. | Знать: трехсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий). Уметь: вступать в речевое общение | Анализ стихотворений | Презентация | Стр. 58-59, стр. 242-244 | |||
31 | Р.р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение. Составление плана сочинения | Знать: содержание произведений Уметь: составлять план сочинения и работать с ним | Творческая работа | Презентация | ||||
32 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Старосветские помещики» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа | Изучение текста произведения | Знать: содержание произведения Уметь: работать с текстом произведения | Работа с текстом | Портрет | ||||
33 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Беседа | Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | Знать: понятия «пейзаж», «портретная характеристика персонажей»; содержание рассказа; Уметь: воспринимать и анализировать текст, понимать его идейное содержание | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Портрет | Стр. 167-171 | |||
34 | «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Беседа | Народные верования и предания. Юмор автора | Уметь: сопоставлять пейзажную прозу и пейзажную лирику | Комментированное чтение | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 171-180 | |||
35 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Практикум | Портреты героев как средство изображения их характеров | Уметь: сопоставлять пейзажную прозу и пейзажную лирику | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Стр. 181-197 | ||||
36 | И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа | 1 | Комбинированный | Практикум | И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа | Знать: основные моменты жизни и творчества писателя | Ответы на вопросы, тестирование | Стр. 197-198 | ||||
37 | Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя | Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева | Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности | Выразительное чтение | Портрет, презентация. Фонохрестоматия | Стр. 200-202 | |||
38 | «Неохотно и несмело». «С поляны коршун поднялся» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Беседа | Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении | Знать понятия: «лирический герой», «художественный образ». | Выразительное чтение | Презентация. Фонохрестоматия | Стр. 202-205, наизусть | |||
39 | Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Практикум | Обучение анализу одного стихотворения | Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения | Уметь находить и использовать информацию | Фонохрестоматия | Стр. 205-206 | |||
40 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Обучение чтению | Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали | Знать понятия: «лирический герой», «художественный образ». | Работа с текстом | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 210, наизусть | |||
41 | А.А.Фет. «Еще майская ночь» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Обучение чтению | Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. | Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения | Анализ лирического произведения | Презентация . Фонохрестоматия | Стр. 212 | |||
42 | «Учись у них – у дуба, у березы» | 1 | Урок анализа произведения | Беседа. Практикум | Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности | Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности | Анализ лирического произведения, устный опрос | Фонохрестоматия | Стр. 214-215 | |||
43 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Краски и звуки пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения | Творческая работа | Презентация | Написать сочинение | |||
44 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Обучение чтению | Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя | Знать: художественные особенности стихотворения. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Портрет, презентация. Фонохрестоматия | Стр. 215-218 | |||
45 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Беседа. Практикум | Сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций | Знать: дактиль, анапест, амфибрахий. Уметь: определять трехсложные размеры. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Стр. 218-225, наизусть | ||||
46 | Вн.чт. Н.А.Некрасов. историческая поэма «Дедушка» | 1 | Внеклассное чтение | Беседа | Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова | Знать: художественные особенности поэмы. Уметь: характеризовать стилистические средства. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Презентация | Стр. 226-242 | |||
47 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | Урок контроля | Практикум | Проверка знаний учащихся по творчеству поэтов | Знать: основные моменты жизни и творчества поэтов Уметь: отвечать на вопросы заданий | Тестирование | |||||
48 | Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова | 1 | Урок контроля | Практикум | Проверка знаний учащихся по творчеству поэтов | Знать: основные моменты жизни и творчества поэтов Уметь: отвечать на вопросы заданий | Тестирование | |||||
49 | Н.С.Лескова. Слово о писателе. «Левша» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Беседа | Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа | Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения. Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать | Портрет | Стр. 245-248 | |||
50 | Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Урок чтения и изучения произведений | Рассказ учителя. Беседа | Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести | Знать: понятие «речевая характеристика». Уметь: выполнять характеристику героя. | Чтение по ролям; беседа по вопросам | Презентация | Стр. 248-272 | |||
51 | Р.р. Особенности повести Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Р.р. Особенности повести Н.С.Лескова «Левша» | Уметь: определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; писать подробное изложение. | Творческая работа | Презентация | Стр. 272-292 | |||
52 | Р.р. Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша» | Уметь: анализировать авторские языковые средства. | Творческая работа | Презентация | Написать сочинение | |||
53 | Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа | Особенности повести Н.С.Лескова «Человек на часах» | Знать: понятие «речевая характеристика». Уметь: выполнять характеристику героя. | Чтение по ролям; беседа по вопросам, тестирование | |||||
54 | Вн.чт. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа | Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте | Знать: как отображается природа смешного Уметь: характеризовать поэтику и стиль. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Портрет. Презентация | Стр. 296-299 | |||
55 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Практикум | Слово учителя, комментированное чтение; портреты Чехова 80-х годов XIX в | Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа. Уметь: анализировать содержание. | Анализ текста, подбор аргументов, тестирование | Фонохрестоматия | Стр. 300-302 | |||
56 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок-концерт | Слово учителя, выразительное чтение, работа с текстами, аналитическая беседа | Знать: содержание понятия «пейзажная лирика». Уметь: выразительно читать поэтические тексты; владеть навыками анализа. | Анализ текстов | Портреты, презентация. Фонохрестоматия | Стр. 303-307, наизусть | ||
57 | Из литературы XX века | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя | Знать: факты биографии Платонова; содержание произведения. Уметь: анализировать эпизоды. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Портрет. Фонохрестоматия | |||
58 | «Ни на кого не похожие » герои А.П.Платонова | 1 | Урок анализа произведения | Обучение чтению | Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие » герои А.П.Платонова | Знать: своеобразие языка сказки-были, стилистической манеры писателя. | Комментированное чтение | Презентация | ||||
59 | А.А.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | А.А.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью | Знать: факты биографии Грина (Гриневского); содержание феерии. Уметь: анализировать эпизоды. | Комментированное чтение | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 6-20 | |||
60 | Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Урок анализа произведения | Практикум | Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении | Знать: своеобразие языка произведения, стилистической манеры писателя. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Презентация | Стр. 20-29 | |||
61 | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти | Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль». Уметь: давать характеристику герою. | Подготовка сообщения по теме | Портрет | Стр. 30-40 | |||
62 | Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Урок анализа произведения | Беседа. Практикум | Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | Знать: виды сказок | Анализ текста, ответы на вопросы | Иллюстрации | Стр. 40-62 | |||
63 | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» | 1 | Урок анализа произведения | Беседа. Практикум | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» | Уметь: работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме | Анализ текста, ответы на вопросы | Презентация | Стр. 62-78 | |||
64 | Р.р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Инсценировка эпизодов «Ссора Насти и Митраши», «Спасение Митраши». Подготовка к сочинению | Знать: основную мысль произведения; философский смысл названия. Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному. | Анализ текста, подбор аргументов | Презентация | ||||
65 | Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Урок развития речи | Урок контроля | Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | Знать: особенности композиции. Уметь: характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
66 | Произведения о Великой Отечественной войне | Р.р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной Войне. Слово о поэтах-фронтовиках | 1 | Урок развития речи | Практикум | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной Войне. Слово о поэтах-фронтовиках | Знать: факты биографий Симонова, Орлова, Самойлова. Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмысливать тематику, нравственные аспекты произведений. | Выразительное чтение | Презентация | Стр. 80-81, наизусть | ||
67 | Р.р. К.М.Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д.С.Самойлов «Сороковые» | 1 | Урок развития речи | Практикум | К.М.Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д.С.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению | Знать: лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне; как они отражены в искусстве. | Выразительное чтение | Портреты, презентация. Фонохрестоматия | Стр.84, наизусть | |||
68 | Вн.чт. А.А.Лихачев. «Последние холода». Дети и война | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа. Рассказ учителя | Слово учителя, чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию | Знать: лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне. | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Презентация | ||||
69 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа | Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра. Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов. | Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме | Портрет | Стр. 88-102 | |||
70 | Р.р. В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе | 1 | Урок анализа произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении | Знать: пейзаж и его роль в произведении | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Стр. 103-112 | ||||
71 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Урок развития речи | Практикум | Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | Знать: понятие «художественная деталь». Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении. | Творческая работа | Презентация | Дописать | |||
72 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени | Знать: факты биографии писателя; приёмы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; приём антитезы; композицию рассказа. Уметь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя. | Беседа-размышление по прочитанному | Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 113-137 | |||
73 | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» | Знать: отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции и их назначение. Уметь: приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов. | Чтение по ролям, беседа по прочитанному | Стр. 137-154 | ||||
74 | Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика | 1 | Урок чтения и анализа произведения | Беседа | Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению | Знать: смысл названия рассказа. Уметь: составлять устный портрет литературного героя. | Беседа | Стр. 156 | ||||
75 | Р.р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В Распутина | 1 | Урок развития речи | Практикум | Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В Распутина | Знать: содержание текстов; понятие нравственного выбора. Уметь: писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному. | Создание письменных высказываний | Презентация | Дописать | |||
76 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике | Знать: основные факты жизни поэта Уметь: анализировать стихотворения | Анализ стихотворений | Портрет, презентация. Фонохрестоматия | Стр. 202-205 | |||
77 | Ф.А.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Влияние учителя на формирование детского характера. | Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа. Уметь: постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении. | Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме | Портрет | Стр. 175-193 | |||
78 | Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Юмор и его роль в рассказе | Знать: роль юмора в повествовании. Уметь: характеризовать художественные особенности рассказа. | Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме | Стр. 194 | ||||
79 | Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне | 1 | Урок контроля | Практикум | Знать основные факты изученных произведений Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина | Знать: тексты изученных произведений Уметь: отвечать на вопросы, делать выводы | Тестирование | |||||
80 | Родная природа в русской поэзии XX века | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | Поэзия родной природы. Средства создания поэтических образов | Знать: сведения о жизни творчестве А. Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация». Уметь: выразительно читать стихотворный текст (в том числе и наизусть). | Выразительное чтение | Презентация. Портрет. Фонохрестоматия | Стр. 196, наизусть | ||
81 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье, Степь и дали», «Пороша» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. обучение выразительному чтению | Знать: светопись и звукопись поэзии Есенина ; песни на стихи Есенина. Уметь: находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения | Выразительное чтение, чтение наизусть | Презентация, портрет. Фонохрестоматия | Стр. 198-200, наизусть | |||
82 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Обучение чтению | Обучение анализу одного стихотворения | Знать: поэтический мир поэтов; выполнять частичный лингвистический анализ текста. | Выразительное чтение, чтение наизусть | Фонохрестоматия | Стр. 200-201, наизусть | |||
83 | Писатели улыбаются | В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Слово о писателе. Рассказ «Срезал» | Знать: основные темы произведений Шукшина; содержание рассказа. Уметь: анализировать художественное произведение; видеть приёмы создания образов героев | Ответа на вопросы, тестирование | Портрет, презентация. Фонохрестоматия | Стр. 158-162 | ||
84 | Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики» | 1 | Урок анализа произведения | Рассказ учителя. Беседа | Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина | Знать: особенности юмора в произведениях Шукшина. Уметь: объяснять понятие «странные люди» | Умение находить литературные аналогии и выстраивать сквозные линии | Стр. 162-173 | ||||
85 | Из литературы народов России (Обзор) | Вн.чт. К.Кулиев. слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был мой народ» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Тема Родины и народа. Язык, поэзия и обычаи как основа бессмертия нации | Знать: сведения о жизни и творчестве К. Кулиева. Уметь: выразительно читать стихотворный текст | Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение | Презентация. Портрет | Стр. 209-212 | ||
86 | Вн.чт. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека | Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая. Уметь: выразительно читать стихотворный текст | Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение | Презентация, портрет | Стр. 206-208 | |||
87 | Из зарубежной литературы Мифы народов мира | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Понятие о мифе. | Знать: понятия «миф», «герой» в древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки, содержание некоторых мифов (на выбор). Уметь: анализировать и делать собственные выводы; выполнять художественный пересказ эпизодов. | Совершенствование навыков работы с книгой, словарем. | Презентация | Стр. 213-215 | ||
88 | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | Знать: картину мира в представлениях древних греков. Уметь: представить её в виде схемы или рисунка. | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Презентация | Стр. 218-224 | |||
89 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки | Знать: понятие «легенда», содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа | Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию | Презентация | Стр. 224-227 | |||
90 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе | Знать: эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия «гипербола», «постоянный эпитет». Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки. | Подбор аргументов, формулирование выводов | Иллюстрации, презентация | Стр. 227-261 | |||
91 | Произведения зарубежных писателей | Вн.чт. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире | Знать: тематику и идейное содержание произведения. Уметь: давать характеристику героям | Умение находить литературные аналогии. | Портрет. Презентация | Стр. 263-265 | ||
92 | Вн.чт. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Народное понимание правды жизни как нравственная ценность | Знать: содержание романа, жанр романа, владеть навыками анализа текста. | Владение монологической и диалогической речью | Стр. 263 | ||||
93 | Вн.чт. Образ Санчо Пансы | 1 | Урок анализа произведения | Урок внеклассного чтения | Образ Санчо Пансы | Уметь: давать характеристику героям | Анализ текста | |||||
94 | И.Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «перчатка» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Рассказ учителя. Беседа | Проблемы благородства, достоинства и чести | Знать: биографические сведения о писателе. Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов. | Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Портрет, презентация. Фонохрестоматия | Стр. 266-271 | |||
95 | Вн.чт. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романизм и реализм в произведении | Знать: биографические сведения о писателе; определение жанра «новелла». Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла» и «рассказ». | Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Портрет, презентация | Стр. 273-292 | |||
96 | Вн.чт. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Средства создания комического. Юмор в произведении | Знать: биографические сведения о писателе; Уметь: проводить анализ прочитанного текста | Выразительное чтение, чтение по ролям | Презентация, портрет | ||||
97 | Вн.чт. Дружба Тома и Гека | 1 | Урок анализа произведения | Урок внеклассного чтения | Поведение мальчиков в критических ситуациях. | Знать: текст произведения; Уметь: проводить анализ прочитанного текста | Ответы на вопросы учебника | |||||
98 | Вн.чт. Том и Гек: общность и различие | 1 | Урок анализа произведения | Урок внеклассного чтения | Том и Гек: общность и различие | Знать: текст произведения; Уметь: проводить анализ прочитанного текста | Ответы на вопросы учебника | |||||
99 | Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе | 1 | Комбинированный | Урок внеклассного чтения | Слово о писателе | Знать : основные моменты жизни и творчества писателя | Ответы на вопросы учителя | Презентация, портрет | 1-9 главы | |||
100 | Вн.чт. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Урок внеклассного чтения | Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче | Знать: содержание сказки. Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр; выявлять авторскую позицию | Владение монологической и диалогической речью | Фонохрестоматия | 11-20 главы | |||
101 | Письменный ответ на вопрос «Что изменили во мне изучение литературы в 6 классе?» | 1 | Урок развития речи | Развитие речи учащихся | Письменный ответ на вопрос | Уметь : отвечать на поставленный вопрос | Творческая работа | |||||
102 | Р.р. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» | 1 | Урок развития речи учащихся | Практикум | Урок-игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)
Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...