На фоне зарева
статья по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Поэт и народ в поэзии начала 20 века
Поэзия тех лет развивалась на фоне пожарищ усадеб помещиков, горящих броненосцев русской эскадры, подожженных в Цусимском проливе огнем японских кораблей, пылающих польских фольварков, разбитых германской артиллерией, пожар 1917 года. Осознание собственного одиночества обусловил расцвет индивидуализма в русской поэзии. Революционная ситуация 1905-1907 годов побудила многих авторов заявить о единстве с восставшим народом. Революционные стихи сочиняли Ф. Сологуб, К. Бальмонт, С. Городецкий. В стихах склонность к игре. Тяга к единству с восставшим народом угасала вместе с поражением революции. Кризис индивидуализма стал у Блока сквозной темой его критико-публицистических выступлений. Это как «закат культуры». Наиболее влиятельным оказался символизм – направление в поэзии. «Старшие» символисты – В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский пришли в литературу в 90-е годы 19 века – период глубокого кризиса поэзии. Они стремились возродить культуру стиха. Они прославляли культ Красоты, свободного самовыражения поэта, выступавшего под масками Мага, Демиурга, Мистагога. «Младшие» символисты – А. Блок, В. Иванов, Эллис, С. Соловьев. На первый план выдвигали философские и теософские искания, стремились в искусстве постичь «непознаваемую» сущность мира. Обе ветви роднило представление о символе как условном знаке реальности. Символ как основа бытия. Читателям кризисной эпохи символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Этим объясняется популярность поэзии символистов. Привлекали и изысканная образность и легкость, музыкальность стиха символистов. Серьезные ценители поэзии указали на недостатки символистов. Иннокентий Анненский указал на искусственность, усложненность символистского мифа о мире. Он обвинял символистов в том, что они стремились подменить реальную жизнь условностью. Внутренние раздоры и критика решили судьбу символизма. К началу 10-х годов символизм сошел с литературной сцены, на которой господствовал два десятилетия. Новые направления – акмеизм, футуризм торопились занять подмостки. Акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам) были связаны с символизмом журналом «Аполлон» (1909-1917). Но акмеисты отвергали философские и теософские искания символистов (в первую очередь «младших») миром простых вещей и явлений. Они требовали в поэзии «логичности в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе» - «прекрасной ясности». Сильное влияние В. Брюсова испытал Николай Гумилев - лидер и теоретик акмеизма, посвятивший учителю свою первую книгу «Жемчуга». Акмеисты сводили дело поэзии к решению технических задач. Возвращая поэзии ясность, точность, вещность, они отнимали у нее мировоззренческую глубину, отказывались от напряженных нравственных и духовных исканий. Скорее, личная дружба, а не теоретические формулы объединяли этих талантливых, непохожих один от другого поэтов под общей вывеской. Неоднородным был и футуризм. Существовали разномастные группы. Среди них выделялись «Гилея» (В. Хлебников, В. Маяковский). Они именовали себя кубофутуристами. Эгофутуристы (И. Северянин). «Центрифуга» (Асеев, Б. Пастернак). Скандальную известность получило требование кубофутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современность». Манифесты футуристов «упраздняли» все на свете – от языка, вместо которого предлагалось ввести новые слова – лишенные смысла произвольные сочетания букв до пространства. «Теории» футуристов показывают, какую агрессивную направленность могут принять мысли художников, остро ощущающих свою изолированность от народной жизни. Особое место в литературной ситуации начала века принадлежит крестьянским поэтам. 900-910-е годы время активной деятельности Суриковского литературно-музыкального кружка (названного по имени крестьянского поэта 2 половины 19 века И.З. Сурикова). Видную роль в нем играли С. Дрожжин, М. Леонов, Ф. Шкулев. К следующему поколению крестьянских поэтов относят Н. Клюева и П. Орешина. Крестьянские поэты не выдвигали четко сформулированной эстетической программы. Религиозно-мистические идеи соединялись с темами защиты народного уклада, многовековой традиции крестьянской культуры. Литературные взгляды «младшего» предреволюционного поколения мало изучены. В начале творческого пути особенно близок с Н. Клюевым Сергей Есенин. Есенин сплавил в своем лирическом откровении традиции фольклора и русского классического искусства. В творчестве Есенина народ принимает классическую культуру, которая изначально создавалась как культура общенародная, национальная. Это относится к позднему творчеству Есенина. Поэт глубоко осознавал свою миссию и относился к ней с огромной ответственностью. Центром демократической литературы, вокруг которого группировались писатели-реалисты, стало основанное М. Горьким издательство «Знание». Здесь сотрудничали А Куприн, В. Вересаев, И. Бунин. Бунин продолжил традиции русской поэзии 19 века. Ему не чужды были внимание к красочной детали, импрессионистичность описаний, прозаичность разговорной речи, смело введения в стихи. Но никогда Бунин не отказывался от верности правде жизни, ясности, гуманизма, народности. Поэт выступал против культа художественной личности, противопоставленной широким массам народа. К позиции реализма пришел и А. Блок, А. Белый, С. Есенин, А. Ахматова, Б. Пастернака. Путь подлинного поэта – от заблуждений до обретения художественной истины – под силу пройти только одному. Истина, выстраданная на этом пути, будет только его истиной, для общедоступных прописей она не годится. Не друг с другом сближались художники, порвавшие с декадентским искусством, а с народом, родной землей, почвой. Преодолев вкус индивидуализма, лучшие поэты эпохи создали значимые вершинные произведения. В зрелых стихах раскрылось мастерство поэтов начала века. Их творцы поднялись до осознания подлинного призвания художника, до понимания характера его отношений с Родиной. Об этом сказал А. Блок: «Мы же, писатели, должны играть роль тончайших и главнейших органов и ее чувств. Мы не слепые ее инстинкты, но ее сердечные боли, ее думы и мысли, ее волевые импульсы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Исследование шумового фона в помещении и на улице"
В прзентации представлены результаты исследовательской работы по определению шумового фона .Для измерения шума, создаваемого автотранспортом на различных участках дороги был использован шумомер. В раб...
презентация "Исследование шумового фона в помещении и на улице"
В прзентации представлены результаты исследовательской работы по определению шумового фона .Для измерения шума, создаваемого автотранспортом на различных участках дороги был использован шумомер. В раб...
Борис Ельцин на фоне истории своей страны
Данная презентация была подготовлена к юбилею первого президента России....
Адаптационная программа для 10-11 класса "Личность на фоне Отечественной истории"
Предлагается вашему вниманию программу факультативного курса по истории Отечества для 10-11 классов. Всего 68 часов. Цель курса: Усилить роль личностно-психологического фактора в изучении истории, од...
Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения
натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...
Урок на фоне игры
методическая статья...
особенности становления трудовой деятельности на фоне интеллектуальной недостаточности
В статье говорится об особенностях становления трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта....