Адаптационная программа для 10-11 класса "Личность на фоне Отечественной истории"
материал по истории по теме
Предлагается вашему вниманию программу факультативного курса по истории Отечества для 10-11 классов. Всего 68 часов.
Цель курса: Усилить роль личностно-психологического фактора в изучении истории, одновременно дать возможность обучающимся осознать себя субъектом исторического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federacii.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района
МОУ «Средняя общеобразовательная школы № 4»
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ № 4
В. М. Осипова ________________
Адаптационная программа по истории
для учащихся 10-11 классов
«Личность на фоне Отечественной истории»
Автор разработки:
Черепанова Ирина Анатольевна,
учитель истории и обществознания,
МОУ СОШ № 4
г. Шелехов, 2008
Пояснительная записка
Сегодня в связи с потребностями гуманизации исторического образования происходит «очеловечивание» истории, т.е. уделяется повышенное внимание личности, идей самоценности человека, как субъекта социального развития, признается право на свободу воли, на возможность личности влиять на изменение хода истории.
Работа над программой факультативного курса является частью теоретической и методической разработки темы самообразования «Роль изучения исторической личности в организации учебной деятельности старшеклассников».
Программа составлена на основе программ по отечественной истории с древнейших времен до наших дней двух авторских коллективов В.И. Буганова, П.Н. Зырянова, А.Н. Сахарова и Е.А. Гевурковой, В.И. Егоровой, А.Г. Колоскова, Л.И. Лариной.
Цель изучения курса: усилить роль личностно-психологического фактора в изучении истории, одновременно представить школьникам возможность осознать себя субъектом исторического процесса.
Задачи курса:
- Помочь ученику осмыслить роль человека в истории, собственную причастность к истории своей страны и края;
- Приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколения россиян, способствовать нравственному развитию, самовоспитанию через сопереживания людям прошлого, через усвоение идеалов и нравственных ценностей исторических личностей, а так же с помощью ситуации нравственного выбора, возможности применить на себя исторические костюмы, маски;
- Научить учащихся уделять внимание личностно-психологическим аспектам истории, высказывать и обосновывать суждения о действиях людей в истории, о роли исторической личности в историческом процессе;
- Сформировать у ребят умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, развивать способности, анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними.
Основные методологические и методические положения программы:
- Необходимо на уроке рассматривать роль не только великих, ярких представителей истории, но и «рядовых» ее участников, т.е. любая личность самоценна;
- Отказаться от деления исторических деятелей на «плохих» и «хороших», использовать альтернативные оценки поступков, их роли на развитие исторического процесса, на тех или иных ее этапах;
- При изучении исторической личности необходимы знания ее психологических особенностей, с учетом постоянного их развития, помнить, что личность не остается на протяжении жизни постоянной величиной;
- Необходимо учитывать влияние на изменения характера, поступков личности, окружающей макро и мегасреды;
- Дать возможность учащимся объективно представить процесс формирования идей, эволюцию взглядов личности;
- Для понимания учениками собственно-личностной значимости в истории научить искать свои корни в традициях народа, проводить параллели с современностью, соотнесение изучаемого объекта с самим собой, рефлексия собственного жизненного статуса, проигрывание ситуации и ролей, познание через переживание;
- Для создания достоверного портрета исторической личности использовать «разговорный» материал – документы исторических эпох, дневники, мемуары и т.д., создавая таким образом фон эпохи;
- Использовать накопленный методический опыт предыдущих поколений, отбирая наиболее ценное в изучении роли личности.
Данные положения, а так же сформулированные цели и задачи определяют особенности программы:
- В основу программы положен проблемно-хронологический подход в отборе материала;
- Программа ориентированна на реализацию личностно-деятельного подхода через обращение к личности ученика – субъекта познания, его возможностям, потребностям, интересам.
Курс рассчитан на 68 часов, на два года обучения в 10-11 классах, соответственно программа делится на две части:
I часть – Русь древняя и средневековая (с VII в. до конца XVII в.), история выдающихся деятелей от Рюрика до первых Романовых – 34 часа;
II часть – Россия в новое и новейшее время (XVIII – XXI вв.), период деятельности императоров и вождей – 34 часа.
Критерии отбора материала:
- Пригодность материала для достижения цели обучения;
- Подлинные тексты изучаемых эпох для более плодотворного поиска исторической истины;
- Его значимость для раскрытия роли исторической личности, формированию ярких образных представлений;
- Значимость для раскрытия закономерностей и случайностей исторического развития;
- Способность содействовать усвоению базовых понятий;
- Соответствие познавательным возможностям учащихся;
- Дискуссионность, проблемный характер материала;
- Наличие ДМК, хрестоматий, учебных пособий, дополнительной литературы, позволяющей организовывать полноценное усвоение материалов.
Методика изучения роли личности в истории основана на поэтапном дифференцированном погружении в практический материал; особое внимание отводится самостоятельной работе учащихся, развитию их творческих способностей. Выделяется несколько этапов:
I этап. Превращение ученика в субъект изучения возможно через инициирование интереса, поэтому на первой ступени происходит создание образных представлений на эмоционально-нравственном уровне. Например: от внешнего облика фактов биографии к познанию черт характера; здесь предлагается ученикам «нарисовать» портрет личности по источнику, работа с художественными и литературными произведениями, сравнение с историческими источниками. Задача первой ступени – привитие интереса к личности, роли личности в историческом процессе, научить основам исторического исследования.
II этап. На второй ступени формируется понимание истории как цели событий и деяний исторических лиц, в результате которых меняется мир. Развивается аналитическое мышление, умение выявить причинно-следственные связи, определить главные и второстепенных факторы развития. Ученики учатся оценивать личность с различных точек зрения, в том числе с точки зрении норм той эпохи, в которой жил человек. Учащиеся знакомятся с мнениями историков, высказываниями современников. Предлагаются задания на описание личности глазами современников, используются такие приемы, как моделирование жизненных ситуаций. Это помогает раскрыть взаимоотношения личности с окружающими людьми. Используется я жанр персонифицированной истории, который позволяет через биографию исторического деятеля осветить важные события, особенности жизни страны и народа, раскрыть образ эпохи.
На этом этапе предлагается самостоятельная поисковая работа, составление простейших характеристик, учитель выступает в роли консультанта.
III этап. Третья ступень предполагает формирование исторического мышления (на основе достигнутых результатов формирования образного и логического мышления, умения выделять причинно-следственные связи и т.д.). историческое мышление развивается через постановку и решение исторических проблем, особое внимание на этом этапе уделяется деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор повлиявший на его судьбу, и на судьбу страны. Это позволяет раскрыть возможные альтернативы истории, показать роль ситуации выбора, историческую значимость жизненной позиции человека. Понять выбор личности возможно только на основе составления и разбора социально-психологической характеристики личности. То есть, если на первой ступени ученики рассматривали внешнюю характеристику, учились составлять простую характеристику личности; на второй ступени выделяли черты характера личности, анализировали мотивы поступков, становление идей, то на третей ступени приходим к пониманию психологического состояния личности в момент принятия ответственного решения – учитывая все ступени, составляем целостную характеристику личности.
Характеристика исторической личности дополняется и углубляется за счет привлечения политологических и социологических знаний.
IV этап. На четвертой ступени происходит усложнение источника информации, свертывание систем подсказок, ученики должны научиться извлекать необходимую информацию из неадаптированных документов, критически анализировать историографию. Уметь извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня, мыслить исторически. В этой связи интересны интегрированные уроки истории и обществознания, например6 «Портрет политического деятеля на фоне новейшей истории». Учащиеся 12-ых классов должны уметь писать собственные исследования-размышления, ориентироваться в настоящем с опорой на опыт прошлого.
Занятия факультатива представляют возможность использовать различные формы и методы представления материала:
- Лабораторные работы, например: как работать с периодической печатью (газеты, журналы), с книгой (работа с цитатой, сравнение фактов), как написать рецензию, отзыв, как пользоваться ИНТЕРНЕТОМ и т.д.;
- Диспуты, семинары, ролевые игры и т.д.;
- Групповая и индивидуальная работа;
- Социологический опрос, экскурсии, занятия в библиотеке, музее и т.д.
Набор предполагаемых тем и занятий подвижен и может меняться в зависимости от сюжетных предпочтений учителя, заинтересованности учащихся.
Воспитательный потенциал факультатива особенно ярко обнаруживается в темах «Мое имя и родословная», «События 1917-1930 г.г. в родном крае: люди и судьбы», «XX век в истории моей семьи», задача которых вернуть школьникам ощущение исторического времени и пространства, сопричастности к истории страны.
Описание разделов программы
I часть: История выдающихся от Рюрика до первых Романовых – 34 часа.
Введение - 4 часа.
Методология структура и содержание факультативного курса. Рассмотрение понятий: человек, индивид, личность. Роль личности в истории, историческая деятельность, как процесс самореализации, социально-психологическая модель развития личности. Личность как элемент исторического анализа, отражение исторической закономерности и случайности.
Раздел I. Откуда есть пошла Русская земля. 8 часов
Сказания о первых князьях
Становление княжеского института власти, роль вождей в истории. «Призвание варягов» - Рюрик: легенда и быль. Князь Олег – вождь-завоеватель, подчинение Киева. Укрепление Киевского государства при Игоре. Олег, Игорь, Святослав – князья полководцы.
Праматерь всех русских князей
Роль женщины, положение женщин в древней Руси. Характер государственной деятельности Ольги. Крещение Ольги. Христианский портрет Ольги.
Религиозная реформа Владимира I, альтернативный выбор
Личность Владимира I. Религиозный выбор князя Владимира, влияние личного опыта. Крещение Руси. Русь – страна двоеверия.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром
Борьба за власть, моральные качества князей, братоубийство – Борис и Глеб. Раздел державы между Мстиславом и Ярославом. Ярослав Мудрый – крупнейший государственный деятель Киевской Руси, законодатель, полководец, просветитель. Психологический портере Ярослава.
Раздел II. Раздробленность Руси – монгольское иго. 7 часов
Русские князья и Золотая Орда
Русские князья и Орда – союзники или противники. Героизм защитников Руси. Раздробленность, как форма государственности. Личность Мономаха – идеал правителя в общественном сознании в XI-XIII в.в. Психологический портрет на основе источника «Поучение».
Александр Ярославович Невский-
великий полководец древней Руси
Личность Александра невского - великого полководца Древней Руси, его военные подвиги. А. Невский и его политический курс: отношения с Востоком и Западом. Невский –патриот Руси или слуга орды?
Д.Донской – государственный и военный деятель XIV века
Собирание Руси. Роль дальновидных московских политиков. Иван Калита – прадед Донского, преемственность политики. Куликовская битва ее герои.
Раздел III. Становление российской державы. 5 часов
Московские князья в центре важнейших событий эпохи единения Руси.
Политическое первенство Руси при Василии I и II.политические и духовные лидеры, позиции сословий. Усиление Руси при Иване III. Психологический портрет Ивана III.
Марфа Борецкая – галерея россиянок, знаменитых в истории.
Господин Великий Новгород – попытка сохранения самостоятельности правления. Женщины в политике. Различное социальное положение россиянок.
Раздел IV. Эпоха князей. 7 часов
Иван Грозный – тиран XVI века
Личность Елены Глинской – регентши русского трона. Иван IV – первый «царь всея Руси». Царь и его соратники – Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр и др. Тиран на троне: страх перед властью. Конец династии Рюриковичей. Иван грозный в
Оценке современников и историков.
Смутное время – эпоха самозванцев
Кризис власти. Личность Лжедмитрия I. Понятие популярный и популистский лидер в политике. Годунов, Шуйский, Семибоярщина: последствия политической и социальной розни.
Минин и Пожарский, Болотников, Ляпунов, Заруцкий, Иван Сусанин – герои своего времени
Гражданская война – политическое, экономическое положение различных социальных групп. Народное ополчение – защитники своего Отечества, патриотический подъем народа. Народный герой – характерные черты.
Церковные деятели и их роль в создании и укреплении Российского государства
Личности: С. Радонежский, Филарет, Никон, Аввакум. Их влияние на развитие исторического пути Российского государства. Церковные деятели – миротворцы древней Руси. Христианское мировоззрение русского народа. Понятие соборности. Духовные искания. Антицерковные настроения. Еретики – вольнодумцы.
II часть: Период деятельности императоров и вождей. 34 часа
Раздел V. Императорская Россия - эпоха государственных реформ. 6 часов
ПетрI и его время в отечественной и зарубежной историографии
Первый император на русском престоле. Российская историография о личности Петра и его эпохи.
Эпоха временщиков
Личность: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета, Петр III. Проблема престолонаследования, борьба придворных группировок за власть, роль гвардии и иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Две Екатерины – прекрасные представительницы эпохи «Просвещенного абсолютизма»
Личность: Екатерина II, Екатерина Дашкова. Фавориты и политика. Русское просвещение – плеяда ярких личностей: Потемкин, Новиков, Радищев, Ломоносов, Суворов и т.д., их деятельность на благо России.
Емельян Пугачев – бунтовщик XVII в., «А. Радищев – бунтовщик хуже Пугачева»
Психологические портреты Пугачева и Радищева. Современники и историки о спорных проблемах крестьянской войны. Монархизм народа. Радищев и начало революционного направления в общественной жизни. Бунт и литературное произведение - две формы социально – политической борьбы.
Раздел IV. Россия в XIX веке 6часов
Время наружного рабства и внутреннего освобождения.
«Дней Александровых прекрасное начало…»- характеристика АлександраI. Надежды и падение этих надежд, связанных с деятельностью Александра I. Декабристы- социальный состав. Судьбы декабристов. Декабристы и Сибирь.
Реформаторы XIX века.
Личности: А.А.Аракчеев, М.М.Сперанский, М.Т.Лорис-Меликов, С.Ю.Витте. Крестьянский вопрос как основная проблема русской жизни, попытки ее разрешения. Эволюционный путь развития России: предложения, итоги. Сопротивление консервативных сил (представители). Капиталистические отношения: потребность времени, рассмотрение влияния капитализма на основе социального состава русского общества.
Народники- революционное не терпение.
Западники и славянофилы: «либералы- идеалисты» 40-х годов. Русский либерализм- основные идеи. Поиски путей преобразования России, модели будущего общественного устройства- Лавров, Ткачев, Бакунин.
РазделVII. Россия в эпоху революции. 6 часов
Российское общество начала XX века.
Социальные слои, общественные классы, различия условий их существования. Особенности формирования гражданского общества в России.
Эволюционный или революционный путь развития России.
Личность Николая II. Самодержавие. Кризис власти. Понятие «политический лидер». Формирование политических партий и общественных организаций. Их лидеры: Милюков, Гучков, Мартов, Ленин. «Восстание масс» - политическая активность народных масс. Деятельность П.А. Столыпина.
Октябрь 1917г. – революция или переворот?
А.Ф.Керенский. Падение престижа и власти Временного правительства. Рост влияния большевиков – социальный состав большевистского движения. Ленин у власти. Ленинизм, создание культа. Трагедия исторической личности. Троцкий. Идея мировой революции.
Серебряный век русской культуры – интеллигенция начала XX века.
Плеяда деятелей серебряного века: Бердяев, Вернадский, Булгаков, Мечников, Флоренский и др. Обсуждения в обществе путей дальнейшего развития страны. Нравственные проблемы русской культуры. Приветствие «революционной бури», разочарование и отказ от идей революции. Достижения науки, литературы, живописи.
РазделVIII. Советская Россия. 9 часов
События 1917 -1930 годов в родном крае: люди и судьбы.
Простые люди в непростой период истории. Установление власти Советов в различных районах страны. Национализация, индустриализация, коллективизация – всеобщность, принудительность. Борьба «частного» с «общественным».
Гражданская война.
Классовые силы войны. «Белые» - Колчак, Врангель, Юденич и «красные» - Фрунзе, Чапаев, Тухачевский – сыны своего Отечества. Жертвы гражданской войны. Гражданская война в Сибири. Улицы г. Иркутска – свидетели тех событий.
Эпоха социализма в судьбе советского человека.
Сталин, Троцкий, Зиновьев, Каменев – плеяда советских лидеров, времен складывания тоталитарной системы. Внутрипартийная борьба. Репрессивность, как норма жизни. «Культ личности» И.В.Сталина. Сталин и его историческая роль.
Человек на войне.
Подвиги советских войнов на полях боев. Вклад мирного населения в дело победы. Государственные деятели, полководцы и рядовые герои, определявшие лицо воюющего народа: Жуков, Тимошенко, молодогвардейцы, З. Космодемьянская и др. Герои и предатели, поведение людей в экстремальных ситуациях.
Н.С Хрущев - традиции и новаторство в политике.
Смерть Сталина, борьба его соратников (Маленкова, Молотова, Берия, Хрущева) за политическое лидерство, победа Хрущева. Личность Хрущева XX съезд КПСС – трудная правда о культе личности. Проблемы сталинского наследия.
Раздел IX. Россия в условиях крутого перелома. 6 часов
Президент СССР – политический портрет Горбачева.
Личность М.С. Горбачева в оценках западных и отечественных политологов. Назревшая необходимость перемен. Курс на обновление всех сфер жизни общества. Реформаторы: Н. Рыжков, А. Яковлев, Э. Шеварднадзе и др. Рост социальной активности людей. Размежевание общества на основе политических воззрений, подходов к проведению реформ. Поражение Горбачева, передача эстафеты Ельцину.
Политический лидер сегодня?
Человек в политике: творец или орудие. Политический плюрализм, политическая активность. Понятия: лидер, элита, толпа, как субъекты политической жизни. Президент России, как гарант реформ. Современные политические лидеры: Зюганов, Жириновский, Явлинский и т.д. – составление психологического портрета.
XX век в истории моей семьи.
Ключевые моменты в истории Отечества в XX веке. Личности, предложившие и осуществившие свои варианты развития России, Оценка их деятельности. Вклад «рядовых» граждан страны в ее развитие. Влияние исторических событий на судьбу «рядовой» семьи.
Презентация «учебника».
Рассмотрение наиболее интересных глав, знакомство с исследовательским материалом, представление на «суд» учащихся 10-12-ых классов. Диспут «Личность в Отечественной истории».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | Оборудование, источники | понятия | Форма работы |
I часть: история выдающихся деятелей от Рюрика до первых Романовых | 34 | ||||
Введение | 4 | ||||
1. | Вводный урок, задачи курса, его актуальность Теоретическая часть (т/ч): Человек, Индивид, Личность. Практическая часть (п/ч): составление портрета ученика. | 1 |
а) подлинные документы (паспорт, свидетельство о рождении); б) учебная литература; в) научная и художественная литература. | Человек, индивид, личность, исторический источник | Составление художественного или словесного портрета, работа с алгоритмом. |
2. | Т/ч: Личность в истории П/ч: Мое имя и родословная (что в имени твоем – влияние имени на судьбу). | 2 | Подборка портретов исторических деятелей разных эпох. Схема генеалогического древа семьи Романовых. Спиркин А.Г. Философия – М.,1999 | Историческая личность, лидер, закономерности исторического процесса, необходимое и случайное генеалогическое древо. | Дискуссия «Почему история сохранила его имя». Приобретение навыков по составлению генеалогического древа. |
3. | Т/ч: Народные массы, элита, историческая личность – движущие силы исторического процесса. П/ч: Работа с линией времени. | 1 | Мухаев Р.Т. Политология: пособие для 10-11 кл. Спиркин А.Г. Философия – М.,1999. Схема «Линии времени» | Народные массы, элита, движущие силы, активность, пассивность масс, толпа. | Экскурсия в музей, заполнение линии времени. |
Раздел II. «Откуда есть пошла русская земля» | 8 | Никитин А. Первый Рюрик – миф или реальность.// Наука и религия. М.,1986 | |||
4. | Т/ч: Сказания о первых князьях (историческая деятельность Киевской Руси: Рюрик, Олег, Игорь, Святослав). П/ч: Сравнительный анализ: а) работа летописцев; б)художественных деятелей; «Что общего в деятельности русских князей, крупицы индивидуального» | 3 | Сборник: повести древней Руси. –М., 1986; Лев Диакон История.. –М., 1988. Пушкин. Песнь о Вещем Олеге. Иванов В. Повести древних лет.- Лениздат, 1985. Рыбаков Б.А. Сказания, былины, летописи – М., 1963. Сборник документов по истории СССР. IX-XIII – М., 1970. Никитин А.З. Святослав. Князь русский …// Наука и религия. – М., 1991 № 9. | Летопись, былины, сказки, государство, княжеская власть, полюдье. | Работа с источником (работа с цитатой). Составление сравнительной характеристики. Д/з: по источнику. Повесть временных лет. Нарисовать художественный портрет князя. |
5. | «Проматерь всех русских князей – святая, равноапостальеая, великая княгиня - Ольга» - роль женщины в истории. | Изборник: повести Древней Руси – М,, 1986. Никитин А.З. Ольга? Елена, Эльга?// Наука и религия – М., 1999, 33, 11, 12. | Реформа управления, налогообложения | Исторический портрет. Спорный вопрос «Имеет ли право быть святой, если жестко отомстила убийцам за мужа?» | |
6. | Т/ч: «Религиозное мировоззрение6 от язычества к христианству». | 1 | Повесть временных лет. Библия. Коран. Карамзин «История государства Российского» - М., 1988. «Как была крещена Русь?». – М.,1990 | Религиозное мировоззрение, язычество, православие, католицизм, христианство, ислам, единобожие – монотеизм, альтернативный выбор. | Альтернативная ситуация. |
7. | Т/ч: Расцвет Руси при Ярославе мудром. П/ч: «русская правда» - юридический памятник раннефеодальной эпохи (законотворческая деятельность русских князей). | 2 | Сборник документов по истории СССР IX-XIII в. – М., 1970. Данилов Г.М. «Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев» - Петрозаводск, 1974. Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII в.» - М., 1982 | Юридический документ, феодальное право, свободное и зависимое наследие. | Сравнительный анализ с европейским юридическим документом. |
8. | Читаем 1 главу, рецензируем, оформляем. На каждом занятии идет работа по написанию «собственного учебника», подборка и рецензирование материала, его сверстка, оформление карт, схем, портретной галереи. | 1 | |||
9. | Раздел II: Раздробленность Руси – монгольское иго. Т/ч: Историческая личность в эпоху феодальной раздробленности | 7 2 | Изборник: «Повести Древней Руси» - М., 1986 . «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» - М., 1987. Карамзин «История государства Российского» - М., 1988. Сборник документов по истории СССР IX-XIII в. – М., 1970. | Феодальная раздробленность, политическая борьба за власть, усобица. | |
10. | Т/ч: «Русские князья и Золотая орда»; П/ч: Сравнительный анализ политических руководителей двух государств. | 1 | «Летописные повести о монголо-татарском нашествии: из Тверской летописи»; «Повесть о разорении Рязани». Сборник документов – М., 1970. | Очередной порядок наследования власти, подвижность власти, ордынская ориентация князей, религиознориентированная совесть, деспотия восточного типа. | |
11. | Т/ч: А. Невский –великий полководец древней Руси; в оценках современников и потомков. П/ч: Составление рецензии, карт военных походов. | 1 | Изборник: повести Древней Руси - М., 1986. «Сказание о житие Александра невского»; «Хрестоматия русской военной истории» - М., 1947. В. Ян «Юность полководца»; Д. Балашов «Младший сын». | Военная историография, внешняя политика, колонизация. | Работа с картами, составление схем военных действий к/ф. |
12. | Д. Донской – государственный и военный деятель XIV века. | 1 | «Задонщина»: Древнерусская песня. Повесть о Куликовской битве. – М., 1980. Каргалов В.В. «Полководцы X-XIV в.» - М., 1989. | Стратегия, тактика, оперативная обстановка. | Спорный вопрос6 дискуссия об ордынском иго в российской историографии. |
13. | Читаем главу 2 и 3. | 2 | |||
14. | Раздел III. Становление Российской державы Т/ч: Московские князья в центре важнейших событий эпохи образования Московской Руси (Иван Калита, Симеон, Гордый, Иван III). П/ч: «Возвышение Москвы: альтернативы объединения» - письма «современников». | 5 3 | Щербатов М.М. «История Российская»; Карамзин «История государства Российского»; Лурье Я.С. «Две истории Руси XV в. Ранние и поздние независимые и официальные летописи об образовании московского государства» 1994г.; Балышов Д.М. «Бремя власти» | Централизованное государство, Московская Русь. | Альтернативная ситуация, составление исторической карты, творческая работа. |
15. | Марфа Борецкая- «галерея россиянок, знаменитых в истории» Карамзин | 1 | Карамзин Н.М. «Марфа Посадница или покорение Новгорода»- Л., 1970. Янин В.Л. Новгородские посадники-М., 1962. | Новгородская республика. Посадник, вече- политические органы власти. | Политический портрет |
16 | Читаем главу 4 | 1 | |||
17 | Раздел IV: Эпоха казней Т/ч: Иван Грозный- тиран XVI века П/ч: Ролевая игра «Грозный и его окружение» или суд над Иваном Грозным | 7 2 | Изборник: Повести древней Руси.- М., 1986 «Послание Ивана Грозного Василию Грязному». Переписка Ивана грозного с А. Курбским.- М., 1981. «История о великом князе Московском», «Повесть о походе Ивана IV на Новгород», Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. 1964., Платонов «Лекции по русской истории», Костомаров «Личность царя Ивана Васильевича Грозного».- М.,1988. | Тирания, деспотическая власть, политические группировки, опричнина, представительная власть. | Составление психологического портрета. |
18 | Т/ч: Смутное время- эпоха самозванцев П/ч: «Лжедмитрий- популярный или популистский лидер?» | 1 | Платонов «Очерки по истории смуты в Московском государстве в XVI-XVIII вв.-М.,1995. Сборник документов по истории СССР XII-XVII в.-М.,1980. Пушкин «Борис Годунов» | Самозванец, популизм, кризис власти, официальная и реальная власть | Семинар |
19 | Т/ч: Минин и Пожарский, Болотников, Ляпунов, Заруцкий, Иван Сусанин- герои своего времени. | 1 | Нечкина, Лейбенгруб «История СССР», 7класс., 1978. Буганов, Зырянов «История России»- 1995, учебник для 10-11 кл. Юрганов, Кацва «История Отечества»- М., 1995.
| Национальный герой, Родина, патриотизм, личная выгода. | Сочинение «Народный герой, кто он?» |
20 | Т/ч: Церковные деятели и их роль в создании и укреплении Российского государства (С. Радонежский, Филарет, Никон, Аввакум) П/ч: Экскурсия в церковь, знакомство с церковными традициями, церковными источниками. | 2 | Аввакум. Житие протопопа Аввакума. (им самим написанное)- М., 1991. Ю.Ю.Козлов «Союз короны и креста»- Саранск, 1995. Г.Федотов. Святые древней Руси- М., 1990. | Духовность, «Москва- третий Рим», раскол, светская и церковная власть. | Экскурсия |
21 | Читаем главу 5 | 1 | |||
II Часть. Период деятельности императоров и вождей | 34 | ||||
22. | Раздел V: Российская империя- эпоха государственных реформ. Т/ч: Работа в группах: а) сторонники, б) противники, в) продолжатели дел | 6 2 | Соловьев С.М. Об истории Новой России- М., 1993 Н.И.Павленко. Петр Великий- М., 1994. Лажечников «Последний новик»- М.,1987 А.Толстой «Петр I»- Иркутск,1976 | Империя, абсолютизм, прогрессивная политика, бюрократический аппарат | Работа в группах |
23 | Т/ч: Эпоха временщиков П/ч: Сравнительная характеристика правителей эпохи «Дворцовых переворотов» на основе типологии М.В.Вебера. | 1 | Мухаев. Политология: пособие для 10-11 кл.- М., 1997 | Переворот, временщик, бироновщина. Традиционный, харизматический, рационально- легальный тип лидера, институт фаворитов | Сравнительная таблица. |
24 | Екатерина Великая, Екатерина Дашкова- прекрасные представительницы эпохи «Просвещенного абсолютизма» | 1 | В.Виноградов. Век Екатерины // История, М., 2000, № 9,10. В.Антонов Монаршая утопия // История- М., 1996, № 22. Е.Р.Дашкова «Литературные сочинения»- М., 1990. Е.Р.Дашкова. Записки Е. Дашковой- Л., 1985 | Просвещенный абсолютизм, философия, гражданское общество, вольнодумство, «золотой век». | Составление кроссворда «Две Екатерины» и их время. |
25 | Т/ч: Емельян Пугачев- бунтовщик XVIII в. А.Радищев- бунтовщик хуже Пугачева. П/ч: Сравнительный анализ: способы борьбы с самодержавием | 1 | А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | Крестьянская война, бунтовщик, способы социального протеста. | |
26 | Читаем главу 6. | 1 | |||
27 | Раздел VI: Россия в XIX веке. Т/ч: «Время наружного рабства и внутреннего освобождения» Герцен. П/ч: Пресс- конференция «Декабристы и (или суд) Александр первый- воспитанники одной эпохи!?» 14.12.1825г.- «Конец европейского и начало своенародного периода русской истории» (Погодин М.) Экскурсия в г. Иркутск (Дом Воконских) | 6 2 1 | «Русская Правда» - Пестель.П.; «Конституция» - Муравьев Н.; «Манифест к русскому народу» (программа декабристов); Мемуары декабристов: Северное общество. М., 1981г., Южное общество – М., 1982г.; Декабристы в воспоминаниях современников – М., 1988г.; М. Сергеев «Несчастью верная сестра» - В-С, 1992; Некрасов «Русские женщины»; Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. –М., 1991г. | Мировоззрение, конституционная монархия, Конституция, правовое государство. | |
28 | Т/ч: Реформаторы XIX в. – путь России? Альтернатива выбора. Аракчеев, Сперанский, Новосельцев, Лорис – Меликов, Витте. П/ч: Работа в парах: идеи - воплощение. | 1 | Гуманистические ценности Европейских цивилизаций: учебное пособие 10-11 кл.; С-П, 1996г.: а) «Доклад от 28 января 1881г. – Лорис – Меликов»,; б) «Доклад министра финансов Витте, 1889г.» Хрестоматия по истории СССР.1961-1917гг.-М., 1970. Русское общество 40-50-ых годов XIX в. Часть 1-2-М., 1991. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989. | Реформаторы, революционный, эволюционный путь развития, представительный орган власти | работа в парах |
29 | Представители Западничества и Славянофильства «Мы были впутаны в раздумья» Герцен. Народники – «революционное нетерпение» | 1 | Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917гг. пособие для учителей – М., 1970; Бердяев Н. Русская идея //Вопросы; Философия 1990 №2; а) Тургенев «Порог(сон)» - Гуманистические ценности европейской цивилизации. Учебное пособие 10-11 класс, С-П., 1996гю; б) Прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» программа «Земли и воли» (хрестоматия), Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»; в) Герцен о революции (письмо сыну). | Либерализм, консерватизм, западники, славянофилы | Работа с документами, сравнительный анализ |
30 | Читаем 6 главу | 1 | |||
31 | Раздел VII – Россия в эпоху революций Т/ч: Социальная, политическая структура российского общества нач. XX в. П/ч: Ролевая игра « Основные сословия о своей жизни в начале века» | 6 1 | Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917гг. – М., 1970; Плоткин Г.М. «Материалы и познавательные задания по Отечественной истории» - М., 1996г.; Документы и материалы к учебнику по Отечественной истории 10 кл.// Лебедев – М., 1992г. | Социум, социальные группы, маргиналы, политическая активность масс, империализм, революционная ситуация. | Составление социальной пирамиды. |
32 | Т/ч: Эволюционное или революционное развитие России – путь России? П/ч: Дискуссия: «В. Ульянов – сын Отечества или его разрушитель» | 2 | Валентинов Н. Малоизвестный Ленин – С-Пб.,1991г.; Выдержки из работ Ленина. Полное собрание сочинений том 34-36; В.М. Чернов «Ленин» // Родина 1990, №4 «Манифест 17 октября 1905г.(Хрестоматия)». Столыпин «Не желаю оставаться вольным зрителем» (1909-1911гг.) // Ленинградская Правда 26 января 1991г.; Карр Эдвард. История советской России. –М., 1990; Джон Рид «10 дней, которые потрясли мир» - М., 1958г. | Марксизм, Ленинизм, диктатура пролетариата, буржуазно-демократическая и социалистическая революция. | Дискуссия, работа в группах: а) сторонники; б) противники; в) эксперты. |
33 | «Октябрь 1917г. – революция или переворот?» Работа в группах, социальный опрос. | 2 внеклассных занятия | Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма» // Юность. 1989г. № 11; А.В. Ушаков. Практикум по истории СССР / период империализма; Л. Кацва Российская революция 1917г. // история 1997г. № 28; А.А. Данилов, Л.К. Косулина. История России XX в. Рабочая тетрадь 1 ч. – М., 1996г. | Социологический опрос, анкетирование. | Круглый стол: а) рабочие; б) крестьяне; в) экономисты; г) политологи; д) историографы. |
34 | «Серебряный век» русской культуры- интеллигенция начала XX века. | 1 | Литературная подборка стихов и произведений прозы. Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917 (воспоминания) – М., 1970. | Интеллигенция, интеллигентские социалистические традиции, либеральная буржуазная альтернатива, европеизированный социокультурный слой, кризисность веры. | Историческая гостиная. |
35 | Читаем главу 7 | 1 | |||
36 | Раздел VIII: Советская Россия. Культ личности. Т/ч: События 1917-1930 гг. в родном крае: люди и судьбы; П/ч: Социологический опрос. Работа в краеведческом музее. Итог: выступление с беседой по классам. | 9 1 | Г.М. Плоткин. Материалы и познавательные задания по Отечественной истории – М., 1996г.; А.А. Данилов, Л.К. Косулина История России XX в., рабочая тетрадь ч. 1 – М., 1996г. | Социализм, маргинальные слои. | Работа в музее, городском архиве. |
37 | Т/ч: Гражданская война. П/ч: Диспут «Колчак и Фрунзе – кто из них истинный сын Отечества?» | 1 | Г.М. Плоткин. Материалы и познавательные задания по Отечественной истории – М., 1996г.; А.А. Данилов, Л.К. Косулина История России XX в., рабочая тетрадь ч. 1 – М., 1996г. | Гражданская война, «Белое движение», «Красные», эмиграция, интервенция. | Диспут, ролевая игра «Белые и красные». |
38 | Т/ч: Эпоха социализма в судьбе советского человека; Понятие культ личности. П/ч: Пресс-конференция «Правы ли вы, тов. Сталин» | 2 | Главацкий. Россия, которую мы не знали. Хрестоматия (1939 - 1993) – Челябинск, 1995г. | Культ личности, тоталитарный режим, сталинизм, фашизм, репрессии, психология масс. | Пресс-конференция: а) Сталинисты; б) Оппоненты. Политический портрет |
39 | Т/ч: Человек на войне – события глазами участников (фронт, тыл, оккупация, плен). П/ч: Встреча с ветеранами ВОВ и тыла. | 2 | ВОВ. 1941-1945 гг. Военно-исторические очерки (4 кн.) «Народ и война»; Хрестоматия «Россия, которую мы не знали» - Ч., 1995г. | Военный синдром, оккупация, сопротивление, героизм, предательство. | Встреча с ветеранами, к/ф. |
40 | Н.С. Хрущев – традиции и новаторство в политики. Семинар – диспут. | 2 | Воспоминания Хрущева // Огонек № 1-10, 1991г., Ю.Н. Жуков. Борьба за власть.; Р. Медведев. Они окружали Сталина // Юность, 1992г. | Традиционализм, новаторство политическая элита, оттепель, культ личности, реабилитация | Семинар- диспут |
41 | Читаем главу 8 | 1 | |||
42 | Раздел IX : Россия в условиях крутого перелома. Президент СССР – политический портрет М.С. Горбачева | 6 1 | Россия, которую мы не знали. Хрестоматия (1939-1993) –Ч., 1995г.; Газетный, Журнальный материал, подборка статей по теме. | Перестройка, плюрализм, гласность, суверенность, народовластие. | Политический портрет. |
43 | Политический лидер сегодня? Т/ч: Обобщение наблюдений, исследований в течение месяца (телевидение, газеты, Интернет, слухи). П/ч: «Человек в политике: творец или орудие власти?» (сообщение). | 2 | Мухаев. Политология; Газетные вырезки, распечатки Интернета, портреты политических лидеров России. | Политический лидер, политическая деятельность, политическая программа. | Сбор информации, сообщения. |
44 | XX век в истории моей семьи. П/ч: Составление родословной семьи, семейный архив. | 1 | Фотоматериал, газетные вырезки, письма, семейные документы, грамоты и т.д. | Исторические вехи | Работа с семейным архивом |
45 | Читаем главу 9. рецензия книги | 1 | |||
46 | презентация «книги – нашего учебника» «История Отечества» | 1 | Пресс-конференция с авторами учебника. Ели учебник не выпускается, то в конце года проводится театрализованное парад-шоу исторических героев. Лекторские группы знакомят младшие классы со своими исследовательскими работами. |
Список литературы, использованной при составлении программы.
- Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России (с древнейших времен до 1917г.): программа курса (VII-IX классы)- М.,1992.
- Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н Концепция учебника для VII-IX классов средней школы. История России (с древнейших времен до 1917 года) // Преподавание истории в школе- 1992, № 3-4.
- Лернер И.Я. О роли человека в истории // // Преподавание истории в школе- 1990, № 2.
- Могильницкий Б.Г. Об исторической закономерности как предмете исторической науки // Новая и Новейшая история- 1997, № 2.
- Томилов В.Г. История иличность: программа спецкурса- г. Иркутск, 1997г.
Список основной литературы
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX вв.- М., 1995.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России- М., 1992
- Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества начала XX в.- М., 1992
- Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси- М., 1969
- Исторические портреты: Г.Н.Севостьянов. Сборник.- М., 1993
- Карамзин Н.М. Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»- М., 1988
- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли- М., 1990
- Ключевский В.О. Сочинения: в 9т.- М., 1987
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей- М., 1990
- Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке- М., 1999
- Откуда есть пошла Русская земля: История Отечества в романах, повестях, документах- М., 1986
- Россия, которую мы не знали 1939-1993: Хрестоматия-Челябинск: Юж. Урал, 1995. Книга для чтения по истории Отечества XX в./ составитель Шацилло К.Ф.- М., 1993
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России с древнейшйх времен до конца XVIв. – М., 1995
- Юрганов Л.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVII вв.- М., 1995
Список дополнительной литературы
- Битва на Куликовом поле в свидетельствах современников и в памяти потомков – М.,1988
- Булганов В.И. Крестьянские войны в России в XVI –XVII в.в. – М., 1976
- Булганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии – М., 1989
- Геллер М. Истоия Российской империи – М., 1998
- Геллер М. Россия на распутье 1900-1995 г.г. – М., 1996
- Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблем современного мира – С-Петербург,1996
- Зайончковский П.А. правительственный аппарат самодержавной России в XIX – М., 1978
- Зенькович Н.А. Тайны уходящего века: власть, распри, подоплека – М., 1998
- Каргалов В.В., Сахарова А.Н. Полководцы – М., 1986
- Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси – М., 1986
- Кто есть кто. Справочник – М., 1991
- Костомарова Н. Личность царя Ивана Васильевича Грозного… - М., 1988
- Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1990
- Павленко Н.И. Петр Великий – М., 1994
- Павленко Н.И. Птенцы гнезда Патрова – М., 1994
- Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII в.в. – М., 1927
- Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XII-XIII в.в – М., 1996
- Россия при царевне Софье и Петре I : Записки русских людей. – М., 1990
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII-XIII в.в. – М., 1982
- Федотов Г. Святые Древней Руси – М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационная программа
В данном разделе представлены программы , которые используются в качестве дополнительного материала к основному учебнику....
Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"
Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...
Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"
В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...
ПРОГРАММА Проведения Года Отечественной истории
22 июля. Президент РФ Дмитрий Медведев поддержал предложение объявить 2012 год Годом российской истории. Об этом он сказал на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.
В содержании курса уделяется внимание изучению дискуссионных вопросов отечественной истории в период с 9-н.21 в. для уч-ся 10-11 кл....
Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.
Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...
Список требований к знаниям ,умениям и навыкам по истории для учащегося.9 класса ,обучающегося индивидуально по программе 8 вида по теме «Начало Великой Отечественной войны.»
Список требований к знаниям ,умениям и навыкам по истории для учащегося.9 класса ,обучающегося индивидуально по программе 8 вида по теме «Начало Великой Отечественной войны.»...