РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «Х.К. АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» (3 класс)
план-конспект урока по литературе на тему
РАЗРАБОТКА УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ТЕМЕ
«Х.К. АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ
СОЛДАТИК»
(3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.docx | 345.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П. Константинова
РАЗРАБОТКА УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ТЕМЕ
«Х.К. АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ
СОЛДАТИК»
(3 класс)
Автор: Постольник Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
2016 – 2017 уч. год
Тема урока: «Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели:
1. Формировать умение анализировать прочитанное, развивать навыки и способы деятельности (компетенции), речевой деятельности, в работе с информацией, в организации деятельности.
2. Формировать умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать.
3. Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические особенности относительно народных сказок.
4. Выяснить специфику авторских сказок Х.К.Андерсена.
Задачи урока:
1. Создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о сказке Х.К. Андерсена.
2. Создать условия для развития читательской памяти, внимания.
3. Способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся.
Формируемые УУД
Предметные:
Объяснять поведение и описывать внутреннее состояние героев. Выявлять авторское отношение к персонажам, связь литературного произведения с фольклором. Оценить иллюстрации. Определять тему. Главную мысль произведения. Воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.
Метапредметные:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.
Находить нужную информацию в словарях учебника. Сравнивать произведения и их героев.
Устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями героев.
Аргументировать собственную позицию. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомошь.
Личностные:
Представления об общих нравственных категориях у разных народов, моральных нормах.
Понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коррекционные:
Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности, орфографическую зоркость.
Активизировать словарь по теме занятия.
Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.
Развивать общую моторику.
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация урока, учебник «Литературное чтение. 3 класс», «Толковый словарь», «Физминутка».
Ход урока.
Ι. Организационный момент.(Слайд 1)
ΙΙ. Речевая разминка.
1. Прочитайте хором цепочки слов: (Слайд 2)
Козы – косы, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – взбежал.
Вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга.
Есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька. (карточка для учащегося с УО)
2. А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах. (Слайд 3)
Мы любим сказки? Мы любим сказки? Мы любим сказки? (карточка для учащегося с УО)
ΙII. Сообщение цели урока.
- Прочитайте слова на доске. Какое слово в ряде слов лишнее? Почему?
Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор. (Слово рифма, так как оно относится к поэзии, а не к сказке.)
Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро. (Слово Барто, так как остальные – имена писателей-сказочников, а Барто писала стихи.)
Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза. (Василиса Прекрасная, так как остальные слова – имена героев сказок Андерсена.) (карточка для учащегося с УО)
- Какие слова остались? Что их объединяет? (Эти слова относятся к сказкам.)
- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Ханса Кристиана Андерсена.)
− С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках? (Слайд 4)
IV. Закрепление изученного материала
1. Формулирование целей урока.
- Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
1) Проанализировать сказку.
2) Определить отношение автора к своему герою.
2. Словарная работа. Работа с толковым словарём.
− Как вы понимаете значение «стойкий»?
стойкий - прочный, неослабевающий.
стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом
− Что означает слово «оловянный»?
олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.
3. Работа с текстом во время чтения.
Чтение с. 48, 49.
После чтения 1-4 абзацев.
- Из чего были сделаны солдатики? Как автор называет эту ложку?
(Матерью)
- Чем был интересен пятый солдатик?
- Что сказочного в этих абзацах?
После чтения 5 – го абзаца.
- Как выглядел дворец из картона?
После чтения 6-го абзаца.
- А кто рассказывает о дворце, о танцовщице?
- Автор пишет «милее всего была», а для кого?
- Как выглядела танцовщица?
После чтения 7, 8 – го абзацев.
- Почему танцовщице «не место в коробке»?
- Почему солдатик притаился?
- Что сближало солдатика и танцовщицу?
- Каким мы видим солдатика?
(Серьёзным, влюблённым, стеснительным)
Чтение с. 51 (до слов «Утром, когда дети проснулись…»)
- Что делали игрушки ночью?
- О чём говорит характер этих занятий?
(Игрушки играют так, как и дети в этом доме)
- А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть?
(Про солдатиков просто забыли, ведь они появились в доме недавно.)
- Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома?
- Почему солдатик и танцовщица не двигались с места?
- В чём были главный смысл и цель существования солдатика?
(Быть готовым охранять, защищать красоту - хрупкую и беззащитную. Между ним и красавицей установилась как бы невидимая связь, чудо зарождения любви уже произошло.)
- Чем была интересна табакерка?
- Почему чертёнок стал угрожать солдатику?
(Он хотел помешать их чувствам)
Физкультминутка
А сейчас, ребята, сказка
Даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам сказала балерина:
"Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево - вправо, десять раз".
Вот Дюймовочки слова:
"Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам".
Крот ребятам даст совет:
"Посмотрите вы на свет!"
Попробуйте поймать солнечного зайчика!
4. Проверка составленного плана рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращении домой. Продолжение работы с текстом во время чтения. (Слайд 5) (опросные листы для учащегося с УО)
1 часть
Солдатик выпал из окна.
- Как солдатик оказался на улице?
2 часть
Мальчик и служанка ищут его.
- Как мальчик и служанка его искали?
- Как автор объясняет, почему солдатик не крикнул «Я тут!»?
- Каким мы видим солдатика в этой ситуации?
3 часть
Солдатик на бумажной лодке или Одиночное плавание солдатика.
- Кто отправил солдатика в плавание?
- Что сказано о потоках воды?
- Как держался солдатик?
- Что можно добавить к характеристике героя?
- О ком он думал в этот трудный момент?
- Как вёл себя солдатик при встрече с крысой? А когда лодку с солдатиком вынесло в большой канал?
- Что значит «держался молодцом»? «Глазом не моргнул»?
- О ком он думал в свою последнюю минуту?
- Как он готовился погибнуть? Что значит «с честью погибнуть»?
- Какими качествами наделил автор солдатика в этой части?
(Мужество, чувство достоинства, выносливость, умение верно любить)
4 часть
В желудке у рыбы.
- Какая новая беда подстерегла солдатика?
- Каково ему было там? Как об этом сказано в тексте?
- Как держался солдатик в этой ситуации?
5 часть
Возвращение домой.
- Как солдатик оказался дома?
- Автор восклицает: «Вот это стойкость!» Что значат его слова?
(Благодаря стойкости духа приключения солдатика окончились удачно, осуществилась его мечта увидеть танцовщицу. Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость).
- Что произошло с солдатиком, который не дрогнул даже в минуты смертельной опасности, когда он увидел танцовщицу?
- Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку?
(Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.)
- Что почувствовал солдатик, оказавшись в печке?
- Что осталось от танцовщицы и от солдатика?
- А почему автор заканчивает сказку тем, что погибает не только солдатик, но и танцовщица?
(Это мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена, например, Русалочка)
5. Итоговая беседа после чтения всей сказки.
- Возвращаемся к вопросу, который мы поставили в начале урока: как автор относится к солдатику? Вспомните, как держался солдатик в разных жизненных ситуациях, какими качествами наделил автор солдатика, что и как он о нём говорит.
(Автор наделил солдатика замечательными, очень важными для людей качествами, значит, Андерсен любит солдатика, восхищается им.)
- Как вы думаете, почему писатель назвал сказку не «история оловянного солдатика», а «Стойкий оловянный солдатик»?
(В слове «стойкий» тоже выражено отношение писателя к герою.)
V. Рефлексия.
− А сейчас выберите начало фразы и продолжите её.
Сегодня я узнал …
Было интересно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
VI. Домашнее задание.
а) Учебник с. 56 №9 (б)
б) Подробный пересказ сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» с. 48-55
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по физкультуре по теме: Презентация Зачет-кроссворд на тему: "Основные причины травматизма" для учащихся 8-9 классов по предмету "Физическая культура"
В презентации предлагается кроссворд по безопасности в спорте....
Урок по геометрии для 7 класса по теме: "Равнобедренный треугольник". Урок по алгебре для 8 класса по теме "Решение квадратных уравнений"
Надеюсь, что мои разработки пригодятся в вашей работе....
Урок по геометрии для 7 класса по теме: "Равнобедренный треугольник". Урок по алгебре для 8 класса по теме "Решение квадратных уравнений"
Надеюсь, что мои разработки пригодятся в вашей работе....
Урок английского языка в 3 классе по теме "Оловянный солдатик"
Урок английского языка в 3 классе по ФГОС по теме "Оловянный солдатик". Урок направлен на развитие и контроль навыков чтения....
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV» Класс: 7
Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV» Класс: 7 Учитель: Кузнецова Мария Александровна...
Внеклассное мероприятие в 5 классе "«Книга-юбиляр. Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе, посвященное книге-юбиляру Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик. Этой сказке в 2018 году исполняется 185 лет....