РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «Х.К. АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» (3 класс)
план-конспект урока по литературе на тему

Постольник Татьяна Викторовна

РАЗРАБОТКА  УРОКА

  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

ПО ТЕМЕ

 «Х.К. АНДЕРСЕН  «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ

СОЛДАТИК»

(3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.docx345.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза М.П. Константинова

РАЗРАБОТКА  УРОКА

  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

ПО ТЕМЕ

 «Х.К. АНДЕРСЕН  «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ

СОЛДАТИК»

(3 класс)

                                                                                         Автор: Постольник Татьяна Викторовна

                                                                                           учитель начальных классов

                                           

2016 – 2017 уч. год

Тема урока: «Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный  солдатик»

Цели:

1. Формировать умение анализировать прочитанное, развивать навыки и способы деятельности (компетенции), речевой деятельности, в работе с информацией, в организации деятельности.

2. Формировать умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать.

3. Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические особенности относительно народных сказок.

4. Выяснить специфику авторских сказок Х.К.Андерсена.

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о сказке Х.К. Андерсена.

2. Создать условия для развития читательской памяти, внимания.

3. Способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся.

Формируемые УУД

Предметные:

Объяснять поведение и описывать внутреннее состояние героев. Выявлять авторское отношение к персонажам, связь литературного произведения с фольклором. Оценить иллюстрации. Определять тему. Главную мысль произведения. Воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

Метапредметные:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

Находить нужную информацию в словарях учебника. Сравнивать произведения и их героев.

Устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями героев.

Аргументировать собственную позицию. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомошь.

Личностные:

Представления об общих нравственных категориях у разных народов, моральных нормах.

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коррекционные:

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности,  орфографическую зоркость.

Активизировать словарь по теме занятия.

Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.

Развивать общую моторику.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация урока, учебник «Литературное чтение. 3 класс», «Толковый словарь»,  «Физминутка».

Ход урока.

Ι. Организационный момент.(Слайд 1)

ΙΙ. Речевая разминка.

1. Прочитайте хором цепочки слов: (Слайд 2)

Козы – косы, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – взбежал.

Вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга.

Есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька. (карточка для учащегося с УО)

2. А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах. (Слайд 3)

Мы любим сказки?      Мы любим сказки?       Мы любим сказки? (карточка для учащегося с УО)

ΙII. Сообщение цели урока.

- Прочитайте слова на доске. Какое слово в ряде слов лишнее? Почему?

Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор. (Слово рифма, так как оно относится к поэзии, а не к сказке.)

Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро. (Слово Барто, так как остальные – имена писателей-сказочников, а Барто писала стихи.)

Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза. (Василиса Прекраснаятак как остальные слова – имена героев сказок Андерсена.) (карточка для учащегося с УО)

- Какие слова остались? Что их объединяет? (Эти слова относятся к сказкам.)

- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Ханса Кристиана Андерсена.)

С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках? (Слайд 4)

IV. Закрепление изученного материала

1. Формулирование целей урока.

- Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

1) Проанализировать сказку.

2) Определить отношение автора к своему герою.

2. Словарная работа. Работа с толковым словарём.

− Как вы понимаете значение «стойкий»?

 стойкий - прочный, неослабевающий.

 стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом

− Что означает слово «оловянный»?

олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.

3. Работа с текстом во время чтения.

Чтение с. 48, 49.

После чтения 1-4 абзацев.

- Из чего были сделаны солдатики? Как автор называет эту ложку?

(Матерью)

- Чем был интересен пятый солдатик?

- Что сказочного в этих абзацах?

После чтения 5 – го абзаца.

- Как выглядел дворец из картона?

После чтения 6-го абзаца.

- А кто рассказывает о дворце, о танцовщице?

- Автор пишет «милее всего была», а для кого?

- Как выглядела танцовщица?

После чтения 7, 8 – го абзацев.

- Почему танцовщице «не место в коробке»?

- Почему солдатик притаился?

- Что сближало солдатика и танцовщицу?

- Каким мы видим солдатика?

(Серьёзным, влюблённым, стеснительным)

Чтение с. 51 (до слов «Утром, когда дети проснулись…»)

- Что делали игрушки ночью?

- О чём говорит характер  этих занятий?

(Игрушки играют так, как и дети в этом доме)

- А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть?

(Про солдатиков просто забыли, ведь они появились в доме недавно.)

- Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома?

- Почему солдатик и танцовщица не двигались с места?

- В чём были главный смысл и цель существования солдатика?

(Быть готовым охранять, защищать красоту - хрупкую и беззащитную. Между ним и красавицей установилась как бы невидимая связь, чудо зарождения любви уже произошло.)

- Чем была интересна табакерка?

- Почему чертёнок стал угрожать солдатику?

(Он хотел помешать их чувствам)

Физкультминутка

А сейчас, ребята, сказка
Даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам сказала балерина:
"Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево - вправо, десять раз".
Вот Дюймовочки слова:
"Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам".
Крот ребятам даст совет:
"Посмотрите вы на свет!"
Попробуйте поймать солнечного зайчика!

4. Проверка составленного плана рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращении домой. Продолжение работы с текстом во время чтения. (Слайд 5) (опросные листы для учащегося с УО)

1 часть

Солдатик выпал из окна.

- Как солдатик оказался на улице?

2 часть

Мальчик и служанка ищут его.

- Как мальчик и служанка его искали?

- Как автор объясняет, почему солдатик не крикнул «Я тут!»?

- Каким мы видим солдатика в этой ситуации?

3 часть

Солдатик на бумажной лодке  или Одиночное плавание солдатика.

- Кто отправил солдатика в плавание?

- Что сказано о потоках воды?

- Как держался солдатик?

- Что можно добавить к характеристике героя?

- О ком он думал в этот трудный момент?

- Как вёл себя солдатик при встрече с крысой? А когда лодку с солдатиком вынесло в большой канал?

- Что значит «держался молодцом»? «Глазом не моргнул»?

- О ком он думал в свою последнюю минуту?

- Как он готовился погибнуть? Что значит «с честью погибнуть»?

- Какими качествами наделил автор солдатика в этой части?

(Мужество, чувство достоинства, выносливость, умение верно любить)

4 часть

В желудке у рыбы.

- Какая новая беда подстерегла солдатика?

- Каково ему было там? Как об этом сказано в тексте?

- Как держался солдатик в этой ситуации?

5 часть

 Возвращение домой.

- Как солдатик оказался дома?

- Автор восклицает: «Вот это стойкость!» Что значат его слова?

(Благодаря стойкости духа приключения солдатика окончились удачно, осуществилась его мечта увидеть танцовщицу. Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость).

- Что произошло с солдатиком, который не дрогнул даже в минуты смертельной опасности, когда он увидел танцовщицу?

- Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку?

(Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.)

- Что почувствовал солдатик, оказавшись в печке?

- Что осталось от танцовщицы и от солдатика?

- А почему автор заканчивает сказку тем, что погибает не только солдатик, но и танцовщица?

(Это мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена, например, Русалочка)

5. Итоговая беседа после чтения всей сказки.

- Возвращаемся к вопросу, который мы поставили в начале урока: как автор относится к солдатику? Вспомните, как держался солдатик в разных жизненных ситуациях, какими качествами наделил автор солдатика, что и как он о нём говорит.

(Автор наделил солдатика замечательными, очень важными для людей качествами, значит, Андерсен любит солдатика, восхищается им.)

- Как вы думаете, почему писатель назвал сказку не «история оловянного солдатика», а «Стойкий оловянный солдатик»?

(В слове «стойкий» тоже выражено отношение писателя к герою.)

V. Рефлексия.

− А сейчас выберите начало фразы и продолжите её.

      Сегодня я узнал …

      Было интересно…

      Я понял, что…

      Меня удивило…

      Мне захотелось…

      Урок дал мне для жизни…

VI. Домашнее задание.

а) Учебник с. 56 №9 (б)

б) Подробный пересказ сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» с. 48-55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 3 классе по теме "Оловянный солдатик"

Урок английского языка в 3 классе по ФГОС по теме "Оловянный солдатик". Урок направлен на развитие и контроль навыков чтения....

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV» Класс: 7

Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV»   Класс: 7   Учитель: Кузнецова Мария Александровна...

Внеклассное мероприятие в 5 классе "«Книга-юбиляр. Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе, посвященное книге-юбиляру Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик. Этой сказке в 2018 году исполняется 185 лет....