Система уроков литературы в 11 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Частичное календарное планирование уроков литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_literatury_v_11_klasse.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков литературы в 11 классе

Урок 1. «Октябрьская поэма» Маяковского (вступительное занятие по поэме «Хорошо»)

«Хорошо!»: создание поэмы и ее своеобразие. Аналитическое чтение с элементами лекции 1 -2 глав поэмы. Поэтический памятник Октябрю и Республике Советов. Заглавие как пафос поэмы. «Программная вещь» (Маяковский). Время – герой поэмы. Творческое кредо во вступительной главе; «сердце с правдой вдвоем» как формула свободы и гражданственности поэта. сопоставьте 1 и 2 главы – что вас поразило? В чем необычность и неожиданность 2 главы? Как 2 глава объясняет замысел поэта и смысл сюжета и композиции поэмы? Ощутили ли с первых же страниц ее жанр? «Хорошо!» - поэма «о времени и о себе», «лирический эпос Маяковского. Ритм Времени в энергии и стремительности стиха, его вольном, широком дыхании. Октябрь и путь к нему России – изначальная тема поэмы. «Мысль народная» в мужицком многоголосии 2 главы. Ее вопросно-ответное построение. Ритмико-интонационные контрасты как воплощение народного выбора. Поэма об исторических судьбах Родины, о пути, ею избранном. Активизация речевых конструкций («Хорошо!» однако в ней. Своеобразие и необычность нового произведения). Домашнее задание. Прочитать поэму «Хорошо!». Твоя любимая страница в ней (чтение с обоснованием выбора). Как объясняет поэт Октябрьский штурм и его исход? Почему так контрастны главы поэмы? Индивидуальные задания: 1. Сатирические образы и их смысл в поэме. 2. Краски и ритмы Революции в «Двенадцати» А. Блока и в «Хорошо!» В. Маяковского.

Урок 2. «Моя революция!» («Хорошо!» как «Октябрьская поэма»).

  1. Чтение любимых страниц поэмы «Хорошо!».  
  2. Октябрь как художественное открытие Маяковского в поэме «Хорошо!» Как построена поэма и каков ее поэтический мир (атмосфера, интонации, краски)? Откуда эти главы-сцены, словно фрагменты единой картины, рассеченной на отдельные эпизоды, вихрь сюжета, его резкие перебросы и контрасты, смена сатирических страниц драматизма и героикой? Как поэма объясняет Революцию, сами истоки ее? Ваше мнение о сатирических страницах поэмы: почему так смешны у Маяковского «временные»? Тайны сатирического мастерства поэта: почему в его строки входят образы и ритмы Пушкина и Лермонтова и как они «преображаются»? Каким вы увидели Октябрьский штурм в поэме? Стали ли для вас эти страницы открытием? Сравните их с тем, что вы читали, видели, знаете об этих исторических днях? Можно ли отнести к «октябрьским» страницам Маяковского блоковскую формулу «музыки Революции»? «Вихрь от мысли до  курка» в прерывистой и контрастной композиции поэмы. Два мира как основа ее художественной структуры. Сатирическое развенчание «временных»; мастерство пародии и гротеска; щедринское начала в поэме. Шквал Революции и ее «великая музыка» в метафорических картинах и лавинообразных ритмах поэмы. Единство драматизма борьбы и светлого, мажорного начала; полифонизм «октябрьских» страниц поэмы в ритмико-интонационных контрастах; частушечно-интонационные строки в поэтической структуре поэмы. Октябрь как воля истории и простого человека в стремительной смене событий и картин и резком интонационном спаде финала 6 главы, в ее «кольцеобразной» композиции.
  3. «Музыка Революции» в «Двенадцати» и в поэме Маяковского. Случаен ли ваш выход к сопоставлению двух поэм? И почему в «Хорошо!» Маяковского «встречаются» с Блоком? Сопоставьте их «октябрьские» поэмы. Что вам представляется самым удачным и значительным в каждом их произведении? Музыкально-романтическое видение Революции в «Двенадцати» и «Хорошо!»; близость их символико-метафорических образов («ветер Революции» Блока и «океан» Октябрьского штурма у Маяковского). Социально-историческое осмысление Революции, ее разум и воля в поэме «Хорошо!»; антитеза «вихря» и направляющей мысли. Реалистически точное и зримое изображение Октябрьской революции в поэме Маяковского. Совершенствование навыков точного использования опорных литературоведческих понятий в анализе поэтического произведения; построение высказываний по модели: предлог-термин-глагол (от художественной формы – к картине и ее смыслу: Благодаря гротеску. В метафорическом образе лавины, шквала мы ощутили. В ритмико-интонационных контрастах слышится.
  4. Домашнее задание. Образ Времени в последующих главах поэмы и его смысл. Кто герой поэмы «Хорошо!» и твое мнение о нем? Почему Маяковский считал поэму «Хорошо!» «программной вещью»?

Урок 3. Нравственно-эстетический идеал Маяковского в поэме «Хорошо!».

  1. Время и Человек, рожденный Октябрем. Что вас поразило в «послеоктябрьских» главах поэмы? Как входит в них образ Времени? Как поняли вы образ «Двины-реки» и другие столь же потрясающие детали, вырастающие в зримую хронику испытаний и борьбы? Их смысл в поэме. Увидели ли вы противостояние Времени и Человека, и на какой вопрос вас натолкнула поэма? Кто ее герой и ваше мнение о нем? Как он смог выстоять? Какие слова и строки становятся сквозной мыслью поэмы? Проследите движение, нарастание этой любимой мысли поэта. Какой главе поэт придал диалогическую форму и почему? Что означает его спор с «национальным трутнем»?  творческий образ Времени в поэме «Хорошо!»; реалистические картины и символика, бытовые и метафорические эпизоды. Пронзительный лиризм поэмы. Секрет победы Республики Советов, стойкости и бесстрашия Человека, рожденного Октябрем. Публицистическая страстность поэтического языка, монологический строй поэмы как воплощение идейно-нравственного кредо автора. Новая историческая общность – советский народ («нация социалистичья») как художественное открытие Маяковского. Сопричастность «великому чувству по имени «класс» в ключевой лексике и перекликающихся строках поэмы; прием словесно-стиховых повторов и нагнетаний как воплощение позиции поэта и его героя, их нравственно-эстетических идеалов; смысл обычных слов «мое» и «наше» в художественном контексте поэмы. «Громадье планов» и творческих дерзаний, пафос труда и братства как художественная концепция поэмы, идеал поэта и его современника.
  2. Гражданское кредо Маяковского в поэме «Хорошо!». Где вы услышали в поэме Маяковского раздумье о Родине, о том, что она значит для Человека? Каков смысл антитезы богатой, пресыщенной Америки и «нищей нашей земли»? Какие главы поэмы вам показались самыми сильными, и какое начало в ней побеждает – трагическое или мажорное? Почему подряд идут главы, исполненные тревоги, мучительных предчувствий, вины перед павшими («Хвалить не заставляет ни долг, ни стих»)? Как вы их прочитали? Социалистический патриотизм как художественное открытие Маяковского. Взыскательность и бескомпромиссность гражданской поэзии поэта и его лирического героя, острота их исторической и нравственной памяти; бесстрашие исповеди Маковского. «Делать жизнь с кого» как нравственный итог поэмы. Клятва павшим, выстраданная графика их образов  в вершинной 18 главе – символ веры поэта.
  3. Активизация субъективно-оценочной лексики и конструкций – читая поэму, я был потрясен. Мне показалось. Перед глазами образ. Я слышу взволнованный голос поэта. Маяковский иронизирует. Славит. Дает клятву.
  4. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по поэме Маяковского «Хорошо!»

Уроки 4-5. РР. Сочинение.

Примерные темы. 1. «Огневые слова про Октябрь» (Маяковский). 2. «Я счастлив, что я этой силы частица». 3. Память и совесть поэта в поэме В. Маяковского «Хорошо!». 4. Мой Маяковский.

Урок 6. Становление советской литературы и ее идейно-эстетические основы. Литература 1917-1929 годов. Новый герой новой литературы. Литература 20-х годов.

  1. «Принимать или не принимать революцию?». Очерк об идеологическом и творческом размежевании в литературе первых послеоктябрьских лет (20-е годы как начальный этап становления советской литературы; напряженность классовой и идеологической борьбы, сложность и противоречивость внутри литературной ситуации эпохи. Отъезд из России художников, не приявших Октябрь; драматизм писательских судеб (И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, Н. Гумилев и др.). революция и социалистическая новь как нравственный и творческий выбор писателя (Блок, Брюсов, Есенин); благородство и бесстрашие гражданской позиции А. Ахматовой в стихотворении-отповеди «Мне голос был» (чтение и краткий анализ). Творческое многообразие молодой советской литературы; писательские объединения 20-х годов, программная символика их названий («Кузница, ЛНФ, Серапионовы братья»); противостояния и сближения, состязательность идей и стилей как атмосфера литературной жизни.
  2. Люди ратного подвига, «безумство храбрых» в литературе 20-х годов (чтение и анализ  «Баллады о гвоздях и «Перекопа» Н. Тихонова, стихотворения М. Светлова «Двое», фрагменты из повести Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69»). Чем необычна «Баллада о гвоздях»: ее сюжет, композиция, слово и стих поэта? Почему так лаконично и сдержанно повествование, да и герои не до конца прояснены? Почему баллада задет тон в поэзии 20-х годов? Сопоставьте «Балладу о гвоздях» с другим стихотворением Тихонова – «Перекоп» и Светлова «Двое»; определите их жанр. Правомерно ли наше обращение вслед за стихотворными балладами к повести Вс. Иванова? Сопоставьте их. Как в прочитанных произведениях сказалось своеобразие литературы 20-х годов? Верность долгу и бесстрашие в скупом и лаконичном повествовании «Баллады о гвоздях», в прерывистости тихоновского стиха и прозаичности слова. «Баллада о гвоздях» как стихотворение-притча; формула железной несгибаемости характера как итог баллады. Будничность героического в балладах «Перекоп»  и «Двое», в повести «Бронепоезд 14-69». Утверждение революционного долга как пафос литературы 20-х годов, его героико-романтическое воплощение; баллада как жанровая форма, отвечающая времени; своеобразие стилистики литературы 20-х годов («балладная» напряженность и динамика сюжета, прерывистость ритмики и синтаксиса).
  3. Интернациональное братство простых людей в литературе 20-х годов (чтение и анализ «Гренады» М. Светлова и фрагмента из романа Артема Веселого «Россия, кровью умытая» («О чем говорили пушки?» или «Побратимы» (отрывок). Ваше отношение к произведению Светлова? Какие ее строки и образы вас особенно захватили? В чем своеобразие страниц Артема Веселого? Хочется ли вам прочитать его роман целиком? Высокая революционная романтика стихотворения Светлова, его песенно-маршевый  строй. Образ далекой Гренады как символ братства простых людей. Герой-мечтатель как характер, рожденный великим Октябрем. Бессмертие мечты-подвига в композиции и образно-интонационном строе стихотворения; его жизнеутверждающий пафос. Голос красных бойцов и их завещание миру как идейно-художественный смысл романа А. Веселого. Уточнение опорной лексики со значением идейно-эстетического своеобразия литературы данной исторической эпохи (размежевание, борьба, противостояние, полемика, творческий выбор, многообразие литературных школ и направлений, становление, истоки, героико-романтическая устремленность, пафос подвига, бесстрашие характера, счастье борьбы.
  4. Литература 20-х годов. Неувядающая сила ее лучших страниц. Народ и человек в литературе 20-х годов.  «Думы про Опанаса» Э. Багрицкий, А. Серафимович «Железный поток». Чтение фрагментов и анализ. Рождение социалистической нови и нового, свободного человека – генеральная тема литературы 20-х годов. Битва за власть как испытание характера. Героико-романтическое и экстремальное начала в сюжете и композиции произведения; социально-психологическая антитеза как основа его построения. Как описана поэма Багрицкого (ее язык и стих)? Как объясняет ее заглавие? Почему поэт сталкивает Опанаса и комиссара Когана? Финал и его смысл в поэме? Почему так страстно врывается в нее голос природы? Народно-поэтическая основа «Думы про Опанаса», ее сказово-диалогический строй: разговор-поединок персонажей переходит в разговор с ними Родины и Поэта. поэма Багрицкого как дума о назначении человека. О чести и бесчестии. Нравственная победа. Бессмертие. От судьбы человека к судьбе народной – путь художественного исследования эпохи в литературе 20-х годов; ее устремленность к народно-героическому эпосу. Эпопея Л. Тослтого «Война и мир» в творческих исканиях создателей нового романа. «Железный поток» А. Серафимовича (чтение и анализ фрагментов 1, 2, 10 (заключительной) глав). Ваши ощущения от страниц «Железного потока»? Заметны ли в них уроки Л. Толстого? В чем неповторимость романа Серафимовича, его художественное открытие? Чьи страницы вы вспоминали, прослеживая рождение образа «железного потока»? Сопоставьте роман Серафимович и страницы книг М. Горького, на которых берет начало «железный поток». Ваше мнение о герое Кожухе. Судьба и «мысль народная» - художественное содержание «Железного потока». Массовые сцены. Народное многоголосие. Эпическая ширь повествования как основа «толстовской» поэтики. Символика «железного потока» как воплощение революционного народа. Кожух – новый вожак новых масс. Эпическая мощь его образа. Само отречённость героя Серафимовича – «частицы» «железного потока». Пополнение словарного запаса лексикой со значением своеобразия литературного процесса (многообразие творческих индивидуальностей, непохожесть художника, художественное открытие, полемичность книги, уроки классики).
  5. Домашнее задание. Устное сочинение «Мои любимые страницы литературы 20-х годов».

Урок 6. Литература 30-х годов. Литература братства и подвига.

  1.  Наше прочтение литературы 30-х годов.
  2. Новый мир и новый герой в литературе 30-х годов. Стремительное развитие прозы, ее масштабных эпических жанров: традиции классического романа в литературе 30-х годов. Судьбы народные в эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». Психологизм и социально-философская углубленность художественного исследования мира. Пафос социалистического строительства, «бег дней», художественное открытие новой действительности и героя времени в новаторских произведениях ведущих писателей («Гидроцентраль» М. Шагинян, «Энергия» Ф. Гладкова). Пафос преобразования мира в новаторски дерзновенной поэзии 30-х годов с ее сплавом лирики, эпоса и публицистики (книга стихов «Большевикам пустыни и весны» В. Луговского, «Работа и любовь» Я. Смелякова). Точность и емкость заглавия как ключевого образа произведения, «эмблемы» времени. Поэзия созидательная, романтика творческого труда как нравственно-эстетическая основа литературы 30-х годов. Единство документальности и художественного вымысла, «правды факта» и романтического преображения действительности. Ваши впечатления от прочитанных произведений 30-х годов. Почувствовали ли вы «дистанцию времени»? новый герой в рассказе А. Платонова «Фро» и повести Крымова Ю. «Танкер «Дербент» (чтение избранных страниц и их анализ). «Неистовство одинокого энтузиазма» и «неудовлетворенное рабочее вожделение» в рассказе Платонова. «История души человеческой» как своеобразие его творчества; символико-романтическое преображение детали («солнце счастья», мальчишка-музыкант, ставший «человечеством», в финале рассказа). Психологизм сюжета, емкость и плотность фразы, вбирающей в себя весь характер, излюбленные изъяснительные конструкции («потому что»). «Сокровенный человек» как художественное открытие А. Платонова. Творческая одержимость механика Басова и его одинокое счастье в повести Ю. Крымова. Простота и пластичность повествования. Антитеза характеров (Басов и Бронников). Внутренний монолог героя. Краткость и емкость реплик. Сдержанность авторского голоса и потаенный «диалог» с читателем как особенности писательской индивидуальности Ю. Крымова «Танкер Дербент» и современная «производственная» проза. Басов как предшественник инженера Бахирева, героя романа Г. Николаевой «Битва в пути» (1956). Преемственность и единство пути, пройденного литературой.
  3. Гуманизм нового мира в стихотворении Д. Кедрина «Кукла». Услышали вы в строках поэта тревоги и надежды поколения 30-х годов? Боль и сострадание горю детства в экспрессии языка и ритма, в контрастности композиции и диалогическом строе стихотворения. В пронзительном детском портрете. Вызов жестокости городского «дна», его реалистически точный и емкий образ. Мотивы творчества Достоевского и Горького в стихотворении Кедрина, их новаторское переосмысление.
  4. Призвание Человека в поэзии 30-х годов. Люди творческого дерзания и подвига в стихотворениях Н. Заболоцкого «Седов», К. Симонова «Старик», «Всю жизнь любил он рисовать войну». Сдержанно-повествовательный строй поэтической речи у Заболоцкого и экспрессия интонации и слова у Симонова. Емкость и символика поэтического образа. Глубина нравственно-философского осмысления произведения. Сопоставьте страницы Заболоцкого и Симонова. Кто из них  вам ближе? Какие их строки вы знали прежде и узнали ли своих любимых поэтов? Емкость и афористичность стиха. Прямота и страстная убежденность авторского кредо. Исповедь-раздумье как жанровая форма стихотворения. «Дыхание грозы» как сквозной мотив литературы 30-х годов, ее пророческий пафос. Лучшие произведения 30-х годов в духовной культуре нашего народа. Расширение словаря со значением нравственно-эстетического своеобразия литературы (пафос труда  и творчества, пересоздание мира, панорама строительства, производственная тема, открытие нового героя, нравственное противостояние, пути исканий, поэзия будней).
  5. Домашнее задание. Подготовить выступление «Моя первая встреча с Шолоховым М.» - чтение романа «Тихий Дон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков литературы в 11 классе по творчеству М.А. Булгакова

Система уроков литературы в 11 классе по творчеству М.А. Булгакова...

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Система уроков литературы в старших классах "Концепт Пути"

Данный концепт охватывает уроки литературы 9-11 классов. Это уроки внеклассного чтения, которые нацеливают учащихся на неординарное познание нравственности на примере произведений русской классики и з...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....