Система уроков литературы в 11 классе по творчеству М.А. Булгакова
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Система уроков литературы в 11 классе по творчеству М.А. Булгакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_urokov_literatury_v_11_klasse_po_tvorchestvu_bulgakova.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1.
Жизнь и творчество
Михаила Афанасьевича Булгакова
Цели: познакомить с особенностями судьбы писателя и человека Булгакова, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания исторических и сатирических произведений.
Ход урока
Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета.
Л. Авербах
Не верю в светильник под спудом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.
М. А. Булгаков
I. Вступительная беседа.
1. Демонстрация эпизодов из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Нет, наверное, человека в России, который бы не видел этой забавной картины известного режиссера Гайдая и не смеялся, наблюдая за приключениями Ивана Грозного в Москве ХХ века и самозванца Милославского в палатах Московского Кремля времен Ивана Грозного. А ведь это произведение киноискусства поставлено по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной еще в 30-е годы, но запрещенной для постановки на театральной сцене. Случай с данной пьесой не единичный в творческой судьбе писателя.
В чем же особенности личности этого человека и его произведений, которые стали достоянием широкого круга читателей только спустя более 30 лет после написания? Эти вопросы станут основой беседы на сегодняшнем уроке.
2. Что вам известно о жизни и творчестве М. А. Булгакова? (Ранее учащимися уже было прочитано произведение «Собачье сердце».)
II. Работа по теме урока.
Лекция учителя сопровождается работой ассистентов.
Учитель. Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова навсегда остался Киев – город, где он родился в 1891 году.
Ассистент. 1891 год. Весна. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме № 4 у магистра Киевской духовной академии доцента кафедры древней гражданской истории Афанасия Ивановича родился первенец. Мальчик рос, окруженный заботой.
Отец был внимательным и заботливым, а мать – жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья. И вот в этой обстановке начинает расти смышленый, очень способный мальчик. Так писала в записках «Из семейного архива» сестра писателя.
Учитель. С детства любознательный ребенок увлекался литературой. Павел Сергеевич Попов, первый биограф Булгакова, в 1940 году, после смерти писателя, отмечал в своей работе: «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ «Похождения Светлана» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет».
Ассистент. Снова читаем записки «Из семейного архива»: «Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом – то, что он читал. Сестра Вера рассказывала, что он прочитал «Собор Парижской Богоматери» чуть ли не в 8–9 лет.
Родители нас не смущали: «Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?» У нас были разные книги. И классики русской литературы, которых мы жадно читали. Были детские книги… И была иностранная литература. И вот эта свобода, которую нам давали родители, тоже способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги».
Учитель. Большая многодетная семья – детей было семеро – навсегда останется для Михаила Булгакова миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Михаил задавал тон общему веселью, был отличным рассказчиком (по словам сестры, его слушали затаив дыхание).
Отец умер в 1907 году от склероза почек – болезни, которая через 33 года настигнет и его сына. Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумеет дать сыну образование.
В 1916 году Булгаков закончил медицинский факультет Киевского университета. Шла первая мировая война, и ему пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем – деятельность земского врача в Смоленской губернии.
Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу.
Булгаков не принимает событий 1917 года. В декабре в письме к сестре он пишет.
Ассистент. Через два часа придет Новый год. Что принесет он мне? Я спал сейчас, и мне приснился Киев, знакомые и милые лица, приснилось, что играют на пианино…
Придет ли старое время?
Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его… не видеть, не слышать! Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось все видеть воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица…
Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел и понял окончательно, что произошло.
Учитель. В Киеве Булгаков пытается заниматься частной практикой и менее всего хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», – отметит он впоследствии. Но идет 1918 год.
Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры 14 переворотов. В работе В. Лакшина «Мир Булгакова» можно прочитать: «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ».
В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.
Булгаков пытался покинуть Россию, но из-за тифа остался во Владикавказе. Чтобы не умереть с голоду, начал сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине и Чехове, писал пьесы для местного театра. Здесь же начал печататься – драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.
В 1921 году Булгаков возвращается в Москву, где занимается литературной деятельностью, работает в газетах.
В 1923 году он публикует более двух десятков очерков, рассказов и фельетонов.
В 1924 году закончил роман «Белая гвардия». Опубликовал несколько произведений, в том числе повесть «Дьяволиада», главы из романа «Белая гвардия»; написал повесть «Роковые яйца».
В 1925 году было опубликовано более 10 различных произведений Булгакова в разных изданиях. Писатель работает над пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира», создает повесть «Собачье сердце». (Кстати, интересна судьба этого произведения: в 1926 г. на квартире Булгакова ОГПУ* был произведен обыск, в результате которого изъята рукопись повести. Рукопись была возвращена только через несколько лет и с условием, что Булгаков заберет заявление о выходе из Союза писателей.)
В конце 20-х годов начинается тяжелый период в творческой жизни писателя. Его произведения не допускают к печати, запрещают постановку пьес «Мольер» и «Иван Васильевич». Это продолжится и в 30-е годы: запрещены пьесы «Пушкин» и «Батум». Крик души – заявление Сталину и письмо брату от 1929 года:
1-й ассистент.
Не будучи в силах больше существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться больше в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л. Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется.
М. Булгаков
2-й ассистент.
Полно безнадежности письмо Булгакова брату от 24 августа 1929 года:
…В сердце у меня нет надежды… Вокруг меня уже ползает змейкой темный слух о том, что я обречен во всех смыслах… Игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить.
Мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут. Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели – это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко…
Нехорошо то, что этой весной я почувствовал усталость, разлилось равнодушие. Ведь бывает же предел…
Твой М. Булгаков
Последние 10 лет жизни (1928–1940 гг.) писатель работал над романом «Мастер и Маргарита», сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.
Ещё в феврале писатель диктует жене последние страницы романа.
10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков умер.
III. Жанровое своеобразие творчества Булгакова.
Учитель. В 1921 году Булгаков окончательно осознает, что он литератор. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, начинающий писатель оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». Эти слова находим в «Записках на манжетах» – книге, которая воспринимается как писательская автобиография. В основе книги – любимая мысль автора, что жизнь нельзя остановить. Но Булгаков считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. Эта мысль пронизывает произведения, посвященные данной теме.
Плодотворно работает Булгаков в жанре романа.
Учащийся делает обзор исторического романа «Белая гвардия».
Учитель. В этом романе авторская позиция находится над схваткой: красные и белые не сталкиваются. Белые воюют с петлюровцами, носителями националистической идеи.
В романе автор выступает как историк, рассказывающий о событиях Гражданской войны, и как великий гуманист, утверждающий, что братоубийственная война ужасна. И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Недаром Елена говорит: «Все мы в крови повинны…»
Булгаков мыслит себя не только романистом. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных» как инсценировка романа «Белая гвардия». По необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получает «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для этого произведения. Говорят, что сам Сталин 15 раз бывал на этом спектакле.
Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью. Послушайте слово И. Рапопорта об этом произведении.
Ассистент. …тема его – интеллигенция. Она совершила свой страшный «бег»…
Как и все зрители, я впервые понял, что и в том лагере люди, что и там есть сила человеческая, что враг – разный, бывает и серьезный, и умный. Поистине всему свое время в истории.
Разве легко было понять народу, еще не остывшему от боев гражданской войны, что даже «графы» бывают разные или что интеллигент – это не презрительное или бранное слово?
Булгаков раскрывал «загадку» русской интеллигенции. Он был удивительно талантлив, ибо был удивительно искренен и своеобразен. Он способствовал проникновению в мир интеллигента, содействовал развенчанию того, что следовало развенчать в старой интеллигенции, и призывал дорожить тем, что было в ней ценного.
Учитель. По-настоящему смелыми были сатирические произведения Булгакова.
Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо знал автор бюрократический быт Советской страны. В повести «роковые яйца» писатель говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит Булгаков в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений. Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным предвидением и умными руками, не предполагает, что в результате его опыта по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков – человекообразный монстр.
Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала; ученому нельзя уходить от жизни лишь в медицинские проблемы, его должно касаться все происходящее в жизни. «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры.
Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время. Все лучшее из ранее созданных произведений воплотилось в вершинном романе Булгакова, ставшем и его итоговым творением, – «Мастер и Маргарита». В. Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.
Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал, читал друзьям. Нам предстоит познакомиться с замыслом автора, попытаться разгадать мысли художника слова.
IV. Итог урока.
Поделитесь впечатлениями от урока. Выразите их в письменном рассуждении «Булгаков: писатель и человек».
Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение или художественный пересказ эпизода романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Объясните свой выбор:
џ Чем интересен данный эпизод?
џ Какое значение он имеет для понимания идейного содержания романа?
џ Какие вопросы возникли при чтении эпизода?
џ Какие вопросы вы хотели бы обсудить с одноклассниками?
Урок 2-3
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
особенности композиции и проблематика.
Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе
Цели: познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения; развивать навыки работы с критической статьей.
Ход уроков
Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл.
Эдуард Безносов
I. Проверка домашнего задания.
1. Учитель. Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.
О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь!»
М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967–1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80–90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
2. Выборочное чтение эпизодов романа (см. домашнее задание предыдущего урока, это может быть и иллюстрирование эпизодов, создание обложки для книги).
Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.
3. Викторина «Внимательно ли вы читали?»
1) В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:
а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).
б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:
– Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (безотрадном).
в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).
2) Расставьте слова таким образом, чтобы получились законченные фразы из романа:
а) вещами Маргарита прилетела за совершенно с следом и душой нагруженная облегченной Наташа же нею спальню туда в вбежала.
б) Двадцати лет сейчас легионеров на колонны двое под сада площадки с перед и человека прокуратора и креслом балкон поставили семи же ввели.
в) Платить ни кондукторшу собирается он ни что пассажиров не то а поразила самая полбеды еще суть бы дела не было чем то в что трамвай в лезет.
Ответы:
а) С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами.
б) И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи.
в) Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить.
3) Какой из «миров» романа наиболее населен?
а) Библейский.
б) Потусторонний.
в) Московский.
Ответ: в.
4) Чей это портрет?
«Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
а) Азазелло.
б) Коровьев.
в) Варенуха.
г) Бездомный.
Ответ: б
II. Знакомство с художественными особенностями романа.
1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).
– Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)
– Попробуйте определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)
2. Работа с учебником.
Необычна и композиция романа, в ее создании автор выступает новатором.
– В чем новаторство Булгакова? Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с. 66–68) «Композиция. Два стилистических потока» и «Новаторство романа. Философская концепция».
3. Работа с критической статьей.
Вы отметили среди особенностей композиции сложность архитектоники романа: действительно, в нем изображены три мира, связанных между собой. Познакомьтесь, как В. Г. Боборыкин в работе «Михаил Булгаков» говорит об этом.
Прочитайте статью и ответьте на вопросы:
– Как в приведенных выше суждениях объясняется художественное единство романа?
– Почему Булгаков в ершалаимских главах изображает высших представителей общественной пирамиды, в московских – относительно рядовых людей, его современников?
предлагается раздаточный материал.
«В широкой, занимающей добрую половину романа сатирической картине той самой действительности, которая отторгла и сгубила Мастера, бросается в глаза одна особенность: в поле зрения автора попадают в основном обыватели. И рядовые. И начальствующие тоже, но так себе – среднего звена. Глава писательской организации. Руководители придуманного писателем Управления зрелищ и развлечений.
Выше этих пределов Булгаков взора не поднимает, хотя, казалось бы, в романе, содержащем философские раздумья о власти, о свободе мысли и духа, ему бы с вершины общественной пирамиды и начинать свой обзор. В ершалаимских главах – нечто обратное: нижнюю часть пирамиды автор рассматривает бегло, не выделяя из общей человеческой массы отдельных лиц. Зато самая верхняя…
Даже император, пусть мельком, но представлен читателю. А его наместнику, Понтию Пилату, – максимум внимания. Он, в сущности, главное действующее лицо. Есть кое-что и кроме него: верховный идеолог Каифа, начальник тайной службы Афраний, войсковые начальники. И возникает крамольная мысль: что если две эти усеченные – одна сверху, другая снизу – пирамиды соединить в одну, не получится ли конструкция более или менее гармоничная? Оказывается, получится. И, похоже, это предусмотрено автором.
В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991
4. Работа с текстом.
– Перечитаем «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), представляющие «роман в романе».
– Кратко перескажите сюжет романа Мастера. Где и когда происходят события?
– В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? (Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.)
– Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?
џ Иешуа – бродячий философ, волею судьбы оказавшийся перед владыкой: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».
Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек, а значит: какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?
џ Второй участник первой сцены романа: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий и т. д. Человек не боится крови: он бесстрашный воин.
Но сейчас он страдает от головной боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам.
– Проследите, как меняются глаза прокуратора (по тексту). Может быть, именно эта деталь дала возможность и Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.
– О чем спорят эти два человека? В центре внимания вопрос: что такое истина. Начиная со слов, что истина уже в том, что у Пилата болит голова, молодой философ развивает это понятие. Прочитайте и прокомментируйте рассуждения Иешуа.
– Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?
Был шанс объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять.
Ласточка – символ свободы мыслей, истины – влетает в зал и прокуратор принимает решение в пользу Иешуа. Ласточка улетела – изменилось настроение Пилата. Он читает в пергаменте пугающие его слова, которые философ произнес позже вслух: «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
– Почему Пилат утвердил смертный приговор?
Будучи смелым воином на поле боя, Понтий Пилат трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое дело – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предает Иешуа.
Свидетелем всех событий становится секретарь Пилата.
– Какую роль играют в передаче диалога ремарки о поведении секретаря: «Секретарь вытаращил глаза на арестанта…», «Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…», «Секретарь думал теперь об одном, верить ли ему ушам своим…»?
– Понаблюдайте за поведением прокуратора после вынесения приговора.
Муки совести рождают в его душе ужас. Уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифу: «Побереги себя, первосвященник… Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью». Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.
– Что это за слова? (глава 25.) Их повторит прокуратору начальник тайной службы.
«– Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?
– Нет, игемон, он не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
– Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата. (Гость услышал «внезапно треснувший голос»; «спросил хриплый голос». Это возмездие.)
– Как наказан Пилат за свою трусость? (для работы обратиться к главе 32 «Прощение и вечный покой».)
5. Индивидуальные сообщения учеников.
а) Тема бессмертия волновала людей всегда. Но бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Известен ли вам этот сюжет? (Для обсуждения предлагается библейская история Каина и Авеля и легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».)
б) В «ершалаимских» главах не последнюю роль играет образ Левия Матвея. Бывший сборщик налогов становится учеником Иешуа.
– Как он поведет себя, узнав о неотвратимости гибели учителя?
– Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти учителя?
– Как он выполнит свой последний долг перед учителем?
– Почему можно сказать, что Левий Матвей – достойный ученик Иешуа?
чтение и комментирование разговора Понтия Пилата и Левия Матвея, глава 26.
III. Итог уроков.
– Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад? (Роман посвящен вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.)
– Перечислить их:
1. Что такое истина?
2. Человек и власть.
3. Внутренняя свобода и несвобода человека.
4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
5. Верность и предательство.
6. Милосердие и всепрощение.
– В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?
Домашнее задание.
1. Перечитать «московские» главы романа Булгакова, выбрать материал, касающийся общей атмосферы жизни 30-х годов, оттеняющий сатирическую окраску произведения.
2. по вариантам ответить на вопросы учебника: вопросы 3 и 6 на странице 71 учебника (часть 2).
3. Индивидуально:
Иешуа «при всей своей внешней человеческой обыкновенности… необыкновенен внутренне». В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991.
Если вы согласны с высказанной литературоведом оценкой образа философа, покажите в развернутом ответе его необыкновенность, силу, его секрет.
– Как вы думаете, почему прокуратор приказал, «чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы»?
Урок 4
Сатирический и фантастическиЙ пласты
романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели: рассмотреть авторские примы раскрытия сатирического и фантастического пластов своего романа; определить значение образа Воланда в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания произведения; развивать навыки анализа прозаического текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания по вопросу 6 учебника (см. предыдущий урок):
– Попробуйте определить соотношение вечного и злободневного в романе «Мастер и Маргарита».
Прослушивается индивидуальное сообщение.
Делается вывод о значении «ершалаимских» глав в романе.
II. Работа над новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
В работе Б. В. Соколова (1991 г.) дана следующая оценка романа Булгакова: «Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения».
Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, чтобы раскрыть для себя сатирические и фантастические пласты повествования в произведении.
2. Индивидуальное сообщение.
«Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» по плану:
1) Найдите в романе зарисовки быта и нравов Москвы 30-х годов, отразившие «как личные наблюдения Булгакова, так и литературные источники» (Б. В. Соколов).
2) Каково в романе авторское отношение к Москве и москвичам?
3) Какие художественные приемы использует Булгаков в создании «московских сцен» романа?
3. Ответ на вопрос 3 учебника (домашняя подготовка).
– Почему советская Москва показана в тонах сатирической буффонады, а далекая, почти мифическая библейская Иудея изображена средствами строгого реализма?
4. Работа с текстом.
Стержнем повествования в книге Булгакова стали Иешуа и Воланд: они не только являются представителями противоборствующих «ведомств» Добра и Зла (кстати, не противопоставленных в романе), но и объединяют временное пространство.
– Кто же такой Воланд, чем он занимается, с какой целью прибыл в постреволюционную Москву?
– Перечитайте эпиграф к роману. (…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.)
– Как вы понимаете его смысл?
Эпиграф к роману отсылает читателя к трагедии Гете «Фауст», к образу Мефистофеля. Но можно ли утверждать, что Воланд – литературное продолжение Мефистофеля?
– Перечитайте описания Воланда и сопоставьте их с традиционными изображениями героя трагедии Гете (например, скульптура М. Антокольского «Мефистофель», портрет Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»).
1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».
Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на Мефистофеля. У Гете дьявол развенчивает все, что представляется высоким и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до преступления.
– Чем же занимается «ведомство» Воланда?
Практически нигде в романе мы не увидим непосредственного вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их дальнейшую судьбу. Решения «повелителя теней» основаны только на фактах (пример тому – хотя бы история Фриды) – это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни этические нормы.
Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие) пролезает в самые узенькие щелки», – а «каждое ведомство должно заниматься своими делами».
Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.
Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в Варьете.
– Расскажите об этом.
Москвичи разоблачают себя сами – в прямом и переносном смысле. Пошлая жизнь, алчность, стадность волнами взмывают в варьете, и ни у кого не возникает вопроса о цене; следствие из этого – позор и унижение. Вывод Воланда неутешителен: «Люди как боги. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны... ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
– Расскажите о похождениях Коровьева и Бегемота.
Москвичи страдают не от самого Воланда (исключение составляет лишь барон Майгель), а от проделок его свиты. Похождения Коровьева и Бегемота составляют отдельную сюжетную линию романа; суть их – в обнажении тела. Москва оказывается прибежищем всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководит тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают. Казалось бы, только уныние им несвойственно. Но этот грех числится за Мастером. Зло скрытое страшнее, опаснее зла проявленного, преданного осмеянию и посрамлению.
Зло разлито в московском мире, и именно с ним связываются традиционные представления об аде.
В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы. Они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и, до тех пор пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается.
Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Степа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучно работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.
Но вот появляется «нечистая сила», и все эти мерзавцы вмиг оказываются разоблаченными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам) всесильны и всезнающи: любого они видят насквозь, обмануть их невозможно.
«Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос:
– Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут».
Моментальное и точнейшее определение – и за ним следует строго соответствующее «заслугам» наказание.
Степу Лиходеева забрасывают в Ялту, Варенуху делают вампиром (правда, не навсегда), Максимилиана Андреевича, киевского дядю Берлиоза, до смерти напугав, изгоняют из квартиры, самого Берлиоза отправляют в небытие. Каждому по заслугам.
Уместнее сказать, что Коровьев и сотоварищи лишь выявляют, вытаскивают на свет Божий все гадкое, что есть в людях, а не создают это гадкое. «Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки», – пишет Б. Соколов. По его мнению, в романе Булгакова сатана представлен «как беспристрастный и высокий судия рода людского, выявляющий его пороки и добродетели».
В. Акимов считает, что «столкновение с ними (нечистой силой) – это столкновение с самим собой». Власть нечистой силы проявляется, по его мнению, лишь там, где отступает человеческое. Не над людьми как таковыми издевается свита Воланда, а над их пороками, предавая в конце своего визита очистительному огню главные места их скопления.
Писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Ильина (автора книги «О противлении злу силою»), «привести в чувство» людей, закосневших в зле, возможно только силой, потому что эти люди ведут себя по-человечески (во внешнем смысле) лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия, но не добра.
III. Итог урока.
– Что же такое добро и зло в романе Булгакова? Совпадает ли это с вашим представлением?
– В чем значение «московских» глав романа? Какова роль фантастических персонажей?
Домашнее задание.
Проанализируйте эпизод «Великий бал у Сатаны».
Урок 5
«Мастер и Маргарита» – апология творчества
и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака
Цели: определить авторские приемы раскрытия темы творчества и темы любви; проследить эволюцию образов героев романа; развивать навыки характеристики литературного героя.
Ход урока
Роман Булгакова для русской литературы, действительно, новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки…
М. Крепс
I. Вступительная беседа.
– Расскажите, как вы понимаете эпиграф к уроку. В чем проявилось новаторство писателя?
– Исследователь Б. Соколов отмечал, «что в булгаковском романе соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Докажите это на примерах.
Необходимо отметить и разнообразие тематики произведения. Продолжим знакомство со своеобразием романа Булгакова, рассмотрим, как удалось автору раскрыть темы творчества и идеальной любви.
II. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты.
Работа с текстом.
1. Беседа.
В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? Как сложилась его судьба в том мире, в который приходит он со своим романом?
– В каком эпизоде впервые появляется Мастер?
Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую клинику, которая в романе названа «домом скорби». Здесь он и встречает Мастера.
– Прочитайте описание внешности человека, которого Бездомный увидел через балконную дверь больницы.
«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».
– Как вы можете объяснить поведение этого человека? На вопрос Ивана, почему, если есть ключи, он не может «удрать» отсюда, гость ответил, что ему «удирать некуда». В каком литературном произведении и в связи с чем уже встречалась эта фраза?
Вспомним фразу из романа Достоевского «Преступление и наказание»: «некуда идти». Установим литературные ассоциации. Можно ученика попросить заранее подготовить ответ на этот вопрос с опорой на текст Достоевского.
– Гость назовет себя просто Мастером. Отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком. Почему?
– Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера? Между ними, действительно, установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.
2. Индивидуальное сообщение (по заданию: восстановить по тексту прошлое Мастера).
3. Беседа.
Жизнь Мастера наполнилась смыслом, когда он начал работу над книгой о Понтии Пилате. Роман был дописан: «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».
– Что, по-вашему, означает эта фраза? Что произойдет с Мастером?
Роман не был принят к печати; все, кто его читал: редактор, члены редакционной коллегии, критики, – обрушились на Мастера, отозвались в газетах разгромными статьями, особенно неистовствовал критик Латунский.
Реальность сломила Мастера. Во время его горьких хождений с романом по редакциям он узнал ту сторону жизни, которая была дотоле ему неизвестна.
И как результат – он сжигает роман: «Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». Единственным спасением для себя Мастер считает пребывание в клинике Стравинского: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман».
Расширить наше представление о мире, куда был вынужден войти автор романа о Пилате, помогают специально этому посвященные главы книги Булгакова.
4. Работа с текстом 5-й главы «Было дело в Грибоедове».
– Чем заняты члены МАССОЛИТа?
Мечтают о дачах («дач всего двадцать две, а нас в МАССОЛИТе три тысячи»), о творческих отпусках (все рассчитано: до двух недель – на рассказ-новеллу, до одного года – на роман). Мечтают вкусно и дешево поесть.
Обратим внимание на говорящие фамилии писателей: Двубратский, Богохульский, Сладкий и, наконец, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова», взявшая псевдоним «Штурман Жорж»!
Среди них – молодой поэт Бездомный, вспомните, что именно его отчитывал Берлиоз за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.
– Каким предстает этот герой читателям? Дайте характеристику этому литературному герою.
Иван – единственный герой романа, кто при жизни пытается реализовать представленный ему шанс измениться. Он молод и талантлив: «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж».
Но художником может стать только при условии приобщения к мировой культуре, иначе из-под его пера будут выходить хоть и яркие, но продиктованные берлиозами картины.
Бездомный единственный, кто пытался вступить в борьбу с Воландом, думая, что Москва нуждается в защите от него. Это приводит его в сумасшедший дом. Вынужденное бездействие в клинике приводит поэта к первой в его жизни попытке думать самостоятельно. В нем разбужено творческое отношение к жизни:
«О чем, товарищи, разговор! – возражал новый Иван ветхому, прежнему Ивану. – Что здесь дело нечистое, это понятно даже ребенку. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть! Человек был лично знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этим арестованным Га-Ноцри?»
Покинув этот мир, Мастер оставил в нем своего ученика. Бездомный – Понырев оставил поэзию и стал сотрудником Института истории и философии. Перерождение героя сопровождается изменением фамилии.
Бездомный – эта фамилия говорила о неприкаянности души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа. Именно он может нести слово истины дальше в мир.
5. Работа в группах (задание дается заранее).
1-я группа.
– Перечитайте диалоги Ивана Бездомного и Мастера в клинике Стравинского, а также фрагмент эпилога, посвященный профессору Поныреву.
– Почему Воланд доброжелателен к Ивану Бездомному, хотя в споре с ним Иван ведет себя еще агрессивнее, чем Берлиоз, еще более яростно отрицает и существование Бога, и справедливость библейских истин?
– От какого недуга, по-вашему, излечивается Иван Бездомный? Можно ли его считать учеником Мастера?
2-я группа.
«Силы ада вообще играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и, мало того, наказывают уже состоявшихся, а то и вовсе закоренелых грешников, но очень своеобразно, похоже, по наущению автора, избирают меры наказания».
В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991
– В чем причины столь сурового наказания Берлиозу? Привлеките для доказательства текст романа.
– Действительно ли «по наущению автора» Воланд так сурово поступает с председателем МАССОЛИТа?
III. «Идеальная любовь» в романе Булгакова.
С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч.
Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого.
А. З. Вулис
1. Слово учителя.
Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной любви». Ни у кого не вызывает сомнений, что Мастер и Маргарита действительно любят друг друга и что для автора это и есть «настоящая любовь». Но даже неискушенный читатель заметит, что линия Мастера и Маргариты – лишь одна из любовных коллизий романа.
Кроме нее, есть линии Иуда – Низа; Мастер и его жена; Маргарита и ее муж; Семплеяров – его жена и родственница; Прохор Петрович и его секретарша; истории Лиходеева и Берлиоза с женами, Наташа – Николай Иванович… Случайно ли в романе так много намеков на любовные коллизии?
Недооценка важности темы любви связана, не в последнюю очередь, с «затрепанностью» слова «любовь» в нашем языке: оно употребляется для обозначения эгоизма, сексуальных отношений – и духовного чувства, патриотизма и религиозности (любовь к Богу). По-видимому, общим для всех проявлений любви оказывается желание добра, радости, удовольствия – для себя или для другого. Анализ романа убеждает, что Булгаков делает главным критерием выявления добра и зла в человеке его способность (неспособность) любить. В романе выстроена четкая иерархия этой способности: ступень, на которую смог подняться человек, определяет его судьбу после смерти.
Любовь к самому себе лишь увеличивает зло в мире, «разливая» в нем корысть, похоть и пошлость. Примеров подобных отношений между людьми в романе множество: от наивно стремящегося к наслаждениям Иуды и фанатичного Каифы до московских граждан – руководства варьете, членов МАССОЛИТа. Но в этих отношениях нет настоящего чувства: мужчины не любят ни жен, ни любовниц, а любовницы при первой опасности предают своих любовников (Ида Геркулановна Ворс или дальняя родственница Семплеярова).
Следствием эгоизма является страх за себя. Становится понятным, почему Иешуа говорит о трусости как «одном из страшных пороков», а раскаявшийся Пилат – как о «самом страшном пороке». Любить ближнего – не заслуга, это естественное состояние человека. Полюбить другого – значит забыть о себе.
Но в московском мире мы найдем и проблески любви, более высокой, чем эгоистическая: ни жена Никанора Ивановича Босого, ни любовница Прохора Петровича (говорящего костюма) Анна Ричардовна не отказываются от своих избранников, попавших в страшное положение: чувство сострадания, желание помочь руководят их словами и поступками. Как бы ни был уродлив этот мир, но «милосердие иногда стучится» в человеческие сердца, хотя в основном в женские.
На фоне упомянутых коллизий любовь мастера и Маргариты не только выглядит исключением из правил, но и рождает у читателя тревогу, потому что герои вынуждены противостоять миру, забывшему о любви.
2. Работа с текстом.
– Что же стоит за авторскими определениями «настоящая, верная, вечная» любовь?
В результате работы с текстом заполняется схема:
Настоящая: бескорыстие, самоотверженность, способность помогать всем, чем можешь, разделять не только радость, но и неудачи, быть опорой |
Верная: верна чувству, не теряет надежды на встречу (для нее безразлично, на каком свете) | Вечная: пройдя через испытание на балу Сатаны, отстояла право на любовь |
Со способностью любить ближнего больше, чем себя, начинается восхождение человека по лестнице любви |
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном её весеннем пальто». Всякий, кто читал роман, помнит эти слова впервые явившегося Мастера, который рассказывает Ивану Бездомному о своей встрече с возлюбленной.
– Что принесла эта встреча?
Эта встреча принесла с собой не только счастье любви, но (о чем не догадываются влюбленные) и серьезнейшие испытания. Об этом предупреждает читателя автор: желтые тревожные цветы в руках Маргариты, сочетание черного с желтым (черная с желтым брюхом грозовая туча накрывает Ершалаим после казни Иешуа), образ любви-убийцы: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». В этих сравнениях и внезапность чувства, и его сила, и его опасность. С этого мгновения человек проверяется способностью любить, способностью отрекаться от себя ради любимого.
3. Проверка домашнего задания.
анализ эпизода «Великий бал у сатаны».
– Какой эпизод на балу у Воланда стал подтверждением этого восхождения по лестнице великой любви к людям?
На балу у Воланда Маргарита поднимается на более высокую ступень, жертвуя своей любовью ради спокойствия Фриды – абсолютно чужого ей человека.
Перед Маргаритой, подвергшейся страшному испытанию, ставится конкретное условие: «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит. Заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала!»
Условие, практически не выполнимое для обыкновенного человека. Но Маргарита если и не полюбила каждого, то, во всяком случае, нигде не высказала ни презрения, ни отвращения. Более того, чувство сострадания к Фриде оказалось настолько сильно, что Маргарита готова пожертвовать своим счастьем ради освобождения Фриды от мук совести.
Представляя читателю Маргариту, Булгаков подчеркивает её необычность, её отличие от московских гражданок. Всем памятно описание героини в Эпилоге, во сне Ивана Понырева.
Ученик (читает наизусть). «Лунный свет вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека… Она наклоняется к Ивану и целует его в лоб, и Иван тянется к ней и всматривается в её глаза, но она отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне…»
Учитель. Необычна Маргарита и в образе ведьмы: чернеют её волосы, зеленеют глаза – но тело неожиданно начинает испускать свет; недаром восклицает потрясенная Наташа: «Маргарита Николаевна! Ведь ваша кожа светится!.. Атласная! Светится!»
«Лунные» черты героини неслучайны. В истории мировой культуры, в мифологии и религиях луна связана с «космическим» женским началом, с мировой тайной. «Лунные» мотивы связаны с приобщением к вечности, с погружением в женскую, «материнскую» стихию Космоса, с идеей вечного пути – не случайно уходящая вместе с Мастером «к луне» Маргарита целует остающегося Понырева-Бездомного в лоб материнским поцелуем – как бы благословляя перед нелегкими испытаниями.
Даже в Маргарите-ведьме остается человеческое начало. Разбушевавшуюся Маргариту, устроившую погром в Доме Драмлита, усмиряет плач ребенка, и, произнеся в «сказке» слово «злая», она больше никому не причинит зла.
Вседозволенность королевы бала у Сатаны не вытеснила окончательно из её сознания этических норм, свобода не убила любовь. И Воланд, верный обещанию вознаградить королеву бала, исполняет её желание. Так Маргарита отстаивает свое право не разлучаться с Мастером.
Измученная героиня в конце концов находит успокоение, обретая подлинный облик: «Даже в наступавших грозовых сумерках видно было, как исчезало её временное ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт. Лицо покойной посветлело и, наконец, смягчилось, и оскал её стал не хищным, а просто женственным страдальческим оскалом».
Подлинно бессмертной силой, которая царит в мире «закатного» булгаковского романа и побеждает мрак бесконечности, оказывается «лунный» свет женской любви.
IV. Итог урока.
Прочитаны последние страницы романа Булгакова. Какие впечатления остались от этого произведения? Запишите свои рассуждения в миниатюре «Нравственные уроки Булгакова».
Домашнее задание.
Написать сочинение по выбранной теме.
1. «Я хочу рассказать вам о книге» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»).
2. Размышления о добре и красоте. (На литературном материале или по жизненным впечатлениям.)
3. Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».
4. Как соотносятся в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердие, всепрощение и справедливость?
5. Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
6. Анализ главы (по выбору учащегося) романа Булгакова.
Для анализа получившихся ученических работ можно предложить и единый образец сочинения как раздаточный материал.
Анализ главы 2 романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Все люди добрые.
М. Булгаков
Русская сатирическая проза 30-х годов ХХ века, несмотря на то что господствующая идеология требовала от писателей прежде всего изображения героев индустриализации и коллективизации, продолжала своё развитие в духе великих традиций Фонвизина, Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина.
Однако власть к любым насмешкам над собой всегда относилась крайне враждебно. Поэтому сатирическая проза в 30-х годах популярностью не пользовалась, произведения писателей-сатириков объявлялись несвоевременными, вредными, а чаще просто не доходили до читателя, как например, произведения М. Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
Роман Булгакова открылся широкой публике только в 1966–1967 годах, уже после смерти писателя. Это было огромное литературное событие того времени, но и сейчас, в начале XXI века, роман не выглядит архаичным и поражает художественной новизной.
Интересно, что история любви Мастера и Маргариты, картины московской жизни сопровождаются трагическими эпизодами, воспроизводящими евангельский сюжет, но поданными как роман главного героя. Такая конструкция романа в романе отнюдь не разрушает единство и целостность произведения.
Практически весь роман Мастера воспроизводится, но каждый раз Булгаков находит особый способ включения этой истории в ткань повествования.
Неким прологом к роману Мастера становится вторая глава «Понтий Пилат». Именно в ней мы впервые узнаем о допросе Иешуа и приговоре, утвержденном Пилатом, от Воланда, причем рассказ его приводится (как ни странно это слышать от Дьявола) в качестве доказательства существования Иисуса Христа.
Булгаков представляет свою интерпретацию Евангелия. Он намеренно изменяет историю жизни евангельского героя. Важно и то, что его Иешуа вовсе не Сын Божий, а сын человеческий. Да и единственным главным персонажем его не назовешь, если обратишь должное внимание на название второй главы романа.
Итак, в центре – два образа: Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.
Социальное устройство общества Ершалаима, в котором находятся эти герои, порождает зло, ибо оно основано на насилии, подавлении человеческой свободы, добра. Чтобы выжить в подобном обществе, человек должен быть злым, жестоким (такой путь выбирает Пилат).
Свободным в таком случае может чувствовать себя лишь нищий бродяга, ни с кем и ничем не связанный (Иешуа – сирота, не имеющий ни дома, ни семьи).
А. Зеркалов, анализируя образ Иешуа, делает вполне убедительные выводы о сущности этого персонажа: «Га-Ноцри – персонификация Нагорной проповеди, максималистская идея добра, воплощающаяся в поведении… Истина в том, что добро разлито по всему миру… И тогда отпадет механизм власти и насилия».
Для Иешуа все люди изначально по своей природе добры – «злых людей нет на свете». Как ни странно, утверждение философа о том, что Марк Крысобой «стал жесток и черств», лишь «с тех пор как добрые люди изуродовали его», вовсе не парадоксально. В этом рассуждении чувствуется авторская позиция: социальное устройство общества уродует людей, вытесняя их добрую природу.
Великая вера в людей и добро позволяет Иешуа довольно смело держаться на допросе. Свою речь он произносит, «светло улыбаясь», уверенно говорит о силе слова, о преображении им даже такого жестокого человека, как Марк Крысобой: «Если бы с ним поговорить, – вдруг мечтательно сказал арестант, – я уверен, что он резко изменился бы». В образе Иешуа мы видим борца против власти насилия, мечтающего о времени, когда «человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
С бродячим философом спорит Понтий Пилат, чье отношение к людям презрительно и брезгливо. Это полная противоположность Га-Ноцри: для него очевидно, что все люди злы, быть добрым в этом мире, по его мнению, опасно и бессмысленно.
Однако А. Зеркалов, сопоставляя образы Пилата и Иешуа, находит и общее между героями: «…оба …одиноки, грандиозно умны, не вполне здоровы душевно, тверды в убеждениях».
И все же, по словам критика, «…столь полной этической противоположности европейская литература, пожалуй, не знает». Если Га-Ноцри перед лицом смерти на допросе довольно спокоен, то Пилат представлен автором так, что иногда его становится жаль: «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного».
Как и в образе Иешуа, важной деталью портрета прокуратора является улыбка, но, описывая её, автор подбирает эпитет «страшная» как антитезу «светлой» улыбке арестованного.
Приговоренный к казни бродячий философ оказывается более свободным, чем стоящий у власти Пилат. Прокуратор полностью зависим от общества, своего положения в «ненавистном городе», поэтому теряет шанс, будто подаренный судьбою накануне праздника Пасхи, сохранить жизнь Иешуа, в чьей невиновности сам был уверен, и «утверждает смертный приговор».
Помимо образов главных героев второй главы большой интерес вызывают образы-символы. Так солнце не несет доброго тепла, а нещадно палит и Пилата, и Га-Ноцри, накаляя воздух, накаляет ситуацию, в которую попали персонажи. Поэтому «сторонится от солнца» Иешуа, страдает от него и прокуратор: «…солнце жгло ему глаза», «…тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши». Но, может, Пилата мучит не жестокое солнце, а проснувшаяся совесть? «Щурился прокуратор не оттого, что солнце жгло ему глаза, нет! Он не хотел почему-то видеть группу осужденных, которых… возводят на помост».
Символичен и образ ласточки, появляющейся несколько раз при допросе. Чей это ангел-хранитель? «Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона… Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль». Но не спасен ни Иешуа от казни, ни прокуратор от трусливого поступка. «Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять вспорхнувшую на балкон».
Так был утвержден смертный приговор в финале одной из «ершалаимских» глав романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
По внешней видимости главы об Иешуа и Понтии Пилате, трижды прерывающие современное повествование, живут отдельно. Однако, глубже вчитываясь в страницы романа, мы понимаем, что, следя за поединком прокуратора с бродягой-философом и затем становясь свидетелями ужасной казни, оказываемся в кругу тех же проблем добра и зла, бессилия и могущества человеческой воли, какие занимали автора в рассказе о похождениях Воланда, в «московских» главах.
Параллели с Евангелием подчеркивают, что современный мир «вывернут наизнанку», что в нем обесценены и утеряны этические идеалы, нормы, культура, сложившиеся за два тысячелетия христианской эпохи.
Читая книгу Булгакова, мы понимаем, что никаких иллюзий по поводу современного человечества у писателя нет, но есть надежда, что после разрушения храма власти и насилия будет построено «новое здание», о котором Воланд говорит: «Ну что ж, остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего».
Для нас же, читателей XXI века, произведение Булгакова стало учебником жизни с наставлениями и предостережениями художника, раньше других почувствовавшего чудовищный характер тоталитарной системы и беспощадно развенчавшего её в своем сатирическом романе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева
урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....