Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы по системе Е.Н.Ильина
статья по литературе на тему

Статья  "Духовно-нравственное воспитание в школе"  о  преподавании литературы по   системе  Е.Н. Ильина, которая  включает идею «обучающего воспитания», идею преподавания литературы как искусства, а не как научной дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы по системе Е.Н.Ильина

В будущей России образование не должно

отделяться от духовного воспитания…

 Е. Н. Ильин 

Глобальные и национальные вызовы сегодня определяют векторы развития современного образования. Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством духовно-нравственного развития подрастающего поколения Актуальность и значимость духовно-нравственного воспитания сегодня  определена Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, где  этот компонент является важнейшей составляющей. Именно на воспитание человека делается сегодня акцент в развитии педагогической мысли. 

Литература занимает особое место в системе школьного образования как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения», потому что  литературные произведения — это духовный опыт поколений. Русская   литература устремлёна  к  гармонии личности, мира, а русские писатели всегда задавались  главными  вопросами человечества, на которые ищет ответ подросток. Одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, которые хранятся в произведениях литературы. Главная задача учителя-словесника - превратить каждый урок литературы в уроки нравственности.

Но проблема  преподавания литературы в том, что наши дети  мало читают программную  литературу  или не читают вовсе. Как вернуть ребенка к произведениям, которые заставляют душу «трудиться», искать истину, любить свое Отечество?

Сегодня, на мой взгляд, важно вернуться к методике  педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина.

Е.Н. Ильин — учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда — Санкт-Петербурга, известный методист, которому удалось решить ключевую проблему  педагогики – воспитать массового читателя и на этой основе решить остальные проблемы. У Е.Н. Ильина читали все! Ключевые идеи этой авторской методики можно обозначить следующим образом:

1. Идея «обучающего воспитания». Роль литературы как учебного предмета состоит в том, чтобы организовать осмысление детьми нравственных проблем, с которыми они сталкиваются или столкнутся в жизни. Важно то, какое эмоциональное воздействие оказывает художественное  произведение на учеников.  Главным становится  переживание проблем, сострадание герою текста, что позволяет детям осмысливать содержание в связи с проблемами современности. При этом освоение  учениками литературоведческих понятий сохраняется, так же как и историческая достоверность, фактическая точность.

2. Идея преподавания литературы как искусства, а не как научной дисциплины. По мнению Е.Н. Ильина, литература – изучаемый в школе вид искусства, в котором можно объединить все научные знания по гуманитарным дисциплинам, придать им целостность и усилить их влияние на личность ученика личностно-эмоциональным отношением.

Свои слагаемые успеха он обозначил как четыре позиции: позиция, способ, учитель, урок. Это стратегия воспитания читателя. 

Позиция:

1.Анализ литературного произведения должен вырасти в этическую проблему.

2.Учить и воспитывать – это как “молния” на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка – творческой мысли. Какой должна быть эта “соединительная” мысль?

3.Наивысшего пика урок достигает в момент, когда моральное сознание школьника, его настроение, тонус – в числе главных забот учителя. Когда словесник воспитывает и этим учит, а не наоборот.

У учителя должны быть три  свои три беспроигрышные карты: деталь – вопрос – прием.

«Деталь». Изучение литературного произведения начинается с яркой детали. Это может быть небольшой фрагмент из произведения, факт из биографии автора или что-то ещё. Главная задача использования детали – сделать так, чтобы детям захотелось об этом говорить и узнать больше. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами, появляются творческие, иногда — игровые задания.

 Порой достаточно одного штриха, чтобы заговорила вся (!) книга и все (!), кто на уроке: по одной полуоторванной пуговице здесь иногда воссоздается целый характер. “Несмеющиеся” глаза Печорина, многократно повторяемое кабанихинское “ну”, тонкие ироничные губы Базарова, “плоское” лицо князя Василия – штрихи, способные не просто открыть страницу, но и распахнуть книгу. [3]
«Вопрос». Способ введения учащихся в проблему. Разрешение проблемы  должно требовать обращение к произведению, ознакомлению с биографией автора. Основные требования к вопросу: злободневность, личностная значимость для учащихся.

Ученики особенно активны, когда думать не надо. Что ж, постараемся задать им такие вопросы, после которых рука в самонадеянной уверенности не вскинется тотчас вверх, а раздумчиво, неторопливо станет что-то чертить.… С этого, собственно, и начинается читатель:

– Скажите, почему раньше времени уходят Катерины и остаются Варвары; умирают Базаровы и преуспевают Аркадии; гибнут Болконские и ликуют увешанные орденами и звездами Друбецкие, Берги, Курагины; блаженствуют Чичиковы и мучаются бессильным желанием “спасти” их духовно надломленные Гоголи? Почему? Кто объяснит мне эту более чем странную закономерность?. [3]

 «Проблема». Участники  диалога три основных субъекта: учитель, ученик и автор художественного произведения (благодаря постоянным обращениям к тексту). Поиск ответа на поставленный вопрос в режиме диалога, организуемого и инициируемого учителем (коллективное обсуждение проблемы, дискуссия).

Об учителе:
Ведущий всегда правильнее и интереснее ведомого.  Учитель – знаток, художник, сценарист, режиссёр,  артист, взыскательный критик, литературовед и даже врач; его педагогика – это педагогика экспрессии: «слово + чувство», формула личностного подхода - «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать».

Об уроке: 

Огромное значение в системе обучения литературе Е.Н. Ильина имеет принцип художественности: урок литературы строится по законам искусства, в основе которых «закон трёх О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

 Интригующее многоточие конца урока. Если урок всему  начало и всего  итог, домашних заданий – минимум. Оставить те из них, что сулят открытия, спорные решения, волнуют новизной, ради которой интересно и радостно напрягать ум. Задание не прикладывается к уроку, а органически вытекает из него.. “Опрос” примет форму своеобразного турнира, где ребята покажут умение, за которым – знание. Им предоставлено право начать новый урок, а не повторить предыдущий. Наверное, поэтому их интерес к уроку, а в общем, к себе самим так велик.

Урок в соавторстве с учеником.

Метод урока – общение. Урок –это ВСТРЕЧА и уже потом – предмет, анализ, журнал. Первые минуты – доверительный разговор. До поры, когда без книги нельзя. Тут-то и щелкнут замки дипломатов, сумок, портфелей, зашелестят страницы… И разговор о книге пойдет уже на уровне тех человечьих минут, что рождены встречей. Так постепенно сложился мой метод урока – ОБЩЕНИЕ. Нет, это не игра в хорошие отношения, а способ расковать ученика, чтобы тот учился в полную силу, легко и радостно, читал не только для себя, а чтобы общаться, удивлять и радовать догадками, предположениями, открытиями…[3]

Особенность методики Е.Н Ильина - введения ученика в содержание через «деталь» - «вопрос» - «проблему» выверена многолетней практикой и высоким стабильным конечным результатом. Это  доказывает  возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания на любом предмете, но литература, по словам Е.Н. Ильина, обязательно должна стать: 1) человековЕдением, 2) человековИдением, 3) человековедЕнием. [6].  

Литература

1.Приказ Минобрнауки России: 17 мая 2012 г. № 413. Приложение// [Электронный ресурс] / Российская газета. — Интернет-портал. — Режим доступа: http://www.rg.ru / 2012 / 06 / 21 / obrstandart-dok. html, свободный.

2.    Ковалёва , Е.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы Школьная педагогика.    Научный журнал № 2 (02) / 2015

 3.Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). – С-Пб., 1995.

5.Чалмаев, В. А. «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы XIX и XX веков. / В. А. Чалмаев // Литература в школе. — 2008. — № 1, 2, 3, 4, 5, 6.

6.Ильин, Е. Н. Педагогика Евгения Ильина. / Е. Н. Ильин // Первое сентября: газета для учителей. — 2000. — № 55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Доклад «Приемы работы с художественным текстом на уроках литературы в системе личностно ориентированного обучения»

Доклад для выступления на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла....

Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать  такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...

Научная статья. Урок литературы в системе модернизации школьного образования.

Современный период развития России четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Концепции модернизации российского образования  указывае...

«Урок литературы – это искусство, а учитель – художник своего урока». Мастер-класс по методической системе педагога-новатора Е.Н. Ильина

laquo;Главная цель преподавания литературы в ее воспитательной функции, а уже потом в познавательной»Е.Н. Ильин«В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока л...

Педагогика Е.Н. Ильина и современный урок литературы.

     В данной статье поднимаются вопросы, которые волнуют многих педагогов современной школы и, как оказывается, волновали учителей прошлых столетий.  Как заинтересовать кла...