Виртуальная экскурсия «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно...» (уральские пейзажи в рассказах Д.Н.Мамина-Сибиряка)
материал по литературе (7 класс) на тему
Материал данной экскурсии может быть использован на уроках внеклассного чтения, а также во внеурочной деятельности по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виртуальная экскурсия | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
«Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно...»
(уральские пейзажи в рассказах Д.Н.Мамина-Сибиряка)
1.Мы представляем виртуальную экскурсию «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно...» (Уральские пейзажи в рассказах Мамина-Сибиряка)
2.Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк «открыл» миру Урал со всеми его богатствами и историей, поэтому его часто называют «певцом Урала». «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно...» - говорил он. Судьба с ранних лет связала Дмитрия Наркисовича с Уральским краем. Он был для него источником вдохновения, неиссякаемым родником сюжетов и образов. Никто не умел так грандиозно описывать уральскую природу, показывать её воздействие на жизнь человека, как Мамин-Сибиряк.
3.Целая галерея строго и просто написанных горно-лесных пейзажей разбросана во всех произведениях писателя. Цель нашей работы – показать самые прекрасные места Южного Урала в рассказах Мамина-Сибиряка.
4.Наше путешествие начнется с уральского леса.
5.Лесные пейзажи есть практически в каждом произведении писателя. В путевом очерке «От Урала до Москвы» Дмитрий Наркисович признаётся: «Я каким-то болезненным чувством люблю этот уральский лес, может быть потому, что оживаю в нем и душой и телом от всякой суеты сует наших городов, от дрязг и треволнений жизни».
6.Уральский лес прекрасен в любую погоду. В теплый летний день он наполнен запахами ароматных душистых трав и цветов, ласковое летнее солнце обливает ярким светом и лес, и траву, и горы (рассказ «Емеля-охотник»). О том, какое удовольствие бродить по лесу в дождливую погоду, повествует герой рассказа «Приёмыш»: «Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами».
В рассказе «Зелёные горы» мы сквозь строчки чувствуем запахи и слышим звуки из старого осинника: «Пахнет горьковатым ароматом осиновых губок, обдает каким-то влажным теплом; где-то немолчно долбит пестрый дятел, неистово вскрикивает черная роньжа, мелькает шустрая белка».
7.Выходя из леса, мы попадаем на берег реки. Самая известная река Урала с удивительной по красоте природой и богатой историей – это Чусовая. Мамин-Сибиряк сетовал на то, что мощь и суровая красота Чусовой не воспеты. И в рассказе «Горой. Из летних скитаний по Уралу» писатель навёрстывает упущенное: описывает её словно прекрасную женщину, которая в каждое время года имеет своеобразную прелесть. Видео
Осенью это «суровая, угрюмая река», зимой – «настоящая спящая красавица», весной – «дикий, неукротимый зверь», а летом она катится «ленивой струей, которая бурлит и бунтует только на переборах». И всё это одна река, которая «рассказывает бесконечную сказку»…
8.Спускаясь вниз по реке, мы видим знаменитые Уральские горы. Для героев Мамина-Сибиряка горы – это место уединения с самим собой, неистощимый запас живой силы. В горах своя особая тихая атмосфера, чудный воздух, напоенный ароматами горных трав и цветов. «Милые, зеленые горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше» (из рассказа «Зелёные горы»).
9.Для главного героя рассказа «Малиновые горы» старого Сохача горы были чем-то живым. Он верил, что горы могут разговаривать между собой и как будто сам слышал глухой гул от этих разговоров. «Перед ненастьем горы «задумывались», к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую пушистую шубу, а весной покрывались пестрым зеленым нарядом».
10.У подножия Уральских гор мы видим горное озеро. В рассказе «Приёмыш» главный герой – охотник рассказывает о диковинном уральском озере Светлом. Названо оно Светлым не просто так – вода его настолько прозрачна, что проплывая на лодке, можно увидеть его дно. «Видны и пестрые камешки, и желтый речной песок, и водоросли, видно, как и рыба ходит «руном», то есть стадом». Попав на Светлое озеро уже поздней осенью, герой видит уже совсем иные пейзажи. «Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна…»
11.В «Малиновых горах» Мамин-Сибиряк очень много уделяет внимания горным озёрам – и крупным, и едва заметным. Писатель указывает на их главное отличие от степных: «…горные озера отличаются своей глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой…». Весной же горные озёра под Малиновыми горами превращались в особое зрелище, поскольку на них собирались десятки тысяч водоплавающих птиц: «Не было уголка, где бы не копошилась птица. Полыньи были покрыты точно живым серебром».
12.И мы подошли к последнему пункту нашей экскурсии – деревне. Одно из чудесных описаний уральской деревушки Тычки есть в рассказе «Емеля-охотник»: «Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки… Две избы стоят над самой речкой, одна — на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа… Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес». Удивительно слияние почти сказочного зачина «далеко-далеко» и ритмической напевности с реалистической точностью места действия – «деревушка Тычки».
13.Тема малой родины стала для писателя Мамина-Сибиряка главной в его творчестве. Дмитрий Наркисович замечательно описал суровую и величественную природу Урала. Видео В восприятии природы, в жанровой повествовательности пейзажа он близок к русским художникам-передвижникам.
Возможность в словесном рисунке передать вечно подвижную картину живой природы Мамин-Сибиряк считал главным отличием художественной литературы от живописи. Изображая природу, писатель стремился «раскрыть все тонкости, всю гармонию, все то, что благодаря этой природе отливается в национальные особенности, начиная песней и кончая общим душевным тоном».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе 5 кл. по теме: " Судьба Прошки в произведении Мамин- Сибиряка «Вертел»
Дидактическая цель:- создать условия для осознания учащимися своих прав на основе текста произведения;- активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно- коммуникативных ...
Игра по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка
Интеллектуальная игра по биографии и творчеству Д.Н. Мамина – Сибиряка «Самый умный».Цель: расширить знания и представления обучающихся о жизни и творчестве уральского писателя Д.Н. Мамина – Сиб...
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...
Урок ИЗО "Иллюстрирование литературного произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Урок ИЗО в 5-ом классе коррекционной школы VIII вида....
Внеклассное чтение «Серая Шейка» по Д. Мамину-Сибиряку.
Цели: ознакомление со сказкой (5 часть) ; чтение, объяснение новых понятий, работа над слитностью, ударением, произношением .Ход занятияОргмомент Сегодня мы будем читать сказку...
Внеклассное чтение «Серая Шейка» по Д. Мамину-Сибиряку.
Цели: ознакомление со сказкой (5 часть) ; чтение, объяснение новых понятий, работа над слитностью, ударением, произношением .Ход занятияОргмомент Сегодня мы будем читать сказку...