Методическое пособие
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина;
Сформировать представление о сборнике «Повести Белкина»;
Дать понятие определения «маленький человек» в литературном произведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературы | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе.
Предмет: литература Класс: 7 Б Учитель: Михайлова Т.В. |
Тема: Тема: История создания «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель» | Тип урока: изучение новой темы | ||
Цель урока: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина; Сформировать представление о сборнике «Повести Белкина»; Дать понятие определения «маленький человек» в литературном произведении
| |||
Задачи: Осуществление овладения учениками -
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов; - преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем; - высказывать своё предположение на основе иллюстрации; -
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя; - делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму | |||
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, аудиодиск, презентация к уроку, раздаточный материал, портрет А.С.Пушкина, картины с изображением осени, маленького ребенка, книги А.С.Пушкина, бланки для ответов | |||
Предметные УУД: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина; Сформировать представление о сборнике «Повести Белкина»; Дать понятие определения «маленький человек» в литературном произведении | Метапредметные УУД: регулятивные понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; планировать собственную деятельность 3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий Познавательные сбор и выделение существенной информации 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся. Коммуникативные готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (парной) позиции 1 уровень – высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы; 2 уровень – выполнение учебного действия с использованием опорных слов Способствовать осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить. Умение ориентироваться в целях, задачах и средствах в условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе. Ставить учебную задачу под руководством учителя; Планировать свою деятельность под руководством учителя; Работать в соответствии с поставленной задачей и планом; Оценивать работу одноклассников; Получать различную информацию из различных источников; Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. | ||
Ресурсы урока: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Формируемые предпосылки к учебной деятельности 1.Организационный момент Мотивация к учебной деятельности 3мин | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Беседа Фронтальная Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм | Включение в деловой ритм Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. Личностные УУД: Самоопределение, самоорганизация Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками |
2. Актуализация знаний Мотивационно-целевой 4 мин | - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации. Беседа, создание проблемной ситуации; комментирование картин; использование ИКТ Фронтальная Выдвигает проблему. На доске: портрет А.С.Пушкина, картина с изображением осени, с изображением маленького ребенка, книги А.С.Пушкина Показывает слайды 1,2, 3 Организует формулировку темы урока детьми. Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу названия урока Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через картины, фотографии, портрет. Организация познавательной деятельности Сообщение на заранее заданную тему о Болдинской осени | Включаются в работу Отвечают на вопросы учителя, включаются в диалог. Формулируют тему урока, задачи урока Записывают тему урока в тетради Регулятивные УУД: Уметь определять тему урока; уметь формулировать цель, задачи на уроке с помощью учителя ; Использование ИКТ, словесная, самопроверка Фронтальная |
3. Целеполагание Познавательный 5 мин Введение нового материала. | Направляет ученика Контролирует учеников Работа на бланках: Болдино- это ____________________________________________________________ А.С.Пушкина. Находится в ___________________________________ губернии. А.С.Пушкину пришлось задержаться в Болдино, потому что_______________________________________ Болдинская осень считается значимым, потому что_______________________________________________ Коммуникативные УУД: умение публично выступать, делать доклад, презентацию Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию; поиск и выделение необходимой информации; | Ученик делает сообщения на заранее заданную тему о Болдинской осени Заполняют бланк по ходу презентации ученицы |
4. Поисково- исследовательский 6 мин 5. Практический 20 мин | Организация работы в парах; Работа по плану заданию Организует парную и групповую работу Делит класс на 3 группы- ряда План- задание: 1 группа: О «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 1Какие повести входят в сборник «Повести Белкина»? 2В течении какого времени написаны повести? 3 Кто такой Белкин? 4 Откуда мы можем узнать о Белкине? 5 Какая роль ему отводится в повести? 2группа: «Жанровое своеобразие «Повестей Белкина» 1 Почему именно Белкину доверил Пушкин рассказать истории? 2 Почему А.С.Пушкин использовал прием «маскировки»? 3 Какое новшество вводит в русскую литературу А.С.Пушкин благодаря «Повестям Белкина»? 3 группа: «Значение имени и фамилии главного героя повести» 1 Что они означают имя и фамилия главного героя? 2 Соответствует ли внешний блик героя имени Самсон? Почему? 3 Какой стилистический прием использует автор при описании главного героя? 4 Где читатель наблюдает яркое проявление иронии в произведении Группы получают задания Работа групп Работа пар по заданному плану Коммуникативные УУД: Создание устного высказывания, организация работы в паре, преодоление конфликтов Познавательные УУД: Умение находить ответы на вопросы, используя информацию; владение смысловым чтением, умение анализировать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные УУД: Создание устного высказывания, организация работы в паре, преодоление конфликтов; Регулятивные УУД: Определение цели, выдвижение версий, работа по плану. Вводит понятие образ «маленького человека» Слайд 8 Включает аудиозапись. Дает задание: запись в тетрадях ключевых слов, характеризующих станционных смотрителей. Организует работу 3 группы Работа групп 1,2 Работа 3 группы Познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности при работе с информацией. Личностные УУД: развиваем умения высказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, адекватно отображать свои мысли в речевом высказывании. | Парная, групповая работают в парах по заданному плану. Выполняют задания по группам Выписывают определение понятия. Прослушивают и записывают в тетради ключевые слова |
6. Физминутка. (2 мин.) Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей | Потрудились – отдохнем Встанем, глубоко вздохнем Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют упражнения. |
7. Рефлексивно- оценочный 8 мин | Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; формирование рефлексивной самооценки своих способностей и возможностей. Личностные УУД: умение проявлять интерес, стремление к самообразованию и самооценке Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Беседа, монологические ответы; работа на бланках по схеме Фронтальная По схеме рассказывают: 1 Сегодня я узнал… 2 На уроке я работал… 3 Я оцениваю свои знания…..потому что… |
Домашнее задание 1 мин | Задание на дом Запись в дневнике Фронтальная Комментирует ДЗ. Записывают ДЗ в дневниках. Личностные УУД: Формировать самосознание; желание применять на практике новые знания; стремление к самообразованию 1 Найти и прочитать притчу о блудном сыне 2 Подготовить пересказ эпизода: Какие картины украшали комнату станционного смотрителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.
Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....
Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие
Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" В настоящей работе рассмотре...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»
Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...
Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")
Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...
Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".
Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....
Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)
На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...