Предметная неделя русского языка и литературы «Живая классика» (к 70-летию Победы)
методическая разработка по литературе на тему
Литературный праздник «Живая классика» посвящён поэтам, писателям, чьё творчество отразило героическую борьбу нашего народа с фашистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_nedelya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области»
Предметная неделя русского языка и литературы
«Живая классика»
(к 70-летию Победы)
Подготовила учитель русского языка и
литературы Дежкина Л. И.
Щигры, 2015 г.
Была я рядовою на войне –
В поэзии останусь рядовою.
Учитель: Литературный праздник «Живая классика» посвящён поэтам, писателям, чьё творчество отразило героическую борьбу нашего народа с фашистами. Юлия Друнина юной ушла на войну, вынесла все её трудности. Поэзия поэтессы – это подвиг всей её дальнейшей жизни, стремление сохранить память о тех, кто не вернулся с фронта.
Оформление. На столе портрет Ю. Друниной, свеча.
Звучит песня «Журавли» (стихи Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля).
1-й чтец «Была я рядовою на войне…»
Уже давно предельно ясно мне,
Ни от себя, ни от других не скрою:
Была я рядовою на войне –
В поэзии осталась рядовою.
(Музыкальный фон: Томазо Альбиони. «Адажио» из концерта для скрипки.)
2-й чтец
«…По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно имея крепкий личный тыл… Оно и лучше – уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства… Но если Бог есть, Он поймёт меня…»
3-й чтец
Написаны были эти трагические строки 20 ноября 1991 года. В хмурый, зябкий осенний день поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни – по собственной воле. Почему же? Почему обаятельный, жизнерадостный человек, участник войны, до того не сломленный испытаниями и невзгодами, вдруг теряет точку опоры и сознательно идёт на невозвратный, непоправимый шаг?
4-й чтец
Лучше, точнее всего ответила бы нам, читателям, поклонникам её поэтического дара, сама Юлия Владимировна, потому что в прощальном письме много недосказанного. Ответить уже не сможет. Уходя в небытие, человек уносит с собой всё с ним связанное – известное многим и навсегда остающееся тайной.
3-й чтец
Памяти Юлии Друниной, талантливой поэтессе и прекрасной женщине посвящается…
4-й чтец
«Друня»
«Друня» - уменьшительная форма от древнеславянского имени «Дружина»
Это было в Руси былинной,
В домотканый сермяжный век:
Новорожденного «Дружиной»
Светлоглазый отец нарек.
В этом имени – звон кольчуги,
В этом имени – храп коня,
В этом имени слышно:
- Други,
Я вас вынесу из огня!..
Пахло сеном в ночах июня,
Уносила венки река.
И смешливо и нежно
«Друня»
Звали девицы паренька.
Расставание у перелаза,
Ликование соловья…
Светлорусы и светлоглазы
Были Друнины сыновья.
Пролетали, как миг, столетья,
Царства таяли словно лёд…
Звали девочку Друней дети –
Шёл тогда сорок первый год.
В этом прозвище, данном в школе,
Вдруг воскресла святая Русь,
Посвист молодца в чистом поле,
Хмурь лесов, деревенек грусть.
В этом прозвище – звон кольчуги,
В этом прозвище – храп коня,
В этом прозвище слышно:
- Други,
Я вас вытащу из огня!..
Пахло гарью в ночах июня,
Кровь и слёзы несла река.
И смешливо и нежно
«Друня»
Звали парни сестру полка.
Словно эхо далёкой песни,
Как видения или сны,
В этом прозвище вновь воскресли
Вдруг предания старины.
В этом прозвище – звон кольчуги,
В этом прозвище – храп коня,
В этом прозвище слышно:
- Други,
Я вас вынесу из огня!..
5-й чтец «Из фронтового дневника»
Четверть роты уже скосило…
Распростёртая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: «Не могу!»
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет.)
Отлежишься, обдует ветром,
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани –
До чего же хрупки они…
Ты приди же, солдат, в сознанье,
На сестрёнку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьёт диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасёшь.
Он вернётся из лазарета –
Снова ты обманула смерть.
И одно лишь сознанье это
Всю-то жизнь себя будет греть…
Звучит песня «Синий платочек» (стихи Э. Галицкого, Г. Максимова, музыка Г. Петербургского)
6-й чтец «Голос Клары»
Клару Давидюк и Кузьму Гнедыша похоронили вместе – в центре белорусского города Слоним
Никогда и никто
Разлучить нас друг с другом
Не сможет.
Нас война повенчала
В солдатской могиле одной.
Кто за право быть вместе
Платил в этом мире дороже?
За него заплатили мы
Самой высокой ценой.
Каждый год по весне
К нам сбегаются маки, алея,
Полыхают пионы,
Тюльпаны сгорают дотла.
Ни о чём не жалею,
Нет, я ни о чём не жалею-
Я счастливой была,
Я счастливою, мама, была!
2-й чтец «Ты вернёшься»
Машенька, связистка умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налёт артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки,
Чью-то мать наш фельдшер величал…
… О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо – родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..
Прошипел снаряд над головою,
Чёрный столб взметнулся у куста…
Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня…
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замёрзшими звеня…
Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд…
Поклялась тогда я дружбе нашей:
Если только возвращусь назад,
Если совершиться это чудо,
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней –
Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.
И запахнет фронтом – снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.
Только мы – однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, -
Песней возвратишься ты с войны!
Звучит песня «В лесу прифронтовом» (стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера).
1-й чтец «Окопная звезда»
И вот она – родного дома дверь.
Придя с войны, в свои неполных двадцать,
Я верила железно, что теперь,
Мне, фронтовичке, нечего бояться.
Я превзошла солдатский курс наук –
Спать на снегу, окопчик рыть мгновенно,
Ценить всего превыше слово «друг»,
И слову «враг», понятно, знала цену.
Изведала санбатов маету…
Одно не знала – никому не надо
Теперь моё уменье налету,
По звуку различать калибр снаряда,
Ужом на минном поле проползать,
А если нужно, в рост идти под пули.
(В хвосте за хлебом у меня опять –
В который раз! – все карточки стянули…)
Меня соседки ели поедом:
- Раззява, растеряха, неумеха! –
Меня в свой чёрный список управдом
Занёс как неплательщицу, со вздохом.
Но главное, что сеяло испуг
Во мне самой и подрывало силы –
Неясность, кто же враг тебе, кто друг:
На фронте это невозможно было…
И всё-таки сейчас, через года,
Я поняла, солдаты, слава Богу –
Окопная суровая звезда
В то время освещала нам дорогу.
И всё-таки она нам помогла.
Там, где житейские бушуют войны,
Не вылететь из тряского седла
И натиск будней выдержать достойно.
Уметь спокойно презирать иуд,
Быть выше злости, зависти, наживы,
Любить любовь, благословлять свой труд
И удивляться, что остались живы.
(Музыкальный фон: Т. Альбиони. «Адажио» из Концерта для скрипки.)
7-й чтец
Покрывается сердце инеем –
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза, как у инока –
Я таких не встречала глаз.
Ухожу. Нету сил.
Лишь издали
(Всё же крещеная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы, -
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны,
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не хочу, не могу смотреть!
6-й чтец
Из воспоминаний о жене и друге поэта Николая Старшинова: «…крымские астрономы Николай и Людмила Черных открыли свою малую планету, получившую порядковый номер 3804, и её назвали именем поэтессы. «Более всего сожалею, - написала Людмила Ивановна, - что Юлия Владимировна так и не успела узнать о планете. Нет, она не ушла от нас. Она обернулась звездою и теперь плывёт в вечность и будет напоминать грядущим поколениям о поэтессе, которая оставила нам своё сердце и свои чудесные и мужественные стихи».
(Горит свеча около портрета Юлии Друниной. Музыка постепенно умолкает.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"
Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...
Предметная неделя русского языка и литературы
разработка...
план проведения предметной недели русского языка и литературы
план проведения недели русского языка и литературы с 18.11. по 23.11.2013г....
Предметная неделя русского языка и литературы.
Планирование недели за 3 учебных года...
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по литературе среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Литературное внеучебное мероприятие "По страницам книг любимых..." проводится в рамках ежегодной Предметной недели русского языка и литературы. Целью данного мероприятия является популяризац...
Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...