Салтыков-Щедрин
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Я писатель, в этом мое призвание»
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Художественный мир писателя.
Цель урока:
- познакомить с этапами биографии и творчества писателя;
- раскрыть особенности художественного мира как писателя-сатирика;
- воспитывать любовь к родной литературе.
Методы:
- сообщение, составление кратких конспектов, стр. 180-182
Оборудование:
- портрет писателя.
Ход урока
I. Оформление тетради.
Живость боли и непрерывное ее ощущение служил источником живых образов.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.
И.М. Сеченов
План.
- Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Традиции русской литературы в творчестве писателя.
- Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- «Эзопов язык» в произведениях писателя.
II. Слово учителя.
М.Е. Салтыков - Щедрин - писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым и Н.В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.
Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве - это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.
Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.
III. Сообщение учащегося «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина»,
15 (27) января 1826 г. в селе Спас - Угол калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в августе 1856 г., ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошел в историю русской литературы.
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен гpaмотe крепостным грамотеем...» - вспоминал писатель.
Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлевых».
Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Салтыков - Щедрин говорил о Белинском: «он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».
В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича - Петрошевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях», а также не мешает его литературной работе. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них - «Запутанное дело» - появилось под псевдонимом «Н. Щедрин».
Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он еще состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора - чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М.Е. Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.
«Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрошевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечен к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.
В 1855 г. указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». 1848 по 1856 г. в литературной деятельности был перерыв. И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице - губернатором в Рязани и Твери. Недолгий период службы вице - губернатором оставил значительный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика!» - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьезный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.
Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду.
По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в том период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства. С 1864 по 1868 г. вновь служит чиновником из-за материальных затруднений. Действительный статский советник 1868 г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я - писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», который выпускает Н.А. Некрасов вместо запрещенного журнала «Современник». 1877 г. после смерти Некрасова он возглавит журнал, на страницах которого будут публиковаться пьесы А.Н. Островского, роман «Подросток» Ф.М. Достоевского, рассказы и повести В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина - Сибиряка и многих других.
Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...» Однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.
Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков - Щедрин написал: «В 1868 г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг...» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради нее он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.
IV. Сообщение учащегося «Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина».
В своем творчестве Салтыков - Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
Вспомните, как мастерски пользовался оружием смеха создатель «Недоросля», выступая против крепостного права. Рисуя пороки современного общества, Фонвизин показывал одновременно их смешную и страшную, трагическую сторону. Это сочетание смешного и трагического - одна из характерных черт и сатиры Щедрина.
Однако Фонвизин верил, что возможно установить справедливые отношения между классами в рамках существующего общественного строя. Например в конце «Недоросля» порок наказан, справедливость восстановлена и добродетель торжествует. Беспощадная же сатира Салтыкова - Щедрина не знает благополучных концов.
Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков - Щедрин создает широкие обобщения, образы - типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями», с которыми вам еще предстоит познакомиться, вставали образы рос-, Ъийских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, - утверждал Чернышевский, - картины нашего быта не (рисовались красками более мрачными. Никто... не карал наших общественных, язв с большей беспощадностью.» Это углубление и заострение критической направленности русского реализма - характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков - Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, писатель однажды пошутил, назвав среди них«цензурные сердцебиения»
Домашнее задание: составить план-схему по биографии Салтыкова-Щедрина, используя материал урока и дополнительные источники, стр. 180 -182 учебника, прочитать роман «История одного города».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. 8 кл. Презентация.
Презентация о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, рассказывающая о разных периодах биографии писателя....
"Сатиры смелый властелин" Салтыков-Щедрин
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Сатиры смелый властелин". М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Своеобразие сатиры. "Сказки"...
Готовимся к ЕГЭ по литературе. М.Е.Салтыков-Щедрин
Подборка заданий по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина...
Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин "История одного города".
В презентации : история создания, проблема жанра, материалы к главе "Опись градоначальников"....
Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. "Сказки".
В презентации : краткий обзор биографии и творчества писателя, история создания, жанровое своеобразие, проблематика "Сказок" Щедрина....
М. Е. Салтыков-Щедрин
Маиериалы для оформления стенда к уроку по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина...