«Символика и её роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Цели и задачи:
Образовательные:
- повторить содержание, проблематику и символику романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»;
- подготовить учащихся к восприятию финала романа;
- сделать вывод: к финалу роману Раскольников приходит раскаявшимся или нет;
- сделать вывод о том, для чего Достоевский использует символику в романе.
Развивающие:
- развивать умение работать в паре; отвечать на поставленный вопрос; делать выводы;
- продолжать развивать речевую деятельность учащихся; умение анализировать эпизод; учить определять роль изобразительно-выразительных средств; делать выводы;
- анализировать эпизоды текста;
- развивать умение видеть и оценивать смысл художественных деталей, портретных
зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;
- развивать навыки аргументированного устного выступления;
- развивать умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.
Воспитательные:
- помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать формированию нравственных, эстетических, этических норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_i_eyo_rol_v_romane_f.m.dostoevskogo.doc | 337.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе «Символика и её роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Учитель средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Мексике Колокольцева Елена Алексеевна
Технологии: критического мышления, ИКТ, дифференцированного обучения.
Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный, работа с
текстом, работа в группах, парах.
Межпредметные связи: живопись (иллюстрации к роману разных художников)
Тип урока: комплексное применение знаний; комбинированный
Цели и задачи:
Образовательные:
- повторить содержание, проблематику и символику романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»;
- подготовить учащихся к восприятию финала романа;
- сделать вывод: к финалу роману Раскольников приходит раскаявшимся или нет;
- сделать вывод о том, для чего Достоевский использует символику в романе.
Развивающие:
- развивать умение работать в паре; отвечать на поставленный вопрос; делать выводы;
- продолжать развивать речевую деятельность учащихся; умение анализировать эпизод; учить определять роль изобразительно-выразительных средств; делать выводы;
- анализировать эпизоды текста;
- развивать умение видеть и оценивать смысл художественных деталей, портретных
зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;
- развивать навыки аргументированного устного выступления;
- развивать умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.
Воспитательные:
- помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать формированию нравственных, эстетических, этических норм.
Оборудование: текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; тетради с
записями прошлых уроков; «Словарь имён» Петровского Н.А. или любой
другой (можно онлайн); текст притчи о Лазаре (Евангелие от Иоанна, глава
11); «Словарь символов» Д.Трессидера; «Большой толковый словарь»(по
культурологи) В.Чернышова; иллюстрации различных художников к
роману (они могут быть развешены в классе или показаны через
презентацию).
Ход урока
Стараясь разгадать загадки слова в тексте,
мы находим путь не только к постижению
тайны авторского замысла, но и к истокам
нашей культуры и духовности.
А.Д. Дейкина
- Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Как известно, роман «Преступление и наказание» насыщен всевозможными
символическими словами, фразами, художественными деталями. Давайте вспомним, что
такое художественная деталь, символ, образ-символ, фраза-символ?
Учащиеся отвечают.
Художественная деталь – значимая подробность,
частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода
или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные
подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу,
действиям, жесту, речи.)
Символ – слова, которые получают в художественном тексте новые (переносные)
значения.
II. Целеполагание. Актуализация знаний. Вызов. (Этапы: мотивация (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме); информация (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме); коммуникация(бесконфликтный обмен мнениями).
- Что вы должны вспомнить сегодня на уроке? Для чего? На какую символику мы
обращали внимание на предыдущих уроках?
Ответы учащихся:
1. Художественные детали – символы.
2. Символика цвета.
3. Символика имён.
4. Евангельские мотивы.
5. Ключевые фразы (символические), слова.
Учитель:
- Нам необходимо вспомнить образы-символы романа для того, чтобы понять общий замысел романа, скрытые мотивы поступков героев, авторское отношение к героям, к событиям. А в целом – для понимания всего романа.
Учитель поясняет, что учащиеся по очереди должны будут выбрать из списка художественных деталей одну по собственному желанию (для слабых учащихся) или вытянуть наугад или по указанию учителя (для сильных учащихся), назвать персонажа, с которым связана эта деталь, эпизод романа, сформулировать смысл, значение этой детали.
Если кто-то затрудняется ответить, тогда помогает другой ученик. Учитель фиксирует правильные ответы, задаёт наводящие вопросы. (В сильном классе эту роль могут выполнять ученики или ученик). Ученик должен быть готов ответить на вопросы учителя или других учеников.
Перечень художественных деталей: похвальный лист, порог, лестница и ступени, золотое кольцо с тремя красными камешками; отцовские часы с изображением глобуса; колокольчик; алые губы; деревянная дощечка с железной пластиной, обёрнутая белой бумагой; папироски; медный колокольчик; медный и кипарисный кресты; «финифтяный» (эмалевый) образок; Евангелие; туго набитый замшевый кошелёк; обух топора; комната, похожая на гроб; натянутая простыня; монетка, поданная Раскольникову.
Учащиеся по очереди (из группы, пары – по желанию учащихся; слабые ученики могут работать в паре, группе с сильными) выбирают какую-либо деталь, поясняют, комментируют, рассуждают, отвечают на вопросы учителя или других учащихся.
Примерные ответы учащихся:
Похвальный лист: связан с Катериной Ивановной, которая очень гордится этим листом, это её «прибежище». Своё «некуда идти» она закрывает этим похвальным листом, прошлой жизнью. Этот похвальный лист таинственным образом вдруг откуда-то появился в сцене поминок, теперь уже «фантастично»: «Неизвестно каким образом вдруг очутился у нее в руках тот самый «похвальный лист, о котором говорил… еще покойник Мармеладов ... Похвальный лист тотчас же пошел по рукам пьяных гостей, чему Катерина Ивановна не препятствовала». И уже совсем «фантастично» его появление в комнате Сони, куда приносят умирающую Катерину Ивановну. «И каким образом этот «похвальный лист» очутился вдруг на постели, подле Катерины Ивановны?». Странно: ведь Катерина Ивановна вышла из дому совершенно не в своем уме, вещей она не собирала, взяла было сковороду, чтобы бить в нее вместо музыки, но и ту, вероятно, потеряла. Где уж тут уцелеть листу! Но он-то как раз и уцелел, ибо без него не существует и Катерина Ивановна, вернее, она не мыслит себя существующей». Так как это – внешнее, в котором она ищет покоя. Это её сближает и с Раскольниковы (фантазёрка, писательница), и с другими персонажами, которым «некуда идти».
Порог: герои живут как бы у порога (Соня в церкви стоит у порога, где стояли неоглашённые – те, кого не приглашали к причастию, грешники), Алёна Ивановна принимает перед смерть у порога Раскольникова: «они стояли через порог, за которым была темнота»; потом Раскольников её вталкивает…).
Лестница и ступени - лестница вниз, в распивочную, в подвал; чёрная, грязная лестница вверх, на 4 этаж к старухе, на лестнице разговаривают герои. Лестница – это некий образ, показывающий внутреннее «схождение» героев в «ад», в «грех» или нахождение их на грани чего-то.
Золотое кольцо с тремя камешками, похожими на капельки крови, подаренными сестрой на память - первый заклад Раскольникова. Он отождествляется с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери; отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом (второй заклад) - с символом времени и мира. (Вспомним остановившиеся часы в доме Плюшкина).
Деревянная дощечка (чтобы сойти за серебряную папиросочницу, Раскольников её утяжелил железной пластинкой, обернул белой бумагой и перевязал шнурком со множеством узлов). Это третий заклад Раскольникова. Ассоциации возникают с деревом (дерево – символ жизни), с железом (символ разрушения и смерти), железная пластина как железный топор. Белая бумага в этом закладе ассоциируется с саваном, в который завёрнуто дерево (жизнь). Узлы ассоциируются с запутанностю Раскольникова.
Медный колокольчик. Принеся третий заклад Алене Ивановне, Раскольников трижды звонит у ее дверей в медный колокольчик. Однако медный колокольчик не выполняет своей оберегающей функции, не защищает старуху от смерти и не уберегает Раскольникова от преступления. «Тема раскалывания возникает и здесь: Раскольников звенит в колокольчик так, как будто собирается его расколоть» («…в колокольчик стал звонить, мало не оборвал»).
*В сильном классе можно вспомнить известную фразу «По ком звонит Колокол?» (название романа(1940) Э.Хемингуэя(1899-1961), возможно, известно учащимся) и фразу «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе» из «Молитв» («Духовные стихотворения») английского поэта Джона Дона(1572-1631):«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
Учащиеся могут пояснить смысл выражения. Как оно перекликается с романом Достоевского?
Смысл выражения: задумайся о своём месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, о сопричастности всем.
Учитель:
- Кстати, почему не спасают старуху висящие у неё на груди кресты?
Примерный ответ учащихся:
- «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный (эмалевый) образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, как будто обрекает её. Носить кресты и обереги ещё не значит верить и жить нравственно, по совести.
Папироски – относятся к образу Порфирия Петровича «Вот папироски... вредно, а как брошу? Чем заменю?» То же самое «некуда идти», которое П.П. заполняет папиросками.
Евангелие – старая потрёпанная книга Нового Завета у Сони, которую Лизавета принесла, и они вместе читали.
Натянутая простыня (дырявая) – в комнате Мармеладовых: «закоптелая дверь в конце лестницы была отворена. Через задний угол была протянута дырявая простыня».
-Дополнительный вопрос учителя:
- В черновом варианте у Достоевского было: « чёрная дверь и ширма». Почему он поменял эту деталь?
Примерный ответ учащихся:
- Так как дырявая простыня – это более сильная деталь - символ крайней нищиты, безысходности.
Монетка, поданная Раскольникову девочкой с зелёным зонтиком – символ надежды на воскресение («Возьми ради Христа», то есть ради жизни). Он её выбрасывает в реку, как бы отрывая себя ото всех: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя и всего в эту минуту». Он как мертвец.
Обух топора (то есть лезвие повёрнуто на себя): «Я не старуху убил! Я себя убил!»
Символика цвета в романе.
Учитель:
- Перейдём к символике цвета. Выберите любой цвет, вспомните, какую роль он играет в романе, что символизирует вообще и на страницах романа. (Учащиеся работают с культурологическими словарями и ищут информацию по символике зелёного, красного, жёлтого цвета). Затем обсуждают символику цвета(красный, жёлтый, зелёный) у Достоевского.
*Работают три группы. Сначала вспоминают, записывают детали, связанные с определённым цветом, затем отвечают (сами решают, кто отвечает), делают выводы. Учащиеся из других групп должны задавать вопросы, добавлять.
Примерные ответы учащихся по символике зелёного цвета:
Зелёный: драдедамовый платок; зелёный зонтик; зелёный купол церкви; зелёная крона дерева, похожая на купол; дом Сони зелёного цвета; Марфа Петровна в зелёном платье.
«Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой. Например, в первом сне Раскольникова мы видим «серенькое время», «удушливый день», чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, страшные рожи, а затем каменную церковь с зелёным куполом. Используя зелёный цвет в первом сне, автор подчёркивает, что доброта находится под покровом святости. Не раз зелёный показан как цвет защиты, покрова, спасения, убежища. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».
Зелёный – цвет, дающий надежду на преображение. Зелени в произведении почти нет, хотя события происходят в июле. Ярким символом является зелёный драдедамовый платок. В него укуталась Соня после принесения себя в жертву ради ближних, словно желая найти покой под его покровом, ведь зелёный цвет – символ Богородицы. На последних страницах романа Сонечка опять появляется в зелёном платке. Она надевает его в остроге в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом: Раскольников понимает, что любит Соню, чувствует, что воскрес.
Дочь пожилой купчихи, которая приняла Раскольникова за нищего и дала ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Нельзя не провести параллель: купол церкви из сна Раскольникова, платок Сони, зонтик в руках девушки. Они являются защитой, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом. Да и дом, в котором жила Соня, был зелёного цвета.
Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, зелёная крона которого напоминает церковный купол, будто перенесённый в реальность. Здесь Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты.
Учащиеся делают вывод (по очереди).
Вывод: зелёный показан как цвет защиты, покрова. Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой. Зелёный – цвет, дающий надежду на преображение, на «живую жизнь». Зелени в произведении почти нет, хотя события происходят в июле. Зелёный цвет – символ Богородицы.
Примерные ответы учащихся по символике жёлтого цвета:
Жёлтый: жёлтый дом; жёлтый билет; исхудавшее жёлтое лицо у Раскольникова; «жёлтенькие обои» (у Раскольникова и Алёны Ивановны); жёлтая мебель; «два жёлтых кусочка сахара»; «жёлтая каморка»; «жёлтый стакан с жёлтой водой»; «жёлчная, злая усмешка» (Раскольников); пожелтевшая меховая кацавейка(А.И.); «картинки в жёлтых рамах»; бледно-жёлтое лицо Катерины И.; большой перстень с жёлтым камнем Лужина, жёлтые и испитые лица на улицах и в трактирах.
Жёлтый, по мнению ряда психологов, является символом лёгкости, непринуждённости (но не грязно – жёлтый) с древних времен воспринимается как застывший солнечный свет, означает богатство, юность, добро, радость. Это цвет осени, зрелых увядающих листьев и колосьев. Чаще всего этот цвет оставляет за собой тёплое и приятное впечатление. Посмотрим, какую символику приобретает этот цвет у Достоевского.
Общеизвестно «жёлтый дом» (дом сумасшедших). Название «жёлтый дом» произошло от цвета Обуховской больницы в Петербурге. Первоначально Дом призрения был выкрашен в традиционный для Петербурга жёлтый цвет. Очень скоро это выражение стало применимо для всех домов сумасшедших. (Кстати, Иуду изображали в жёлтом плаще, как христопродавца).
«Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин.
Жёлтое лицо. Этот цвет сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа. У Раскольникова «исхудалое, бледно-жёлтое лицо» , комната его имела самый жалкий вид «со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями».
Достоевский сравнивает жалкое жильё главного героя с жёлтым шкафом. Настасья поставила перед Родионом, находящимся в болезненном состоянии «свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару» . Когда Родиону становится плохо, ему подают «жёлтый стакан, наполненный жёлтою водою» . «Жёлтый стакан», то есть давно не мытый, с налётом ржавчины, и жёлтая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием.
Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый», видимо, потому, что в первой части романа его синоним – «жёлчный». Это слово писатель использует для описания внутреннего состояния героев, в данной ситуации оно имеет дополнительный смысл – злой, горький. «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке». Что-то гнетущее, назойливое слышится в этих фразах! Кажется, что перехватывает дыхание! Вот описание жилья главного героя: «Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Такая обстановка душит, давит, заставляет вынашивать чудовищные теории.
Жёлтые обои. Алёна Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате её – «жёлтые обои», «мебель из жёлтого дерева», «картинки в жёлтых рамках».
В кабинете у Порфирия Петровича – казённая мебель «из жёлтого, отполированного дерева», да и лицо его «больное, темно-жёлтое».
У Катерины Ивановны – «бледно-жёлтое, иссохшееся лицо», «отёкшее от постоянного пьянства, жёлтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони – «желтоватые обшмыганные и истасканные обои», да и сама Соня «пошла по жёлтому билету».
У Петра Петровича Лужина был «большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с жёлтым камнем». Возможно, камень не случайно жёлтого цвета (Достоевский ведь мог описать и другой камень). Жёлтый цвет всегда ассоциировался с властью, с величием. Идея власти – основа не только теории Лужина, но и теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими.
Как истинно тонкий психолог, Ф.М. Достоевский сумел с помощью цвета показать атмосферу города: Петербург дан в жёлтых тонах. Раскольников, стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом». Неожиданно она бросается в воду. В этой сцене воплощается мотив безысходности, когда человеку «уже некуда идти». Уныло и грязно смотрятся ярко-жёлтые домики на Большом проспекте, неподалёку от которого застрелился Свидригайлов.
Жёлтый цвет при чтении романа гнетёт нас, он показывает болезни, бедность, смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей «жёлтой каморке», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешёвой гостинице, и в его комнате – всё те же грязные, жёлтые обои .
Вывод: Жёлтый цвет, преобладающий в описании героев и окружающих их предметов, создает впечатление всеобщей убогости и болезненности. Человек задыхается в жёлтом Петербурге Достоевского, как в «комнатах без форточек». Страшно за людей, живущих здесь. Всех их окружает подавляющая желтизна. Кажется, будто мы наблюдаем за героями через «жёлтые очки». Жёлтый цвет оказывает сильное воздействие на действующих лиц и читателя, является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев. Грязно-жёлтый, уныло жёлтый, болезненно жёлтый цвет вызывает подавленность, внутреннее угнетение, психическую неустойчивость. Жёлтый цвет, ставший в романе грязным, – это затушёванные грязью жизни, способности и таланты, невостребованные человеческие возможности.
Примерные ответы учащихся по символике красного цвета:
Красный: пьяные мужики в красных рубахах; мясистое красное лицо; алые губы Свидригайлова; закат «яркого, красного солнца»; золотое кольцо с красными камешками; красные отвороты сапог; красные глаза у пьяниц; «огромный, круглый, медно-красный месяц»; укладка, обшитая красным сафьяном; багрово-красная дама; красные пятна на лице К.И.; кровь; красное платье Сони в комнате умирающего отца…
Красный цвет – цвет власти, всего мистического, таинственного, ассоциируется с кровью и огнём. Его значения многообразны, а иногда и противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный может вызывать агрессию и ненависть». «Красный символизирует могущество, порыв, часто вызывает волнение, беспокойство». Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное.
В своём первом сне Раскольников видит «больших, пьяных мужиков в красных рубахах».У одного из них «мясистое, красное, как морковь, лицо».
Рядом сидит «бабёнка» в красном. Раскольников видит закат «яркого, красного солнца».
За полтора месяца до убийства Раскольников закладывает «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» – подарок сестры. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению, замечает «красные отвороты» на сапогах Мармеладова, в трактире показывает Заметову «красненькие кредитки». У Раскольникова, стоящего на мосту, «в глазах завертелись какие-то красные круги», и всё «завертелось и заплясало кругом». Затем он увидел женщину, высокую, с платком на голове и с красноватыми, впавшими глазами, которая бросилась в канаву. То ли наяву, то ли во сне снова находясь в квартире старухи-процентщицы, Раскольников увидел «огромный, круглый, медно-красный месяц», который глядел прямо в окна. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, болезнь.
После первого удара топором по голове Алёны Ивановны к Раскольникову пришли силы, чувствуется животная жажда крови. Не случайно, что мужики из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, тоже были пьяные и красные. Если в начале романа квартирка Алены Ивановны описывается в жёлтом цвете, то после убийства приобретает красный оттенок, напоминающий цвет крови. В квартире стояла «значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простынёй, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…». Контраст жёлтого и красного оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.
У спившегося Мармеладова «красноватые глазки», «красные руки». Красные пятна постоянно выступали на лице Катерины Ивановны, болеющей чахоткой. В момент отчаяния Катерина Ивановна «обрядила» своих детей: «на мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собой турку. На Лёню костюмов недостало; была только надета на голову красная, вязанная из гаруса шапочка». Во время исповеди умирающего Мармеладова, описывая портрет Сонечки, используется «огненный» цвет. Здесь писатель смог передать вызывающую яркость вульгарного, кричащего наряда, подчеркнув нелепость его для данной обстановки и для самой его хозяйки – этого удивительно чистого и обречённого на позор существа.
В романе оттенки красного «скрываются» и в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – «перегоревший красный», пурпурный, багряный, а порфира – багряница. Таким образом, мы видим, что имя не случайно для того, кто будет «истязать» Раскольникова.
Цветовым является и имя самого Раскольникова. Родион по-гречески – розовый. В психологии розовый цвет означает нежность, желание уйти от реальности. И действительно в романе мы видим искренние, добрые поступки героя, что убеждает в чуткости и ранимости его души.
Вывод: Красный цвет связан он в основном с образом Раскольникова. Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы. Эпизод убийства Раскольниковым старухи-процентщицы окрашен в кровавый цвет. Красный, алый, багровый используются как цвета пошлой сытости, а также для изображения больных людей. Красный ещё и цвет власти. Таким образом, всё позитивное, радостное в жизни героев настолько затушёвано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное начало.
Общий вывод о символике цвета. (Отвечают представители каждой группы)
Примерные ответы учащихся:
- Можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.
Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают нам представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.
Учитель добавляет:
- Цвет – это жизнь. Сегодня многие учёные признают факт, что яркие краски мира необходимы человеку для здорового существования. Недостаток же цвета приводит к появлению «цветового голода», который оказывается причиной нервно-психических заболеваний. Именно это и происходит с Раскольниковым в Петербурге.
Знаменательно, что духовное «выздоровление» Раскольникова начинается в Сибири. Когда он посмотрел на противоположный берег, перед ним предстал пейзаж, в котором не было ни угнетающей желтизны, ни агрессивной красноты. В нём был только простор, переливающийся через край. И Раскольников наконец-то освободился от духоты тесных улиц, от мучительной тоски, сжимающей сердце. Он обрёл любовь и веру в благополучное будущее.
Ф.М. Достоевский интересовался работами психологов на тему влияния цвета на человека. Он использует определённые цвета для описания предметов, героев, для передачи их внутреннего мира. Цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим состоянием главного героя. Для Достоевского цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря которому раскрывается внутреннее состояние главного героя.
Далее – работа в группе (учащиеся выбирают себе работу по желанию):
1группа – символика имён
2группа – евангельские мотивы
3группа – символика чисел
III. Осмысление содержания (получение новой информации по теме; классификация полученной информации по категориям знания)
Символика имён в романе. (Учащиеся работают со словарями имён, соотносят имя и
характер).
Родион Романович Раскольников: Родион – русская форма греч. Иродион – «герой»,
сильный, крепкий.
Роман - «римлянин», свободный и образованный человек, наделённый властью.
Раскольников – расколотый внутри, отколот ото всех; раскольничество.
Порфирий – с греч. «багряный», «огненный». Пётр - «камень».
Порфира – пурпурная мантия монарха (намёк на власть). Это единственный
персонаж без фамилии. (Обособленность, загадочность, бездомность «некуда идти»).
Достоевский подобрал это имя для героя еще в начале работы над романом, но при этом долго не мог выбрать Порфирию отчество. В ранних рукописях к роману Достоевский давал герою такие отчества, как Филиппович, Степанович, Иванович, Семенович. Поиск подходящего отчества продолжался довольно долго. В конце концов писатель остановился на варианте Порфирий Петрович. Исследователи считают, что отчество Петрович не случайно. Возможно, это отчество отражает принадлежность героя к касте чиновников, созданной еще при Петре I. А может, это подчёркивает «каменное» упорство П.П.
Катерина – « всегда чистая».
Катерина Ивановна Мармеладова - жена чиновника Мармеладова. Возраст Катерины Ивановны - около 30 лет. Катерина Ивановна - образованная, воспитанная женщина из хорошей семьи. Отец героини был надворным советником (довольно высокий чин согласно "Табели о рангах"): "...она дочь надворного советника и кавалера, а следовательно, и в самом деле почти полковничья дочь." По происхождению Катерина Ивановна, судя по всему, является дворянкой: "...в благородном губернском дворянском институте воспитывалась..." О внешности Катерины Ивановны известно следующее: "Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками..." В юности Катерина Ивановна закончила институт для девиц. Там, среди прочего, ее обучали французскому языку: "... супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила..." В ранней молодости Катерина Ивановна полюбила одного пехотного офицера, но ее семья была против этого брака: "...сказала, что сердце мое принадлежит давно другому. Этот другой был твой отец, Поля; папенька ужасно сердился…" (Катерина Ивановна о своем первом муже, который не нравился ее отцу) Катерина Ивановна сбежала с офицером из родительского дома и вышла за него замуж. К сожалению, муж увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер: "...Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер." Так Катерина Ивановна в молодом возрасте осталась вдовой с тремя детьми - дочерьми Поленькой и Лидочкой (также зовется Ленечкой) и сыном Коленькой. Родственники отказались от Катерины Ивановны. В этот момент она познакомилась с Мармеладовым, который из жалости женился на ней, чтобы спасти ее от нищеты.
Софья – мудрость, «смиренномудрие» (Достоевский)
Соня Мармеладова - добрая и бедная девушка из простой семьи. Соня занимается "непристойной работой", чтобы прокормить свою большую семью - семью Мармеладовых. Несмотря на всю грязь, в которой живет Соня, ее душа сохраняет чистоту и доброту. Соня Мармеладова не разделяет "правду" Раскольникова и не поддерживает его странную теорию: "Да какая ж это правда! О господи!..." (Соня - Раскольникову) Правда Сони Мармеладовой заключается в её вере в Бога и надежде на его помощь, а также в смирении, прощении и доброте. Вот что пишет известный литератор А. С. Долинин о правде Сони Мармеладовой": "...Соня Мармеладова тоже нарушает норму, но с ней Бог, и в этом внутреннее спасение, ее особая правда, мотив которой глубоко проникает всю мрачную симфонию романа ..." (А. С. Долинин) Соня считает, что причиной преступления Раскольникова является его безверие, отход от Бога: "О, молчите, молчите! <...> От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал! <...> Не смейтесь, богохульник, ничего, ничего‑то вы не понимаете! О господи! ..." (Соня) Соня считает, что единственно правильный путь для Раскольникова - это раскаяние и возвращение к вере в Бога: "Страдание принять и искупить себя им, вот что надо ..." (Соня Раскольникову) В этом мудрость Сони и «смиренномудрие».
Мармеладов Семён Захарович: Захарий – «память господня», имя библейского
пророка; Семён – Имя Семён – это русская форма древнеиудейского имени Симеон
(Шимон), имеющего значение «слушающий», «услышанный Богом».
Возможно, это имеет отношение к монологу Мармеладова в трактире. В своем монологе Мармеладов полностью признает свою вину в бедах и несчастьях своей семьи. При этом он с искренней любовью отзывается о своей жене и детях. Он не перестает ругать себя за слабость, но при этом признается, что слишком слаб и не способен побороть свою зависимость. Через такого героя, как Мармеладов, который, сознавая всю свою низость, нищету и слабость, находит в себе силы обратиться к Богу и попросить его о помощи. Именно в этот момент пелена спадает с его глаз, и герой открывает для себя за поверхностью вещей иное состояние, полное любви и прощения. «И простит мою Соню <...>. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: “Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!” И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: “Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!” И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: “Господи! почто сих приемлеши?” И скажет: “Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...” И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! <...> Господи, да приидет царствие Твое!». Мармеладов действительно хочет быть услышан Богом и, по Достоевскому, будет услышан.
Лизавета – «почитающая Бога»
И Соня, и Лизавета – глубоко верующие.
Когда Раскольников находится в комнате у Сони, он велит ей читать Новый завет. Выясняется, что этот Новый Завет подарила ей Лизавета, с которой она временами беседовала и читала Евангелие. «Она бога узрит», — так отзывается о ней Соня. Для Раскольникова же «странно звучали» слова Евангелия. Он полагает, что и Лизавета, и Соня — «юродивые». «Тут и сам станешь юродивым! Заразительно!» — думает он.
В сцене чтения Соней и Раскольниковым Евангелия важно, что Евангелие было подарено Лизаветой. Стоящая неподвижно перед Раскольниковым в момент убийства Лизавета напоминает богоматерь.
Свидригайлов Аркадий Иванович: «гайл» с нем. – похоть, сладострастие. Аркадий –
дословно переводится с греческого как «пастух» от слова «аркадос», Аркадия — это
область в Греции, поэтому вторая вариация перевода — «проживающий в Аркадии»,
«счастливый человек».
"...Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем."
Значение имени этого героя указывает на неоднозначность этого образа. С одной стороны, Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности. «Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя — темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие темные истории. Но, с другой стороны, этот образ неоднозначен., «При всей омерзительности он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, его помощь сиротам Мармеладовым. И все же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова — страшное преступление героя против собственной души. Свидригайлов — «темный двойник» Раскольникова. При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников — необыкновенно целомудренный человек) , между ними «есть какая-то точка общая» , они «одного поля ягоды» , как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» — вседозволенность. Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд,акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям. Одно из ярких средств раскрытия его образа — описание его кошмаров, особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством».
Лужин Пётр Петрович – «камень» и лужа (грязь, что-то неглубокое, мелкое), как и сам
Лужин и его поступки.
Имя и фамилия очень подходят этому герою. Его поступки грязны, мелки, как лужа. Что касается имени и отчества (два раза Пётр), то известно негативное отношение Достоевского к личности Петра Великого и Петровской реформе. «В записных книжках Достоевский пишет, что «скитальничество» и «лишние люди» - эта «самая большая язва» появилась в России после великой Петровской реформы общества. В письме к И. С. Аксакову Достоевский указывает на разрушительные последствия Петровского правления. Выступая против 14 классов, введенных Петром, чтоб подавить аристократию бояр, он замечает Аксакову: «Власть, закрепощенный народ и горожане и между ними 14 классов. Вот дело Петрово. Освободите народ, и как будто дело Петрово нарушено. …у Вас «Пётр (I-й номер «Руси») вдвинул нас в Европу и дал нам европейскую цивилизацию». Ведь Вы его почти хвалите именно за европейскую-то цивилизацию, а ведь она-то, её-то лжеподобие, и сидит между властью и народом в виде рокового пояса из лучших людей «четырнадцати классов. Мне это неясно».
«Открывается истинное отношение Достоевского к неискоренимости зла, насажденного Петром. Все эти четырнадцать классов, в которые входит и служилая аристократия и чиновничество, разрослись со времен Петра, глубоко пустили корни и высасывают соки из России». (из статьи В.Зубаревой)
У господин Лужина тоже есть своя теория - "теория о целом кафтане". Эта теория на первый взгляд кажется более безобидной, чем идеи Раскольников. Согласно теории Лужина, каждый человек должен беспокоиться о своем счастье, а не думать об окружающих. Лужин придерживается принципов "индивидуализма". Однако, если присмотреться, экономическая теория Лужина "о целом кафтане" может привести к преступлениям, как и теория Раскольникова. Поэтому Лужина можно считать двойником Раскольникова: "...доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" (Разумихин о теории Лужина)
Настасья – воскрешение (Она верит в Р., заботится о нём. В этой заботе и вере – залогвозрождения Р.)
Лебезятников - по словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и "лебезит" перед своими идеями (о социализме и т.д.).
Учащиеся делают вывод, добавляя к ответам друг друга. При необходимости записывают что-то в тетрадь.
Вывод: все имена героев неслучайны. Они ещё раз подчёркивают связь Раскольникова с каждым из персонажей. С Мармеладовым Раскольников един в
“... у Достоевского, - почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова - Свидригайлов, Лужин, Лебезятников <...> В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою)..." (М. М. Бахтин,книга "Проблемы поэтики Достоевского")
Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.
Господин Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых придерживается в жизни. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории "целого кафтана". Согласно теории "целого кафтана", Лужин верит, что все в мире строится на личном интересе. Эта теория является по сути версией теории Раскольникова, которая оправдывает преступления из личных интересов.
Господин Лебезятников - еще один двойник Раскольникова. По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и "лебезит" перед своими идеями (о социализме и т.д.). В этом Лебезятников похож на Раскольникова. Руководствуясь своими теориями и Раскольников, и Лебезятников совершают аморальные поступки: Раскольников совершает убийство, а Лебезятников, например, избивает Катерину Ивановну.
Соня является двойником Раскольникова, потому что она, как и главный герой, "переступает" через себя. Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру, а Соня убивает себя, занявшись "непристойной работой". Соня губит себя ради спасения семьи. Раскольников губит свою и чужую жизнь, чтобы проверить свою безумную теорию.
Старуха-процентщица - это еще один двойник Раскольникова. По словам Раскольникова, старуха-процентщица - это "вошь". В конце романа Раскольников сам себя также называет "вошью".
Порфирий Петрович является двойником Раскольникова, потому что у этих героев есть много общего. Оба героя образованны, умны, проницательны. Кроме того Порфирий сам признает, что в молодости был похож на Раскольникова и поэтому ему понятны его переживания.
Катерину Ивановну Мармеладову можно также считать двойником. Она, как и Раскольников, образованна, умна, горяча и горда. Катерина Ивановна, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни.
Дуня, сестра главного героя, отчасти является его двойником. Дуня готова "переступить" черту, переступить через себя и выйти замуж за нелюбимого господина Лужина, чтобы помочь семье выбраться из нищеты. Дуня не собирается никого убивать, но это замужество по сути является преступлением против самой себя. В этом Дуня похожа на своего брата. Кроме того, Дуня, как и Раскольников, горда, умна и красива.
Общий вывод: все имена и фамилии символичны, они помогают читателю понять личность персонажа или указывают на неоднозначность образа (Свидригайлов).
Учитель:
- Евангельские мотивы в романе тоже очень важны для понимания смысла всего романа. Обратимся к ним: Лазарь, Капернаумовы, Евангелие в комнате Сони, числа 3(30,30000),7,9,11.
Примерные ответы учащихся:
Капернаумовы: город Капернаум, в котором поселился Иисус Христос после Назарета, здесь он рассказывал свои притчи, совершил много исцелений. Капернаум называли городом Христа. (Капернаумы – название распивочных в 19 веке). Именно в квартире Капернаумовых происходит всё самое важное.
Три, тридцать - открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное число (образ абсолютного совершенства). Первое число, которому присвоено слово «всё».
Одно из самых положительных чисел-эмблем в символике, религиозной мысли, мифологии и фольклоре. Утроение имени, качество или ритуального действия, сообщает им особую достоверность и высший (сакральный, божественный) смысл:
Свят, Свят, Свят Господь-Вседержитель … Трижды благословенно Его Святое Имя.
Может рассматриваться как взаимодействие (сумма) двойственности и единства. Участвует вместе с четверкой (символом телесного) в образовании священных семерки (сложение) и двенадцати (умножение), в обоих случаях представляя небесное или Дух (душу).
Как известно, число "три" обладает определенной психологической силой. Это число, например, является священным в христианстве. Многие люди наделяют его особенным смыслом. В романе число "три" (3) встречается в разных ситуациях. Вот некоторые примеры, в которых это число встречается в тексте:
Раскольников совершает преступление на 3-ий день повествования
Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза перед совершением преступления Раскольников ударяет старуху 3 раза
Раскольников признается Соне в преступлении на 3-ий день знакомства с ней Раскольников встречается со следователем 3 раза до того, как явиться с повинной
У Катерины Ивановны Мармеладовой есть трое маленьких детей
Около трех лет Раскольников не видится со своей матерью и сестрой до их приезда в Петербург
Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей
Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности
Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей "непристойной работы" (целковый - монета достоинством в один рубль)
В семье Раскольниковых был третий ребенок (брат Родиона и Дуни), который умер в младенчестве
В каморке Раскольникова стоит три стула
У Сони в комнате три окна
Колечко, которое закладывает Раскольников у старухи, украшено "тремя какими-то красными камушками"
Кроме того, в романе часто встречается такое выражение, как "в трех шагах", содержащее в себе число "три": "в трех шагах от стола" "в трех шагах от него" "в трех шагах и нельзя не убить" "стоит перед ним в трех шагах"
Тридцать – число серебряников, за которые Иуда предал Христа.
Одиннадцать – «евангельское число», связанное с притчей о работниках в винограднике.
Притча о работниках в винограднике — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея.
В ней Иисус уподобляет Царство Небесное винограднику, хозяин которого утром вышел нанимать работников. Первым нанятым он пообещал плату в один динарий. Затем хозяин ещё в третий, шестой и одиннадцатый час выходил нанимать работников говоря: «что следовать будет, дам вам» (Мф. 20:4). Когда закончился день, работники пришли к нему получать плату и, несмотря на то, что кто-то из них проработал полный день, а кто-то только один час — все получили одинаковую плату. Первые из нанятых возмутились: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».
Учитель:
Посмотрите текст Евангелия от Иоанна. (Глава 11, у учащихся на столах). Что в этой притче можно отнести к Раскольникову? Найдите и расшифруйте символические слова-образы.
Ответы учащихся. Учащиеся работают в группах или парах.
1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
3. Иисус говорит ученикам своим: Лазарь, друг наш умер;
4. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
5. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
6. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; воскреснет брат твой.
7. Иисус же приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
8. Иисус говорит: отнимите камень.
9. Отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
10. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
11. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него...
Учащиеся называют слова, относящиеся к Раскольникову (выделены жирным шрифтом), комментируют, делают вывод о том, что Раскольников сравнивается по своему душевному состоянию с умершим Лазарем, но в отличие от библейского героя ещё не уверовал, не «отнял камень».
Учитель:
- И последнее по символике – это символические фразы, на которые мы обращали внимание во время чтения романа. Вспомним их.
Примерные ответы учащихся:
Символические фразы, слова: «некуда больше идти»; «страшная духота»; «жара страшная», «вонь», «проба», «дело», «лицо точно железный замок», «вечная Сонечка, пока мир стоит»; «косноязычные они»; «голосок тихий, кроткий»; «новое слово»; «прими ради Христа»; «это кровь в тебе кричит»; «воздуху пропустить свежего»; «мы одного поля ягоды»; «общая точка»; «я закоченелый человек, законченный»; «дрожащая тварь»; «я не человека убил, я принцип убил»; « ненасытимое сострадание»; «у меня теперь одна ты».
Учитель может попросить прокомментировать несколько фраз.
IV. Рефлексия(Обмен мнениями о новой информации;соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,оценка процесса)
Примерные ответы учащихся:
- Роль символики в романе «Преступление и наказание» очень важна. Всё в романе Достоевского (вплоть до случайных прохожих, до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова) отражает частичку личности героя и помогает нам, читателям, понять смысл романа, причины поступков героев, их суть. Нельзя читать роман Достоевского только ради сюжета.
V. Итоги урока: учитель комментирует работу учащихся, объявляет оценки за урок и домашнее задание.
VI. Домашнее задание:
Письменный ответ: «Символика снов в романе» (сон №1-ч. 1, гл.5; сон №2 – ч. 3,
конец гл. Задание можно дать по рядам или трём группам.
Использованная литература:
1.Комментарий к роману «Преступление и наказание» С.В.Белова.
2.Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/01/chisla-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-chislo-3.html© Сайт: www.alldostoevsky.ru
4.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.
5.Белов С. В. Не убий.
6.Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании
7.Карасёв Л.В. О символах Достоевского. // Вопросы философии.- 1994.- №10.- 90-111с.
8. Образовательный портал «Инфоурок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символика снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Символика снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». (Приложение. Слайд №1-2)Возраст участников: 16-17 лет.Продолжительность: длительный (месяц, четверть).Цели: попытаться р...
Исследовательская работа на тему: « Художественная символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя. Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. До...
Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Цель:через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;формирование навыков самостоятельной исследо...
Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Цель:через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;формирование навыков самостоятельной исследо...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"
Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...