Жанр басни в мировой литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Савинцева Наталья Аркадьевна

Урок-обобщение по теме "Басни" . Формирование коммуникативных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_basnyam.rar9.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Басня».

Цели: Обобщить, систематизировать знания о жанре басни, полученные в 5 -6 классах.

Развивать навыки выразительного чтения, актерского мастерства. Активизировать познавательный, учебный интерес учащихся.

Оборудование: портреты писателей баснописцев, выставка книг и изданий басен, иллюстрации художников к басням и иллюстрации учащихся, презентация с использованием ИКТ.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Мы с вами изучили жанр басни. Басня один из старых, но нестареющих литературных жанров. Создателем басни считается древнегреческий мыслитель, баснописец Эзоп. Эзоп жил в 6 веке до нашей эры. В Европе жанр басни расцвел в 17 веке. А довел до новых вершин жанр басни Жан де Лафонтен. Вершиной русской басни является творчество Ивана Андреевича Крылова.

  1.  Беседа с классом.

        1) Дайте определение жанра басня.

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный , аллегорический смысл

2) В чем особенности построения басни?

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория – изображение предмета или понятия, за которым скрывается другое понятие или предмет.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы, на животных.

3) Для чего пишется басня?

Указать на пороки людей, посмеяться над забавными героями, напомнить старые истины.

  1. Работа по басне «Лиса и виноград».

Давайте проследим путь басни «Лиса и виноград». Басня создана Эзопом языком иносказания. Неслучайно в наши дни иносказательную речь называют эзоповой. Затем эта басня переведена Лафонтеном. А 18 веке И. А. Крыловым. Послушаем эти произведения.

1) В чем особенность басни Эзопа?

 2) как мы узнаем, что эта басня написана не Эзопом?

3) В чем отличие басни Крылова?

4) Что общего в этих баснях? В чем мораль?

  1. Слово учителя о жанре басни в России.

В русской литературе жанр басни развивали Александр Петрович Сумароков, Иван Иванович Дмитриев.

  1. Чтение басни «Муха».

 1)Расскажите, о чем эта басня?

  1. Инсценирование басен Крылова.
  1. Слово учителя.

Довел до вершин жанр басни Иван Андреевич Крылов.  Герои басен Крылова стали нарицательными, а выражения стали крылатыми.

  1. Крылатые выражения из басен Крылова.

Назовите те выражения, которые стали крылатыми? Когда их можно использовать?

3) Слово учителя.

4) Басня «Ворона и лисица».

  1. Басня «Квартет». Анимация.
  2. Басня «Любопытный».
  3. Басня «Осел и Солорвей».

  1. Слово учителя.
  1. Над чем заставили вас задуматься эти басни?
  2. Каким надо быть, чтобы не стать героем басни?

Басни заставили нас задуматься над нашим поведением, над вопросами «хорошо или плохо», научили видеть себя и других со стороны. Нравились басни и знаменитым художникам, они делали иллюстрации к басням. И мы с вами создали галерею из героев басен Крылова. Они нам  напомнили старые истины, помогли заглянуть внутрь себя, стать лучше, чище, нравственнее.

8. Итоги урока.

Приложение к уроку.

Всем хорошо известны такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Осел и другие животные. Человек и зверь живут в одном мире сказки, разговаривают на одном языке, прекрасно понимают друг друга, хитрят, обманывают, вызывая наше негодование или смех. Сейчас перед нами выступят герои басен Крылова.

  1. Басня «Ворона и Лисица».

На сцене – дерево, на верхних ветках – ворона, у нее кусок сыра. Внизу под деревом Лиса. Неподалеку находится баснописец.

Баснописец.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

Выглядывает Ворона, у нее в клюве кусочек сыра.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Появляется Лиса,бежит.

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Лиса останавливается у дерева.

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, —

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

Лиса.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Баснописец.

Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Ворона каркает, сыр падает. Лиса подхватывает сыр и убегает.

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

  1. «Квартет»

Выходят Баснописец, Мартышка, Осел, Козел, Медведь. В руках у них музыкальные инструменты. Они садятся на стулья. Перед каждым из них пюпитр с нотами.

Баснописец.

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Мартышка.

«Стой, братцы, стой! —

Баснописец.

 кричит Мартышка. —

Мартышка.  

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

(Рассаживает зверей)

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Баснописец.

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

Осел.

«Постойте ж, я сыскал секрет? —

Баснописец.

Кричит Осёл,

Осел.

 — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Баснописец.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Прилетает Соловей.

Баснописец.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Мартышка.

Пожалуйста ,  возьми на час терпенье,

Осел.

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

Козел.

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Медведь.

Скажи лишь, как нам сесть!

Соловей.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,

Баснописец.

Им отвечает Соловей,

Соловей.

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь.

Актеры садятся по своим местам.

  1. «Осел и Солорвей».

На сцене появляются баснописец, Осел, Соловей.

Баснописец.

Осёл увидел Соловья

 И говорит ему:

Осел.

 «Послушай-ка, дружище!

 Ты, сказывают, петь великий мастерище.

 Хотел бы очень я

 Сам посудить, твоё услышав пенье,

 Велико ль подлинно твоё уменье?».

Баснописец.

 Тут Соловей являть свое искусство стал:

 Защёлкал, засвистал

 На тысячу ладов, тянул, переливался;

 То нежно он ослабевал

 И томной вдалеке свирелью отдавался,

 То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

 Внимало всё тогда

 Любимцу и певцу Авроры:

 Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

 И прилегли стада.

 Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

 И только иногда,

 Внимая Соловью, пастушке улыбался.

 Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:

Осел.

 Изрядно….

Сказать неложно,

 Тебя без скуки слушать можно;

 А жаль, что незнаком

 Ты с нашим петухом;

 Ещё б ты боле навострился,

 Когда бы у него немножко поучился.

Баснописец.

 Услыша суд такой, мой бедный Соловей

 Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави Бог и нас от этаких судей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанр басни в мировой литературе

На уроке можно будет  углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников  - познакомить их с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни; обучить элементам сравни...

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

И.А. Крылов. Жанр басни. Презентация по литературе.

Презентация по литературе для 5 класса. И.А.Крылов. Жанр басни....

Интегрированный урок .Тема:Жанр басни в мировой литературе.

Урок предназначен для проведения в пятом-шестом классах....

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...

Жанр басни в русской литературе

Жанр басни в русской литературе...