Сонеты Шекспира.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Разработка урока литературы 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sonet_kak_forma_liricheskoy_poezii_sonety_shekspira.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема: "Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира"
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №104 филиал г.Челябинск
Андруневчин М.В.
Цели:
- Дать определение сонета, его особенностей;
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся, пробудить интерес к творчеству Шекспира;
- Развивать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать собственную позицию;
- Воспитывать высокие эстетические и нравственные идеалы.
Оборудование: ТСО, презентация, аудиозапись.
ХОД УРОКА
Ι. Орг.момент
ΙΙ. Проверка домашнего задания (выразительное чтение наизусть отрывка из трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта")
- Чем заканчивается трагедия "Ромео и Джульетта"?
- Кто виновен, по-вашему, в гибели героев?
- Какие вечные темы поднимает в своей трагедии У.Шекспир?
ΙΙΙ. Объяснение новой темы
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым для вас жанром лирической поэзии. Наша задача: выяснить особенности сонета, выявить роль средств художественной выразительности, проанализировать несколько сонетов.
- Что же такое сонет? Какова история его появления? Об этом нам расскажет... (ученик 1).
Ученик 1:
- Сонет - это стихотворение, состоящее из 14 строк и развивающее 1 мотив. Создан, как предполагают литературоведы, в 13 веке провансальскими трубадурами. В переводе с провансальского сонет - "песенка". Затем сонет перекочевал в Италию, где его с удовольствием использовали известные и не очень известные поэты. Очень любил жанр сонета бессмертный Данте, посвящавший их своей возлюбленной Беатриче. Не остался в стороне и Франческо Петрарка, воспевший красавицу Лауру. Позже, в 16 веке, сонет добрался и до Франции, Испании, Англии.
Но поговорим мы сегодня об английском сонете, который, как и классический итальянский, состоял из 14 строк, написанных 5-стопным ямбом. Если говорить об особенностях построения сонета, то ещё Николо Буало об этом прекрасно написал:
Вначале, молвил он,/Аполлон/, должны быть два катрена,
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет,
Мысль завершённую хранит любой терцет.
Работа в тетради:
(записываем определение) Сонет - стихотворение из 14 строк с определённым порядком рифмовки. Слайд 3
Ученик 2: Подробнее остановимся на структуре и особенностях языка сонета. ( ученики делают записи в тетради по ходу выступления). Слайд 4
Основные принципы построения классического сонета:
1 катрен - тезис (утверждение);
2 катрен - антитеза (отрицание, опровержение);
1 терцет - развязка( объяснение, указание на противоречия);
2 терцет - обобщение, вывод (сонетный замок или сентенция).
Катрен - строфа из 4 строк, терцет - строфа из 3 строк.
Слайд 5
Содержание сонета: диалог личности и общества, внутренний диалог, борьба между долгом и свободой, любовью и ненавистью...
Требования к сонету:
- точные и редкие рифмы;
- возвышенная лексика и интонация;
- запрет на переносы и на повторение слова в одном и том же значении.
Классический сонет совершенен.
Учитель: Однако сонеты Шекспира существенно отличаются от классических. Обратимся к слайду и определим особенности построения сонетов Шекспира.
Слайд 6
Ты прихоти полна и любишь власть, А
Подобно всем красавицам надменным. Б
Ты знаешь, что моя слепая страсть А
Тебя считает даром драгоценным. Б
Пусть говорят, что смуглый облик твой В
Не стоит слез любовного томленья, - Г
Я не решаюсь в спор вступать с молвой, В
Но спорю с ней в своем воображенье. Г
Чтобы себя уверить до конца Д
И доказать нелепость этих басен, Е
Клянусь до слез, что темный цвет лица Д
И черный цвет волос твоих прекрасен. Е
Беда не в том, что ты лицом смугла, - Ж
Не ты черна, черны твои дела! Ж
Вывод (делают учащиеся): в сонетах Шекспира 14 строк, но 3 катрена с перекрёстной рифмовкой и двустишье с парной рифмовкой.
Учитель: Интересно узнать, когда впервые с сонетами Шекспира познакомились читатели. Об этом нам расскажет ...
Ученик 3:
- Появление в печати "Сонетов" - один из загадочных эпизодов в истории прижизненных изданий произведений Шекспира. До 1598 года сонеты ходили в рукописном виде среди друзей Шекспира, но не печатались. Автор по какой-то причине не хотел их публиковать, возможно, они были для него слишком личными. Однако два сонета всё же появились в печати в 1599 году, это не понравилось автору и тем, кому они были посвящены. Были предприняты все меры, чтобы подобное больше не повторилось.
Но с тех пор прошло 10 лет, и в 1609г. "Сонеты" вышли в свет отдельным сборником. Слайд 7
Русский читатель познакомился с сонетами Шекспира благодаря замечательным переводчикам. Шекспира переводили талантливейшие люди: Н.Гербель (1905), М.Чайковский (1914), С.Маршак (1948), А.Финкель (1976), перевёл несколько сонетов и Б. Пастернак.
Учитель: В сборнике после титульного листа - посвящение: "Тому, кому обязаны своим появлением сонеты, мистеру W.H., всякого счастья и вечной жизни".
- Что значит это посвящение? Кому посвящена книга? Загадка эта до сих пор до конца не раскрыта.
Всего Шекспиром сознаны 154 сонета, 126 из них посвящены другу, 26 - возлюбленной, 2 - о радости и красоте любви. Сонетов, посвящённых другу гораздо больше, чем сонетов о возлюбленной, это отличает шекспировский цикл от всех других не только английской, но и в мировой литературе.
Сонетный цикл можно условно разделить по темам: Слайд 8
1.Сонеты, посвящённые другу: №1-126 (126)
- Воспевание друга:1-26
- Испытания дружбы: 27-99
- Горечь разлуки: 27-32
- Первое разочарование в друге: 33-42
- Тоска и опасения: 43-55
- Растущее отчуждение и меланхолия: 56-75
- Соперничество и ревность к другим поэтам: 76-96
- "Зима" разлуки: 97-99
- Торжество возобновлённой дружбы: 100-126
2. Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: №1 27-152 (26)
3. Заключение - радость и красота любви: №153-154 (2)
Учитель: Новаторство Шекспира заключается не только в том, что он применил новую стихотворную форму в сонете, что тему дружбы он сделал основной, но и в том, что образ дамы также не похож на классический идеал: смуглая, темноволосая, не блещущая красотой, земная женщина со всеми изъянами и недостатками, но всё равно прекрасная и любимая.
Выразительное чтение наизусть 130 сонета (читает 1ученик английский вариант, 2 ученик - перевод, можно под музыку)
My mistress' eyes are nothing like the sun; | Её глаза на звёзды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И чёрной проволокой вьётся прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щёк, А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдёшь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И всё ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали. |
Учитель: Напомните особенности построения сонета (утверждение, отрицание, объяснение, вывод).
- Что же утверждается в сонете? (героиня не совершенна)
- В чём заключается отрицание? (она не богиня, а земная женщина)
- В чём состоит объяснение? (для поэта она прекрасна)
- Почему прекрасна, ведь не идеальна? (любима)
- К какому выводу приводит нас поэт?
Учитель: Сонеты необычайно мелодичны, они прекрасно ложатся на музыку. Прослушайте 102 сонет Шекспира в исполнении трио "Меридиан"(музыка Микаэля Таривердиева).
- О чём прослушанный вами сонет? (о любви)
- Что особенно поражает в этом произведении?
Чтение и анализ 91 сонета (учебник)
- Какова тема сонета?
- Что противопоставлено в нём знатности, богатству, родству?
- Как вы понимаете последние строчки произведения?
Чтение и анализ 76 сонета (учебник)
- О чём сонет? Какова его тема?
- Действительно ли "стих не блещет новизной"? Или это ирония автора?
- Почему герой не ищет приёмов новых?
- Какие средства художественной выразительности использует автор в данном сонете?
Задание: Определите стихотворный размер сонета, тип рифмовки, составьте необходимые схемы (1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
ΙV. Итог. Cлайд 9
- В чём, по-вашему, заключается новаторство Шекспира?
- Какие две темы в сонетном цикле Шекспира можно назвать основными?
- Являются ли темы, которые поднимает в своих сонетах Шекспир, вечными? Обосновать.
- Согласны ли вы с мнением известного русского литературного критика В.Г. Белинского, что "сонеты Шекспира - "богатейшая сокровищница лирической поэзии"?
V. Домашнее задание.
Письменный анализ сонета (на выбор учащегося).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект-презентация Сонеты Шекспира для 10 класса оющеобразовательной школы
Данный проект рекомендуется осуществить в контексте межпредметных связей, а именно, объединяя такие предметы как история, русская и зарубежная литература, английский язык. Цель урока:- развитие ...
презентация к проекту Сонеты Шекспира
Материал данной презентации сопровождает подготовленный урок-проект Сонеты Шекспира для 10 класса общеобразовательной школы...
Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" для внеурочной работы
Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" представлен только в литературной форме. Хореографическое и музыкальное сопровождение оставлено на усмотрение постановщика спектакля....
Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" для внеурочной работы
Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" представлен только в литературной форме. Хореографическое и музыкальное сопровождение оставлено на усмотрение постановщика спектакля. Сонеты Шекспира...
Перевод сонетов Шекспира
Работа по знакомству с сонетами Шекспира и их переводами проводится при изучении темы Англия/Шекспир по учебнику Верещагиной И.Н. VI. В данной работе приведены примеры перевода одного из сонетов Шексп...
Урок зарубежной литературы "Сонеты Шекспира"
Целью проведения подобных уроков является мотивация учащихся к изучению зарубежной литературы через творчество У. Шекспира посредством метапредметных связей и внутренней интеграции литерат...
У. Шекспир. Слово о писателе. Сонеты Шекспира.
Бинарный урок литературы и английского языка в 8 классе. Краткий обзор жизни и творчества Шескпира, заочная экскурсия по местам, связанным с именем писателя. Знакомство с сонетом как жанром лирики, с ...
- Мне нравится (1)