Сонеты Шекспира.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Андруневчин Марина Владимировна

Разработка урока литературы 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonet_kak_forma_liricheskoy_poezii_sonety_shekspira.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: "Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира"

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №104 филиал г.Челябинск

Андруневчин М.В.

 Цели:

 - Дать определение сонета, его особенностей;

- Активизировать познавательную деятельность обучающихся, пробудить интерес к творчеству Шекспира;

- Развивать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать собственную позицию;

- Воспитывать  высокие эстетические и нравственные идеалы.

Оборудование: ТСО,  презентация, аудиозапись.

ХОД  УРОКА

Ι. Орг.момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания (выразительное чтение наизусть отрывка  из трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта")

- Чем заканчивается трагедия "Ромео и Джульетта"?

- Кто виновен, по-вашему,  в гибели героев?

-  Какие вечные темы поднимает  в своей трагедии  У.Шекспир?

ΙΙΙ. Объяснение новой темы

Учитель:  Сегодня мы познакомимся с новым для вас жанром лирической поэзии. Наша задача: выяснить особенности сонета, выявить роль средств художественной выразительности, проанализировать  несколько сонетов.

- Что же такое сонет? Какова  история его появления? Об  этом нам расскажет...   (ученик 1).

Ученик 1:

- Сонет - это стихотворение, состоящее из 14 строк и развивающее 1 мотив. Создан, как предполагают литературоведы, в 13 веке провансальскими трубадурами. В переводе с провансальского сонет - "песенка". Затем сонет перекочевал в Италию, где его  с удовольствием использовали известные и  не очень известные поэты.  Очень любил жанр сонета  бессмертный Данте, посвящавший их своей возлюбленной Беатриче. Не остался в стороне и Франческо Петрарка, воспевший красавицу Лауру. Позже, в 16 веке, сонет добрался и до Франции, Испании, Англии.

  Но поговорим мы сегодня об английском  сонете, который, как и классический итальянский, состоял из 14 строк, написанных 5-стопным ямбом. Если говорить об особенностях построения сонета, то ещё Николо Буало  об этом прекрасно написал:

Вначале, молвил он,/Аполлон/, должны быть два катрена,

Соединяют их две рифмы неизменно;

Двумя терцетами кончается  Сонет,

Мысль завершённую хранит любой терцет.

Работа в тетради:

(записываем определение) Сонет - стихотворение из 14 строк с определённым порядком рифмовки.                                                                                              Слайд 3    

Ученик 2: Подробнее остановимся на структуре  и особенностях языка сонета. ( ученики делают записи в тетради по ходу выступления).                               Слайд 4

Основные принципы построения классического сонета:

1 катрен - тезис (утверждение);

 2 катрен - антитеза (отрицание, опровержение);

 1 терцет - развязка( объяснение, указание на противоречия);

 2 терцет - обобщение, вывод (сонетный замок или сентенция).

Катрен - строфа из 4 строк, терцет - строфа из 3 строк.

                                                                                                                     Слайд 5

Содержание сонета: диалог личности и общества, внутренний диалог, борьба между долгом и свободой, любовью и ненавистью...

Требования к сонету:

  • точные и редкие рифмы;
  • возвышенная лексика и интонация;
  • запрет на переносы  и на повторение слова в одном и том же значении.

Классический сонет совершенен.

Учитель: Однако сонеты Шекспира существенно отличаются от классических.  Обратимся к слайду и определим особенности  построения сонетов Шекспира.

                                                                                                                        Слайд 6

Ты прихоти полна и любишь власть,                    А

Подобно всем красавицам надменным.                Б

Ты знаешь, что моя слепая страсть                       А

Тебя считает даром драгоценным.                        Б

Пусть говорят, что смуглый облик твой              В

Не стоит слез любовного томленья, -                   Г

Я не решаюсь в спор вступать с молвой,             В

Но спорю с ней в своем воображенье.                 Г

Чтобы себя уверить до конца                                Д

И доказать нелепость этих басен,                         Е

Клянусь до слез, что темный цвет лица               Д

И черный цвет волос твоих прекрасен.                Е

Беда не в том, что ты лицом смугла, -                  Ж

Не ты черна, черны твои дела!                              Ж

        Вывод (делают учащиеся): в сонетах Шекспира 14 строк, но 3 катрена с перекрёстной рифмовкой и двустишье с парной рифмовкой.

Учитель: Интересно узнать, когда впервые с сонетами Шекспира познакомились читатели. Об этом нам расскажет ...

Ученик 3:

- Появление в печати "Сонетов" - один из загадочных эпизодов в истории прижизненных изданий произведений Шекспира.  До 1598 года  сонеты ходили в рукописном виде среди друзей Шекспира, но не печатались. Автор по какой-то причине  не хотел их публиковать, возможно, они были для него слишком личными.  Однако два сонета всё же появились в печати в 1599 году, это не понравилось  автору и тем, кому они были посвящены.  Были предприняты все меры, чтобы подобное больше не повторилось.

Но с тех пор прошло 10 лет, и в 1609г. "Сонеты" вышли в свет отдельным сборником.  Слайд 7

 Русский читатель познакомился с сонетами Шекспира благодаря замечательным переводчикам. Шекспира переводили талантливейшие люди: Н.Гербель (1905), М.Чайковский (1914), С.Маршак (1948), А.Финкель (1976), перевёл несколько сонетов и Б. Пастернак.

Учитель:  В сборнике после титульного листа - посвящение: "Тому, кому обязаны своим появлением сонеты, мистеру W.H., всякого счастья и вечной жизни".

- Что значит это посвящение? Кому посвящена книга? Загадка эта до сих пор до конца не раскрыта.

Всего Шекспиром сознаны 154  сонета, 126 из них посвящены другу, 26 - возлюбленной, 2 -  о радости и красоте любви. Сонетов, посвящённых другу гораздо больше, чем сонетов о возлюбленной, это отличает шекспировский цикл от всех других не только английской, но и в мировой литературе.

Сонетный цикл можно условно разделить по темам:                              Слайд 8

1.Сонеты, посвящённые другу: №1-126 (126)

  • Воспевание друга:1-26
  • Испытания дружбы: 27-99
  • Горечь разлуки: 27-32
  • Первое разочарование в друге: 33-42
  • Тоска и опасения: 43-55
  • Растущее отчуждение и меланхолия: 56-75
  • Соперничество и ревность к другим поэтам: 76-96
  • "Зима" разлуки: 97-99
  • Торжество возобновлённой дружбы: 100-126

2. Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: №1 27-152 (26)

3. Заключение - радость и красота любви: №153-154 (2)

Учитель: Новаторство Шекспира заключается не только в том, что он применил новую стихотворную форму в сонете, что тему дружбы он сделал основной, но и в том, что образ дамы также не похож на классический идеал: смуглая, темноволосая, не блещущая красотой, земная женщина со всеми изъянами и недостатками, но всё равно прекрасная и любимая.

Выразительное чтение наизусть 130 сонета (читает 1ученик английский вариант, 2 ученик - перевод, можно под музыку)

My mistress' eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips' red;
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.

I have seen roses damask'd, red and white,
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in the breath that from my mistress reeks.

I love to hear her speak, yet well I know
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goddess go;
My mistress, when she walks, treads on the ground:

And yet, by heaven, I think my love as rare
As any she belied with false compare.

Её глаза на звёзды не похожи,                                                  

Нельзя уста кораллами назвать,                                                

Не белоснежна плеч открытых кожа,                                      

И чёрной проволокой вьётся прядь.                                    

С дамасской розой, алой или белой,                                          

Нельзя сравнить оттенок этих щёк,                                            

А тело пахнет так, как пахнет тело,                                            

Не как фиалки нежный лепесток.                                            

Ты не найдёшь в ней совершенных линий,                                

Особенного света на челе.                                                            

Не знаю я, как шествуют богини,                                                

Но милая ступает по земле.                                            

И всё ж она уступит тем едва ли,                                                

Кого в сравненьях пышных оболгали.                                      

Учитель: Напомните особенности построения сонета (утверждение, отрицание, объяснение, вывод).

- Что же утверждается в сонете? (героиня не совершенна)

- В чём заключается отрицание? (она не богиня, а земная женщина)

- В чём состоит объяснение? (для поэта она прекрасна)

- Почему прекрасна, ведь не идеальна? (любима)

- К какому выводу приводит нас поэт?

Учитель: Сонеты  необычайно мелодичны,  они прекрасно ложатся на музыку. Прослушайте 102 сонет Шекспира в исполнении трио "Меридиан"(музыка Микаэля Таривердиева).

- О чём прослушанный вами сонет? (о любви)

- Что особенно поражает в этом произведении?

Чтение и анализ 91 сонета (учебник)

- Какова тема сонета?

- Что противопоставлено в нём знатности, богатству, родству?

- Как вы понимаете последние строчки произведения?

Чтение и анализ 76 сонета (учебник)

- О чём сонет? Какова его тема?

- Действительно ли "стих не блещет новизной"?  Или это ирония автора?

- Почему герой не ищет приёмов новых?

- Какие средства художественной выразительности использует автор в данном сонете?

Задание: Определите стихотворный размер сонета, тип рифмовки, составьте необходимые схемы (1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).

ΙV. Итог.  Cлайд  9

- В чём, по-вашему, заключается  новаторство Шекспира?

- Какие две темы в сонетном цикле Шекспира можно назвать основными?

- Являются ли темы, которые поднимает в своих сонетах Шекспир, вечными? Обосновать.

- Согласны ли вы с мнением известного русского литературного критика В.Г. Белинского, что "сонеты Шекспира - "богатейшая сокровищница лирической поэзии"?

V. Домашнее задание.                                                                    

Письменный анализ сонета (на выбор учащегося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект-презентация Сонеты Шекспира для 10 класса оющеобразовательной школы

Данный проект рекомендуется осуществить в контексте межпредметных связей, а именно, объединяя такие предметы как история, русская и зарубежная литература, английский язык.  Цель урока:- развитие ...

презентация к проекту Сонеты Шекспира

Материал данной презентации сопровождает подготовленный урок-проект Сонеты Шекспира для 10 класса общеобразовательной школы...

Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" для внеурочной работы

Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" представлен только в литературной форме. Хореографическое и музыкальное сопровождение оставлено на усмотрение постановщика спектакля....

Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" для внеурочной работы

Сценарий спектакля "Тема любви в сонетах Шекспира" представлен только в литературной форме. Хореографическое и музыкальное сопровождение оставлено на усмотрение постановщика спектакля. Сонеты Шекспира...

Перевод сонетов Шекспира

Работа по знакомству с сонетами Шекспира и их переводами проводится при изучении темы Англия/Шекспир по учебнику Верещагиной И.Н. VI. В данной работе приведены примеры перевода одного из сонетов Шексп...

Урок зарубежной литературы "Сонеты Шекспира"

Целью проведения подобных  уроков является мотивация  учащихся к изучению зарубежной литературы через творчество У. Шекспира посредством метапредметных связей и внутренней интеграции литерат...

У. Шекспир. Слово о писателе. Сонеты Шекспира.

Бинарный урок литературы и английского языка в 8 классе. Краткий обзор жизни и творчества Шескпира, заочная экскурсия по местам, связанным с именем писателя. Знакомство с сонетом как жанром лирики, с ...