УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
статья по литературе на тему

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность  школьников  

Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому.

                                        Джордж Пойа венгерский, швейцарский и американский математик прошлого века

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Общеизвестно, что ребёнок который приходит в школу, является исследователем по своей природе ( мы называем их "почемучками"). Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет как бы первооснову будущей исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся- это деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы, деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением.

В условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Учебно-исследовательская  деятельность

Проектная деятельность

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы.

Проект направлен на получение конкретного запланированного  результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Направлена на формирование комплекса УУД

 (прежде всего познавательные УУД)

Направлена на формирование всего комплекса УУД.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает:

  • выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным для обучающихся решением,
  • обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
  • является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
  • позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.

Цели исследовательской деятельности:

  • приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности
  • развитие мышления
  •  активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе

Значимость исследовательской деятельности учащихся

  • значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных действий

вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод

  • развитие субъект-субъектных отношений  
  • влияние на повышение качества образования
  • классификация задач по сложности

Формы учебно-исследовательской деятельности:

урок

  • Внеурочные занятия

урок-исследование

 урок-лаборатория

урок — творческий отчёт

урок — рассказ «Удивительное рядом»

урок-рассказ об ученых, писателях

урок — защита исследовательских
проектов

• учебный эксперимент

• домашнее задание исследовательского характера

  • исследовательская практика обучающихся

    • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии

    • внеурочная деятельность (факультативные занятия, элективные курсы, кружки…)

    • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, НПК конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и т.д.

При  изучении  темы « Причастие» определяем их роль и  особенности употребления в поэтическом тексте .

Дерево, шелестящее тысячами ветвей,

Корни, уходящие в глубь полей,

Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,

Цветок, благоухающий сотнями лепестков,

Чудо великое – русский язык.

Анализ стихотворения

Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )

— Какие чувства у вас пробудил этот текст? (чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык ).

Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этим поэтическим строчкам. Какие краски вам будут нужны? (зелёное пышное дерево, лепестки цветка могут быть и оранжевого, и красного, и голубого, и желтого, и белого, и других цветов, то есть могут быть использованы все цвета спектра).

У вас возникло возвышенное настроение. Вы испытываете чувство гордости за наш русский язык! Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение? (Автор)

Как автор характеризует русский язык? Назовите существительные-слова оценки.

(дерево+ корни+лист+цветок= чудо русский язык!)

Глаголов нет! С помощью чего поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?

Вывод: Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.

— У поэта свои способы выражения чувств. Попробуйте в тексте найти выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы)

1 строка (1 группа)

дерево – метафора; тысячами — гипербола

Звукопись: ш, ст, щ, ч. – шероховатые звуки по характеру

2, 3 строка (2 группа) Корни, уходящие в глубь полей.

олицетворение “уходящие”, звуки Х, Щ передают движение, жизненные трудности.

3 строка:

Лист, звенящий и танцующий в тишине веков.

лист – метафора, звенящий и танцующий – олицетворения.

4 и 5 строка (3 группа)

Цветок, благоухающий сотнями лепестков; цветок – метафора.

5 строка:

Чудо великое – русский язык. Эпитет “великое” придает стихотворению особую поэтичность, образность, выразительность.

Вывод: Причастия и причастные обороты являются средством выразительности в тексте художественного стиля. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия совмещают в себе свойства двух частей речи (прилагательного и глагола). Именно эта особенность придаёт предмету яркость, образность, динамичность, выразительность.

Проведение небольшого эксперимента: прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность) 

Вывод: Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей.

Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского.

Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе.

анализ языкового материала с последующей дискуссией.

Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор.

Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова?

Задание. Определите, к какому грамматическому роду относятся слова: сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги.


Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова следующих групп. 
Человек, денди, дядя, юноша, золотой, часовой

Интересны игры для развития интеллектуального потенциала исследовательских способностей учащихся

Игра « Старым сказкам - новые названия». 

Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то все можно увидеть в новом свете. Предлагаю участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам. Например, для сказки «Колобок»:

«Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплатно попробовать говорящий десерт». 

«Приключения блудного сына». 

«Повествование о том, как притупление бдительности ведет к трагедии». 

«Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении». 

Игра «Поиск темы». Предлагается ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Эта игра подойдет как среднего звена, так и для старшеклассников

Например: «Трудные подростки» ( «Снежная королева», «Красная Шапочка»). 

Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» ) 

Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый волк», «Белый Бим, Черное ухо»). 

Превращение людей в животных и животных в людей (Ч.Айтматов «Плаха»).

Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы.

такие исследовательские задания заставят ребенка прочитать текст, задуматься над поставленной задачей .

Задания учащимся в процессе исследования

Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку зрения на основе личного опыта.

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме, обобщить.

Спросить у других людей, систематизировать информацию.

Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему.

Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности.

Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления).

Сделать фотографии, зарисовки, модели.

Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий.

Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.

Продуктом научно-исследовательской  деятельности школьников является творческая  учебно-исследовательская работа

Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

  •  Проблемно-реферативные
  • Экспериментальные
  • Проектные
  • Описательные
  • Исследовательские

Проблемно-реферативные-творческие работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. В реферате   предполагается  сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные- творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные- творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Описательные- творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования. 

Исследовательские- творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. 

Подготовка к защите исследовательской работы

  1. Четко сформулировать тему, при необходимости внести уточнения
  2. Выделить основные понятия и дать им определения.
  3. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи, описать ход осуществленного исследования.
  4. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  5. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  6. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  7. Сделать выводы и умозаключения.
  8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  9. Подготовить текст сообщения.
  10. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

11.Приготовиться к ответам на вопросы

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением (Компьютерная презентация, учебное пособие, публикация в СМИ, театрализация, видеофильм, тезисы, научная статья, устный доклад, фотоальбомы ,реферат, литературный обзор,  рецензия)

Учебное  исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной  самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебное  исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...