УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
статья по литературе на тему
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому.
Джордж Пойа венгерский, швейцарский и американский математик прошлого века
В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Общеизвестно, что ребёнок который приходит в школу, является исследователем по своей природе ( мы называем их "почемучками"). Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет как бы первооснову будущей исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся- это деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы, деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
В условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Учебно-исследовательская деятельность | Проектная деятельность |
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы. | Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. |
Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. | Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. |
Направлена на формирование комплекса УУД (прежде всего познавательные УУД) | Направлена на формирование всего комплекса УУД. |
Учебно-исследовательская деятельность предполагает:
- выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным для обучающихся решением,
- обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
- является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
- позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.
Цели исследовательской деятельности:
- приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности
- развитие мышления
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе
Значимость исследовательской деятельности учащихся
- значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных действий
вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод
- развитие субъект-субъектных отношений
- влияние на повышение качества образования
- классификация задач по сложности
Формы учебно-исследовательской деятельности:
урок |
|
урок-исследование урок-лаборатория урок — рассказ «Удивительное рядом» урок-рассказ об ученых, писателях |
|
При изучении темы « Причастие» определяем их роль и особенности употребления в поэтическом тексте .
Дерево, шелестящее тысячами ветвей,
Корни, уходящие в глубь полей,
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,
Цветок, благоухающий сотнями лепестков,
Чудо великое – русский язык.
Анализ стихотворения
Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )
— Какие чувства у вас пробудил этот текст? (чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык ).
Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этим поэтическим строчкам. Какие краски вам будут нужны? (зелёное пышное дерево, лепестки цветка могут быть и оранжевого, и красного, и голубого, и желтого, и белого, и других цветов, то есть могут быть использованы все цвета спектра).
У вас возникло возвышенное настроение. Вы испытываете чувство гордости за наш русский язык! Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение? (Автор)
— Как автор характеризует русский язык? Назовите существительные-слова оценки.
(дерево+ корни+лист+цветок= чудо русский язык!)
Глаголов нет! С помощью чего поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?
Вывод: Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.
— У поэта свои способы выражения чувств. Попробуйте в тексте найти выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы)
1 строка (1 группа)
дерево – метафора; тысячами — гипербола
Звукопись: ш, ст, щ, ч. – шероховатые звуки по характеру
2, 3 строка (2 группа) Корни, уходящие в глубь полей.
олицетворение “уходящие”, звуки Х, Щ передают движение, жизненные трудности.
3 строка:
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков.
лист – метафора, звенящий и танцующий – олицетворения.
4 и 5 строка (3 группа)
Цветок, благоухающий сотнями лепестков; цветок – метафора.
5 строка:
Чудо великое – русский язык. Эпитет “великое” придает стихотворению особую поэтичность, образность, выразительность.
Вывод: Причастия и причастные обороты являются средством выразительности в тексте художественного стиля. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия совмещают в себе свойства двух частей речи (прилагательного и глагола). Именно эта особенность придаёт предмету яркость, образность, динамичность, выразительность.
Проведение небольшого эксперимента: прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность)
Вывод: Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей.
Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского.
Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе.
анализ языкового материала с последующей дискуссией.
Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор.
Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова?
Задание. Определите, к какому грамматическому роду относятся слова: сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги.
Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова следующих групп.
Человек, денди, дядя, юноша, золотой, часовой
Интересны игры для развития интеллектуального потенциала исследовательских способностей учащихся
Игра « Старым сказкам - новые названия».
Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то все можно увидеть в новом свете. Предлагаю участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам. Например, для сказки «Колобок»:
«Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплатно попробовать говорящий десерт».
«Приключения блудного сына».
«Повествование о том, как притупление бдительности ведет к трагедии».
«Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении».
Игра «Поиск темы». Предлагается ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Эта игра подойдет как среднего звена, так и для старшеклассников
Например: «Трудные подростки» ( «Снежная королева», «Красная Шапочка»).
Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» )
Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый волк», «Белый Бим, Черное ухо»).
Превращение людей в животных и животных в людей (Ч.Айтматов «Плаха»).
Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы.
такие исследовательские задания заставят ребенка прочитать текст, задуматься над поставленной задачей .
Задания учащимся в процессе исследования
Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку зрения на основе личного опыта.
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме, обобщить.
Спросить у других людей, систематизировать информацию.
Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему.
Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности.
Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления).
Сделать фотографии, зарисовки, модели.
Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий.
Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.
Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая учебно-исследовательская работа
Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:
- Проблемно-реферативные
- Экспериментальные
- Проектные
- Описательные
- Исследовательские
Проблемно-реферативные-творческие работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. В реферате предполагается сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные- творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Проектные- творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
Описательные- творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.
Исследовательские- творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Подготовка к защите исследовательской работы
- Четко сформулировать тему, при необходимости внести уточнения
- Выделить основные понятия и дать им определения.
- Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи, описать ход осуществленного исследования.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- Подготовить текст сообщения.
- Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
11.Приготовиться к ответам на вопросы
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением (Компьютерная презентация, учебное пособие, публикация в СМИ, театрализация, видеофильм, тезисы, научная статья, устный доклад, фотоальбомы ,реферат, литературный обзор, рецензия)
Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Учебное исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.
В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район
Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...