Внеклассное чтение " Что такое счастье и где его искать?"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по притчам Л.Н.Толстого и В.И.Даля в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl._chtenie.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое счастье и где его искать?»
(по притчам Л.Н.Толстого и В.И.Даля)
Цель: привести учащихся к пониманию счастья как духовной
категории.
Задачи:
- научить находить идею текста, используя навыки анализа художественного текста;
- развивать критическое мышление, навыки анализа текста, умение обобщать, делать выводы;
- воспитывать коммуникативную культуру, стремление к самосовершенствованию.
Ход занятия
1.Оргмомент
2.Введение в урок
--Кто из вас хотел бы быть счастливым?
Что же такое счастье? Над этим вопросом люди стали задумываться очень-очень давно. Философы, художники, учёные, поэты да и обычные люди в какой-то момент своей жизни задают себе вопрос: в чём же состоит счастье?
Каждый по-своему отвечает на этот вопрос. Ответы разные. Их много. Давайте попробуем определить, что для вас значит быть счастливым человеком.
3.Работа в группах.
(На партах рисунок человечка с воздушными шариками (их 6).
Сделайте нарисованного человечка счастливым, написав на шариках максимально конкретно, что, по-вашему, человеку нужно для счастья.
4.Беседа
-- Вы написали, что человеку для счастья нужно здоровье. Может ли здоровый человек быть несчастным?(Да)
-- Может ли больной человек быть счастливым? (Да)
Значит, счастье от здоровья не зависит.
--Рассмотрим богатство как необходимое условие счастья.
Может ли богатый человек быть несчастливым? (Да)
--Может ли бедный быть счастливым? (Да)
--Рассмотрим любовь как необходимое условие счастья.
Может ли человек, который любит (Родину, родителей и т.д.) быть несчастлив? (Да)
А счастлив может быть? (Да)
Может ли человек, который никого не любит, и которого не любит никто быть счастлив? (Однозначно, нет)
ВЫВОД: любовь является основной составляющей в категории «счастье»
-2-
4.Работа с художественными текстами.
Посмотрим, как великие русские писатели рассматривают в своих произведениях возможность человека быть счастливым
ПРИТЧА В.И.ДАЛЯ «СЧАСТЬЕ»
А)Чтение первых трёх предложений.
Что входило в представление царя о счастье? Найдите ключевые слова, которые нам это подтверждают.
(Сила, богатство, могущество, дочь)
Б)Чтение следующих трёх абзацев.
--Как вы думаете, почему царю предлагается именно такой способ лечения?
--Можно ли догадываться об истинных причинах болезни царской дочери? (Она несчастна)
--Зачем в произведение вводится такой предмет как рубашка? (СИМВОЛ.
Одежда самая близкая к телу. Под рубашкой душа)
-- По каким признакам неизвестный старик предлагает искать счастливого человека? (Доволен и счастлив своей судьбой и ничего более не просит)
В)Чтение следующих двух абзацев.
Составим обобщённую формулу счастья жителей тридесятого царства.
Счастье = много денег + боль ше денег + хорошая жена + добрые соседи + быть знатью + хороший досуг + ум + красота + здоровье.
-- Почему не было счастливых людей в царстве?(Жители думают только о внешнем благополучии, им всегда хочется чего-то большего, чем они имеют в настоящий момент. Души их отравлены злобой, завистью, жаждой обладания чего-то, нет покоя в их сердцах)
Г) Закончить чтение.
Почему у человека нет рубахи?
Так почему же он считает себя счастливым?
--В чём причина того, что царская дочь не была исцелена?(Отец пытался вылечить её тело, а не душу. Он видит только один способ исцеления – «Золотом засыплю»)
5.Определите жанр произведения. По каким признакам догадались, что это притча?
6. Из пословиц, собранных Далем, выберите ту, которая, по вашему мнению, отражает идею произведения.
Счастью не верь, а беды не пугайся.
Счастья алтыном не купишь.
Дурак спит, а счастье в головах лежит.
-3-
Глупому счастье, а умному Бог даёт.
7.Чтение притчи Л.Н.Толстого «Царь и рубашка»
--В чём сходство и различие притч?
--Почему разные авторы выбрали один сюжет? (Основой для произведений является народная притча)
8.Просмотр презентации о В.И.Дале.
--Можно ли назвать Даля счастливым человеком? Почему?
9.Итог урока.
Хотели бы изменить что-либо в портрете счастливого человека, о котором шла речь в начале урока?
10. Домашнее задание.
Мини-сочинение «Могу ли я считать себя счастливым человеком?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
Внеклассное мероприятие "Что такое счастье?"
Внеклассное мероприятие для 8-9 классов. Форма проведения - диспут. Этот материал можно использовать и на внеклассном мероприятии по литературе....
внеклассное мероприятие "Что такое счастье?" (театрализованное представление)
Цель мероприятия: дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастливая семья»Задачи:· научить анализировать особенности ...
Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»
ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО ТАКОЕ ...
Урок внеклассного чтения "Что такое любовь"
Урок в 8 классе, посвященный любви "Что такое любовь"...
Внеклассное мероприятие на тему: "Что такое счастье?"
Внеклассное мероприятие на тему: "Что такое счастье?"...
Внеклассное занятие на тему "Что такое счастье и как его достичь? "
Вводное занятие по курсу "Нравственные основы семейной жизни"...