Контрольная работа по литературе Н.В.Гоголь "Ревизор" (8 класс)
тест по литературе (8 класс) по теме
Контрольная работа по литературе
Н. В. ГОГОЛЬ «РЕВИЗОР» ( 8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komediya._ponyatie_o_syuzhete._n.v.gogol_revizor.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе (8 класс)
КОМЕДИЯ. ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ
Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
I вариант
- Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?
Комедия — один из основных видов драмы (т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене), комедия изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
- Комедия как любая драма пишется в форме диалогов я монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Диалог — разговор двух или более лиц (например, диалог Хлестакова и городничего в VIII явлении II действия).
Монолог — развернутое высказывание одного лица, не связанное репликами других (монолог Осипа в начале II действия).
Реплика — фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», т. е. не предназначенные для ушей собеседника (разговор между Хлестаковым и городничим, который хитрит и говорит «в сторону», поясняя для зрителей свои мысли и действия в VIII явлении II действия).
- Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?
(?) Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно...» Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо держатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
АртемийФилиппови ч (в сторону). Эка, бездельник как расписывает! Дал же Бог такой дар!
Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иног заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинута?
Начинает диалог городничий. Его слова — сплошная выдумка о собственной добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению к «начальству» городничий почти искренен т. к., конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно заявляет, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.
4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем по вашему мнению, думают ее участники?
«Немая сцена» нужна для зрителей, чтобы они представили, как же будут действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи комедии. А действовать они будут по-прежнему: лгать, давать взятки, притворяться, льстить, говорить дурно о других, трястись от страха и т.п. Участники «немой сцены» не только ошарашены известием о приезде истинного ревизора, но и решают, наверное, с чего начать новую кампанию «приручения» столичного чиновника.
II вариант
- Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.
Сюжетом называются связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
- Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.
Экспозиция - сообщение городничего о таном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.
Завязка - предположение Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.
Развитие действия - все похождения Хлестаковав роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.
Кульминация - вечер у городничего, чтение письма.
Развязка – сообщение о приезде настоящео ревизора.
- Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц.
В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для гостей актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?
Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которы прежде шипят, а потом уже бьют.
Это характеристика судьи - Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Уже фамилия этого человека показывает, как он относится к служебным обязанностям (тяг-ляп). Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая - о «вольнодумстве», основанном на чтении 5-6 книг! – говорит о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина — следствие уважения окружающих к его знаниям и уму - снова ирония. Наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.
- В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.
А) « Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Б) « Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».
В) « Знаю, знаю ..Этому не учите, это я и делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
Г) « Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...»
е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то поведи заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, деньги бы мне теперь очень пригодились».
а) Хлестаков. Интересы самые приземленные, но любит высказаться «красиво» и говорит пошлости.
б) Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.
в) Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.
г) Лука Лукич Хлопов — человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вы звать политические преследования.
д) Петр Иванович Бобчинский — городской помещик (бездельник), главная черта характера — любопытство.
е) Унтер-офицерская вдова, высеченная по ошибке, не справедливости ищет, а не хочет упустить своего «счастья» получить штраф.
5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?
Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех ее противоречиях. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Поэтому эпиграф - и о теме «Ревизора», и о волшебной силе искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"
Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса
Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса
Эта работа проводится в 8 классе по УМК Т.Ф.Курдюмовой...
Итоговая контрольная работа по литературе в 6 - 8 классах.
вопросы для итогового контроля учащихся по литературе...
Контрольная работа по литературе XVIII века. 9 класс
Контрольная работа по литературе из 17 заданий, которые проверяют знания по теории литературы и изученные произведения. По учебнику С. Зинина, В. Сахарова, В. Чалмаева....
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 5 класса (тесты)
Материал охватывает курс всего 5 класса....
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса (тесты)
Материал охватывает курс всего 7 класса....