Контрольная работа по литературе Н.В.Гоголь "Ревизор" (8 класс)
тест по литературе (8 класс) по теме

Контрольная работа по литературе

Н. В. ГОГОЛЬ  «РЕВИЗОР» ( 8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komediya._ponyatie_o_syuzhete._n.v.gogol_revizor.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе (8 класс)

КОМЕДИЯ. ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»

I вариант

  1.  Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

Комедия — один из основных видов драмы (т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене), комедия изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

  1.  Комедия как любая драма пишется в форме диалогов я монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Диалог — разговор двух или более лиц (например, диалог Хлестакова и городничего в VIII явлении II действия).

Монолог — развернутое высказывание одного лица, не связанное репликами других (монолог Осипа в начале II действия).

Реплика — фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», т. е. не предназначенные для ушей собеседника (разговор между Хлестаковым и городничим, который хитрит и говорит «в сторону», поясняя для зрителей свои мысли и действия в VIII явлении II действия).

  1.  Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?

(?) Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи  Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно...» Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо держатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

АртемийФилиппови ч (в сторону). Эка, бездельник как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иног заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинута?

Начинает диалог городничий. Его слова — сплошная выдумка о собственной добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению к «начальству» городничий почти искренен т. к., конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно заявляет, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.

4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем по вашему мнению, думают ее участники?

«Немая сцена» нужна для зрителей, чтобы они представили, как же будут действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи комедии. А действовать они будут по-прежнему: лгать, давать взятки, притворяться, льстить, говорить дурно о других, трястись от страха и т.п.  Участники «немой сцены» не только ошарашены известием о приезде истинного ревизора, но и решают, наверное, с чего начать новую кампанию «приручения» столичного чиновника.

II вариант

  1. Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.

Сюжетом называются связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

  1. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

 Экспозиция - сообщение городничего о таном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.

 Завязка - предположение Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.

 Развитие действия - все похождения Хлестаковав роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.

 Кульминация - вечер у городничего, чтение письма.

 Развязка – сообщение о приезде настоящео ревизора.

  1. Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц.

В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для гостей актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте   одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

   Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которы прежде шипят, а потом уже бьют.

   Это характеристика судьи - Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Уже фамилия этого человека показывает, как он относится к служебным обязанностям (тяг-ляп). Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая - о «вольнодумстве», основанном на чтении 5-6 книг! – говорит о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина — следствие уважения окружающих к его знаниям и уму - снова ирония. Наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.

  1. В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

А) « Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Б) « Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

В) « Знаю, знаю ..Этому не учите, это я и делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Г) « Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

 д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...»

е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то поведи заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, деньги бы мне теперь очень пригодились».

а) Хлестаков. Интересы самые приземленные, но любит  высказаться «красиво»  и говорит пошлости.

б) Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.

в) Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.

г) Лука Лукич Хлопов — человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вы звать политические преследования.

д) Петр Иванович Бобчинский — городской помещик (бездельник), главная черта характера — любопытство.

е) Унтер-офицерская вдова, высеченная по ошибке, не справедливости ищет, а не хочет упустить своего «счастья» получить штраф.

5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех ее противоречиях. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Поэтому эпиграф - и о теме «Ревизора», и о волшебной силе искусства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"

Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса

Эта работа проводится в 8 классе по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе в 6 - 8 классах.

вопросы для итогового контроля учащихся по литературе...

Контрольная работа по литературе XVIII века. 9 класс

Контрольная работа по литературе из 17 заданий, которые  проверяют знания по теории литературы и изученные произведения. По учебнику С. Зинина, В. Сахарова, В. Чалмаева....