Интегрированный урок по теме «История организации первой медицинской помощи»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Николаева Любовь Александровна

Анализ фрагментов из произведений литературы по описанию сцен сражений. История основания МККК. Оказание первой медицинской помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме «История организации первой медицинской помощи» в 5 классе

( ОБЖ - литература )

Цели:1)Познакомить учащихся с АНРИ Дюнаном, организатором Международного общества по оказанию помощи раненым,  Дарьей Михайловой, «первой русской сестрой»

2)Продолжить работу (по ОБЖ)по обучению разным видам повязок

3) Способствовать воспитанию в учащихся чувства сострадания

Средства обучения:

1)УМК  «Вокруг тебя – Мир…» за 5 и 7 классы

2)Рисунок с изображением эмблемы М.К.К.К

3)Плакат с изображениями различных видов повязок при оказании медицинской помощи

4) Перевязочный материал

5)Проектор

Записи на доске:

Мемуары – произведения,  написанные на основе воспоминаний.

Международный комитет Красного Креста

Анри Дюнан – швейцарский гражданин, коммерсант

Ход урока

1.Сообщение цели урока и формы урока

2.Слово учителя ОБЖ о роли и значении изучения темы «Первая медицинская помощь»

3.Слово учителя литературы об истоках появления первой медицинской помощи

Мысль  о необходимости оказывать первую медицинскую помощь раненым появилась в связи с войнами. К сожалению, очаги военных действий появляются и в наше время в разных точках земного шара. А война – это всегда страшно: это смерть, это страдания людей. Что собой представляет сцена боя, картина после кровопролитного сражения мы знаем и из литературных произведений. Писатели и поэты часто обращаются к военной тематике.

Вот как, например, описал А.С.Пушкин бой русских со шведами в поэме «Полтава»:

(отрывок из поэмы читают учащиеся)

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

- С помощью каких художественных средств поэт передал страшную картину боя?

(Учащиеся называют эпитеты, метафоры, учитель дополняет термин «аллитерация». Находим звуки, передающие грохот боя)

- Совсем недавно мы с вами читали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Как он передал сцену сражения?

( читают наизусть)

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена,  как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

        Гора кровавых тел.

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

( Анализ  отрывка из стихотворения )

- А вот как писал о событиях Крымской войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстой:

«Теперь, ежели ваши нервы крепки, пройдите и увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

        Свидетелем подобных же картин оказался в 1863 году швейцарский гражданин Анри Дюнан. О своих впечатлениях он написал в «Воспоминаниях о битве под Сольферино». Участниками этих событий были французы, австрийцы, итальянцы.

«В ночной тишине слышатся стоны, приглушенные вздохи отчаявшихся, душераздирающие крики о помощи: никто не в силах предать весь ужас этой ночи!»

« 25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение . Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей, дороги, канавы, овраги, кустарник, луга – все буквально завалено мертвыми  телами»

« Всевозможные осколки, обломки костей,  клочки одежды, остатки снаряжения, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых.

На всем громадном поле вчерашней битвы на каждом шагу наталкиваешься на сцены невообразимого отчаяния и жесточайших страданий»

Анри Дюнан собрал жителей близлежащих селений и принялся оказывать раненым помощь, не обращая внимания на то, к какой стороне они принадлежат. Это для него были просто люди, которые в данный момент крайне нуждались в неотложной пормощи.

Вскоре после этих событий Анри Дюнан задумался над очень важной общечеловечексой проблемой . Как вы думаете, какой ?

Прочитай те, пожалуйста, сейчас материалы из его «Воспоминаний о битве при Сольферино» на странице 89 и сформулируйте мысль, которую он впоследствии осуществил.

( учащиеся читают фрагмент)

- Какая же идея  у него возникла?

- Надо создать общества, которые бы организовали помощь раненым.

- Да, он пришел к мысли, что «нужны фельдшера и фельдшерицы, добровольные, трудолюбивые, подготовленные и знающие, признанные и одобренные командующими армиями и встречающие у них поддержку своему делу» ( стр. 90)

Он высказал идею организации такого общества, и международное общество откликнулось.

Благотворительное Женевское общество сочло нужным создать комиссию из пяти человек (один из них Анри Дюнан), чтобы изучить возможности претворения идей Дюнана в жизнь. Эта комиссия сначала называлась Международным комитетом по оказанию помощи раненым. Впоследствии он стал называться Международным Комитетом Красного Креста, т.к. своей эмблемой они выбрали красный крест на белом фоне.

- Где мы сейчас встречаем такой знак? ( Дети называют)

В 1864 году была созвана Дипломатическая конференция, которая приняла Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время войн.

В России претворение этих идей нашло в образовании «Общины сестер милосердия», которую назвали «Крестодвиженской», возглавил ее знаменитый хирург, академик Н.И.Пирогов (Где мы с этой фамилией уже встречались? – Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна)

Подготовленный рассказ ученика

Еще не зная про существование такого общества , во время Крымской войны девушка Даша , оставшаяся без родителей, ( отец погиб в бою, а мать умерла раньше), решила тоже идти

помогать раненым.

Она продала отцовский ялик, рыбацкие сети, кур, поросенка, купила лошаденку, взяла два бочонка с водой, нажарила рыбы, напекла хлеба, собрала разного тряпья для перевязки раненых, сложила все это на тележку и отправилась.

        На себя она надела отцовскую матросскую форму( женщин не брали на фронт)

        Даша выехала и устроилась на таком месте, откуда  было удобно наблюдать за передвижением войск. Когда она увидела, что начали подвозить раненых, незаметно приблизилась к ним. (Зачитать по книге «Вокруг тебя – МИР…» для 7 класса, стр. 65 ):

«Тогда началась работа Даши…»

        Даша и не догадывалась, что скоро ей на помощь придет «Крестодвиженская»  община.

Когда пошла к раненым, Даша еще и бинтовать не могла, ее учили сами бойцы. А вот вы, ребята, уже сейчас этому учитесь. Как вы думаете, для чего это надо?

- Чтобы суметь в нужный момент оказать помощь, если не в войне, то и в мирной жизни в чрезвычайной ситуации ( они вспоминают, что  часто происходят стихийные бедствия, дорожно-транспортные происшествия).

- Давайте посмотрим, как же вы это делаете.

        Учащиеся уже знают самые простые повязки. Учитель ОБЖ показывает боле сложные: «пращевидную», «шлем». Затем учащиеся тренируются друг на друге.

- Молодцы! У вас очень ловко все получается. А не возник ли у вас вопрос, почему такой необычный урок мы сегодня проводили?

- Потому что тема общая, важная, говорили о страданиях людей, которым бывает нужна помощь.

(если учащиеся об этом скажут, значит цель урока достигнута)

Домашнее задание:1) Тренироваться в накладывании повязок.

2)По рисункам в конце книги «Вокруг тебя  - МИР…» составить рассказ о том, чем еще занимается МККК кроме оказания первой помощи раненым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №27 в 6 классе "Первая медицинская помощь при травмах"

методическая разработка и презентация по учебнику Фролова, Литвинова, Смирнова...

Методическая разработка интегрированного урока ОБЖ и английского языка для учащихся 5 класса по теме "Первая медицинская помощь при различных видах повреждений"

Данный урок разработан в соответствии с программой интегированного курса ОБЖ на английском языке для учащихся 5 класса. Цели урока: 1.формировать лексические навыки говорения; 2.развив...

Урок 32 "Общие правила оказания первой медицинской помощи""

Презентация иллюстрируют  материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова «Общие правила оказания ПМП»  Соглас...

Презентация на тему "Аптечка. Оказание первой медицинской помощи"

Презентация показывает применение различных медикаментов при оказании первой медицинской помощи...

Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца"

Урок  ОБЖ  в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца". Презентация и конспект урока....

Интегрированный урок географии и биологии для 8 класса Стихийные бедствия и оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Тема урока географии: Стихийные бедствия.Тема урока биологии: Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.Цель урока:научить определять вид бедствия и правильно действовать в случае возн...