Тема:«Все мы родом из детства» (Урок литературы в 7 классе по рассказу А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Тема:«Все мы родом из детства» (Урок литературы в 7 классе по рассказу А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzyuperi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:«Все мы родом из детства»
(Урок литературы в 7 классе по рассказу А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )
Цели:
•1. Осмысление художественного произведения, его идейного замысла
, через анализ сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
•2. Формирование навыков анализа художественного произведения, умения самостоятельно изучать материал к уроку, работать с текстом произведения.
•3. Воспитание ответственности, чувства дружбы и других нравственных качеств.
Эпиграфы к уроку:
Я не уверен, что жил после того, как прошло детство.
А. де Сент-Экзюпери.
… Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
А.де Сент-Экзюпери.
Словарь: философия, сказка, символ, конфликт (запись на доске).
Ход урока:
•1. Слово учителя.
Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей – мечтатель, летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.
•2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.
•3. Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»
•4. Беседа с учащимися.
- Подумайте, какая связь между сказкой А.де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Е.Евтушенко?
- Что показалось вам необычным в этой книге?
- Вспомните, что такое сказка?
- Почему автор обратился к этому жанру?
- Прочитайте посвящение. Какова его роль?
- Дайте характеристику рассказчику. Отчего он испытывает неудовольствие?
- Найдите завязку.
- Почему смогли подружиться летчик и Маленький принц?
- Дайте характеристику Маленькому принцу. Каково его основное правило?
- Какой человек возмущает Маленького принца, и он называет его грибом?
- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?
- Чему учит история отношений Маленького принца и розы?
- Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего нужны обитатели астероидов?
- Как оценивает их Маленький принц?
•5. Слово учителя.
В письме к матери Экзюпери писал: «Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой». «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой – это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:
- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, что ищут…
- Да, не находят, - подтвердил я.
- А между тем то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе или в глотке… Но глаза слепы. Надо искать сердцем.
Сказка «Маленький принц» - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: «Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил».
И это так. Экзюпери оставался в душе ребенком, остро ощущающим разлад среди людей.
•6. Беседа.
- В чем заключается конфликт в сказке?
Какая тема раскрывается в сказке? За что должен быть в ответе человек?
- Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирован фашистами. Существует мнение, что баобабы – это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, и привело к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.
- Для чего нужен Лис?
- Какие мудрые выражения есть в сказке? (Предварительное домашнее задание: выписать их в тетрадь).
•7. Подведение итогов.
Произведение Экзюпери называется философской сказкой. Философия – это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово «философия» используется как синоним к слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого заключения, имеет и символическое: Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; роза – это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис – это символ природы, друга; астероид малыша – это символ планеты, а еще – это далекий для многих взрослых мир детства.
- Попробуйте сформулировать идею сказки.
Звучит фонограмма песни «Маленький принц» М.Таривердиева и Н.Добронравова.
•8. Домашнее задание: 1.Напишите письмо Маленькому принцу.
2. Создать рисунок или коллаж по ассоциациям.
3.Обсудите с родителями произведение и составьте напутствие от Маленького принца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)
Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...
«Я родом из детства»:Антуан де Сент-Экзюпери и его сказка «Маленький принц»
1. знакомство школьников с новым именем - французского писателя А. де Сент-Экзюпери;2. углубление теоретико-литературных п...
Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц" Сочинение "Я родом из детства"
Творческие работы по произведению Экзюпери "Маленький принц"...
«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)
Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....