Тема:«Все мы родом из детства» (Урок литературы в 7 классе по рассказу А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

Тема:«Все мы родом из детства»  (Урок литературы в 7 классе по рассказу  А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekzyuperi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Все мы родом из детства»

 (Урок литературы в 7 классе по рассказу  А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )

 

Цели:

•1.    Осмысление  художественного произведения, его идейного замысла

,  через анализ сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

•2.      Формирование навыков анализа художественного произведения, умения самостоятельно изучать материал к уроку, работать с текстом произведения.

•3.      Воспитание  ответственности, чувства дружбы и других нравственных качеств.

 

Эпиграфы к уроку:

Я не уверен, что жил после того, как прошло детство.

                                                           А. де Сент-Экзюпери.

… Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

                                                                               А.де Сент-Экзюпери.

 

Словарь: философия, сказка, символ, конфликт (запись на доске).

 

Ход урока:

•1.      Слово учителя.

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей – мечтатель, летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

 

•2.      Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.

•3.      Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

•4.      Беседа с учащимися.

- Подумайте, какая связь между сказкой А.де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Е.Евтушенко?

- Что показалось вам необычным в этой книге?

- Вспомните, что такое сказка?

- Почему автор обратился к этому жанру?

- Прочитайте посвящение. Какова его роль?

- Дайте характеристику рассказчику. Отчего он испытывает неудовольствие?

- Найдите завязку.

- Почему смогли подружиться летчик и Маленький принц?

- Дайте характеристику Маленькому принцу. Каково его основное правило?

- Какой человек возмущает Маленького принца, и он называет его грибом?

- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?

- Чему учит история отношений Маленького принца и розы?

- Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего  нужны обитатели астероидов?

- Как оценивает их Маленький принц?

 

•5.      Слово учителя.

В письме к матери Экзюпери писал: «Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой». «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой – это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, что ищут…

- Да, не находят, - подтвердил я.

- А между тем то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе или в глотке… Но глаза слепы. Надо искать сердцем.

 

Сказка «Маленький принц» - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали.  Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: «Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил».

И это так. Экзюпери оставался в душе ребенком, остро ощущающим разлад среди людей.

 

•6.      Беседа.

- В чем заключается конфликт в сказке?

Какая тема раскрывается в сказке? За что должен быть в ответе человек?

 

- Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирован фашистами. Существует мнение, что баобабы – это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, и привело к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.

 

- Для чего нужен Лис?

- Какие мудрые выражения есть в сказке? (Предварительное домашнее задание: выписать их в тетрадь).

 

•7.      Подведение итогов.

Произведение Экзюпери называется философской сказкой. Философия – это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово «философия» используется как синоним к слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого заключения, имеет и символическое: Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; роза – это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис – это символ природы, друга; астероид малыша – это символ планеты, а еще – это далекий для многих взрослых мир детства.

 

- Попробуйте сформулировать идею сказки.

 

Звучит фонограмма песни «Маленький принц» М.Таривердиева и Н.Добронравова.

 

•8.      Домашнее задание: 1.Напишите письмо Маленькому принцу.

 2. Создать рисунок или коллаж по ассоциациям.

3.Обсудите с родителями  произведение  и  составьте  напутствие  от Маленького принца.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

«Я родом из детства»:Антуан де Сент-Экзюпери и его сказка «Маленький принц»

1.  знакомство школьников с новым именем - французского писателя А. де Сент-Экзюпери;2.             углубление теоретико-литературных п...

Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц" Сочинение "Я родом из детства"

Творческие работы по произведению Экзюпери "Маленький принц"...

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....