Лирика А.А. Фета: рабочая тетрадь
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Пособие состоит из трёх разделов. Первый раздел содержит вопросы и задания по лирическим текстам Фета. Задания следует выполнять по мере чтения текста в той последовательности, в какой они даются. Во втором разделе представлен трёхуровневый контрольно-измерительный материал: тесты с выбором ответа, открытые тестовые задания в формате ЕГЭ. Тредий раздел - практические советы по анализу стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fet_rabochaya_tetrad.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ОЗЁРСКЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 36 III-IV ВИДОВ»

      Картинка 2 из 143   

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ОЗЁРСК 2018

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., учитель русского языка и литературы,  кандидат филологических наук

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»


 АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

* * *

Шепот, робкое дыханье,
        Трели соловья,
Серебро и колыханье
        Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
        Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
        Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
        Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
        И заря, заря!..

       Вопросы и задания к стихотворению

  1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
  3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?
  6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.

 Вопросы и задания к стихотворению

  1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?
  3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
  4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)
  6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________
______________________________________________________________

_______________________________________________________

* * *

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

Вопросы и задания к стихотворению

  1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
  2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
  3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

     

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________

* * *

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
  Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
     Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
     Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
    Это всё - весна.

Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта»

  1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
  2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?
  3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
  4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?
  5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* * *

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
1843

Ключевые слова: привет, солнце, свет, трепет листьев. По эмоциональному смыслу они близки, создают представление о радости, счастье, любви.

Предметы внешнего мира  и чувства героя соотносятся: просыпается лес – просыпается человеческое сердце.

Лексические повторы («рассказать», «проснулся», «каждой», союзы что…что…что)  придают всему стихотворению ощущение единства.

Лексика преобладает поэтическая и бытовая, выделяются такие тропы, как эпитеты (горячий свет), метафоры (солнце затрепетало по листам), олицетворения (лес проснулся, солнце встало).

Написано четырёхстопным хореем.

Концовка стихотворения завершает лирический сюжет: любовь и радость разрешаются песней. Песня – это высший взлёт, высшая точка радости.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«Уснуло озеро…»

Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;

Ветрило бедное не шевельнёт ни складкой;

Порой тяжёлый карп плеснёт у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;

Но звуки тишины ночной не прерывают. –

Пускай живая трель ярка у соловья,

Пусть травы на воде русалки колыхают…

                                                              (1847)

Вопросы и задания к стихотворению

Это стихотворение стало предметом остроумной пародии Д. Минаева, который, не изменив в тексте ни одного слова, просто переписал его «задом наперёд», от последней строки к первой. По замыслу пародиста, приём должен был продемонстрировать «бессмысленность», содержательную пустоту «чистого искусства» А. А. Фета: слово и строки в его стихотворениях можно переставлять в его произведениях как угодно, и звучание стиха не изменится. Так ли это? Потренируем воображение и логическое мышление.

  1. Какую картину создаёт образная система первых двух с строф?
  2. Почему лес чёрный?
  3. Почему влага «гладкая» и парус «не шевельнёт ни складкой»?
  4. Почему «широкий круг» бежит «по влаге гладкой»?
  5. Расшифруйте, интерпретируйте образ луны, отражённой в озере. Какие  олицетворение, сравнение и перифраз использует поэт, создавая это образ?  
  6. Какой ассоциативный смысл несёт в стихотворении мотив «русалки»?
  7.  Какая  лексика первых двух строф и ритм, придают стиху торжественность, настраивают читателя на философское созерцание?
  8. Какова роль многоточия?

9. Сделайте вывод, используя речевое клише

Таким образом,   сочетание _______________приёмов рождает сложную цепь ассоциаций, создающих нужное автору _______________и настроение.

Стихотворение «Уснуло озеро…» доказывает, что поэтический строй стиха представляет собой цельную _____________, каждый элемент которой имеет своё ______________________место, несёт свою, смысловую______________________. Стихи А. А. Фета являются подлинными _____________________шедеврами.


  1. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Первый уровень усвоения материала – воспроизведение

Решите тест

  1. Укажите верное определение понятия «лирический герой».

а) образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем   отражены. Он не идентичен образу автора

б) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ

в) лицо, выступившее в памяти без указания своего имени или своего псевдонима

г) странствующий поэт - импровизатор, творец героического эпоса пел в сопровождении музыкального инструмента

2. Укажите, какой троп использовал поэт в этом стихотворении.

Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся…

а) метафора

б) олицетворение

в) сравнение

г) антитеза

3. Назовите адресата любовной лирики А.А.Фета.

а) Е.А.Денисьева

б)А.П.Керн

в)Амалия Крюденер

г) Мария Лазич

4. Какое время года чаще всего упоминается в стихах А.АФета?

а) лето

б) зима

в) весна

г) осень

5. Укажите, каких тем не касался в своих стихах А.А. Фет.

а) тема любви

б) тема природы

в) тема гражданского служения

6. тема назначения и сущности поэзии

6. Укажите троп, наиболее часто встречаемый в пейзажной лирике А.А. Фета.

а) гипербола

б) аллегория

в) гротеск

г) олицетворение

8. Определите стихотворный размер в приведенном ниже отрывке из стихотворения  А.А. Фета.

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

а) пятистопный ямб

б) трехстопный амфибрахий

в) четырехстопный хорей

г) вольный ямб

9.Какова роль пейзажа в лирике А.А. Фета?

а) является фоном происходящих событий

б) выполняет исключительно эстетическую функцию

в) является средством выражения философских обобщений поэта

г) дополняет социальную характеристику

10. Укажите, какая интонационная фигура использована в отрывке из стихотворения «На заре ты ее не буди…»

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей…

а)  анафора

б) градация

в) риторический вопрос

11. Укажите, как называется первый сборник стихов А.А. Фета.

а) «Мечты и звуки»

б) «Белая стая»

в) «Лирический пантеон!

г) «Вечерние огни»

12. Назовите композитора, сочинившего музыку к стихотворению А.А. Фета «На заре ты ее не буди…»

а) А.Е. Варламов

б) П.И. Чайковский

в) Н.А. Римский - Корсаков

г) Д.И. Шостакович

13. Укажите, какой троп использовал поэт в стихотворении «Осень».

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней…

а) гипербола

б) эпитет

в) метафора

г) гротеск

14. Какое стихотворение А.А. Фета близко по духу стихотворению Ф.И. Тютчева «SiLentium»?

а) «Как беден наш язык!» - Хочу и не могу!»

б) Я тебе ничего не скажу…»

в) «Шепот, робкое дыханье…»

г) «На заре ты ее не буди…»

Второй уровень усвоения материала - умения и навыки

Вариант 1

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

* * *

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой
 

А 1. Какому традиционному поэтическому жанру близко это стихотворение?

  1. сонет
  2. элегия
  3. послание
  4. ода

А 2. Ведущей темой стихотворения является

  1. любовь и поэзия
  2. любовь и природа
  3. поэт и поэзия
  4. любовь и дружба

А 3. В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?

  1. параллелизм
  2. гипербола
  3. метафора
  4. антитеза

А 4. Каким настроением окрашено стихотворение?

  1. героическим
  2. оптимистическим
  3. трагическим
  4. меланхолическим

А 5. Лирический герой стихотворения

  1. всецело поглощен любовным чувством
  2. упрекает возлюбленную
  3. живет только воспоминаниями о былом счастье
  4. не верит в возрождение любви

В1 Назовите художественный приём, использованный Фетом во второй и четвёртой строфах для выражения состояния лирического героя?_______________________________

В2 Назовите художественный приём, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность?__________________________________________________

В3 В третьей строфе стихотворения, передающей переломный момент в состоянии лирического героя, используются определения «томительные», «звучные» и т.д. как называется это изобразительное средство?_________________________________________

В4. К какому традиционному поэтическому жанру близко это стихотворение?________________________________________________________________

В5. В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов» Как называется этот поэтический приём?_______________________________________________________________________

Прочитайте приведённое  стихотворение и выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1 Каким предстаёт  перед читателем лирический герой этого стихотворения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2 Как различные поэтические приёмы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3 В чём особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

1. Выпишите из текста примеры обращения______________________________________

2. Как называется восклицание, цель которого состоит в усилении выразительности речи, в усилении эмоционального восприятия?_____________________________________

3. Как называется вид тропа, при котором происходит уподобление одного предмета другому по сходству или контрасту?______________________________________________

4. Как называется вид тропа, при котором происходит представление неодушевлённого предмета как одушевлённого?____________________________________________________

5 Из последней строки стихотворения выпишите определение, относящееся к слову «ночь», являющееся неожиданным в стихотворении о весне - времени возрождения и обновления.___________________________________________________________________

6. Как различные поэтические приёмы и средства изобразительности помогают автору передать чувства и переживания, связанные с любованием русской весенней ночью?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите стихи русских поэтов, в которых есть описание ночи. В чём сходство и в чём различие в чувствах, переданных в этих стихах и в стихотворении Фета?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 3

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима.

Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

31 декабря 1883

В1. Назовите литературное течение, сложившееся в середине 19 века, сторонники которого считали, что в мире красоты, искусства можно укрыться от социальных проблем, обрести истинную независимость. К этому течению, по мнению литературоведов, принадлежал и Фет.____________________________________________________________

В2. Какое требование, выраженное глаголами (в каждой строфе стихотворения), автор обращает одновременно к самому себе и читателю? Выпишите эти глаголы.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3.Выпишите слова, относящиеся к просторечной лексике.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Выпишите слова, относящиеся к высокому стилю речи (старославянизмы)__________________________________________________________________________________________________________________________________________

В5. Какой приём лежит в основе композиции стихотворения, если в первой и второй строфах говорится о жестокой зимней поре, страданиях, а в последней, третьей, - о грядущей весне, тепле, новом дыхании жизни?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С1. Какие поэтические приёмы и как помогают автору передать главную мысль, заключённую в словах: «Учись у них - у дуба, у березы»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Можно ли стихотворение Фета отнести к философской лирике? Почему? Какие произведения русской лирики, которые посвящены философскому осмыслению бытия, вы знаете? Что сближает стихи Фета с этими стихами, в чём они различны?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 4

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

B1 «Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении? _____________________________________________________________________________

B2 К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"? _____________________________________________________________________________

B3 Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"? _____________________________________________________________________________

B4 Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "рощей немою")______________________________________________________________________

B5 Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер"? _____________________________________________________________________________

C1.Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 5

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

1. Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?_________________________________________________________________________

2. Как называется прием внутреннего образного сопоставления предметов и явлений, делающий картину ярче, выразительнее (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании сердце цветет)?_________________________________________________

3. Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…)_______________________________________________________________________

4. Изображая ночное пробуждение природы, А.Фет использует прием повторения одинаковых или близких звуков (Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт). Как называется такой прием?____________________________________________

Вариант 6

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте.

Сквозя, березник чуть желтее,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

                        

А 1. В русской поэзии Фет выступает как один из представителей

  1. «чистого искусства»
  2. символизма
  3. революционно-демократической поэзии
  4. сатирического направления в поэзии

А 2. Основной темой творчества Фета стала тема

  1. одиночества
  2. природы
  3. неразделенной любви
  4. исторического прошлого России

А 3. Особенность творческой манеры Фета связана с

  1. стремлением передать чувства, которые невозможно определить точным словом
  2. попыткой выделить и осознать рассудочные стремления лирического героя его поэзии
  3. вписать свою поэзию в контекст художественного творчества разных народов
  4. отказом от традиционных образов русской классической поэзии

А 4. Для поэзии Фета характерны мотивы

  1. высокой гражданственности
  2. самоутверждения сильной личности
  3. единства настроений человека и природы
  4.  христианского смирения

А 5. Основным средством создания художественной образности в стихотворении Фета становится

  1. антитеза
  2. олицетворение
  3. аллегория
  4. символ

В 1. Выпишите (в именительном падеже) из первой строфы стихотворения А.А. Фета эпитеты, в основе которых лежат неожиданные смысловые ассоциации.___________________________________________________________________

В 2. Запишите термин, которым в литературоведении называют  изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой: «Еще зарей гремит телега // На замороженном пути».________________________________________________________________________

В 3. Укажите название стилистического приема, который использует Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «еще»:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

_____________________________________________________________________________

В 4. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение А.А. Фета «Еще весны душистой нега…»___________________________________________________

Вариант 7

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым,  родным,

Дать жизни вздох, дать сладость  тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык  немеет,

Усилить бой бестрепетных  сердец —

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чём его и признак и венец.

28 октября 1887

В1 В стихотворении сопоставлены реальный мир, для которого характерны такие образы, как “тоскливый сон”, “бой бестрепетных сердец”, “язык немеет”, и чудесный мир поэтического творчества, которым владеет только “избранный певец”. Для какого литературного направления характерно такое противопоставление реального и воображаемого миров? _________________________________________________________

В2 В первой и третьей строках стихотворения можно заметить сходное синтаксическое построение предложений, создающее единый поэтический образ (“Одним толчком согнать ладью живую...” и “Одной волной подняться в жизнь иную…”). Как называется такое сходное расположение элементов речи?______________________________________

В3 В стихотворении многократно нарушается прямой порядок слов (“ладью живую”, “жизнь иную”, “певец лишь избранный” и др.), что придаёт поэтической речи особую выразительность. Как называется такая стилистическая фигура?______________________

В4 Выпишите из первой строфы три слова-образа (в именительном падеже), которые созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В5 В строке “Чужое вмиг почувствовать своим…” говорится о способности поэта передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Какому литературному роду свойственна эта черта? _________________________________________________________

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

С1 В чём размышления А.А. Фета о поэтическом даре созвучны характерной для его лирики философии красоты?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

С2 Чем стихотворение А.А. Фета обогащает вечную для русской лирики тему поэта и поэзии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 8

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает

О чем - неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

В1. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «девственная нега», «душистая чистота».__________________________________________

В2. Как называется изобразительное средство, основанное на уподоблении соотносимых состояний: «Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!», «Так дева в первый раз вздыхает…»?__________________________________________________________________

В3. Определите размер, которым написано стихотворение._________________________

В4. В каждой строфе стихотворения встречается слово «первый». Как называется этот приём?_______________________________________________________________________

В5. Как называется средство художественной выразительности, основанное на уподоблении неодушевлённых предметов живым существам: «Ландыш… просишь лучей»?_______________________________________________________________________

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

С1. Охарактеризуйте ведущее настроение стихотворения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2. Почему стихотворение построено как обращение к ландышу?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Что объединяет известные вам стихотворения русских поэтов о природе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третий  уровень усвоения материала - творчество

Темы  сочинений

  • Радость как преодоленное страдание в поэзии Фета.
  • В чем «поэтическая дерзость» лирики Фета?
  • Метафора как основной стилистический прием поэзии Фета.
  • Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.

Практические советы по  анализу стихотворения

  1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
  2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
  3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
  4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
  5. Какая строка становится смыслом для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
  6. Роль последней строки. Какие слова, которыми он может закончить стихотворение, представляются поэту особенно значимыми.
  7. Роль звуков в стихотворении.
  8. Цвет стихотворения.
  9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
  10. Категория пространства (реального и астрального)
  11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
  12. Особенности композиции стихотворения.
  13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада).
  14. Литературное направление, если можно определить.
  15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
  16. Мое восприятие этого стихотворения.
  17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Речевые клише

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Звучание стихотворения определяет…ритм.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для создания настроения автор использует…. С помощью…автор создает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ.

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза...

Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....

Лирика Н.А. Некрасова: рабочая тетрадь

Настоящее учебно-методическое пособие содержит дидактический материал к урокам по лирике Некрасова, КИМы, речевые клише сочинений по творчеству поэта...

Лирика Ф.И. Тютчева: рабочая тетрадь

Настоящее пособие содержит дидактический и контрольно-измерительный материалы по анализу лирики Ф.И.Тютчева в 10 классе среднего общеобразовательного учреждения. Пособие состоит из двух разделов. П...

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....