Творчество Бориса Леонидовича Пастернака
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Борис Пастернак
1 занятие
Цель: знакомство с биографией писателя. Особенностями его творчества. Его политические, социальные и эстетические взгляды.
Начинаем занятие с романса на стихи поэта «Зимняя ночь» и чтением стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути».
- Когда и в связи с чем состоялась первая встреча с поэтом? Сонет № 66 Шекспира в переводе Пастернака, переводы пьес великого английского драматурга. Переводил Шиллера и Гете с немецкого, Петефи – с венгерского, Словацкого – с польского, Бараташвили – с грузинского. Главный труд Б. Пастернака-переводчика – Шекспир «Гамлет», «Макбет», «Генрих 4», «Король Лир», «Отелло» и «Ромео и Джульетта». Воспоминания А. Вознесенского: «Однажды Вознесенский и Пастернак были в театре им. Вахтангова на премьере «Ромео и Джульетта» в переводе Пастернака. Смущенного поэта после спектакля просили выйти на сцену».
Звучит стихотворение «Школьник». Далее выразительное чтение стихотворений поэта. Пастернак родился в Москве, в семье академика Л.О. Пастернака и известной пианистки Кауфман 10 февраля 1890 года. Чтение «Февраль. Достать чернил и плакать!» сложению стихов предшествовало увлечение музыкой, а рядом с музыкой была живопись. В мастерской отца бывали Врубель, Серов, Васнецов, Коровин, Ге, Трубецкой. Пастернак не стал ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка вошли в его творчество. На своем пути поэт испытал еще одно увлечение – философией. Для совершенствования которой он в 1912 году поехал в Германию, в Марбург, в город первой любви и разочарований, о которых он писал:
Плыла черепица, и полдень смотрел,
Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге
Кто, громко свища, мастерил самострел,
Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову…
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
И тополь – король. Я играю с бессонницей.
И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.
Только через отказ в любви можно в полной мере ощутить ее необходимость, только познавший ночь уверует в непобедимость рассвета.
Стихотворение «Сон», «Здесь прошелся загадки таинственный ноготь», «Любимая – жуть!», «Когда любит поэт». Пастернак в хаосе чувств видел их гармонию. Но когда в дни революции в эту гармонию вторгается хаос социальных потрясений, поэт растерялся. Зимой 1919 года Пастернак пишет «Шекспира».
Значение слов в стихотворении:
«кнастер» - сорт табака
«биель» - парламентский законопроект
«малага» - сорт винограда
«пинта» - мера жидкости
- О чем эти стихи? В стихотворении отразились сомнения поэта в нужности его поэзии для «плещущей черни». Отсюда нервное замешательство поэта. Он испуган. Испуган за судьбу своего творчества, в обновляющемся по непостижимым для него законам миру. Финал трагичен, но не безысходен: поэт не озлоблен, он только растерян. Ему необходимо время, чтобы постичь происходящее. В движении тучи увидеть девичьи черты, в изгибе женских плеч угадать приметы страсти, в ожоге страсти обрести испепеляющий жар любви. В существовании любви ощутить движение жизни. В движении жизни расслышать пульс вечности, чтобы в конечном итоге через хаос внешних впечатлений бытия прийти к внутренней гармонии души. Звучит романс «Зимняя ночь».
Домашнее задание: определить свое отношение к поэзии Пастернака, подумать над основными мотивами его творчества до революции и в дни Октября.
2 занятие
Знакомство с поэмой Б. Пастернака «Лейтенант Шмидт». Начинаем и заканчиваем урок романсом «Зимняя ночь». Поэт пытается осмыслить происходящее в дни революции и определить свое место в ней. Ему вспомнился образ Петра Петровича Шмидта. Это лейтенант Черноморского флота, возглавивший в ноябре 1905 года восстание на крейсере «Очаков». Шмидт видел обреченность восстания, но, пользовавшийся уважением и доверием матросов, он не мог отказать им в трагический час, превратившись из «человека в героя в деле, в которое он не верит». Поэт создал обаятельный образ мужественного человека, вместе с которым открыл для себя истину:
Ты понял блаженство занятий,
Удачи закон и секрет.
Ты понял, что праздность – проклятье
И счастья без подвига нет.
Первая из трех частей поэмы экспозиционная: она переносит нас в июль 1905 года, где на Киевском ипподроме, а затем в поезде герой поэмы встречается с З. Ризберг, ставшей корреспонденткой Шмидта в поэме:
Я вам писать осмеливаюсь..
(часть первая, глава 2)
Следующие главы о событиях в мятежном Севастополе в октябре 1905 года. Опубликование Манифеста 17 октября. Речь Шмидта на похоронах жертв расстрела мирной демонстрации. Разгон матросского мятежа. Арест Шмидта с последующим пребыванием его под стражу на броненосце «Три Святителя». Чтение 3 главы. Первая часть поэмы. Герой пытается осмыслить свой путь. А этот путь привел его в революцию. Он пытается уйти в иную жизнь на эту не похожую. Но сам оказывается в вихре событий, подхваченный ветром революции, подобен его стихийным порывам. Сборы героя прерваны приходом делегата от Совета революционных матросов, который передает ему просьбу Советов возглавить восстание на броненосце «Очаков»:
Как вдруг звонок, и кабинет
В перекосившемся: О боже!
Но, узнав, что командующий Черноморским флотом вице-адмирал Чухнин приказал разоружить броненосцы и окружить мятежные казармы артиллерией, Шмидт не может отказать в просьбе. Его долг – помочь людям, чтобы спасти их. Чтение 3 главы второй части. Рассказ о героических и трагических событиях 14 ноября 1905 года ведется при выборочном чтении 5, 8, 9 глав второй части и заканчивается 1 главой третьей части. «Все отшумело. Вставши поодаль». Третья часть о судебном процессе над восставшими, о смертном приговоре лейтенанту Шмидту и его речи на суде, переданной Пастернаком почти документально.
3 занятие (заключительное)
Отношение Пастернака к событиям 30-50-х годов, отношение к культу личности И.В. Сталина. Жизнь и деятельность поэта во время Великой Отечественной войны. Послевоенное время. Чтение стихотворения «О знал бы я, что так бывает». Началось время нелепых подозрений с правлением Сталина. Повышенная бдительность и крайние меры. Необоснованные репрессии. Когда все подчинялось воле человека. Пастернак писал:
Иль я не знаю, что, в потемки тычась («Другу»)
Пастернак делает все возможное, чтобы обезопасить друзей, поддерживает А. Ахматову, Мейерхольда, Мандельштама.
Но кто же он? На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой.
Пастернак пытается укрыться в желанный мир природы и души, но не смог. Как быть? Остаться самим собой. Остаться человеком, который немыслим вне человечества. Чтение стихотворения «Любимая, молвы слащавой» (1931 год). С 1936 года Пастернак живет в подмосковном поселке Переделкино. Но когда грянула война, он сменил мирную толстовку на военный френч. Стремясь попасть на фронт, прошел курсы военного обучения. На фронт попал только в 1943 году. Вместе с бригадой, в которую входили Серафимович, Федин, Иванов, Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В результате этой поездки написал цикл стихотворений. Читаем одно «Смерть сапера», стихотворение заканчивалось вещей строфой:
Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
После войны изданы книги Пастернака: «Земной простор», «Избранные стихи и поэмы». Последняя книга стихов «Когда разгуляется» (1956-1959) была приготовлена к изданию, но вышла после смерти поэта. Скончался 30 мая 1960 года, похоронен на переделкинском кладбище. Пастернак утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Он видел приближение августа. Рождение любви. Нового человека. Человек не песчинка, а центр мирозданья. Звучат стихи поэта «Объяснение», «Первый снег», «Единственные дни», «Свидание». Звучит мелодия «Зимней ночи» («Свеча горела на столе»). Домашнее задание: письменно поделиться своими впечатлениями о творчестве Б. Л. Пастернака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Бориса Пастернака
Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...
Творчество Бориса Пастернака
Разработка урока по творчеству Бориса Пастернака....
Борис Леонидович Пастернак: жизнь, творчество, судьба.
Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР....
Борис Леонидович Пастернак
Презентация создана к 125 летию со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака....
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)
Материал к уроку литературы в 9 классе...
Борис Леонидович Пастернак
Лирика Б. Пастернака...
"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака."Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию...