Урок – игра «Счастливый случай» в 8-м классе на тему "Словосочетание. Простое предложение"
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Урок - повторение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-schastlivyy_sluchay.ppt | 1.15 МБ |
situatsiya_uspeha_urok_rya_8kl.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок – игра «Счастливый случай» в 8-м классе на тему "Словосочетание.
Простое предложение".
Герасимова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы
Урок повторения по русскому языку - составная часть профессиональной деятельности педагога. Одной из ее форм, с интересом воспринимаемой учащимися, является урок-игра «Счастливый случай». Ценность этой работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабо успевающий по русскому языку может проявить себя здесь с лучшей стороны. Если же в ходе игры усилится интерес к предмету, это будет значить, что «Счастливый случай», как форма работы по повторению пройденного материала, достиг одной из главных целей - пробуждение увлечения русским языком.
Основная причина популярности игры «Счастливый случай» состоит в том, что она интересна, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня. Чтобы игра оказалась праздником остроумия, находчивости, а не превратилась в вечер вопросов и ответов, нужен хороший подбор материала для игры, стимулирующие приемы «К+», «5+», позволяющие учащимся моментально заработать положительные оценки или баллы в общую копилку команды. Особенно это важно при изучении "сухих" тем учебной программы по русскому языку и в то же время выступающих в качестве основополагающих ее разделов.
Одним из наиболее сложных разделов в 8 классе является "Синтаксис". Применение для более глубокого его изучения игры «Счастливый случай», как показывает опыт работы с учащимися, приносит ощутимую пользу, способствует не только образному восприятию этого раздела учебного материала, но и пробуждает интерес в целом к русскому языку как к учебной дисциплине.
Такая эффективная форма контроля, как «Счастливый случай», дает учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников, позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала и рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика.
Цели
- формирование ситуации успеха: актуализировать для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализовать страх, память о неуспехе, равнодушие.
- обобщение, систематизация изученного за год;
- развитие грамотности учащихся;
- повышение интереса учащихся к урокам русского языка.
Задачи:
- закрепить приобретенные учащимися умения и навыки;
- активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся
Методические приемы: соревнование команд, самостоятельная работа учеников, занимательные задания.
Оборудование: проектор, слайды, листы А 4, ручки.
Ход урока
I. Организационный момент. Слово учителя.
На прошлых уроках вы познакомились со словосочетанием, особенностями выражения главных членов предложения, способах постановки тире в предложении. Сегодня мы с вами обобщим все полученные ранее знания, но не в обычной форме контрольного диктанта с грамматическими заданиями, а в виде урока-состязания, «Счастливый случай». Для этого необходимо разделиться на пять команд.
Вашему вниманию будут представлены пять тем с определенным количеством вопросов, каждый из которых оценивается баллами. Баллы различны в зависимости от сложности вопроса. Если вы уверены в своих силах, то смело можете начинать с пятого вопроса. Если же сомневаетесь, то попробуйте с первых, менее сложных вопросов.
Команда, не ответившая на вопрос в течение 1 минуты, передает ход следующей команде.
Кроме этого в списке вопросов присутствую такие, которые требуют от капитанов ловкости и быстроты ("К+" - вопросы для капитанов) и вопросы для всех членов команд с наградой ("5+" - получение положительной отметки или зачета).
Жюри, состоящее из трех человек (можно привлечь учителей-предметников), будет подсчитывать баллы, заработанные каждой командой.
Команда, набравшая максимальное количество баллов, получает зачет (или положительные оценки).
II. Формирование команд.
III. Выбор жюри.
IV. Жеребьевка.
Командиры вытягивают листы с номерами (1,2,3,4,5), определяя очередность своей команды.
V. Соревнование. На экране появляется таблица (из презентации Приложение 1) и игра начинается. Учащиеся выбирают тему, затем вопрос, оцениваемый баллами. Вопрос высвечивается на экране. У команды есть время (1 мин.) обдумать его. Вопросы заканчиваются со звонком с урока.
Звук | Словосочетание | Предложение | Пунктограмма | Найди лишнее |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Задания:
Звук
- В каком слове все звуки глухие: ключ, посадка, свет, отдать. Ответ: посадка.
- Прочитай и правильно напиши слова: [л`убл`у], [й`олка], [щ`аст`й`э].
- Как называется в фонетике такой процесс: ложь [лош], гриб [ гр'ип ] ? (5+) Ответ: процесс оглушения.
- Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, кот, краб? Ответ: лей, лён, фол, ток, краб.
- Какими звуками отличаются слова кот и код. Ответ: омофоны
Словосочетание
- Какая пара не является словосочетанием:
леса дремучие
в продолжение дня
вдоль домов
Ответ: в продолжение дня
- Укажите предложение, где есть словосочетания со всеми тремя типами связи:
а) От поднятого ветром песка померкло солнце.
б) Внезапно подул ветер и сорвал с прохожих шляпы.
в) Выбираясь долго на чистую воду, утка поплыла вдоль залива.
Ответы: В
- Образуй синонимичную пару:
а) перчатки мамы
б) дом родителей
в) столик из дерева
4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её: (5+)
а) отказал в дружбе
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом г) оплатить за проезд
Ответ: Б, В, Г
5.Укажите предложение с сочинительной связью:
а) Умен да пригож, да на дело негож.
б) В саду, не умолкая, пели птицы.
в) Вскоре ветер перешел в ураган.
Ответ: оплатить за проезд
Предложение
- Определите, какой частью речи выражено подлежащее:
Вдалеке что-то ухало, скрежетало. Ответы: местоимение - Найдите инверсию:
а) Маленькая гостиная была неуютной.
б) Послушай… далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф
в) Деревенские улицы тонули в зелени.
г) Прямо к станции летит тройка удалая.
ответ: Б, Г
- В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?
а) Кто бы мог такое предположить!
б) Дело мастера боится.
в) Лошади мчались во весь опор.
г) Такой вопрос мог поставить в тупик.
Ответ: Г
- В каком предложении вместо тире должен стоять дефис
а) Весна – время обновлений
б) Внук подарил деду кресло – качалку
в) Моё правило – говорить правду
Ответ: Б
- Прочитайте предложение, интонационно выдели слово, на которое падает логическое ударение:
Два медведя в одной берлоге не живут.
Ответ: В одной
Пунктограммы
- Чем осложнено предложение:
Сочувствовать человеку и помогать ему не одно и то же.
Ответ: Сочувствовать, помогать.
- Переделайте предложение в сложное:
Эту историю мне рассказал приятель, живший в Москве.
Ответ: Эту историю мне рассказал приятель, который живёт в Москве.
3. Замените прямую речь на косвенную:
М. Горький писал: «Слово – одежда всех фактов…»
Ответ: М. Горький писал, что слово – одежда всех фактов…
4. Кот в мешке. (Ход передают другой команде, по желанию)
Расставьте, объясните знаки препинания.
Сегодня Ася в скромном платье была особенно хороша.
Ответ: Сегодня Ася, в скромном платье, была особенно хороша.
5.Расставьте знаки препинания:
Лицо у Аверьки багровое нос что луковица глаза с мороза осоловелые губы обветренные в трещинках на шее намотан платок.
Ответ: Лицо у Аверьки багровое, нос, что луковица, глаза с мороза осоловелые, губы обветренные в трещинках, на шее намотан платок.
Найди лишнее
- Прервать, премия, премудрый. Ответ: премия
- Подъячий, подробный, подсадить.Ответ: подсадить
- К…лорит, заг…реть, оч…рование, ш…пот, заб…рать. Ответ: колорит
- 0 баллов
- Добавьте четвертое лишнее сами: (5+)
Укрываться, беречься, оправдываться, Ответ: обрадоваться
VI. Рефлексия.
- Осознание учениками значимости формирования ситуации успеха.
- Выяснение наиболее трудных случаев
- Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя.
- Награждение победителей.
Домашнее задание:
- Подготовить словарный диктант за 8 класс не менее 30 слов.
- Собрать материал к сочинению « Сравнительная характеристика знакомых, друзей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"
На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...
Урок - игра " Счастливый случай" по теме " Лексика" по русскому языку в 5 классе по
урок обобщения материала в игровой форме с элементами групповой работы....
Урок- игра "Счастливый случай" 5 класс
В данной работе подробный план конспект урока и презентация по математике для 5 класса(итоговое повторение за курс 5 класса)...
Математика, 6 класс. Урок-игра "Счастливый случай"
Урок-игра по математике для учеников 6-х классов. Презентация и документ к презентации....
Урок – игра « Счастливый случай» 6 класс
Выявление знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях ;формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму....
Сценарий открытого внеклассного мероприятия (авторская разработка). УРОК-ИГРА «Счастливый случай» между учащимися 5-го класса.
Игра проходит по аналогии теливизионной игры «Счастливый случай»....
Прогрессии. Обобщающий урок - игра "Счастливый случай" по алгебре в 9 классе.
Урок проходит в игровой форме. Класс делится на 2 команды. Капитанами выбирают наиболее способных ребят, так как им предстоит следить за ходом игры, исправлять ошибки, оценивать ответы членов команды,...