Конспект урока литературы в 9 классе. А.Т.Твардовский . «Я убит подо Ржевом…» .Проблемы и интонации стихов о войне.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Цели урока:
Образовательные:
-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения; - дать представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти;
Развивающие:
- углубление представления учащихся о литературном процессе послевоенного времени, об особенностях звучания темы Памяти у А.Т.Твардовского;- продолжение работы над выразительным и осмысленным чтением лирического произведения, его анализом, интерпретацией;
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к русской литературе как хранительнице нравственных основ нации;
-воспитание чувства патриотизма и гордости за дела своих предков;
-оказать влияние на духовный мир учащихся, на выбор ими нравственных ориентиров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе.
А.Т.Твардовский . «Я убит подо Ржевом…» .Проблемы и интонации стихов о войне.
Цели урока:
Образовательные:
-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения; - дать представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти;
Развивающие:
- углубление представления учащихся о литературном процессе послевоенного времени, об особенностях звучания темы Памяти у А.Т.Твардовского;- продолжение работы над выразительным и осмысленным чтением лирического произведения, его анализом, интерпретацией;
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к русской литературе как хранительнице нравственных основ нации;
-воспитание чувства патриотизма и гордости за дела своих предков;
-оказать влияние на духовный мир учащихся, на выбор ими нравственных ориентиров.
Оборудование:
- Портреты А.Т.Твардовского
- Карта военных действий под Москвой
- Компьютер
- Раздаточный материал (тексты стихотворения)
- Фотографии к теме
Ход урока:
Эпиграф: «Вся суть в одном –единственном завете…»А.Т.Твардовский.
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
-Ребята, с биографией и творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?
-Расскажите об основных этапах жизни и творчества А.Т.Твардовского.
3.Постановка цели урока.
-Ребята, посмотрите внимательно на тему урока и попробуйте сформулировать цель.
4 Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.
А.Т. Твардовский – выдающийся русский поэт XX века, участник Великой Отечественной войны, пятикратный лауреат Государственных премий, общественный деятель. Его творчество тесно слито с жизнью нашей страны и является поэтической летописью пережитой нами истории. Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А. Твардовского.
Твардовского отличает превосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинного реалиста, убежденного сторонника "правды сущей, правды, прямо в душу бьющей". Его гибкий, меткий, всем доступный и будто врезающийся в суть предмета стих органически тяготеет к народному присловию, к шутке, он впитал в себя наиболее живые традиции устного поэтического творчества и уроки русских поэтов-классиков, в первую очередь Некрасова. Писатель Ф. Абрамов сказал о творчестве поэта: «Стихи неслыханной искренности и откровенности».
Уже за первый год войны у Твардовского накопился богатый запас наблюдений и впечатлений, заслуживающих серьезного разговора о тех, «кто воюет на войне». «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез», - делился он своими мыслями с женой в апреле 1942 года. Это и заставило военного корреспондента вернуться к начатой весной 1941 года по впечатлениям финской войны поэме «Василий Теркин»
Интуиция и мудрость подсказали Твардовскому, что «в тяжкий час земли родной» надо говорить только о главном и вековечном – о Родине большой и малой, о семье и доме, о долге и чести, о жизни и смерти. Он обращался к людям, которых, по его словам, «нельзя было не уважать, не любить» Находясь в гуще событий и ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый ряд стихотворений о войне, в которых воспевает мужество и героизм бойцов. Наверное, самое известное из них - это:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки» . Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная – через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение.
Стихотворение 1951 года носит название «Жестокая память». Здесь память поэта восстанавливает то,что было счастьем:
Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.
Эти строки звучат плавно, воспринимаются как единый поток, доверительное признание Стихи эти — это еще и драма современной истории. Резко отграничивая мир от войны, поэт говорит:
Утратил я память июня,
Заветную память мою.
Возникает иная память, связанная с войной. Появляются приметы времени: «дым горячих воронок», «угарная пыль похода», «соль солдатской спины».
5 Введение нового материала.
Выразительное чтение стихотворения «Я убит подо Ржевом»
Есть мнение, что стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н.Н.Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.
6. Слово учителя:
- Итак, стихотворение было написано сразу после войны и первоначально имело название «Завещание воина». Но первая строчка стала «крылатой», стала символом так трагически и так просто оборвавшейся жизни. Так в название стихотворения вошло собственное наименование – Ржев. Тогда, в войну, это был маленький провинциальный городок. А события вокруг него развернулись очень значительные.
7. Реализация индивидуального задания. Историческая справка о боях подо Ржевом Работа с картой военных действий.
"Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал», - так в частной беседе выразил свое отношение к событиям ветеран боев за город Ржев. Почему же это так?
Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.
На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвыРжев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.
Как же развивались события "в районе Ржева" и насколько они подходят под определение "битва"? В начале 1942 года, после успешного контрнаступления Красной Армии под Москвой, советские войска подошли к Ржеву. В Ставке Верховного Главнокомандования было принято решение без оперативной паузы продолжать движение вперед с целью завершить разгром немецко-фашистской группы армий "Центр". 8 января началась наступательная операция, получившая название Ржевско-Вяземской. В ней участвовали войска Калининского и Западного фронтов при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов. В рамках Ржевско-Вяземской операции были проведены Сычевско-Вяземская и Торопецко-Холмская операции. Вначале успех сопутствовал Красной Армии.
Однако к концу января ситуация резко изменилась. Немецко-фашистское командование спешно перебросило из Западной Европы 12 дивизий и 2 бригады. В результате контрударов 33-я армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус оказались в окружении, лишь узкий коридор связывал 22-ю, 29-ю, 39-ю армию и 11-й кавалерийский корпус со своими, позднее и он был перерезан.
Так на картах военного времени появился Ржевско-Вяземский плацдарм. Из словаря-справочника "Великая Отечественная война 1941-45": "Ржевско-Вяземский плацдарм, выступ, образовавшийся в обороне немецко-фашистских войск в ходе наступления советских войск зимой 1941-42 г.г. на западном направлении. Ржевско-Вяземский плацдарм имел размеры до 160 км в глубину и до 200 км по фронту (у основания). Зимой 1942-43 здесь было сосредоточено около 2/3 войск группы армий "Центр". Против этой группировки действовали основные силы Калининского и Западного фронтов".
Со 2 по 12 июля вермахтом была проведена наступательная операция под кодовым названием "Зейдлиц" против соединений Калининского фронта, попавших в окружение. На протяжении многих лет о ней предпочитали не говорить.
В рамках летней Ржевско-Сычевской операции, проводившейся силами двух фронтов, выделяется Погорело-Городищенская операция Западного фронта. Это - единственная операция на плацдарме, получившая широкое описание: была издана книга генерал-полковника Л. М. Сандалова "Погорело-Городищенская операция". Это наступление Красной Армии принесло некоторые успехи: были освобождены десятки населенных пунктов, в том числе и на Тверской земле - Зубцов и Погорелое Городище. Операция была определена как "первое успешное наступление советских войск в летних условиях".
В Советской Исторической Энциклопедии одной строкой обозначена Ржевско-Сычевская наступательная операция Красной Армии, проведенная 25 ноября - 20 декабря 1942 года. И вот недавно в журнале "Вопросы истории" была опубликована сенсационная статья американского военного историка Дэвида М. Глантца "Операция "Марс" (ноябрь-декабрь 1942 г.)". В ней говорится о том, что почти одновременно с операцией "Уран" (стратегического наступления советских войск под Сталинградом) проводилась операция "Марс". Целью последней был разгром войск группы армий "Центр" на Ржевско-Вяземском плацдарме. Как и предыдущие, она успеха не имела.
Последняя наступательная операция, в ходе которой плацдарм был ликвидирован, называется Ржевско-Вяземской и датируется 2-31 марта 1943 года.
До сегодняшнего дня точно неизвестно скольких жизней стоило освобождение Ржевско-Вяземского плацдарма.
Через пятьдесят лет после ликвидации Ржевского выступа вышла в свет книга "Гриф секретности снят" - статистическое исследование о потерях Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. В ней приводятся такие данные:
Ржевско-Вяземская операция (8 января -20 апреля 1942 года):
безвозвратные потери Красной Армии - 272320 человек,
санитарные - 504569 человек,
всего - 776889 человек.
Ржевско-Сычевская операция (30 июля - 23 августа 1942 года):
безвозвратные потери 51482 человека,
санитарные - 142201 человек,
всего -193383 человека.
Ржевско-Вяземская операция (2-31 марта 1943 года):
безвозвратные потери - 38862 человека,
санитарные - 99715 человек,
всего - 138577 человек.
Во всех трех операциях:
безвозвратные потери - 362664 человека,
санитарные - 746485 человек,
всего - 1109149 человек.
К безвозвратным потерям отнесены убитые на поле боя, умершие от ран при эвакуации, пропавшие без вести и оказавшиеся в плену, к санитарным - раненые, контуженные, обожженные и обмороженные военнослужащие, которые были эвакуированы из районов боевых действий в армейские, фронтовые и тыловые госпиталя. Однако, если принять во внимание, что неизвестно сколько раненых вернулись в строй, сколько стали инвалидами, сколько умерли в госпиталях - общая цифра безвозвратных потерь теряет свои конкретные очертания.
Приблизительность данных о потерях на Ржевско-Вяземском плацдарме заключается еще и в том, что многие боевые действия на этом участке фронта остались вне поля зрения военных историков.
Участник этих событий маршал Советского Союза В. Г. Куликов назвал ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге - 2 миллиона 60 тысяч человек.
8. Беседа на выявление понимания идейного содержания стихотворения:
- От чьего лица идет повествование? Что этим достигается? (Твардовский: «Форма 1-го лица … показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».)
- Что мы узнаем из этого поэтического монолога о самом лирическом герое?
- Чем объяснить такое количество вопросительных предложений подряд в начале стихотворения? Что волнует погибшего воина даже за чертой земной жизни?
- Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»?
- К кому обращается лирический герой в своем монологе? Какие слова-обращения находит?
- К чему призывает погибший воин оставшихся в живых?
- Что завещает живым, а значит, и нам с вами?
Слово учителя:
Стихотворение проникнуто печальным настроением и трагическим пафосом, но наполнено оно и отчаянной верой ,надеждой на то .что живые не забудут всех без вести пропавших, убитых и услышат их глас .Главной же идеей, мыслью стихотворения является бессмертная любовь, надежда и вера в свою Родину.
Душевные переживания героя , его отчаяния и настроение поэту помогают передать многие средства художественной выразительности.(учащиеся находят их в стихотворении и выписывают в тетрадь) Он в нескольких строфах делает умолчание, недосказанность мыслей бойца. Используется большое количество метафор и олицетворений: «корни слепые ищут корма во тьме…», «ходит рожь на холме», «машины воздух рвут», «речка травы прядет» и т.д. Также присутствует много эмоциональных эпитетов: «горький мед», «безгласные мертвые», «вечная память»,»безмерное счастье» и др. Все это ,как и сравнения, анафора точно передает нам суть произведения, мы будто сами слышим голос умершего бойца, слышим как он все громче и громче взывает к выжившим, в том числе и к нам.
9 Подведение итогов урока.
10 Рефлексия:
- Ребята, каким настроением проникнуты стихи о войне у Твардовского?
-Чем полезен был для вас этот урок?
11. Оценивание работы учащихся на уроке.
12Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения «Я убит подо Ржевом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Стихотворение А.Твардовского "Я убит подо Ржевом"
В разработку входят конспект урока, презентация, презентация ученика истории создания стихотворения. Еще рекомендую использовать биографию автора (у меня был представлен видеофильм, к сожалению, не во...
Методическая разработка урока "Стихотворение А.Твардовского "Я убит подо Ржевом"
В разработку входят конспект урока, презентация, презентация ученика истории создания стихотворения. Еще рекомендую использовать биографию автора (у меня был представлен видеофильм, к сожалению, не во...
Урок анализа стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» в 9-ом классе.
Материал урока позволяет не только познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения, но и д...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока в 7 классе по теме "Защита окружающей среды-самая актуальная проблема сегодня. Или?"
Вашему вниманию предлагается конспект урока по немецкому языку в 7 классе по теме "Защита окружающей среды"...
Военная тематика в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…». Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конференция "Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления. Статья «Войны священные страницы навеки в памяти людской…» А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»
Стихотворение "Я убит подо Ржевом" одно из самых ярких и эмоциональных свидетельств о войне. Написанное от первого лица, оно делает достоверным каждую строчку как свидетельство очевидца....