Конспект урока литературы в 8 классе "Свидание Гектора с Андромахой" (поэма Гомера "Илиада")
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Данный урок интересен для тех учителей, кто любит живопись и поэзию. Эта поэма, несомненно, трудна для глубокого изучения в обыкновенных классах, но именно она дает возможность учителю выйти за рамки литературы и обратится к живописи, а с другой стороны, из далекой древности вернуться в 20 век, к Мандельштаму, поэзия которого редко находит место в программах среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_iliade.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Талина Е.Е. школа-пансион «Плесково»
Методическая разработка урока литературы
(план-конспект урока)
8 класс.
Тема: художественная интерпретация поэмы Гомера «Илиада» на примере сцены «Прощание Гектора с Андромахой»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями художественных приемов эпической поэмы, а также с вариантами интерпретации данного сюжета в других жанрах ( поэзия 20 века) и видах искусства (живопись)
Методические приемы: слово учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение стихотворений.
Ход урока:
- Введение на базе повторение пройденного (опрос учащихся):
- сюжет поэмы: гнев Ахилла на десятом году войны ахейцев с троянцами.
- герои поэмы боги (перечисляем главных: Зевс, Гера, Аполлон, Афина, Фетида, Арей, Гефест и др.) и люди (Ахилл, Гектор, Приам, Агамемнон, Менелай, Патрокл, Гекуба, Одиссей, Парис, Андромаха, Елена и др.) Надо отметить, что все герои поэмы необыкновенны, будь они богами или людьми, они все исключительные, легендарные, единственные, поэтому их невозможно разделять на отрицательных и положительных. Автор над оценкой, так как это герои великих событий, великого прошлого его народа, поэтому , несмотря на их неоднозначные поступки, они для автора все достойны восхищения.
- эпический строй поэмы (в переводе Н. Гнедича) – гекзаметр. Учащиеся дают определение размера (6-ти стопный дактиль) и все по очереди читают стихотворение
А.С. Пушкина «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…» (можно читать хором)- подсказать, чтобы был эффект волны, что придает торжественность чтению.
- Художественная интерпретация сцены «Прощание Гектора с Андромахой»
- учащиеся пересказывают события эпизода (6 песнь, с 370 стиха)
- Слово учителя: надо отметить, что сцена прощания Гектора с Андромахой была чрезвычайно популярна среди художников.
Она воплощалась и в изобразительном искусстве: в античном искусстве, чаще всего в росписях ваз, с 15 в. — в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре, затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.; в России в 18 в. — А. П. Лосенко «Прощание Гектора и А.» в 19 веке: С. Постников); в 17—18 вв. получил распространение сюжет «скорбящая Андромаха» (Ж. Л. Давид, Э. Вехтер и др.)
В европейской драматургии 17— 18 вв. созданы трагедии: «Андромаха» Расина, «Андромаха» А. Дзено (послужила либретто для ряда итальянских опер) и др., в 20 в. «Андромаха» Э. Поссарта, «Пирр и А.» Ф. Брукнера и др.
В 18 — нач. 19 вв.: св. 20 опер — «А.» Н. Порпоры, А. Саккини, А. М. Гретри, Дж.. Паизиелло, «Астианакт» Дж. Б. Бонончини, Л. Винчи, Н. Иоммелли, Р. Крейцера и др. В 20 в. — «Андромаха» К. Сен-Санса (музыка к постановке трагедии Расина), «Прощание Андромахи» С. Барбера (симфоническая поэма) и др. Мы назвали только самые известные произведения на этот сюжет. Закономерен вопрос, почему из достаточно масштабного полотна эпической поэмы в последующих веках художниками разных стран, эпох, стилей выделен этот эпизод?.
Рассмотрим две картины русских художников на этот сюжет: А.Лосенко -18 век и С. Постникова -19 век. В чем разнятся картины и что их сближает? Как художник, в отличие от поэта воплощает эпический масштаб происходящего? (На экране-доске 2 картины)
Сначала читаем текст Гомера :
- какие приемы эпического стиля можно обнаружить в этом эпизоде? Учащиеся находят
1) сложные эпитеты ( Андромаха лилейнораменная, невестки пышноодежные и др.),
2) инверсии («удалился шеломом сверкающий Гектор»),
3) устаревшие слова-архаизмы - старославянизмы (стеная, ристатель, вещее, дщерь и др. ),
4) поэтизмы (предстала, лучезарная и др.),
5) риторические восклицания
Эти приемы и, конечно, гекзаметр помогают рассказать о прощании Гектора и Андромахи не только как прощании мужа, идущего на войну, и жены, остающуюся с ребенком на руках, этой вечной картины и бесконечного прощания, но и как особенных героях, их прощание все равно выше и значительнее , так как они герои эпоса, который лежит в основе не только греческой , но всей мировой культуры.
А теперь посмотрим на произведения живописи.
А. Лосенко 18 век. Век классицизма в искусстве и живописи, т.е. торжества идеала, образцов для подражания, поэтому поза Гектора несколько театральна, отброшенная назад рука должна подчеркнуть, с одной стороны, его горе и, с другой стороны, невозможность остаться, так как герой должен выполнить свой долг. Красный плащ подчеркивает исключительность Гектора и трагичность его судьбы. Андромаха, склонившаяся перед ним, держит на руках ребенка, как бы отдавая его, но не Гектору, а в жертву, как бы на заклание. Можно напомнить трагическую судьбу сына Гектора, а можно и не напоминать. Вся эта сцена происходит на фоне мощной башни и высокой стены с колоннадой на площади, заполненной народом, что придает сцене еще большую театральность. Вся картина похожа на сцену из оперы, да и поза Гектора напоминает певца, исполняющего арию.
А теперь картина С. Постникова , середина 19 века. В сравнении с Лосенко, эта сцена кажется очень камерной. Главные герои стоят, прижавшись друг другу, они как бы слились в единую фигуру, где один плавно переходит в другого: ребенок на руках матери начинает эту плавную линию, его голова создает волну, которая переходит в волну, идущую от головы Андромахи. И вздымается эта волна шлемом Гектора. Эта плавность и неразрывность передают печаль и горечь, и любовь героев. Но красный цвет Постников тоже вводит, цвет крови, смерти, и торжественности момента. Этот цвет и поза служанки, с опасением и тревогой смотрящая на героев, напоминают о том, что ждет героев, а иначе трудно было бы понять это расставание или встреча, так умильно выглядят герои у Постникова.
- Можно предложить учащимся написать свое объяснение, почему это прощание так вдохновляло художников (можно это задание дать на дом).
Как вариант ответа: В этой картине столкнулось две правды, правда Андромахи, трогательной женщины, которая ради своей любви, ради сына готова остановить уходящего на войну мужа, и правда Гектора, мужественного и доблестного героя, и хотя он любящий отец, он отвергает мольбу Андромахи, указывая ей на свое место. В эпическом мире у каждого героя свое место! ( Может, не только в эпическом?) Но все-таки благодаря этой сцене Гектор выглядит по-другому на фоне главного противника –Ахилла. Его дилемма вызывает сострадание, сочувствие. Его положение отца и старшего сына, обязанного спасать и семью и отечество делает Гектора трагическим героем. Его положение безвыходно, но и прекрасно одновременно. Он воплощает истинную мужественность, которая основана на любви и долге. И это ближе христианскому сознанию и вызывает сострадание, а не сила и мужество Ахилла.
- А теперь послушайте стихотворение О. Мандельштама «За то, что я руки твои не успел удержать…». Какое отношение это стихотворение к сцене Прощания Гектора с Андромахой?.
- Выразительное чтение стихотворения (лучше читать учителю, нужен эффект неожиданности).
За то, что я руки твои не сумел удержать,
За то, что я предал соленые нежные губы,
Я должен рассвета в дремучем Акрополе ждать.
Как я ненавижу пахучие, древние срубы!
Ахейские мужи во тьме снаряжают коня,
Зубчатыми пилами в стены вгрызаются крепко,
Никак не уляжется крови сухая возня,
И нет для тебя ни названья, ни звука, ни слепка.
Как мог я подумать, что ты возвратишься, как смел?
Зачем преждевременно я от тебя оторвался?
Еще не рассеялся мрак и петух не пропел,
Еще в древесину горячий топор не врезался.
Прозрачной слезой на стенах проступила смола,
И чувствует город свои деревянные ребра,
Но хлынула к лестницам кровь и на приступ пошла,
И трижды приснился мужам соблазнительный образ.
Где милая Троя? Где царский, где девичий дом?
Он будет разрушен, высокий Приамов скворешник.
И падают стрелы сухим деревянным дождем,
И стрелы другие растут на земле, как орешник.
Последней звезды безболезненно гаснет укол,
И серою ласточкой утро в окно постучится,
И медленный день, как в соломе проснувшийся вол,
На стогнах, шершавых от долгого сна, шевелится.
1920
6. Анализ стихотворения:
- от лица кого идет повествование? Вероятно, это мог быть троянец, который во время боя вдруг вспоминает о Трое, о девичьем доме. Может, это Гектор? Этот герой страдает, потому что он совершил, с его точки зрения, предательство, он предал возлюбленную тем, что оставил ее. Может, Андромаху?
-Как поэт передал состояние героя? Мандельштамовские образы-метафоры (дождь из стрел, смола- слеза) и пространство города как внутреннее состояние героя ( ребра города, кровь и приступ), это неразделенность внешнего и внутреннего миров –свойство поэзии уже 20 века, но при этом возвращающее нас этими новыми приемами в мир Гомера, делая его ощутимым: шершавость, соленость, сухость - и вот ты уже внутри Акрополя и тебе открываются внутренние переживания героя, которые и объяснить до конца невозможно. Трагичность картины ( в отличие от живописи) здесь как раз не в исключительности, а в будничности последней строфы: и хотя гаснет звезда героев прошлого, утро все равно настанет и день, подобно волу, пусть тяжело, но заставит нас подняться.
7. А теперь еще одно стихотворение О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.»
Данное стихотворение напрямую оправляет нас к поэме Гомера, в отличие от предыдущего, называя нам героев (ахейские мужи, Елена) и самого автора поэмы. Но о поэме ли здесь идет речь?
Какой образ в этом стихотворении является центральным? Образ моря. Это море рождает из пены образы Ахейских мужей, пена становится коронами на их головах, это море предлагает увидеть корабли, которые и сосчитать невозможно. Это море заставляет всех куда-то плыть и чего-то искать. Вечное и бесконечное море и вечные образы Гомера. Но в этом стихотворении, как и в предыдущем есть скрытый диалог. Если в первом стихотворении герой говорил со своей возлюбленной, которую он никогда не увидит, то кто с кем говорит здесь? Лирический герой обращается к ахейским мужам, точнее, к Гомеру, но «Гомер молчит». «Кого же слушать мне?» Гомера? Или море? Так что же воплощает море для поэта, если оно «витийствуя, шумит»?
Море - это стихия любви («и море , и Гомер – все движется любовью»), но главное, море – это поэзия как стихия ( стихия-стихи!!!) , которая вечна и бесконечна как море, которая как море движется куда-то, но в то же время всегда рядом с нами. И надо услышать эту музыку волн, может, гекзаметра? И тогда появятся корабли…, и все повториться вновь.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...