Внеклассное чтение "И.А.Крылов - поэт и мудрец"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок внеклассного чтения "И.А.крылов - поэт и мудрец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse_krylov_-_poet_i_mudrets.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

 8 класс.  Урок литературы.

Тема урока:  Вн. чт. «И.А.Крылов – поэт и мудрец»

 Цель и задачи урока:

- вызвать интерес к многогранной личности баснописца;

- закрепление знаний о басне и практическое применение в процессе выполнения заданий викторины;

- развивать творческие способности учащихся (выразительное чтение басни по ролям, составление синквейна).

 Тип урока: урок внеклассного чтения

 Оборудование урока: тексты басен Крылова, мультимедийный проектор, презентация «И.А.Крылов – поэт и мудрец».

 Ход урока:

1 этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. ( 5 мин.)             Слайд 1.

Деятельность учителя. Приветствует обучающихся и побуждает их к формулированию темы урока. Организует  работу по проверке полученных знаний.

Деятельность  обучающихся. Приветствуют учителя. Вовлекаются в активный процесс познания. (Один из обучающихся знакомит с «портретом» Крылова).

Уч:  Начинаем урок внеклассного чтения. Перед нами портрет знаменитого русского писателя 18 века. Он «у нас в гостя». Узнайте его.

- Я родился 13 февраля 1769 года, по преданию  - в Москве. Детство мое прошло в Твери, где отец мой был председателем магистрата. В молодости был известен как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Первая басня вышла в свет в 1809 году. Написал более 200 басен.

- Кто я?

Уч: И.А.Крылов был самым читаемым автором своего времени. Н.В. Гоголь говорил:  «Поэт и мудрец  слились в нем воедино. Басни его – книга мудрости самого народа»                                                                           Слайд 2

  Уч: О Крылове в то время сочиняли анекдоты. Слайд 3

    Крылов очень любил  гулять в Летнем саду. Однажды во время прогулки столкнулся с группой молодых повес, не знавших его

один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:

- Вот туча приближается, сейчас пойдет дождь!

- Да,- подхватил Крылов,- потому, видно, и лягушки расквакались.

Уч:  Вот такой он Крылов. Какой мудрый ответ дал И.А.Крылов!  

А как назовём тему нашего урока?  ( Обучающиеся предлагают). А может быть так:  «И.А.Крылов – поэт и мудрец».  Давайте запишем тему урока.    Эпиграфом к уроку я бы предложила слова Н.В.Гоголя: «Поэт и мудрец  слились в нем воедино».                                        ( Слайд4)

        Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Что бы вам хотелось узнать на уроке?

(Ответы: Наверное, ознакомиться с другими баснями Крылова.)

2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. (15 мин.).

Деятельность учителя. 

Демонстрирует материалы урока, выдвигает проблемные вопросы, излагает новый материал.  

Деятельность  обучающихся. 

Высказывают предположения по теме урока. Выполняют задания. Работают с текстом.                                                                         

Уч:   Басни И.А. Крылова мы изучали в 5-6 классах. Многие из них нам хорошо знакомы. Их мы знаем наизусть. Вот сейчас и потренируем нашу память. Я прочитаю центон, а вы постарайтесь вспомнить, из каких басен эти строки. Не забыли, что такое центон. ( Центон-юмористическое произведение, составленное из частей известных произведений)                                           Слайд 5.

-В июле, в самый зной, в полуденную пору…(читает учитель)

Учитель: Какие басни Крылова узнали?  

  Ответы детей: («Лжец», «Кот и Повар», «Квартет», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука»).

Уч: Теперь проверим. Правильно угадали? Смотрим на экран. А чтобы получше вспомнить басни Крылова,  проведём викторину «Что за басня?».

1. -Что за уха! Да как жирна:                                       Слайд 7

Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне «……………….»?

(«Демьянова уха» (Вот лещик, потроха, Вот стерляди кусочек!)

2. -Вещунья – это кто? (вещая птица, предсказательница).                        

Вещунья в басне Крылова – это …(ворона)         Слайд 8

3. - «Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником», - читаем в книге « Басни Ивана Крылова». Вот это народное  восприятие Наполеона Крылов передал  в какой басне? Волк на псарне»).         Слайд 9

                                                                        

4. -После 1812 года Крылов стал великим русским баснописцем, кандидатом «на никем еще не занятое на Руси место». Что за место? ( народного поэта)        Слайд 9

                                                   

5. Кто автор памятника, установленного в 1885 году в Петербурге, в Летнем саду? ( Пётр Карлович Клодт)         Слайд 10                      

 Уч: Молодцы. Сегодня мы с вами познакомимся с другой  басней И.А.Крылова «Лисица и Сурок». Запишите название басни в тетрадях.                                         Слайд 11                                  

(Чтение басни      «ЛИСИЦА И СУРОК». Читает учитель)                                                                                   

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!»
Лисицу спрашивал Сурок….
 

Уч: Ну, а теперь вы выразительно прочитаете эту басню по ролям. (Автор, Сурок, Лисица)

Физкультминутка!

Уч: А сейчас все встаём. Положите руки на сердце и послушайте, как оно стучит. Послушали?  Ровно стучит? Присаживаемся.

3 этап. Практикум. (13 мин.)

Деятельность учителя. Побуждает к поиску альтернативных решений, способствует выполнению творческих заданий.

Деятельность  обучающихся. Работают с текстом. Ищут ответы на поставленные задания.

Уч: Ну а теперь дальше поработаем и  подумаем. О чём эта басня?  (Ответы  учащихся: О Лисе, которая была судьёй в курятнике и брала взятки.)                                                                                                                                
Уч:  Определите  героев басни. Поработаем в парах. Первая пара отмечает героев. Определяет их действия.

(Ученики: Лиса, бывшая судьей в курятнике, бежит без оглядки, была выгнана оттуда прочь за взятки. Она же пытается доказать Сурку обратное, дескать оклеветали. )

 Уч: А вторая пара определяет речевые характеристики героев.  

 (Ученики: Лиса говорит«Мой голубчик –куманёк.…Терплю напраслину.  Я ни в чем  не виновата», Сурок отвечает: «Нет, кумушка, я видывал частенько» )

   Уч: Третья же пара находит мораль этой басни.

(Ученики: «Нет,  кумушка; а видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху».)   Слайд 11                                                                                Уч: Ставшие пословицами подобные строки его басен служат нам во всех случаях жизни.  В морали басни есть фразеологическое  выражение, «…рыльце у тебя в пуху», как вы его понимаете?                                                Слайд 12                                                                                                                                        

 Ученики: Так говорят о тех, кто  причастен к нехорошему поступку, действию, событию.

Уч: А какой нехороший  поступок совершила Лисица?                  

      Ученики:  (Лисица жалуется Сурку на несправедливость, уверяет его, что никаких взяток не брала, а честно сторожила кур. )                                                                                                                                                                                                    

Уч: Сила  басен И.А.Крылова именно в том, что он показывает «общественные пороки» и  недостатки. О каких недостатках говорится в этой басне?

 

Ученики:  Здесь он говорит о  лицемерии  лисы, о взяточничестве.

Уч: О взяточничестве мы всегда говорим как о социальном зле. Наверное, слышали такие выражения, как коррупция, взятка. Что это такое? Найдите в словарях и выпишите.

А теперь прочитайте, что у вас получилось?

Коррупция –  это подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Взятка – плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.    

Уч:   Какие ассоциации у вас возникают с этими словами? Составьте, пожалуйста, кластер.   В кружочках запишите формы коррупции.                                                   Слайд 13                                                                                                                                                          
Уч:
 Вы написали формы коррупции. Озвучьте их.  Как вы думаете, нужно ли бороться  с коррупцией? 

(Ответы учащихся)

4 этап. Проверка полученных результатов. Рефлексия.(10 мин.)

Уч: Ну а теперь урок подходит к концу. Подведём итоги  нашего урока. И сделаем это в форме синквейна. Хотелось бы, чтобы вы выразили своё отношение к тому, что узнали на уроке.  Чему учат басниИ.А.Крылова?   Работаем в группах. Выполняем письменно.   Тему выбирайте сами:     «Коррупция»      или    «И.А.Крылов»?  

                                                                                     Слайд 14                                                  

1.Название (обычно существительное)                                                   2.Описание (два прилагательных)                                                                     3.Действия ( три глагола)                                                                                     4.Чувство (фраза)                                                                                              5.Повторение сути (синоним первому слову)                                                               Уч:  Можете свои работы прочитать. Урок понравился? Мне тоже нравится с вами работать.  Что нового узнали?

5 этап.  Подведение итогов. Выставление оценок, (2 мин.).                  Слайд 15

Уч: Домашнее задание: Выразительное чтение басни «Лисица и сурок» или можете составит свой центон по басням И.А.Крылова.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. Великий мудрец. 10 класс.

Урок внеклассного чтения посвящен биографии и творчеству Льва Николаевича ТОЛСТОГО....

Внеклассное мероприятие по математике. Конкурс команд "Совет мудрецов"

Математические конкурсы команд 9 классов. Состоит из 5 туров: слабое звено, переводчик, угадай слово, тест, решение задач. В заключении проводится конкурс пословиц, математического комплимента, совмес...

Методическая разработка "И.А.Крылов - поэт и мудрец"

Цель и задачи урока:- вызвать интерес к многогранной личности баснописца;- закрепление знаний о басне и практическое применение в процессе выполнения заданий викторины;- развивать творч...

Презентация к уроку "И.А.Крылов - поэт и мудрец"

Презентация к уроку "И.А.Крылов - поэт и мудрец"...

Конспект внеклассного занятия "Встреча с поэтом Э Дугаровым"

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятие по теме « Встреча с писателем». Целью методической разработки является привитие инт...

внеклассное мероприятие по творчеству поэта И.Швеца

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.Швеца...

Разработка урока внеклассного чтения "Оронго нютагай поэт Ч-Ц.Санжиевай зохеохы замтай танилсалга."

Урок внеклассного чтения по творчеству Ч-Ц. Санжиева, поэта из села Оронгой Иволгинского района...