Внеклассное чтение "И.А.Крылов - поэт и мудрец"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения "И.А.крылов - поэт и мудрец"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_krylov_-_poet_i_mudrets.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс. Урок литературы.
Тема урока: Вн. чт. «И.А.Крылов – поэт и мудрец»
Цель и задачи урока:
- вызвать интерес к многогранной личности баснописца;
- закрепление знаний о басне и практическое применение в процессе выполнения заданий викторины;
- развивать творческие способности учащихся (выразительное чтение басни по ролям, составление синквейна).
Тип урока: урок внеклассного чтения
Оборудование урока: тексты басен Крылова, мультимедийный проектор, презентация «И.А.Крылов – поэт и мудрец».
Ход урока:
1 этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. ( 5 мин.) Слайд 1.
Деятельность учителя. Приветствует обучающихся и побуждает их к формулированию темы урока. Организует работу по проверке полученных знаний.
Деятельность обучающихся. Приветствуют учителя. Вовлекаются в активный процесс познания. (Один из обучающихся знакомит с «портретом» Крылова).
Уч: Начинаем урок внеклассного чтения. Перед нами портрет знаменитого русского писателя 18 века. Он «у нас в гостя». Узнайте его.
- Я родился 13 февраля 1769 года, по преданию - в Москве. Детство мое прошло в Твери, где отец мой был председателем магистрата. В молодости был известен как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Первая басня вышла в свет в 1809 году. Написал более 200 басен.
- Кто я?
Уч: И.А.Крылов был самым читаемым автором своего времени. Н.В. Гоголь говорил: «Поэт и мудрец слились в нем воедино. Басни его – книга мудрости самого народа» Слайд 2
Уч: О Крылове в то время сочиняли анекдоты. Слайд 3
Крылов очень любил гулять в Летнем саду. Однажды во время прогулки столкнулся с группой молодых повес, не знавших его
один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:
- Вот туча приближается, сейчас пойдет дождь!
- Да,- подхватил Крылов,- потому, видно, и лягушки расквакались.
Уч: Вот такой он Крылов. Какой мудрый ответ дал И.А.Крылов!
А как назовём тему нашего урока? ( Обучающиеся предлагают). А может быть так: «И.А.Крылов – поэт и мудрец». Давайте запишем тему урока. Эпиграфом к уроку я бы предложила слова Н.В.Гоголя: «Поэт и мудрец слились в нем воедино». ( Слайд4)
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Что бы вам хотелось узнать на уроке?
(Ответы: Наверное, ознакомиться с другими баснями Крылова.)
2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. (15 мин.).
Деятельность учителя.
Демонстрирует материалы урока, выдвигает проблемные вопросы, излагает новый материал.
Деятельность обучающихся.
Высказывают предположения по теме урока. Выполняют задания. Работают с текстом.
Уч: Басни И.А. Крылова мы изучали в 5-6 классах. Многие из них нам хорошо знакомы. Их мы знаем наизусть. Вот сейчас и потренируем нашу память. Я прочитаю центон, а вы постарайтесь вспомнить, из каких басен эти строки. Не забыли, что такое центон. ( Центон-юмористическое произведение, составленное из частей известных произведений) Слайд 5.
-В июле, в самый зной, в полуденную пору…(читает учитель)
Учитель: Какие басни Крылова узнали?
Ответы детей: («Лжец», «Кот и Повар», «Квартет», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука»).
Уч: Теперь проверим. Правильно угадали? Смотрим на экран. А чтобы получше вспомнить басни Крылова, проведём викторину «Что за басня?».
1. -Что за уха! Да как жирна: Слайд 7
Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне «……………….»?
(«Демьянова уха» (Вот лещик, потроха, Вот стерляди кусочек!)
2. -Вещунья – это кто? (вещая птица, предсказательница).
Вещунья в басне Крылова – это …(ворона) Слайд 8
3. - «Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником», - читаем в книге « Басни Ивана Крылова». Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал в какой басне? («Волк на псарне»). Слайд 9
4. -После 1812 года Крылов стал великим русским баснописцем, кандидатом «на никем еще не занятое на Руси место». Что за место? ( народного поэта) Слайд 9
5. Кто автор памятника, установленного в 1885 году в Петербурге, в Летнем саду? ( Пётр Карлович Клодт) Слайд 10
Уч: Молодцы. Сегодня мы с вами познакомимся с другой басней И.А.Крылова «Лисица и Сурок». Запишите название басни в тетрадях. Слайд 11
(Чтение басни «ЛИСИЦА И СУРОК». Читает учитель)
«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!»
Лисицу спрашивал Сурок….
Уч: Ну, а теперь вы выразительно прочитаете эту басню по ролям. (Автор, Сурок, Лисица)
Физкультминутка!
Уч: А сейчас все встаём. Положите руки на сердце и послушайте, как оно стучит. Послушали? Ровно стучит? Присаживаемся.
3 этап. Практикум. (13 мин.)
Деятельность учителя. Побуждает к поиску альтернативных решений, способствует выполнению творческих заданий.
Деятельность обучающихся. Работают с текстом. Ищут ответы на поставленные задания.
Уч: Ну а теперь дальше поработаем и подумаем. О чём эта басня? (Ответы учащихся: О Лисе, которая была судьёй в курятнике и брала взятки.)
Уч: Определите героев басни. Поработаем в парах. Первая пара отмечает героев. Определяет их действия.
(Ученики: Лиса, бывшая судьей в курятнике, бежит без оглядки, была выгнана оттуда прочь за взятки. Она же пытается доказать Сурку обратное, дескать оклеветали. )
Уч: А вторая пара определяет речевые характеристики героев.
(Ученики: Лиса говорит«Мой голубчик –куманёк.…Терплю напраслину. Я ни в чем не виновата», Сурок отвечает: «Нет, кумушка, я видывал частенько» )
Уч: Третья же пара находит мораль этой басни.
(Ученики: «Нет, кумушка; а видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху».) Слайд 11 Уч: Ставшие пословицами подобные строки его басен служат нам во всех случаях жизни. В морали басни есть фразеологическое выражение, «…рыльце у тебя в пуху», как вы его понимаете? Слайд 12
Ученики: Так говорят о тех, кто причастен к нехорошему поступку, действию, событию.
Уч: А какой нехороший поступок совершила Лисица?
Ученики: (Лисица жалуется Сурку на несправедливость, уверяет его, что никаких взяток не брала, а честно сторожила кур. )
Уч: Сила басен И.А.Крылова именно в том, что он показывает «общественные пороки» и недостатки. О каких недостатках говорится в этой басне?
Ученики: Здесь он говорит о лицемерии лисы, о взяточничестве.
Уч: О взяточничестве мы всегда говорим как о социальном зле. Наверное, слышали такие выражения, как коррупция, взятка. Что это такое? Найдите в словарях и выпишите.
А теперь прочитайте, что у вас получилось?
Коррупция – это подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
Взятка – плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.
Уч: Какие ассоциации у вас возникают с этими словами? Составьте, пожалуйста, кластер. В кружочках запишите формы коррупции. Слайд 13
Уч: Вы написали формы коррупции. Озвучьте их. Как вы думаете, нужно ли бороться с коррупцией?
(Ответы учащихся)
4 этап. Проверка полученных результатов. Рефлексия.(10 мин.)
Уч: Ну а теперь урок подходит к концу. Подведём итоги нашего урока. И сделаем это в форме синквейна. Хотелось бы, чтобы вы выразили своё отношение к тому, что узнали на уроке. Чему учат басниИ.А.Крылова? Работаем в группах. Выполняем письменно. Тему выбирайте сами: «Коррупция» или «И.А.Крылов»?
Слайд 14
1.Название (обычно существительное) 2.Описание (два прилагательных) 3.Действия ( три глагола) 4.Чувство (фраза) 5.Повторение сути (синоним первому слову) Уч: Можете свои работы прочитать. Урок понравился? Мне тоже нравится с вами работать. Что нового узнали?
5 этап. Подведение итогов. Выставление оценок, (2 мин.). Слайд 15
Уч: Домашнее задание: Выразительное чтение басни «Лисица и сурок» или можете составит свой центон по басням И.А.Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения. Великий мудрец. 10 класс.
Урок внеклассного чтения посвящен биографии и творчеству Льва Николаевича ТОЛСТОГО....
Внеклассное мероприятие по математике. Конкурс команд "Совет мудрецов"
Математические конкурсы команд 9 классов. Состоит из 5 туров: слабое звено, переводчик, угадай слово, тест, решение задач. В заключении проводится конкурс пословиц, математического комплимента, совмес...
Методическая разработка "И.А.Крылов - поэт и мудрец"
Цель и задачи урока:- вызвать интерес к многогранной личности баснописца;- закрепление знаний о басне и практическое применение в процессе выполнения заданий викторины;- развивать творч...
Презентация к уроку "И.А.Крылов - поэт и мудрец"
Презентация к уроку "И.А.Крылов - поэт и мудрец"...
Конспект внеклассного занятия "Встреча с поэтом Э Дугаровым"
В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятие по теме « Встреча с писателем». Целью методической разработки является привитие инт...
внеклассное мероприятие по творчеству поэта И.Швеца
Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.Швеца...
Разработка урока внеклассного чтения "Оронго нютагай поэт Ч-Ц.Санжиевай зохеохы замтай танилсалга."
Урок внеклассного чтения по творчеству Ч-Ц. Санжиева, поэта из села Оронгой Иволгинского района...