Формирование навыков смыслового чтения
проект по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Формирование навыков смыслового чтения у учащихся
через организацию работы с текстом»
Обоснование актуальности проекта
3.Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. 1.Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. 2.В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается важность обучения смысловому чтению. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста, на умение дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Проблема, решаемая за счет проекта
В настоящее время уже общепризнанным является факт снижения у детей интереса к чтению. Читать умеют, но процесс этот неинтересен, скучен, утомителен. Чтение «из-под палки» ни к чему хорошему не приводит: ребенок становится раздражителен, агрессивен и по отношению к тексту, к предмету, к которому относится данный текст, и, как результат, к процессу обучения вообще. Ученик должен читать без принуждения, поскольку насилие и давление могут навсегда отбить тягу к чтению.
Проблема 1: непонимание смысла прочитанного текста, неумение выделять основную мысль
Проблема 2: Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы.
Проблема 3: Неумение самостоятельно работать с текстом.
Проблема 4: Недостаточное использование современных методов обучения.
Проблема 5: Низкий уровень читательской культуры родителей и обучающихся.
Цель проекта:
Формирование у учащихся навыков смыслового чтения через системную организацию работы с текстом.
Задачи проекта:
1. Создать творческую группу проекта из учителей-предметников.
2. Изучить теорию вопроса о формировании навыков смыслового чтения.
3. Разработать мониторинг измерения и оценки смыслового чтения.
4. Выявить начальный уровень овладения учащимися навыками смыслового чтения.
5. Подобрать приёмы и методы для работы над формированием навыков смыслового чтения.
6. Апробировать приёмы и методы.
7. Провести мониторинг.
8. Создать модель формирования смыслового чтения в образовательных организациях района.
9. Организовать освоение и внедрение в практику работы педагогов и учащихся образовательных организаций района приёмы и методы работы с различными типами текста.
10. Разработать методические рекомендации для учителей-предметников по формированию навыков смыслового чтения.
Планируемые результаты
1. Создана творческая группа проекта из учителей-предметников.
2. Изучена теория вопроса о формировании навыков смыслового чтения.
3. Разработан мониторинг измерения и оценки смыслового чтения.
4. Выявлен начальный уровень овладения учащимися навыками смыслового чтения.
5. Подобраны приёмы и методы для работы над формированием навыков смыслового чтения.
6. Апробированы приёмы и методы.
7. Проведён мониторинг.
8. Создана модель формирования смыслового чтения в образовательных организациях района.
9. Организовано освоение и внедрение в практику работы педагогов и учащихся образовательных организаций района приёмов и методов работы с различными типами текста.
10. Разработаны методические рекомендации для учителей-предметников по формированию навыков смыслового чтения.
Критерии результатов
1. Творческая группа проекта состоит из учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы, изучает опыт работы по формированию навыков смыслового чтения, разрабатывает модель формирования смыслового чтения, методические рекомендации для учителей-предметников по формированию навыков смыслового чтения.
2. Изучена теория вопроса о формировании навыков смыслового чтения осуществляется на заседаниях районных методических объединениях учителей предметников.
3. Проведена диагностика в 15 образовательных организациях района среди учащихся 1-7 классов, (1 класс – мониторинг начального уровня в конце года) в результате которой выявлен начальный уровень овладения учащимися навыками смыслового чтения.
4.Подобраны и апробированы методы и приемы……
5. Запущен мониторинг измерения и оценки смыслового чтения как механизм контроля и слежения за формированием навыков смыслового чтения.
6. Реализовав модель формирования смыслового чтения, получим личность, способную дать оценку информации, откликнуться на содержание прочитанного.
7. Методические рекомендации для учителей-предметников по формированию навыков смыслового чтения состоит из описания методик, наиболее эффективных приемов работы с текстом в рамках современных педагогических технологий.
8. Освоение и внедрение в практику работы учителей предметников приёмов и методов работы с различными типами текста.
Перечень мероприятий по решению задач проекта (в т.ч.: образовательные события, мониторинги, экспертиза, работа с базовыми площадками)
№ | Дата | Мероприятия | Ответственный исполнитель | Участники |
1 | Сентябрь – декабрь 2015 г. | Создание творческой группы. Разработка проекта. На РМО изучить теорию вопроса о формировании навыков смыслового чтения. Разработка мониторинга измерения и оценки смыслового чтения (на основе публицистического текста). Разработка и подбор диагностического инструментария. Подобрать приёмы и методы для работы над формированием навыков смыслового чтения. Определение критериев и показателей эффективности реализации программы. | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы |
2 | Декабрь 2015 г. | Изучение и разработка нормативно- правовой базы | Администрация ОО | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы |
3 | 2015 г. | Мониторинг начального уровня сформированности навыков смыслового чтения. Выявление проблемных зон на основе результатов диагностики. | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы |
4 | 2015 г. | Создание модели формирования смыслового чтения | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы |
5 | 2015-2016 уч.г. | Анкетирование родителей «Домашнее чтение» | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, классные руководители |
6 | 2015-2016 уч.г. | Родительские собрания «Важность чтения для успешного обучения ребёнка» | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, классные руководители |
7 | 2015-2016 уч.г. | Изучение педагогами технологии смыслового чтения | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы |
8 | 2016-2017 уч.г. | Проведение уроков с применением технологии смыслового чтения | Творческая группа проекта | учителя-предметники |
9 | 2016-2017 уч.г. | Взаимообмен опытом (мастер-классы, открытые уроки, круглые столы и т.д.) | Творческая группа проекта | учителя-предметники |
10 | 2016-2017 уч.г. | Организация внеурочной деятельности, направленной на поддержание интереса к чтению у детей. | Творческая группа проекта | учителя-предметники |
11 | 2017-2018 уч.г. | Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, классные руководители |
12 | 2017-2018 уч.г. | Анализ результатов диагностики | Творческая группа проекта | учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, классные руководители |
13 | 2017-2018 уч.г. | Разработка методического руководства для учителей-предметников по формированию навыков смыслового чтения | Творческая группа проекта | учителя-предметники |
Критерии реализации проекта
В результате реализация проекта школьники будут относиться к тексту не только как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить и сам процесс работы с текстом.
Мониторинг реализации проекта
№ | Критерий | Показатель | Индикатор | Срок достижения |
1 | Нормативные условия реализации проекта | Модель формирования смыслового чтения в образовательных организациях района | Наличие | 2015 г. |
2 | Мониторинг измерения и оценки смыслового чтения | Наличие | 2015 г. | |
3 | Организационные условия реализации проекта | План работы по проведению мероприятий проекта | Наличие | 2015 г. |
4 | Финансовые условия реализации проекта | Смета расходов образовательного учреждения на проведение мероприятий по проекту | Наличие | 2015-2018 гг. |
Бюджет проекта
№ | Содержание работ | Сумма | Источник финансирования |
Риски реализации проекта и способы их преодоления
К рискам реализации проекта следует отнести неисполнение обязательств со стороны образовательных организаций района.
Дополнительные эффекты проекта
В ходе реализации данного проекта сложится практика по взаимодействию учителей-предметников общеобразовательных организаций района по формированию смыслового чтения.
Описание проекта.
- Изучение педагогами технологии смыслового чтения.
При обучении различным видам чтения в работе будут использоваться следующие приёмы:
- вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
- восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.
- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
- сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
- «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
- называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
- составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
- множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ).
- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
- составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
- предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
- викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
- логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
- верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
2. Проведение диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения в 1-7 классах.
Для этого будем использовать диагностические тексты с критериями оценки. Мониторинг читательской деятельности школьников Мониторинг — система сбора и обработки информации, позволяющая судить о состоянии объекта в разные моменты времени и дающая прогноз его развития. Полученная информация может быть использована для улучшения процесса образования.
Для оценки навыка чтения может проводиться диагностика умений находить информацию, интерпретировать текст, осуществлять рефлексию и оценку текста.
Диагностика читательских умений может осуществляться следующим образом.
Работа с художественным текстом.
1 этап.
Задание:
- попытайтесь предугадать, о чём это произведение?
- знаете ли вы другие произведения этого автора?
- можете ли вы заранее сказать, о каком историческом времени пойдет речь в произведении?
2 этап. Диалог с автором.
Задание:
- прочитайте рассказ с карандашом;
- по ходу чтения «задайте вопросы автору» и запишите их на полях.
Текст | Вопросы автору |
Задание:
1. Ответьте письменно на вопросы:
значение каких слов вы поняли только из контекста?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
какие слова остались непонятны?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чём идея рассказа? (ответьте письменно)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие художественные приемы и средства (метафора, эпитет, композиция и др.) помогли вам это понять? (ответ запишите, указав эти средства и их функции)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика определения уровня развития чтения Ясюковой Л.А.
Методика Ясюковой Л.А. используется для определения уровня развития чтения однократно у учеников 3 - 11 классов.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ Фамилия, имя_____________________________________________________________ Класс ______________________________ Скоро она зашла в самую чащу ___________________ . Ни одна _________________________ не залетала сюда, ни единый __________________________ не проникал сквозь __________________ ветви. Высокие стволы _______________ __________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так __________________, что Элиза __________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _____________________, попадавшего ей _______________ ноги. Никогда еще Элиза _________________ в такой глуши.
|
Тест проверки уровня развития чтения
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту проверки уровня развития чтения:
- - леса
- - птица, птичка
- - луч света, лучик, луч, звук
- - густые
- - стояли, деревьев стояли, встали
- - тихо
- - слышала
- - листа, листочка, листика
- - под
- - не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10), которая сравнивается с нормативными данными (Приложение 1) для определения уровня (зоны) развития навыка чтения. Каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).
Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и небольших по объему. Такой ребенок не читает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.
Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознано определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.
Зона 4. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.
Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.
3. Проанализировать полученные результаты, оформив диаграмму для наглядного представления.
4. Провести анкетирование родителей «Домашнее чтение».
Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»
Уважаемые родители!
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке «таланта читателя». Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Ваши Ф. И. О. ___
Ф. И. О. ребёнка ___
1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?
а) да (почему) ___
б) нет (почему) ___
2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?
а) да;
б) нет.
3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:
а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;
б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;
в) чтение вслух для всех членов семьи;
г) когда все члены семьи заняты чтением;
д) другое.
4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?
а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть) .
б) нет.
5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?
а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, ко-гда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___
б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___
6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
а) мать;
б) отец;
в) другие члены семьи (указать кто) ___
г) все вместе.
7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
а) да, после каждого чтения;
б) не всегда;
в) нет.
8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?
а) да.
б) нет.
9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
а) сказки;
б) стихи;
в) литературу о природе;
г) энциклопедии, книги познавательного содержания;
д) нет определенных предпочтений.
10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:
11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:
а) да.
б) нет.
12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.
а) да.
б) нет.
13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:
а) да.
б) нет.
14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
а) да, очень часто;
б) да, иногда;
в) очень редко;
г) никогда.
15. Вы считаете, что чтение – это:
а) хорошее средство развлечения, время препровождения;
б) полезное занятие;
в) Ваш вариант.
16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?
а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;
б) нет, я считаю это преувеличение;
в) затрудняюсь ответить.
17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;
б) когда как;
в) нет, книгу ничто не заменит.
18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?
а) в дошкольном возрасте;
б) в школе;
в) затрудняюсь ответить.
19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в классе ___
Спасибо за искренние ответы!
5. На родительском собрании «Важность чтения для успешного обучения ребёнка» представить результаты диагностики и анкетирования с целью привлечения внимания к проблеме и осуществлению помощи.
6.В течение года будет организована внеклассная работа, направленная на поддержание интереса к чтению у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Формирование навыков смыслового чтения
В презентации представлена одна из форм работы с небольшим текстом на уроке...
Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы
Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)
Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...
Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"
Презентация содержит теорию и практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...