"Вы в битве Родину спасли" (по фрагменту из повести В.А.Закруткина "Матерь человеческая")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цели урока: знакомство с произведениями о ВОВ; воспитание воспитание патриотизма и гуманизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rl_6klass_dlya_stranitsy.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская литература. Класс – 6
Учитель – Самахужина Фазима Уразаевна
МОУ Метелевская СОШ
слайды | Ход урока |
Тема: «Вы в битве Родину спасли». (По фрагменту из повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая») Цели: 1) знакомство с произведениями о ВОВ. 2) Развитие речи, мышления; Ход урока: I. Орг момент. II. Слово учителя. - Тема урока - «Вы в битве Родину спасли». Речь пойдёт о войне, о мужественных защитниках Родины и о произведениях, в которых отразилась тема войны. Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. - Ранним утром в воскресенье 21 июня 1941 года мирную тишину городов и сёл разорвали взрывы бомб и снарядов. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война. Песня «Священная война». (Слушание) Вы прослушали песню на слова Лебедева - Кумача, музыка Александрова «Священная война». Именно с этой песней бойцов провожали на фронт. Война – это самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Приходилось оставлять врагу города и сёла – землю, политую кровью и потом. О первых днях войны стихотворение К.Симонова. Стих. Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». В первые дни и месяцы войны огонь войны прошёл и по мирным жителям: обуглил хаты, унёс родных и близких людей. . На прошлом уроке мы познакомились с отрывком из повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая». Слайд: « Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием, - всё это было мне известно…» – так начинается повесть, которую в полном объёме вы будете изучать в старших классах, а на прошлом уроке мы лишь прочитали отдельные страницы. - Действие в повести происходит в первые месяцы ВОВ.. Прочитайте абзац, в котором говорится о том, что она пережила в эти месяцы?. (стр. 64). (Главная героиня Мария испытала все ужасы войны Фашисты сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили. - Можно ли назвать героиню мужественной? Почему? ( Мария – обыкновенная русская женщина, крестьянка. Хотя вроде бы и никакого героического поступка она не совершила, мы можем её назвать мужественной. Мужественная, потому что находит в себе силы жить. (первый абзац. В конце предложения многоточие. Недосказанность. Читатель сам должен догадаться о чувствах Марии. - Какие чувства испытывала Мария, вернувшись в родное пепелище? («-Я не смогу жить… - давясь слезами, шептала Мария, - я не хочу жить… Разве можно так жить». И всё же героиня находит в себе силы жить и даже помогать, сочувствовать другим. Вот это тоже мужество. - Совершенно разные люди: простая русская женщина и молодой раненый немецкий солдат оказались в одном и том же месте, в погребе. Как меняются их чувства по отношению друг к другу? (Мария испытывает чувство злобы по отношению к немцу, желание отомстить. Это чувство сменяется чувством сострадания. В.Брахт испугался Марии, затем он испытывает благодарность к ней, потому что она напоила его молоком, зажгла свечку, чтоб он не умер в темноте). - Что объединяет этих героев? (Трагическая судьба. Война их сделала несчастными людьми. То что вы сказали, как бы подтверждает В.Закруткин. Война несёт смерть, разрушение, страдания. Но главная мысль произведения – даже на войне можно совершать гуманные (человеколюбивые) поступки. - Почему рассказ называется «Матерь человеческая»? (доведённая до отчаяния Мария решилась убить немца. Но слово мама остановило её, она даже потеряла сознание. Вспоминая об этом, она … «Матерь чел –ая», потому что нисмотря ни на какие лишения не стала жестокой, злой, не утратила способности сопереживать, сочувствовать.) - В мир приходит женщина, Чтобы свечу зажечь. В мир приходит женщина, Чтобы очаг беречь В мир приходит женщина, Чтоб любимой быть. В мир приходит женщина, Чтоб дитя родить. В мир приходит женщина, Чтоб цветам цвести. В мир приходит женщина, Чтобы мир спасти. Именно в спасении, а не в убийстве заключается миссия женщины, матери. Потому и называется рассказа «Матерь человеческая». На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. Женщина и война – несовместимы… Раз женщина берёт в руки оружие – значит война – явление противоестественное природе человека. - Но война не уничтожила в наших людях способность любить, тонко чувствовать добро, любоваться прекрасным. Выносить неимоверные трудности войны, помогали нашим солдатам образы далёких любимых. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь…» Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех… Иногда были не прочь и сплясать. Жизнь продолжалась! Картина называется «На привале». - Следующее произведение о ВОВ - это стих. татарского поэта – фронтовика, Героя Советского Союза, Мусы Джалиля. Стих . М Джалиля «О героизме» (отрывок)
Знаю, в песне есть твоей, джигит, Пламя и любовь к родной стране. Но боец не песней знаменит; Что, скажи, ты сделал на войне? Встал ли ты за Родину свою В час, когда пылал великий бой? Смелых узнают всегда в бою, В горе проверяется герой Умирая, не умрёт герой – Мужество останется в веках. Имя прославляй своё борьбой, Чтоб оно не молкло на устах! Стих. называется «О героизме». Эта тема стих. Какова осн. мысль стих. ? 1) Героем является тот, кто встал за Родину свою в час, когда пылал великий бой. 2) Чтение последнего четверостишия. Подберите синонимы к слову мужество. (Смелость, храбрость, бесстрашие, героизм, самоотверженность). 3) Как вы понимаете слова: Умирая, не умрёт герой – Мужество останется в веках. Имя прославляй своё борьбой, Чтоб оно не молкло на устах! (человек, совершивший героизм, мужественный поступок, всегда останется в благодарной памяти народа, никогда не будет забыт. Значит, настоящий герой –тот кто совершает благородные красивые поступки. Вывод – война проверяет людей на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. «Всё для фронта, всё для победы!» Это был не лозунг, эта была клятва. «Урал – опорный край державы, её добытчик и кузнец». Эти слова из поэмы Александра Твардовского стали крылатыми. Во время ВОВ Урал был арсеналом действующей армии, кузницей её кадров. Неслучайно Челябинск заслужил почётное имя – Танкоград. Челябинцы выпускали танки, самоходные артиллерийские орудия, «катюши», боеприпасы. Челябинские военные училища готовили штурманов, танкистов, автомобилистов. Из Челябинска ушло в бой более 100 военных частей. В годы войны на Южном Урале были построены Челябинский и Чебаркульский металлургические Челябинский трубопрокатный заводы. В годы войны люди жили очень тяжело, но работали героически. «Всё для фронта, всё для победы!» Это был не лозунг, эта была клятва. Стих «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовский. Основная мысль стих – Война легла тяжёлым бременем не только на взрослых но и на детей. Но они иногда делали то, что не мог сделать взрослый. Ходили в разведку, добывали важные сведения. На войне совершали героические поступки не только взрослые, но и дети. Вывод – война лишила детей счастливого детства. - Почему в битве с фашизмом советский народ одержал победу? .Вывод: Героически защищали Отечество все: и мужчины и женщины, и взрослые, и дети; люди разных возрастов, разных национальностей. Все встали на защиту своей Родины. Работали заводы, фабрики, школы. Делали оружие, шили одежду, растили хлеб. Всё - для фронта, всё - для победы. Наравне с мужчинами приближали победу женщины и дети. Выстояли. Победили. Салют и слава годовщине Навеки памятного дня! Салют Победе, что в Берлине Огнем попрала мощь огня! Салют ее большим и малым Творцам, что шли путем одним, Ее бойцам и генералам, Салют! Путь к Победе был очень долгим… Стих. Тысячу четыреста восемнадцать дней Бомбёжек, крови, огня, Неисчислимых людских смертей, Жизней тех, кто стоял стеной, Дней и ночей, звавших меня В пороховой туман атак, Веривших – будет повержен враг, Ведь Родина – за спиной! Путь к Победе был очень трудным… Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев… 2600 км прошёл, проехал, а то и по-пластунски прополз солдат, чтобы дойти до Берлина. Фронтовые дороги никогда не забудет солдат. Песня «Эх, дороги». ВОВ была одним из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна, наш народ. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего победу. Давно закончилась война, но в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Стих «Вы в битве Родину спасли». Вы в битве Родину спасли, Преодолели все преграды, Спасибо вам от всей земли, За всё спасибо вам, солдаты. И в добрый час, счастливый час, Час мирного рассвета. Во имя вас, во имя вас Мы празднуем победу! Как вы вступали в города! Навстречу вам бежали дети, Вам благодарны навсегда Мы все, живущие на свете. Мы помним всех по именам, И всех обнять мы рады! От всей души спасибо вам, Спасибо вам, солдаты! - Прошло более 60 –ти лет, как закончилась ВОВ. Но мы не должны забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Стихотворение «Пусть не будет войны никогда». Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойные спят города. Пусть сирены пронзительный вой Не звучит над твоей головой. Ни один пусть не рвется снаряд, Ни один не строчит автомат. Оглашают пусть наши леса Только птиц и детей голоса. И пусть мирно проходят года. Пусть не будет войны никогда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Мы в битве нашу Родину спасли"
Сценарий праздника к Дню Победы....
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Утверждение законов добра" (по фрагменту повести Закруткина В."Матерь человеческая")
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как о...
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...
Сценарий конкурса чтецов "Вы в битве Родину спасли!"
Внеклассное мероприятие по литературе...
Конкурс чтецов "Вы в битве Родину спасли!"
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по литературе с подборкой стихотворений на военную тематику....
"Вы в битве Родину спасли" Презентация к уроку.
Презентация к уроку литературы "Вы в битве Родину спасли"...
Вы в битве Родину спасли
Классный час посвященный ВОВ...