программы
опыты и эксперименты по литературе на тему
в данном разделе представлены различные образовательные программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 945.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда
Управление образования
Администрации Зерноградского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда
Диссеминация опыта в условиях реализации ПНПО
Авторская рабочая программа
учителя русского языка Елецкой М. В.
Чтобы помнили»
для учащихся 6-11 классов
При использовании материалов ссылка на
МБОУ гимназию г. Зернограда обязательна
г. Зерноград
2018 год
- Пояснительная записка
Программа «Чтобы помнили» является компонентом предметной области «Филология» и входит в вариативную часть учебного плана гимназии.
Основанием для разработки данной программы стала Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р.
Не прекращаются попытки фальсифицировать российскую историю, подвергнуть ее ревизии, в том числе в целях пересмотра итогов Второй мировой войны. В этих условиях важнейшим условием успешности мягкой силы российского гуманитарного влияния за рубежом является осуществление действенной культурной политики. А приобщение детей к чтению, которое среди всех каналов коммуникации является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры, есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
С учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения программа «Чтобы помнили» отражает идею приобщения подростка к литературе о героическом прошлом нашей страны, культуре России через общечеловеческие ценности добра, мира, милосердия, чести и достоинства. Возрождение читающей нации – дело государства, общества, школы, семьи. Поэтому данная программа отражает главные приоритеты государственной политики – формирование гражданского самосознания в современном поликультурном мире.
Программа рассчитана на 17 часов учебных занятий. В ходе этих занятий учащиеся 6-11 классов должны сформировать «Программу самообразования» из литературных произведений, которые вызывают вопросы, отражают современные проблемы понимания истории, побуждают интерес, порождают новые жизненные смыслы.
Программа предусматривает формат литературной студии, поскольку в ее основе принцип персонификации читательского процесса: программа предполагает формирование индивидуального запроса на художественную литературу в рамках перечня книг из «Примерного списка литературы гражданско-патриотической направленности».
Форма реализации программы – литературная студия – рассчитана на создание группы единомышленников, способных «заразительно» влиять на окружающих своим пристрастием к чтению, потенциалом интеллектуального и духовного личностного роста.
Традиционные уроки не в достаточной мере создают потенциал мотивационного самостоятельного чтения, поэтому учебные занятия данного курса строятся на диалоговой основе, в основе которой эмоционально-эстетический ресурс литературного чтения и аналитико-оценочная мыслительная деятельность учащихся. Все произведения, предусмотренные данной программой, не входят в общеобразовательную программу по литературе для 6-11 классов.
Задачи программы:
- повысить статус чтения, читательской активности и улучшение качества чтения;
- развивать культурную и читательскую компетентности детей и юношества, а также формировать у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров;
- обогатить внутренний мир подростка посредством чтения художественных произведений;
- формировать осмысленное понимание личностных и социальных явлений на основе произведений литературы, истории, культуры;
- расширить круг произведений для удовлетворения потребностей в общении, критическом осмыслении событий, эмоциональном переживании, эстетическом восприятии окружающего мира;
- повысить интерес к художественному слову, к литературным нормам речевой деятельности;
- формировать умение подбирать книги для чтения на основе личностных интересов, вопросов, проблем, внутреннего анализа своего мироощущения;
- расширить ресурс базового чтения учащихся на основе контрастных позиций, альтернативных художественных явлений в литературе;
- подготовить к написанию итогового сочинения в 11 классе, успешному написанию заданий 15,16,17 (сочинений на литературном материале) в ЕГЭ по литературе, а также выполнению задания 26 (в форме сочинения с привлечением аргументов из художественной литературы) в ЕГЭ по русскому языку.
Программа является откликом на Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709. «О списках рекомендуемых произведений».
Рабочая программа курса разработана на основе:
- образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда;
- учебного плана, календарного учебного графика;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов.
Программа имеет следующую структуру:
1. пояснительная записка;
2. общая характеристика программы;
3. описание места учебного курса в учебном плане;
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;
5. содержание учебного курса;
6. тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся;
7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы.
Программа рассмотрена на методическом объединении учителей русского языка и литературы, на педагогическом совете гимназии и утверждена приказом директора.
Программа является не только компонентом содержательного раздела основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда, но и представляет собой технологию, методический инструмент развития читательских умений школьника.
- Общая характеристика программы
Содержание данной программы сформировано с учётом возрастных, социокультурных особенностей и потребностей учащихся 6-11 классов. Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и элементы уроков внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают с источником - книгой.
Главная особенность содержания программы заключается в том, что каждый ученик в классе в течение каждой учебной четверти, работая индивидуально или в группе (2-3 человека), выбирает литературное произведение, прочитывает самостоятельно и презентует перед одноклассниками. Содержание произведения каждый пропускает через себя, через свои личные особенности, характер и собственную систему ценностей. Ученик имеет полное право, сжато пересказав сюжет произведения, остановиться на одном эпизоде, особенно запомнившемся ему нравственным смыслом, художественными образами, богатыми языковыми средствами. Основные формы работы: чтение эпизодов, эссе, аннотация, резюме, реферат, дискуссия. Отбор художественных произведений – результат совместной деятельности ученика с учителем в рамках технологии продуктивного чтения, которая призвана обеспечить правильное формирование читательской компетенции школьников.
Программа создает условия для продуктивной подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе и выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, где требуется предъявление аргументации на основе читательского опыта.
- Описание места учебного курса в учебном плане
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся 6-11 классов определяются учебным планом и расписанием занятий в соответствии с действующими санитарными нормами. Данный курс является продолжением учебного предмета «Литература» и реализуется в вариативном компоненте учебного плана в объеме 17 часов в год. Он призван расширить ресурс художественных произведений для самостоятельного чтения. Курс направлен на изучение художественных произведений вне списка произведений, изучаемых по школьной программе, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических, культурных, нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.
Учебный предмет | класс | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Инвариантная часть | ||||||
Литература | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Вариативная часть (интегрирована в инвариантную часть) | ||||||
Чтобы помнили | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
4. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты |
|
Предметные результаты |
|
- Содержание учебного курса
Содержание модуля «Чтобы помнили» для 6-11 классов отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1.Ознакомление со списком произведений гражданско-патриотической направленности художественных произведений, включенных в Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений» (приложение №4).
2.Техника вдумчивого самостоятельного чтения.
3. Виды читательской деятельности. Приёмы понимания прочитанного при чтении и слушании.
4.Эмоциональное и эстетическое переживание читателя. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческий анализ текста.
6.Творческая деятельность учащихся: ведение читательского дневника, собственные сочинения, отзывы на прочитанные произведения, дискуссии, статьи, презентации, чтение наизусть отрывков из прочитанных книг.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Введение. Ознакомление с курсом «Чтобы помнили», постановка задач, организация этапов работы над индивидуальной программой «Самостоятельное чтение» | 1 час | Просмотр списка книг гражданско-патриотической направленности. |
2. | Анкета «Мои читательские предпочтения». | 1 час | Составление своего проекта-перечня произведений (подготовка наброска). |
3. | Самостоятельное чтение. Проект программы «Мои прочитанные книги». Этапы домашнего чтения. | 1 час | Коллективное обсуждение проектов. Презентация своего личного проекта. Составление маршрута читателя. |
4. | Я – читатель. (Техника отбора и чтения. Приемы анализа произведения. Фиксация впечатлений, переживаний, осмыслений). | 1 час | Практическая работа по отбору произведений на основе исторических процессов. Алгоритм анализа произведения. Образцы форм фиксации мыслей, выводов, впечатлений. |
5. | Мир моих прочитанных книг. (Чтение вслух важных для понимания идеи произведения или понравившихся отрывков, рассказы и эмоциональные отзывы о прочитанном, художественные зарисовки эпизодов, анализ произведений.) | 9 часов | Чтение эпизодов, анализ, ведение читательских дневников, написание отзыва, эссе, сочинения-рассуждения, статьи для публикации. Отчет по проекту «Мои прочитанные книги». Работа в библиотеке, дискуссии, публичные выступления в разных классах, на читательской конференции, на родительском собрании, |
6. | История создания. | 1 час | Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории создания прочитанных произведений. |
7. | История публикации. | 1 час | Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории публикации прочитанных произведениях. |
8. | Словесное искусство. | 2 часа | Собственное творчество учащихся. Подготовка сборника «Я начинающий писатель ...» |
- Учебно-методические ресурсы
Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и студийные занятия разного формата: семинар, презентация, библиотечный час, дискуссия, инсценировка. Главное отличие занятий – работа с книгой. Главный результат заключается в том, что каждый ребенок в течение учебного года устраивает публичную презентацию самостоятельно прочитанных книг гражданско-патриотической направленности.
Ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное самостоятельное чтение текста. Чтение-слушание эпизодов текста по выбору учащегося, презентующего книгу, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Первичное восприятие (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. «Вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов текста. Анализ эпизодов текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному и проч.). Выделение аргументов для использования в сочинениях ЕГЭ по русскому языку и литературе.
3.Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка проблем исходного текста. Обращение к отдельным фрагментам текста.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием и его смыслом.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Система оценки предусматривает самооценку, взаимооценку, внешнюю экспертизу - эти виды являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы развития читательских умений школьников.
В ходе разработки авторской программы была использована литература и информационные сайты:
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 2005.
3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М., 1991.
4. Газета «Педсовет» №3; №6 2005.
5. http://knig 100.spbu.ru/ books/
6. ria.ru/societ/20130130
7. chitai6class.blogpot.ru
Примерный список литературы гражданско-патриотической направленности
(из письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 года № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»).
№ | Автор | Произведение | Класс |
1 | Алексеев С. | Сто рассказов о войне | 1 - 4 |
2 | Астафьев В. | Лучшие рассказы для детей | 1 - 4 |
3 | Гайдар А. | Тимур и его команда | 1 - 4 |
4 | Ильина Е. | Четвертая высота | 1 - 4 |
5 | Катаев В. | Сын полка | 1 - 4 |
6 | Михалков С. | Дядя Степа | 1 - 4 |
7 | Михалков С. | Стихи о войне | 1 - 4 |
8 | Тополь Э. | «Стрижи» на льду | 1 - 4 |
9 | Поротников В. | 1612. Минин и Пожарский | 5-9 |
10 | Ян В. | Батый | 5-9 |
11 | Сульянов А. | Взлет и трагедия Юрия Гагарина | 5-9 |
12 | Никулин Н. | Воспоминания о войне | 5-9 |
13 | Нерсесов Я. | Гений войны Кутузов. «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву» | 5-9 |
14 | Шишов А. | Герои 1812 года. От Багратиона и Барклая до Раевского и Милорадовича | 5-9 |
Дневник детской памяти. Это и моя война | 5-9 | ||
16 | Федотов Л. | Дневник советского школьника. Мемуары пророка из 9А | 5-9 |
17 | Герман Ю. | Дорогой мой человек | 5-9 |
18 | Решетников В. | Избранники времени. Обреченные на подвиг | 5-9 |
19 | Перевезенцев С. | Истоки русской души. Обретение веры | 5-9 |
20 | Фоменко Н. | Корона российской империи. Слава, честь и доблесть династии Романовых | 5-9 |
21 | Генрик С. | Крестоносцы | 5-9 |
Первая мировая война. Неизвестные страницы | 5-9 | ||
23 | Полевой Б. | Повесть о настоящем человеке | 5-9 |
24 | Цвейг С. | Подвиг Магеллана. Человек и его деяние. Америго: Повесть об одной исторической ошибке | 5-9 |
25 | Константинов К. | Рокоссовский. Командующий Парадом Победы | 5-9 |
Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского | 5-9 | ||
27 | Дюма А. | Учитель фехтования | 5-9 |
28 | Монвиж-Монтвид А. | Юрий Гагарин | 5-9 |
29 | Герман Ю. | Я отвечаю за все | 5-9 |
30 | Можейко И. | 1185 год. Восток — Запад. Русь. Запад. Запад против Востока | 10-11 |
31 | Уртулль Ф.-Г. | 1812 Березина. Победа в разгар катастрофы | 10-11 |
32 | Уртулль Ф.-Г. | 1812. Бородино. Битва за Москву | 10-11 |
33 | Исаев А., Драбкин А. | 22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война | 10-11 |
34 | Бахревский В. | Аввакум | 10-11 |
35 | Чаплыгин А. | «Армата». «Царь-Танк» на страже Родины | 10-11 |
36 | Пикуль В. | Барбаросса | 10-11 |
37 | Булгаков М. | Бег | 10-11 |
38 | Булгаков М. | Белая гвардия | 10-11 |
39 | Радзинский Э. | Берегитесь, боги жаждут! | 10-11 |
40 | Петрухин А., Шеменев В. | «Варяг» не сдаётся | 10-11 |
41 | Некрасов В. | В окопах Сталинграда. Рассказы | 10-11 |
42 | Васильев Б. | В списках не значился | 10-11 |
43 | Вяземский Ю. | Великий Любовник. Юность Понтия Пилата. Трудный вторник | 10-11 |
44 | Вяземский Ю. | Великий понедельник | 10-11 |
45 | Балашов Д. | Вечер столетия | 10-11 |
46 | Иванов А. | Вечный зов. Т. 1 | 10-11 |
47 | Иванов А. | Вечный зов. Т. 2 | 10-11 |
48 | Васильев Б. | Вещий Олег | 10-11 |
49 | Васильев Б. | Владимир Красное Солнышко | 10-11 |
50 | Хилари М. | Внесите тела | 10-11 |
51 | Васильев Б., Быков В., Шолохов М. и др. | Война 1941 - 1945. Повести и рассказы | 10-11 |
52 | Толстой Л. | Война и мир. Том I-II | 10-11 |
53 | Дышев А. | Война красива и нежна | 10-11 |
54 | Язвицкий В. | Вольное царство. Государь всея Руси. Книга 4-5 романа "Иван III — государь всея Руси" | 10-11 |
55 | Рунов В. | Гений войны Скобелев. «Белый генерал» | 10-11 |
56 | Лермонтов М. | Герой нашего времени | 10-11 |
57 | Артур К. | Гладиаторы | 10-11 |
58 | Фейхтвангер Л. | Гойя, или Тяжкий путь познания | 10-11 |
59 | Ладинский А. | Голубь над Понтом | 10-11 |
60 | Беляков С. | Гумилев, сын Гумилева | 10-11 |
«Детская книга войны. Дневники 1941-1945» | 10-11 | ||
62 | Кассиль Л. | Дорогие мои мальчишки | 10-11 |
63 | Гумилев Л. | Древняя Русь и Великая степь | 10-11 |
64 | Асадов Э. | Дума о Севастополе | 10-11 |
65 | Ганиева А. | Жених и невеста | 10-11 |
66 | Симонов К. | Живые и мёртвые. Книга вторая (Солдатами не рождаются) | 10-11 |
67 | Симонов К. | Живые и мёртвые. Книга третья (Последнее лето) | 10-11 |
68 | Гроссман В. | Жизнь и судьба | 10-11 |
69 | Юзефович С. | Журавли и карлики | 10-11 |
70 | Юзефович С. | Зимняя дорога | 10-11 |
71 | Иванов А. | Золото бунта | 10-11 |
72 | Яхина Г. | Зулейха открывает глаза | 10-11 |
73 | Томас М. | Иосиф и его братья | 10-11 |
74 | Карамзин Н. | История государства Российского | 10-11 |
75 | Соловьев С. | История России с древнейших времен | 10-11 |
76 | Вилков М., Шарковский Д. | История России: иллюстрированный путеводитель | 10-11 |
77 | Язвицкий В. | Княжич. Соправитель. Великий князь Московский | 10-11 |
78 | Гримберг Ф. | Княжна Тараканова | 10-11 |
79 | Васильев Б. | Князь Святослав | 10-11 |
80 | Авченко | Кристалл в прозрачной оправе | 10-11 |
81 | Балашов Д. | Куликово поле | 10-11 |
82 | Водолазкин Е. | Лавр | 10-11 |
83 | Басинский | Лев Толстой: бегство из рая | 10-11 |
84 | Берггольц О. | Ленинградский дневник | 10-11 |
85 | Цвейг С. | Мария Антуанетта | 10-11 |
86 | Цвейг С. | Мария Стюарт | 10-11 |
87 | Быков В. | Мёртвым не больно | 10-11 |
88 | Кен Ф. | Мир без конца | 10-11 |
89 | Балашов Д. | Младший сын. Великий стол. Бремя власти | 10-11 |
90 | Фадеев А. | Молодая гвардия | 10-11 |
91 | Вострышев М. | Москва военная день за днем. Дневники жизни и смерти. 22 июня 1941— 9 мая 1945 | 10-11 |
92 | Драбкин А. | Мы дрались на бомбардировщиках. Три бестселлера одним томом | 10-11 |
93 | Драбкин А. | Мы дрались против «Тигров». «Главное – выбить у них танки!» | 10-11 |
94 | Драбкин А. | Мы сгорали заживо. Смертники Великой Отечественной | 10-11 |
95 | Варламов | Мысленный волк | 10-11 |
96 | Драбкин А. | На войне как на войне. «Я помню» | 10-11 |
97 | Вернадский Г. | Начертание русской истории | 10-11 |
98 | Никитин В. | Наш Патриарх Кирилл. Вся жизнь и один год | 10-11 |
99 | Рыбаков А. | Неизвестный солдат | 10-11 |
100 | Широкорад А. | «Непотопляемый авианосец» Крым 1945-2014 | 10-11 |
101 | Бахревский В. | Никон; Разбойник Кудеяр | 10-11 |
102 | Приставкин А. | Ночевала тучка золотая | 10-11 |
103 | Карамзин Н. | О любви к Отечеству. История государства Российского | 10-11 |
104 | Прилепин З. | Обитель | 10-11 |
105 | Генрик С. | Огнём и мечом | 10-11 |
106 | Гумилев Л. | От Руси до России | 10-11 |
107 | Балашов Д. | Отречение | 10-11 |
108 | Сергеева-Клятис А. | Пастернак в жизни | 10-11 |
109 | Песков И. | Первая Мировая война. Самая полная энциклопедия | 10-11 |
110 | Дубровин Н. | Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» | 10-11 |
111 | Толстой А. | Пётр I | 10-11 |
112 | Шолохов М. | Поднятая целина | 10-11 |
113 | Железняков А. | Поехали!» Мы – первые в космосе | 10-11 |
114 | Генрик С. | Потоп | 10-11 |
115 | Бессарабова Н. | Путешествия Екатерины Великой по России: от Ярославля до Крыма | 10-11 |
116 | Югов А. | Ратоборцы | 10-11 |
117 | Пикуль В. | Реквием каравану PQ-17 | 10-11 |
118 | Сергиевская А. | Романовы. Государь Император Николай III | 10-11 |
119 | Парфенов Л. | Российская империя: Александр I, Николай I | 10-11 |
120 | Парфенов Л. | Российская империя: Екатерина II, Павел I | 10-11 |
121 | Парфенов Л. | Российская империя: Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна | 10-11 |
122 | Вершинин Л. | Россия против Запада. 1000-летняя война | 10-11 |
123 | Платонов С. | Русская история | 10-11 |
124 | Костомаров Н. | Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей | 10-11 |
125 | Солженицын А. | Русский вопрос на рубеже веков | 10-11 |
126 | Иванов В. | Русь великая | 10-11 |
127 | Шигин В. | Севастополь. Город русской славы | 10-11 |
128 | Шагланов А. | «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944 | 10-11 |
129 | Иванов А. | Сердце Пармы | 10-11 |
130 | Панова В. | Сказание об Ольге. (Сказание о Феодосии. Феодорец Белый Клобучок. Кто умирает) | 10-11 |
131 | Бахревский В. | Смута | 10-11 |
132 | Куприн А. | События в Севастополе | 10-11 |
133 | Кучерская М. | Современный патерик. Чтение для впавших в уныние | 10-11 |
134 | Шмелев И. | Солнце мертвых | 10-11 |
135 | Шляхов А. | Степной закат | 10-11 |
136 | Балашов Д. | Степной пролог | 10-11 |
137 | Шолохов М. | Тихий Дон. Том I | 10-11 |
138 | Шолохов М. | Тихий Дон. Том II | 10-11 |
139 | Ник Д. | Тутанхамон. Книга теней | 10-11 |
140 | Драбкин А. | Фронтовые разведчики. «Я ходил за линию фронта» | 10-11 |
141 | Соловьев С. | Чтения и рассказы по истории России | 10-11 |
142 | Балашов Д. | Юрий | 10-11 |
143 | Драбкин А. | Я дрался на Т-34. Обе книги одним томом | 10-11 |
144 | Драбкин А. | Я дрался на Т-34. Третья книга | 10-11 |
145 | Драбкин А. | Я дрался на танке. Фронтовая правда Победителей | 10-11 |
146 | Драбкин А. | Я дрался на штурмовике. Обе книги одним томом | 10-11 |
147 | Платонов А. | … я прожил жизнь. Письма 1920-1950-х | 10-11 |
Муниципальное бюджетное |
общеобразовательное учреждение |
гимназия г. Зернограда |
347740, Россия, Ростовская область, |
г.Зерноград, ул. Советская, 42/11 |
Телефон/факс: 8(86359) 41-8-33 E-mail: zern_gimnazia@mail.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...