программы
опыты и эксперименты по литературе на тему
в данном разделе представлены различные образовательные программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura-eletskaya_m._v.docx | 945.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда
Управление образования
Администрации Зерноградского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда
Диссеминация опыта в условиях реализации ПНПО
Авторская рабочая программа
учителя русского языка Елецкой М. В.
Чтобы помнили»
для учащихся 6-11 классов
При использовании материалов ссылка на
МБОУ гимназию г. Зернограда обязательна
г. Зерноград
2018 год
- Пояснительная записка
Программа «Чтобы помнили» является компонентом предметной области «Филология» и входит в вариативную часть учебного плана гимназии.
Основанием для разработки данной программы стала Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р.
Не прекращаются попытки фальсифицировать российскую историю, подвергнуть ее ревизии, в том числе в целях пересмотра итогов Второй мировой войны. В этих условиях важнейшим условием успешности мягкой силы российского гуманитарного влияния за рубежом является осуществление действенной культурной политики. А приобщение детей к чтению, которое среди всех каналов коммуникации является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры, есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
С учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения программа «Чтобы помнили» отражает идею приобщения подростка к литературе о героическом прошлом нашей страны, культуре России через общечеловеческие ценности добра, мира, милосердия, чести и достоинства. Возрождение читающей нации – дело государства, общества, школы, семьи. Поэтому данная программа отражает главные приоритеты государственной политики – формирование гражданского самосознания в современном поликультурном мире.
Программа рассчитана на 17 часов учебных занятий. В ходе этих занятий учащиеся 6-11 классов должны сформировать «Программу самообразования» из литературных произведений, которые вызывают вопросы, отражают современные проблемы понимания истории, побуждают интерес, порождают новые жизненные смыслы.
Программа предусматривает формат литературной студии, поскольку в ее основе принцип персонификации читательского процесса: программа предполагает формирование индивидуального запроса на художественную литературу в рамках перечня книг из «Примерного списка литературы гражданско-патриотической направленности».
Форма реализации программы – литературная студия – рассчитана на создание группы единомышленников, способных «заразительно» влиять на окружающих своим пристрастием к чтению, потенциалом интеллектуального и духовного личностного роста.
Традиционные уроки не в достаточной мере создают потенциал мотивационного самостоятельного чтения, поэтому учебные занятия данного курса строятся на диалоговой основе, в основе которой эмоционально-эстетический ресурс литературного чтения и аналитико-оценочная мыслительная деятельность учащихся. Все произведения, предусмотренные данной программой, не входят в общеобразовательную программу по литературе для 6-11 классов.
Задачи программы:
- повысить статус чтения, читательской активности и улучшение качества чтения;
- развивать культурную и читательскую компетентности детей и юношества, а также формировать у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров;
- обогатить внутренний мир подростка посредством чтения художественных произведений;
- формировать осмысленное понимание личностных и социальных явлений на основе произведений литературы, истории, культуры;
- расширить круг произведений для удовлетворения потребностей в общении, критическом осмыслении событий, эмоциональном переживании, эстетическом восприятии окружающего мира;
- повысить интерес к художественному слову, к литературным нормам речевой деятельности;
- формировать умение подбирать книги для чтения на основе личностных интересов, вопросов, проблем, внутреннего анализа своего мироощущения;
- расширить ресурс базового чтения учащихся на основе контрастных позиций, альтернативных художественных явлений в литературе;
- подготовить к написанию итогового сочинения в 11 классе, успешному написанию заданий 15,16,17 (сочинений на литературном материале) в ЕГЭ по литературе, а также выполнению задания 26 (в форме сочинения с привлечением аргументов из художественной литературы) в ЕГЭ по русскому языку.
Программа является откликом на Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709. «О списках рекомендуемых произведений».
Рабочая программа курса разработана на основе:
- образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда;
- учебного плана, календарного учебного графика;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов.
Программа имеет следующую структуру:
1. пояснительная записка;
2. общая характеристика программы;
3. описание места учебного курса в учебном плане;
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;
5. содержание учебного курса;
6. тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся;
7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы.
Программа рассмотрена на методическом объединении учителей русского языка и литературы, на педагогическом совете гимназии и утверждена приказом директора.
Программа является не только компонентом содержательного раздела основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда, но и представляет собой технологию, методический инструмент развития читательских умений школьника.
- Общая характеристика программы
Содержание данной программы сформировано с учётом возрастных, социокультурных особенностей и потребностей учащихся 6-11 классов. Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и элементы уроков внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают с источником - книгой.
Главная особенность содержания программы заключается в том, что каждый ученик в классе в течение каждой учебной четверти, работая индивидуально или в группе (2-3 человека), выбирает литературное произведение, прочитывает самостоятельно и презентует перед одноклассниками. Содержание произведения каждый пропускает через себя, через свои личные особенности, характер и собственную систему ценностей. Ученик имеет полное право, сжато пересказав сюжет произведения, остановиться на одном эпизоде, особенно запомнившемся ему нравственным смыслом, художественными образами, богатыми языковыми средствами. Основные формы работы: чтение эпизодов, эссе, аннотация, резюме, реферат, дискуссия. Отбор художественных произведений – результат совместной деятельности ученика с учителем в рамках технологии продуктивного чтения, которая призвана обеспечить правильное формирование читательской компетенции школьников.
Программа создает условия для продуктивной подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе и выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, где требуется предъявление аргументации на основе читательского опыта.
- Описание места учебного курса в учебном плане
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся 6-11 классов определяются учебным планом и расписанием занятий в соответствии с действующими санитарными нормами. Данный курс является продолжением учебного предмета «Литература» и реализуется в вариативном компоненте учебного плана в объеме 17 часов в год. Он призван расширить ресурс художественных произведений для самостоятельного чтения. Курс направлен на изучение художественных произведений вне списка произведений, изучаемых по школьной программе, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических, культурных, нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.
Учебный предмет | класс | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Инвариантная часть | ||||||
Литература | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Вариативная часть (интегрирована в инвариантную часть) | ||||||
Чтобы помнили | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
4. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты |
|
Предметные результаты |
|
- Содержание учебного курса
Содержание модуля «Чтобы помнили» для 6-11 классов отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1.Ознакомление со списком произведений гражданско-патриотической направленности художественных произведений, включенных в Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений» (приложение №4).
2.Техника вдумчивого самостоятельного чтения.
3. Виды читательской деятельности. Приёмы понимания прочитанного при чтении и слушании.
4.Эмоциональное и эстетическое переживание читателя. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческий анализ текста.
6.Творческая деятельность учащихся: ведение читательского дневника, собственные сочинения, отзывы на прочитанные произведения, дискуссии, статьи, презентации, чтение наизусть отрывков из прочитанных книг.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Введение. Ознакомление с курсом «Чтобы помнили», постановка задач, организация этапов работы над индивидуальной программой «Самостоятельное чтение» | 1 час | Просмотр списка книг гражданско-патриотической направленности. |
2. | Анкета «Мои читательские предпочтения». | 1 час | Составление своего проекта-перечня произведений (подготовка наброска). |
3. | Самостоятельное чтение. Проект программы «Мои прочитанные книги». Этапы домашнего чтения. | 1 час | Коллективное обсуждение проектов. Презентация своего личного проекта. Составление маршрута читателя. |
4. | Я – читатель. (Техника отбора и чтения. Приемы анализа произведения. Фиксация впечатлений, переживаний, осмыслений). | 1 час | Практическая работа по отбору произведений на основе исторических процессов. Алгоритм анализа произведения. Образцы форм фиксации мыслей, выводов, впечатлений. |
5. | Мир моих прочитанных книг. (Чтение вслух важных для понимания идеи произведения или понравившихся отрывков, рассказы и эмоциональные отзывы о прочитанном, художественные зарисовки эпизодов, анализ произведений.) | 9 часов | Чтение эпизодов, анализ, ведение читательских дневников, написание отзыва, эссе, сочинения-рассуждения, статьи для публикации. Отчет по проекту «Мои прочитанные книги». Работа в библиотеке, дискуссии, публичные выступления в разных классах, на читательской конференции, на родительском собрании, |
6. | История создания. | 1 час | Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории создания прочитанных произведений. |
7. | История публикации. | 1 час | Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории публикации прочитанных произведениях. |
8. | Словесное искусство. | 2 часа | Собственное творчество учащихся. Подготовка сборника «Я начинающий писатель ...» |
- Учебно-методические ресурсы
Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и студийные занятия разного формата: семинар, презентация, библиотечный час, дискуссия, инсценировка. Главное отличие занятий – работа с книгой. Главный результат заключается в том, что каждый ребенок в течение учебного года устраивает публичную презентацию самостоятельно прочитанных книг гражданско-патриотической направленности.
Ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное самостоятельное чтение текста. Чтение-слушание эпизодов текста по выбору учащегося, презентующего книгу, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Первичное восприятие (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. «Вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов текста. Анализ эпизодов текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному и проч.). Выделение аргументов для использования в сочинениях ЕГЭ по русскому языку и литературе.
3.Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка проблем исходного текста. Обращение к отдельным фрагментам текста.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием и его смыслом.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Система оценки предусматривает самооценку, взаимооценку, внешнюю экспертизу - эти виды являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы развития читательских умений школьников.
В ходе разработки авторской программы была использована литература и информационные сайты:
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 2005.
3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М., 1991.
4. Газета «Педсовет» №3; №6 2005.
5. http://knig 100.spbu.ru/ books/
6. ria.ru/societ/20130130
7. chitai6class.blogpot.ru
Примерный список литературы гражданско-патриотической направленности
(из письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 года № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»).
№ | Автор | Произведение | Класс |
1 | Алексеев С. | Сто рассказов о войне | 1 - 4 |
2 | Астафьев В. | Лучшие рассказы для детей | 1 - 4 |
3 | Гайдар А. | Тимур и его команда | 1 - 4 |
4 | Ильина Е. | Четвертая высота | 1 - 4 |
5 | Катаев В. | Сын полка | 1 - 4 |
6 | Михалков С. | Дядя Степа | 1 - 4 |
7 | Михалков С. | Стихи о войне | 1 - 4 |
8 | Тополь Э. | «Стрижи» на льду | 1 - 4 |
9 | Поротников В. | 1612. Минин и Пожарский | 5-9 |
10 | Ян В. | Батый | 5-9 |
11 | Сульянов А. | Взлет и трагедия Юрия Гагарина | 5-9 |
12 | Никулин Н. | Воспоминания о войне | 5-9 |
13 | Нерсесов Я. | Гений войны Кутузов. «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву» | 5-9 |
14 | Шишов А. | Герои 1812 года. От Багратиона и Барклая до Раевского и Милорадовича | 5-9 |
Дневник детской памяти. Это и моя война | 5-9 | ||
16 | Федотов Л. | Дневник советского школьника. Мемуары пророка из 9А | 5-9 |
17 | Герман Ю. | Дорогой мой человек | 5-9 |
18 | Решетников В. | Избранники времени. Обреченные на подвиг | 5-9 |
19 | Перевезенцев С. | Истоки русской души. Обретение веры | 5-9 |
20 | Фоменко Н. | Корона российской империи. Слава, честь и доблесть династии Романовых | 5-9 |
21 | Генрик С. | Крестоносцы | 5-9 |
Первая мировая война. Неизвестные страницы | 5-9 | ||
23 | Полевой Б. | Повесть о настоящем человеке | 5-9 |
24 | Цвейг С. | Подвиг Магеллана. Человек и его деяние. Америго: Повесть об одной исторической ошибке | 5-9 |
25 | Константинов К. | Рокоссовский. Командующий Парадом Победы | 5-9 |
Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского | 5-9 | ||
27 | Дюма А. | Учитель фехтования | 5-9 |
28 | Монвиж-Монтвид А. | Юрий Гагарин | 5-9 |
29 | Герман Ю. | Я отвечаю за все | 5-9 |
30 | Можейко И. | 1185 год. Восток — Запад. Русь. Запад. Запад против Востока | 10-11 |
31 | Уртулль Ф.-Г. | 1812 Березина. Победа в разгар катастрофы | 10-11 |
32 | Уртулль Ф.-Г. | 1812. Бородино. Битва за Москву | 10-11 |
33 | Исаев А., Драбкин А. | 22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война | 10-11 |
34 | Бахревский В. | Аввакум | 10-11 |
35 | Чаплыгин А. | «Армата». «Царь-Танк» на страже Родины | 10-11 |
36 | Пикуль В. | Барбаросса | 10-11 |
37 | Булгаков М. | Бег | 10-11 |
38 | Булгаков М. | Белая гвардия | 10-11 |
39 | Радзинский Э. | Берегитесь, боги жаждут! | 10-11 |
40 | Петрухин А., Шеменев В. | «Варяг» не сдаётся | 10-11 |
41 | Некрасов В. | В окопах Сталинграда. Рассказы | 10-11 |
42 | Васильев Б. | В списках не значился | 10-11 |
43 | Вяземский Ю. | Великий Любовник. Юность Понтия Пилата. Трудный вторник | 10-11 |
44 | Вяземский Ю. | Великий понедельник | 10-11 |
45 | Балашов Д. | Вечер столетия | 10-11 |
46 | Иванов А. | Вечный зов. Т. 1 | 10-11 |
47 | Иванов А. | Вечный зов. Т. 2 | 10-11 |
48 | Васильев Б. | Вещий Олег | 10-11 |
49 | Васильев Б. | Владимир Красное Солнышко | 10-11 |
50 | Хилари М. | Внесите тела | 10-11 |
51 | Васильев Б., Быков В., Шолохов М. и др. | Война 1941 - 1945. Повести и рассказы | 10-11 |
52 | Толстой Л. | Война и мир. Том I-II | 10-11 |
53 | Дышев А. | Война красива и нежна | 10-11 |
54 | Язвицкий В. | Вольное царство. Государь всея Руси. Книга 4-5 романа "Иван III — государь всея Руси" | 10-11 |
55 | Рунов В. | Гений войны Скобелев. «Белый генерал» | 10-11 |
56 | Лермонтов М. | Герой нашего времени | 10-11 |
57 | Артур К. | Гладиаторы | 10-11 |
58 | Фейхтвангер Л. | Гойя, или Тяжкий путь познания | 10-11 |
59 | Ладинский А. | Голубь над Понтом | 10-11 |
60 | Беляков С. | Гумилев, сын Гумилева | 10-11 |
«Детская книга войны. Дневники 1941-1945» | 10-11 | ||
62 | Кассиль Л. | Дорогие мои мальчишки | 10-11 |
63 | Гумилев Л. | Древняя Русь и Великая степь | 10-11 |
64 | Асадов Э. | Дума о Севастополе | 10-11 |
65 | Ганиева А. | Жених и невеста | 10-11 |
66 | Симонов К. | Живые и мёртвые. Книга вторая (Солдатами не рождаются) | 10-11 |
67 | Симонов К. | Живые и мёртвые. Книга третья (Последнее лето) | 10-11 |
68 | Гроссман В. | Жизнь и судьба | 10-11 |
69 | Юзефович С. | Журавли и карлики | 10-11 |
70 | Юзефович С. | Зимняя дорога | 10-11 |
71 | Иванов А. | Золото бунта | 10-11 |
72 | Яхина Г. | Зулейха открывает глаза | 10-11 |
73 | Томас М. | Иосиф и его братья | 10-11 |
74 | Карамзин Н. | История государства Российского | 10-11 |
75 | Соловьев С. | История России с древнейших времен | 10-11 |
76 | Вилков М., Шарковский Д. | История России: иллюстрированный путеводитель | 10-11 |
77 | Язвицкий В. | Княжич. Соправитель. Великий князь Московский | 10-11 |
78 | Гримберг Ф. | Княжна Тараканова | 10-11 |
79 | Васильев Б. | Князь Святослав | 10-11 |
80 | Авченко | Кристалл в прозрачной оправе | 10-11 |
81 | Балашов Д. | Куликово поле | 10-11 |
82 | Водолазкин Е. | Лавр | 10-11 |
83 | Басинский | Лев Толстой: бегство из рая | 10-11 |
84 | Берггольц О. | Ленинградский дневник | 10-11 |
85 | Цвейг С. | Мария Антуанетта | 10-11 |
86 | Цвейг С. | Мария Стюарт | 10-11 |
87 | Быков В. | Мёртвым не больно | 10-11 |
88 | Кен Ф. | Мир без конца | 10-11 |
89 | Балашов Д. | Младший сын. Великий стол. Бремя власти | 10-11 |
90 | Фадеев А. | Молодая гвардия | 10-11 |
91 | Вострышев М. | Москва военная день за днем. Дневники жизни и смерти. 22 июня 1941— 9 мая 1945 | 10-11 |
92 | Драбкин А. | Мы дрались на бомбардировщиках. Три бестселлера одним томом | 10-11 |
93 | Драбкин А. | Мы дрались против «Тигров». «Главное – выбить у них танки!» | 10-11 |
94 | Драбкин А. | Мы сгорали заживо. Смертники Великой Отечественной | 10-11 |
95 | Варламов | Мысленный волк | 10-11 |
96 | Драбкин А. | На войне как на войне. «Я помню» | 10-11 |
97 | Вернадский Г. | Начертание русской истории | 10-11 |
98 | Никитин В. | Наш Патриарх Кирилл. Вся жизнь и один год | 10-11 |
99 | Рыбаков А. | Неизвестный солдат | 10-11 |
100 | Широкорад А. | «Непотопляемый авианосец» Крым 1945-2014 | 10-11 |
101 | Бахревский В. | Никон; Разбойник Кудеяр | 10-11 |
102 | Приставкин А. | Ночевала тучка золотая | 10-11 |
103 | Карамзин Н. | О любви к Отечеству. История государства Российского | 10-11 |
104 | Прилепин З. | Обитель | 10-11 |
105 | Генрик С. | Огнём и мечом | 10-11 |
106 | Гумилев Л. | От Руси до России | 10-11 |
107 | Балашов Д. | Отречение | 10-11 |
108 | Сергеева-Клятис А. | Пастернак в жизни | 10-11 |
109 | Песков И. | Первая Мировая война. Самая полная энциклопедия | 10-11 |
110 | Дубровин Н. | Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» | 10-11 |
111 | Толстой А. | Пётр I | 10-11 |
112 | Шолохов М. | Поднятая целина | 10-11 |
113 | Железняков А. | Поехали!» Мы – первые в космосе | 10-11 |
114 | Генрик С. | Потоп | 10-11 |
115 | Бессарабова Н. | Путешествия Екатерины Великой по России: от Ярославля до Крыма | 10-11 |
116 | Югов А. | Ратоборцы | 10-11 |
117 | Пикуль В. | Реквием каравану PQ-17 | 10-11 |
118 | Сергиевская А. | Романовы. Государь Император Николай III | 10-11 |
119 | Парфенов Л. | Российская империя: Александр I, Николай I | 10-11 |
120 | Парфенов Л. | Российская империя: Екатерина II, Павел I | 10-11 |
121 | Парфенов Л. | Российская империя: Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна | 10-11 |
122 | Вершинин Л. | Россия против Запада. 1000-летняя война | 10-11 |
123 | Платонов С. | Русская история | 10-11 |
124 | Костомаров Н. | Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей | 10-11 |
125 | Солженицын А. | Русский вопрос на рубеже веков | 10-11 |
126 | Иванов В. | Русь великая | 10-11 |
127 | Шигин В. | Севастополь. Город русской славы | 10-11 |
128 | Шагланов А. | «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944 | 10-11 |
129 | Иванов А. | Сердце Пармы | 10-11 |
130 | Панова В. | Сказание об Ольге. (Сказание о Феодосии. Феодорец Белый Клобучок. Кто умирает) | 10-11 |
131 | Бахревский В. | Смута | 10-11 |
132 | Куприн А. | События в Севастополе | 10-11 |
133 | Кучерская М. | Современный патерик. Чтение для впавших в уныние | 10-11 |
134 | Шмелев И. | Солнце мертвых | 10-11 |
135 | Шляхов А. | Степной закат | 10-11 |
136 | Балашов Д. | Степной пролог | 10-11 |
137 | Шолохов М. | Тихий Дон. Том I | 10-11 |
138 | Шолохов М. | Тихий Дон. Том II | 10-11 |
139 | Ник Д. | Тутанхамон. Книга теней | 10-11 |
140 | Драбкин А. | Фронтовые разведчики. «Я ходил за линию фронта» | 10-11 |
141 | Соловьев С. | Чтения и рассказы по истории России | 10-11 |
142 | Балашов Д. | Юрий | 10-11 |
143 | Драбкин А. | Я дрался на Т-34. Обе книги одним томом | 10-11 |
144 | Драбкин А. | Я дрался на Т-34. Третья книга | 10-11 |
145 | Драбкин А. | Я дрался на танке. Фронтовая правда Победителей | 10-11 |
146 | Драбкин А. | Я дрался на штурмовике. Обе книги одним томом | 10-11 |
147 | Платонов А. | … я прожил жизнь. Письма 1920-1950-х | 10-11 |
Муниципальное бюджетное |
общеобразовательное учреждение |
гимназия г. Зернограда |
347740, Россия, Ростовская область, |
г.Зерноград, ул. Советская, 42/11 |
Телефон/факс: 8(86359) 41-8-33 E-mail: zern_gimnazia@mail.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...