"Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
“Эволюция взглядов главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»”
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Здравствуйте, дети, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с вопроса: какое сегодня число? Какое у вас настроение? 29 мая вы сдаете русский язык, 5 июня математика, а 31 мая можете сдавать 4 предмета. Скажите, кто будет сдавать обществознание? Много. Уверена, что вы справитесь. А литературу кто? Почему так мало? В чем трудность? ( Отметить основные трудности). Сегодня на уроке мы с вами постараемся уменьшить трудности при сдачи ОГЭ по литературе, чтобы вы поняли, что сдать этот предмет не так сложно. | Включаются в деловой ритм урока |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Ребята, на прошлом уроке и дома вы знакомились с произведением А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете текст с помощью «стих-моба». У вас на столах есть листы с заданиями, на доске они тоже есть. Мы с вами вместе сделаем это задание Ребята, у всех получилось? Хорошо, молодцы. Настроение человека, его взгляды часто меняются на протяжении определенного отрезка времени. Даже вы стали грустить, когда увидели даты экзаменов. Сегодня мы с вами будем говорить о главном герое. А чье имя вынесено в заглавие? Он изменяется? Как называется любое изменение? А изменяется сам герой или его представления? А через что? Какая же тема нашего урока? Вы все верно говорите, но мне хотелось бы уточнить, итак, темой нашего урока сегодня будет: “Эволюция взглядов главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»” И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он – с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку… Как вы думаете, какая цель нашего урока? Через что происходит эволюция нашего героя? Запишем тему и цель в наши рабочие листы.
| |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Для того, чтобы нам глубоко и детально проанализировать духовный мир героя в разные этапы жизни, вы поделились на три группы. | |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Организация и контроль за решением поставленных целей. | Итак, первая группа «Поклонники старины» анализирует читательские интересы до знакомства Онегина и Ленского. Вы работаете с проектом учеников гимназии №16. Посредством смыслового чтения. Вторая группа «Почитатели Байрона» делает анализ после отъезда Онегина, работая с энциклопедией, используя аналитическое чтение, а третья группа «Искатели истины» - возвращение Евгения, с помощью исследовательского чтения, вы работаете с критическими статьями. В своей работе вы должны выполнить несколько заданий, они прописаны у вас в рабочих листах и продублированы на доске. Итак, 1) проследить круг читательских интересов Евгения Онегина, 2) выяснить с помощью информационно-справочной литературы, чем были знамениты авторы книг, которые читал герой, 3) ответить на вопрос: как выбор этих книг характеризует Онегина. Ребята, через книги мы должны увидеть характер нашего героя, посмотреть какой он был, наглядно показав на макете. Сформировать книжную полку нашего героя. Для работы нам нужен текст, словари, справочники – все необходимое вы найдете у себя на столах. За работу! | |
Организация первичного контроля. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий . | Ответы групп : 1) Первая группа, пожалуйста. Находят в книге отрывки, которые заложены. Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale, Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха. Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон, Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокой эконом. Кого он читал? ( Ювенал, Гомер, Феокрид, Адам Смит). Вторая группа, пожалуйста, ваш ответ. Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом. Какие книги он прочел? (Байрон). Ставим на полку книги. Ребята, глазами кого мы здесь видим книги Онегина? Здесь книги мы видим глазами Татьяны, только она своей чувствительной душой способна понять противоречивость характера героя. Важно заметить, что после встречи с Татьяной Онегин все равно не верит в любовь, хотя и Татьяна ищет в нем героя своего романа… Третья группа, пожалуйста. Чем ныне явится? Мельмотом, Космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой… Прочел он Гиббона, Руссо, Манзони, Гердера, Шамфора, Madame de Stael, Биша, Тиссо, Прочел скептического Беля, Прочел творенья Фонтенеля… Кого же он прочел? (Мельмот, Гиббон, Руссо, Манзони, Гердер, Шамфор) Ставим книги на полку. 2) Первая группа. О чем свидетельствует выбор этих книг нашим героем? Почему он выбрал именно эти книги, авторов? Это его характеризует как какого человека? Какой он на данный момент? (бездушный, беспечный, экономный, угрюмый, унылый, разочарованный, эгоистичный, гордый, европеизированный). Качества крепятся на доску. Какой вывод мы можем сделать? Здесь мы видим, что Евгений разочарован, он не верит в существование идеалов и в любовь, его не заботят чувства. Гордый век европейского просвещения, в какой жил наш Онегин характеризовался тем, что «естественный человек был представлен сам себе. Целью его существования была свобода, заключавшаяся в удовлетворении своих потребностей.
Что мы можем сказать о Байроне? Он романтик, а кто такой романтик? Какие черты для него характерны? (презентация) И наш герой такой же, потому что он любил читать такие книги. Как же они подействовали на мировоззрение нашего героя, какие качества его характера сформировали? -недовольный, равнодушный, эгоистичный, скептичный. Крепим. Ребята, по мнению Г.П.Макогоненко, именно таким были люди того времени. (слайд) Какой вывод мы можем сделать? Чистый источник недовольства затуманен в душе Онегина эгоизмом, гордыней – модным недугом байронизма. Даже его взгляд на театр – верный слепок опустошенной души. Но, даже, разочаровавшись в жизни и людях, Онегин в деревню берет с собой ряд книг, сохраняющих для него безусловный авторитет. Среди них Байрон. Третья группа: Какого Онегина мы с вами наблюдаем в этот период? Мы можем отметить, что Онегин вернулся из путешествия «воскресшим к жизни»: он влюбился, он читает все подряд, ищет что-то свое. Он попрощался со старыми жизненными принципами, а новых еще не нашел. Он в поиске. Какие качества для него характерны сейчас? Качества – неопределенный, метавшийся, европеизированный. Да, наш Онегин спускается с небес на землю, и Пушкин идет от романтического героя к герою-реалисту, показывая нам, что это не просто роман, а роман в стихах. Происходит нравственное перерождение героя Какой вывод мы можем сделать? Онегин, пытаясь заглушить свою страсть, спасается в беспорядочном чтении книг… И в этих муках намечаются в дебрях души Онегина какие-то проблески, искорки возможного его пробуждения. «Духовные глаза» Онегина наконец-то обращаются от внешних впечатлений, от книг в глубины собственного сердца. Ребята, что мы с вами увидели, проделав эту работу? (Вызвать одного ученика) Давайте проследим эволюцию Онегина? Таким образом, мы с вами увидели то, как изменения жизненных обстоятельств могут привести к смене читательских интересов, именно книги нам помогли понять духовную жизнь героя. (Вызвать одного ученика). Да, все верно! Спасибо за ответ. Ребята, по мнению В. В. Набокова, те, книги, которые у нас оказались на полке – это книги самого автора – А. С. Пушкина. | |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Ребята на сегодняшнем уроке мы ставили перед собой цель – исследовать духовный мир Евгения Онегина через его литературные интересы. Мы ее достигли? Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему? А еще мы должны были научиться справляться с трудностями, так вот домой вам будет задано решить вариант ОГЭ по литературе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Уверена, что теперь у вас не будет трудностей, и вы подумаете, над тем, чтобы сдавать литературу на экзамене. Ребята, вы сегодня замечательно поработали, оцените свою работу в своих листах, после проверки заданий – ваш учитель выставит вам оценки. Мне бы сегодня хотелось отметить… | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Ребята, в качестве рефлексии давайте расшифруем каждую букву фамилии главного героя? О — одарённый, оригинальный… Н — необычный, начитанный, новый герой… Е — европейского склада, если е = э, то эгоист… Г — главный герой, гордый… И — интеллектуальный, изысканный, интересный… Н — непонятный, незаурядный… Молодцы, хорошо. | |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Я предлагаю вам домой разноуровневое домашнее задание, запишите его в свои дневники.
В. Белинского (о романе «Евгений Онегин»).
«Евгений Онегин» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...
Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....
Презентация. "Евгений Онегин". Онегин. Петербургский период. Часть I
Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает ученика мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения Онегина, понять ег...
Презентация. "Евгений Онегин". Онегин. Деревенский период. Часть I
В презентации "Деревенский период в жизни Онегина» (в 2-х частях) на слайдах размещены не только иллюстрации к деревенскому периоду жизни Онегина, но и предложен текстовой материал, в кото...
Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения...
А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина.
Повторительно-обобщающий урок. Образ Евгения Онегия в контексте культурной эпохи XIX века....