Программа "Чтобы помнили"
рабочая программа по литературе на тему
Программа предусматривает формат литературной студии, поскольку в ее основе принцип персонификации читательского процесса: программа предполагает формирование индивидуального запроса на художественную литературу в рамках перечня книг из «Примерного списка литературы гражданско-патриотической направленности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chtoby_pomnili.docx | 56.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская рабочая программа учителя русского языка Елецкой М. В.
«Чтобы помнили» для учащихся 6-11 классов
- Пояснительная записка
Программа «Чтобы помнили» является компонентом предметной области «Филология» и входит в вариативную часть учебного плана гимназии.
Основанием для разработки данной программы стала Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р.
Не прекращаются попытки фальсифицировать российскую историю, подвергнуть ее ревизии, в том числе в целях пересмотра итогов Второй мировой войны. В этих условиях важнейшим условием успешности мягкой силы российского гуманитарного влияния за рубежом является осуществление действенной культурной политики. А приобщение детей к чтению, которое среди всех каналов коммуникации является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры, есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.
С учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения программа «Чтобы помнили» отражает идею приобщения подростка к литературе о героическом прошлом нашей страны, культуре России через общечеловеческие ценности добра, мира, милосердия, чести и достоинства. Возрождение читающей нации – дело государства, общества, школы, семьи. Поэтому данная программа отражает главные приоритеты государственной политики – формирование гражданского самосознания в современном поликультурном мире.
Программа рассчитана на 17 часов учебных занятий. В ходе этих занятий учащиеся 6-11 классов должны сформировать «Программу самообразования» из литературных произведений, которые вызывают вопросы, отражают современные проблемы понимания истории, побуждают интерес, порождают новые жизненные смыслы.
Программа предусматривает формат литературной студии, поскольку в ее основе принцип персонификации читательского процесса: программа предполагает формирование индивидуального запроса на художественную литературу в рамках перечня книг из «Примерного списка литературы гражданско-патриотической направленности».
Форма реализации программы – литературная студия – рассчитана на создание группы единомышленников, способных «заразительно» влиять на окружающих своим пристрастием к чтению, потенциалом интеллектуального и духовного личностного роста.
Традиционные уроки не в достаточной мере создают потенциал мотивационного самостоятельного чтения, поэтому учебные занятия данного курса строятся на диалоговой основе, в основе которой эмоционально-эстетический ресурс литературного чтения и аналитико-оценочная мыслительная деятельность учащихся. Все произведения, предусмотренные данной программой, не входят в общеобразовательную программу по литературе для 6-11 классов.
Задачи программы:
- повысить статус чтения, читательской активности и улучшение качества чтения;
- развивать культурную и читательскую компетентности детей и юношества, а также формировать у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров;
- обогатить внутренний мир подростка посредством чтения художественных произведений;
- формировать осмысленное понимание личностных и социальных явлений на основе произведений литературы, истории, культуры;
- расширить круг произведений для удовлетворения потребностей в общении, критическом осмыслении событий, эмоциональном переживании, эстетическом восприятии окружающего мира;
- повысить интерес к художественному слову, к литературным нормам речевой деятельности;
- формировать умение подбирать книги для чтения на основе личностных интересов, вопросов, проблем, внутреннего анализа своего мироощущения;
- расширить ресурс базового чтения учащихся на основе контрастных позиций, альтернативных художественных явлений в литературе;
- подготовить к написанию итогового сочинения в 11 классе, успешному написанию заданий 15,16,17 (сочинений на литературном материале) в ЕГЭ по литературе, а также выполнению задания 26 (в форме сочинения с привлечением аргументов из художественной литературы) в ЕГЭ по русскому языку.
Программа является откликом на Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709. «О списках рекомендуемых произведений».
Рабочая программа курса разработана на основе:
- образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда;
- учебного плана, календарного учебного графика;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов.
Программа имеет следующую структуру:
1. пояснительная записка;
2. общая характеристика программы;
3. описание места учебного курса в учебном плане;
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;
5. содержание учебного курса;
6. тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся;
7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы.
Программа рассмотрена на методическом объединении учителей русского языка и литературы, на педагогическом совете гимназии и утверждена приказом директора.
Программа является не только компонентом содержательного раздела основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда, но и представляет собой технологию, методический инструмент развития читательских умений школьника.
- Общая характеристика программы
Содержание данной программы сформировано с учётом возрастных, социокультурных особенностей и потребностей учащихся 6-11 классов. Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и элементы уроков внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают с источником - книгой.
Главная особенность содержания программы заключается в том, что каждый ученик в классе в течение каждой учебной четверти, работая индивидуально или в группе (2-3 человека), выбирает литературное произведение, прочитывает самостоятельно и презентует перед одноклассниками. Содержание произведения каждый пропускает через себя, через свои личные особенности, характер и собственную систему ценностей. Ученик имеет полное право, сжато пересказав сюжет произведения, остановиться на одном эпизоде, особенно запомнившемся ему нравственным смыслом, художественными образами, богатыми языковыми средствами. Основные формы работы: чтение эпизодов, эссе, аннотация, резюме, реферат, дискуссия. Отбор художественных произведений – результат совместной деятельности ученика с учителем в рамках технологии продуктивного чтения, которая призвана обеспечить правильное формирование читательской компетенции школьников.
Программа создает условия для продуктивной подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе и выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, где требуется предъявление аргументации на основе читательского опыта.
- Описание места учебного курса в учебном плане
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся 6-11 классов определяются учебным планом и расписанием занятий в соответствии с действующими санитарными нормами. Данный курс является продолжением учебного предмета «Литература» и реализуется в вариативном компоненте учебного плана в объеме 17 часов в год. Он призван расширить ресурс художественных произведений для самостоятельного чтения. Курс направлен на изучение художественных произведений вне списка произведений, изучаемых по школьной программе, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических, культурных, нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.
Учебный предмет | класс | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Инвариантная часть | ||||||
Литература | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Вариативная часть (интегрирована в инвариантную часть) | ||||||
Чтобы помнили | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
4. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты |
|
Предметные результаты |
|
- Содержание учебного курса
Содержание модуля «Чтобы помнили» для 6-11 классов отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1.Ознакомление со списком произведений гражданско-патриотической направленности художественных произведений, включенных в Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений» (приложение №4).
2.Техника вдумчивого самостоятельного чтения.
3. Виды читательской деятельности. Приёмы понимания прочитанного при чтении и слушании.
4.Эмоциональное и эстетическое переживание читателя. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческий анализ текста.
6.Творческая деятельность учащихся: ведение читательского дневника, собственные сочинения, отзывы на прочитанные произведения, дискуссии, статьи, презентации, чтение наизусть отрывков из прочитанных книг.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Введение. Ознакомление с курсом «Чтобы помнили», постановка задач, организация этапов работы над индивидуальной программой «Самостоятельное чтение» | 1 час | Просмотр списка книг гражданско-патриотической направленности. |
2. | Анкета «Мои читательские предпочтения». | 1 час | Составление своего проекта-перечня произведений (подготовка наброска). |
3. | Самостоятельное чтение. Проект программы «Мои прочитанные книги». Этапы домашнего чтения. | 1 час | Коллективное обсуждение проектов. Презентация своего личного проекта. Составление маршрута читателя. |
4. | Я – читатель. (Техника отбора и чтения. Приемы анализа произведения. Фиксация впечатлений, переживаний, осмыслений). | 1 час | Практическая работа по отбору произведений на основе исторических процессов. Алгоритм анализа произведения. Образцы форм фиксации мыслей, выводов, впечатлений. |
5. | Мир моих прочитанных книг. (Чтение вслух важных для понимания идеи произведения или понравившихся отрывков, рассказы и эмоциональные отзывы о прочитанном, художественные зарисовки эпизодов, анализ произведений.) | 9 часов | Чтение эпизодов, анализ, ведение читательских дневников, написание отзыва, эссе, сочинения-рассуждения, статьи для публикации. Отчет по проекту «Мои прочитанные книги». Работа в библиотеке, дискуссии, публичные выступления в разных классах, на читательской конференции, на родительском собрании, |
6. | История создания. | 1 час | Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории создания прочитанных произведений. |
7. | История публикации. | 1 час | Подготовка хронологической таблицы выбранных произведений. «Историческая справка» - разработка с подключением разных источников информации об истории публикации прочитанных произведениях. |
8. | Словесное искусство. | 2 часа | Собственное творчество учащихся. Подготовка сборника «Я начинающий писатель ...» |
- Учебно-методические ресурсы
Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и студийные занятия разного формата: семинар, презентация, библиотечный час, дискуссия, инсценировка. Главное отличие занятий – работа с книгой. Главный результат заключается в том, что каждый ребенок в течение учебного года устраивает публичную презентацию самостоятельно прочитанных книг гражданско-патриотической направленности.
Ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное самостоятельное чтение текста. Чтение-слушание эпизодов текста по выбору учащегося, презентующего книгу, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Первичное восприятие (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. «Вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов текста. Анализ эпизодов текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному и проч.). Выделение аргументов для использования в сочинениях ЕГЭ по русскому языку и литературе.
3.Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка проблем исходного текста. Обращение к отдельным фрагментам текста.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием и его смыслом.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Система оценки предусматривает самооценку, взаимооценку, внешнюю экспертизу - эти виды являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы развития читательских умений школьников.
В ходе разработки авторской программы была использована литература и информационные сайты:
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 2005.
3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М. ,1991.
4. Газета «Педсовет» №3; №6 2005.
5. http://knig 100.spbu.ru/ books/
6. ria.ru/societ/20130130
7. chitai6class.blogpot.ru
Примерный список литературы гражданско-патриотической направленности
(из письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 года № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»).
№ | Автор | Произведение | Класс |
1 | Алексеев С. | Сто рассказов о войне | 1-4 класс |
2 | Астафьев В. | Лучшие рассказы для детей | 1-4 класс |
3 | Гайдар А. | Тимур и его команда | 1-4 класс |
4 | Ильина Е. | Четвертая высота | 1-4 класс |
5 | Катаев В. | Сын полка | 1-4 класс |
6 | Михалков С. | Дядя Степа | 1-4 класс |
7 | Михалков С. | Стихи о войне | 1-4 класс |
8 | Тополь Э. | «Стрижи» на льду | 1-4 класс |
9 | Поротников В. | 1612. Минин и Пожарский | 5-9 класс |
10 | Ян В. | Батый | 5-9 класс |
11 | Сульянов А. | Взлет и трагедия Юрия Гагарина | 5-9 класс |
12 | Никулин Н. | Воспоминания о войне | 5-9 класс |
13 | Нерсесов Я. | Гений войны Кутузов. «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву» | 5-9 класс |
14 | Шишов А. | Герои 1812 года. От Багратиона и Барклая до Раевского и Милорадовича | 5-9 класс |
Дневник детской памяти. Это и моя война | 5-9 класс | ||
16 | Федотов Л. | Дневник советского школьника. Мемуары пророка из 9А | 5-9 класс |
17 | Герман Ю. | Дорогой мой человек | 5-9 класс |
18 | Решетников В. | Избранники времени. Обреченные на подвиг | 5-9 класс |
19 | Перевезенцев С. | Истоки русской души. Обретение веры | 5-9 класс |
20 | Фоменко Н. | Корона российской империи. Слава, честь и доблесть династии Романовых | 5-9 класс |
21 | Генрик С. | Крестоносцы | 5-9 класс |
Первая мировая война. Неизвестные страницы | 5-9 класс | ||
23 | Полевой Б. | Повесть о настоящем человеке | 5-9 класс |
24 | Цвейг С. | Подвиг Магеллана. Человек и его деяние. Америго: Повесть об одной исторической ошибке | 5-9 класс |
25 | Константинов К. | Рокоссовский. Командующий Парадом Победы | 5-9 класс |
Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского | 5-9 класс | ||
27 | Дюма А. | Учитель фехтования | 5-9 класс |
28 | Монвиж-Монтвид А. | Юрий Гагарин | 5-9 класс |
29 | Герман Ю. | Я отвечаю за все | 5-9 класс |
30 | Можейко И. | 1185 год. Восток — Запад. Русь. Запад. Запад против Востока | 10-11класс |
31 | Уртулль Ф.-Г. | 1812 Березина. Победа в разгар катастрофы | 10-11класс |
32 | Уртулль Ф.-Г. | 1812. Бородино. Битва за Москву | 10-11класс |
33 | Исаев А., Драбкин А. | 22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война | 10-11 класс |
34 | Бахревский В. | Аввакум | 10-11класс |
35 | Чаплыгин А. | «Армата». «Царь-Танк» на страже Родины | 10-11 класс |
36 | Пикуль В. | Барбаросса | 10-11 класс |
37 | Булгаков М. | Бег | 10-11класс |
38 | Булгаков М. | Белая гвардия | 10-11класс |
39 | Радзинский Э. | Берегитесь, боги жаждут! | 10-11 класс |
40 | Петрухин А., Шеменев В. | «Варяг» не сдаётся | 10-11 класс |
41 | Некрасов В. | В окопах Сталинграда. Рассказы | 10-11класс |
42 | Васильев Б. | В списках не значился | 10-11класс |
43 | Вяземский Ю. | Великий Любовник. Юность Понтия Пилата. Трудный вторник | 10-11класс |
44 | Вяземский Ю. | Великий понедельник | 10-11класс |
45 | Балашов Д. | Вечер столетия | 10-11класс |
46 | Иванов А. | Вечный зов. Т. 1 | 10-11класс |
47 | Иванов А. | Вечный зов. Т. 2 | 10-11класс |
48 | Васильев Б. | Вещий Олег | 10-11класс |
49 | Васильев Б. | Владимир Красное Солнышко | 10-11класс |
50 | Хилари М. | Внесите тела | 10-11класс |
51 | Васильев Б., Быков В., Шолохов М. и др. | Война 1941 - 1945. Повести и рассказы | 10-11класс |
52 | Толстой Л. | Война и мир. Том I-II | 10-11класс |
53 | Дышев А. | Война красива и нежна | 10-11 класс |
54 | Язвицкий В. | Вольное царство. Государь всея Руси. Книга 4-5 романа "Иван III — государь всея Руси" | 10-11класс |
55 | Рунов В. | Гений войны Скобелев. «Белый генерал» | 10-11класс |
56 | Лермонтов М. | Герой нашего времени | 10-11класс |
57 | Артур К. | Гладиаторы | 10-11класс |
58 | Фейхтвангер Л. | Гойя, или Тяжкий путь познания | 10-11класс |
59 | Ладинский А. | Голубь над Понтом | 10-11класс |
60 | Беляков С. | Гумилев, сын Гумилева | 10-11 класс |
«Детская книга войны. Дневники 1941-1945» | 10-11класс | ||
62 | Кассиль Л. | Дорогие мои мальчишки | 10-11класс |
63 | Гумилев Л. | Древняя Русь и Великая степь | 10-11класс |
64 | Асадов Э. | Дума о Севастополе | 10-11класс |
65 | Ганиева А. | Жених и невеста | 10-11 класс |
66 | Симонов К. | Живые и мёртвые. Книга вторая (Солдатами не рождаются) | 10-11класс |
67 | Симонов К. | Живые и мёртвые. Книга третья (Последнее лето) | 10-11класс |
68 | Гроссман В. | Жизнь и судьба | 10-11 класс |
69 | Юзефович С. | Журавли и карлики | 10-11 класс |
70 | Юзефович С. | Зимняя дорога | 10-11 класс |
71 | Иванов А. | Золото бунта | 10-11 класс |
72 | Яхина Г. | Зулейха открывает глаза | 10-11 класс |
73 | Томас М. | Иосиф и его братья | 10-11класс |
74 | Карамзин Н. | История государства Российского | 10-11 класс |
75 | Соловьев С. | История России с древнейших времен | 10-11класс |
76 | Вилков М., Шарковский Д. | История России: иллюстрированный путеводитель | 10-11класс |
77 | Язвицкий В. | Княжич. Соправитель. Великий князь Московский | 10-11класс |
78 | Гримберг Ф. | Княжна Тараканова | 10-11класс |
79 | Васильев Б. | Князь Святослав | 10-11класс |
80 | Авченко | Кристалл в прозрачной оправе | 10-11 класс |
81 | Балашов Д. | Куликово поле | 10-11класс |
82 | Водолазкин Е. | Лавр | 10-11 класс |
83 | Басинский | Лев Толстой: бегство из рая | 10-11 класс |
84 | Берггольц О. | Ленинградский дневник | 10-11класс |
85 | Цвейг С. | Мария Антуанетта | 10-11класс |
86 | Цвейг С. | Мария Стюарт | 10-11класс |
87 | Быков В. | Мёртвым не больно | 10-11класс |
88 | Кен Ф. | Мир без конца | 10-11класс |
89 | Балашов Д. | Младший сын. Великий стол. Бремя власти | 10-11класс |
90 | Фадеев А. | Молодая гвардия | 10-11класс |
91 | Вострышев М. | Москва военная день за днем. Дневники жизни и смерти. 22 июня 1941— 9 мая 1945 | 10-11класс |
92 | Драбкин А. | Мы дрались на бомбардировщиках. Три бестселлера одним томом | 10-11 класс |
93 | Драбкин А. | Мы дрались против «Тигров». «Главное – выбить у них танки!» | 10-11 класс |
94 | Драбкин А. | Мы сгорали заживо. Смертники Великой Отечественной | 10-11 класс |
95 | Варламов | Мысленный волк | 10-11 класс |
96 | Драбкин А. | На войне как на войне. «Я помню» | 10-11 класс |
97 | Вернадский Г. | Начертание русской истории | 10-11класс |
98 | Никитин В. | Наш Патриарх Кирилл. Вся жизнь и один год | 10-11 класс |
99 | Рыбаков А. | Неизвестный солдат | 10-11класс |
100 | Широкорад А. | «Непотопляемый авианосец» Крым 1945-2014 | 10-11 класс |
101 | Бахревский В. | Никон; Разбойник Кудеяр | 10-11класс |
102 | Приставкин А. | Ночевала тучка золотая | 10-11 класс |
103 | Карамзин Н. | О любви к Отечеству. История государства Российского | 10-11класс |
104 | Прилепин З. | Обитель | 10-11 класс |
105 | Генрик С. | Огнём и мечом | 10-11класс |
106 | Гумилев Л. | От Руси до России | 10-11 класс |
107 | Балашов Д. | Отречение | 10-11класс |
108 | Сергеева-Клятис А. | Пастернак в жизни | 10-11 класс |
109 | Песков И. | Первая Мировая война. Самая полная энциклопедия | 10-11класс |
110 | Дубровин Н. | Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» | 10-11 класс |
111 | Толстой А. | Пётр I | 10-11класс |
112 | Шолохов М. | Поднятая целина | 10-11класс |
113 | Железняков А. | Поехали!» Мы – первые в космосе | 10-11класс |
114 | Генрик С. | Потоп | 10-11класс |
115 | Бессарабова Н. | Путешествия Екатерины Великой по России: от Ярославля до Крыма | 10-11класс |
116 | Югов А. | Ратоборцы | 10-11класс |
117 | Пикуль В. | Реквием каравану PQ-17 | 10-11 класс |
118 | Сергиевская А. | Романовы. Государь Император Николай III | 10-11класс |
119 | Парфенов Л. | Российская империя: Александр I, Николай I | 10-11класс |
120 | Парфенов Л. | Российская империя: Екатерина II, Павел I | 10-11класс |
121 | Парфенов Л. | Российская империя: Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна | 10-11класс |
122 | Вершинин Л. | Россия против Запада. 1000-летняя война | 10-11 класс |
123 | Платонов С. | Русская история | 10-11класс |
124 | Костомаров Н. | Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей | 10-11 класс |
125 | Солженицын А. | Русский вопрос на рубеже веков | 10-11 класс |
126 | Иванов В. | Русь великая | 10-11класс |
127 | Шигин В. | Севастополь. Город русской славы | 10-11 класс |
128 | Шагланов А. | «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944 | 10-11 класс |
129 | Иванов А. | Сердце Пармы | 10-11 класс |
130 | Панова В. | Сказание об Ольге. (Сказание о Феодосии. Феодорец Белый Клобучок. Кто умирает) | 10-11класс |
131 | Бахревский В. | Смута | 10-11класс |
132 | Куприн А. | События в Севастополе | 10-11класс |
133 | Кучерская М. | Современный патерик. Чтение для впавших в уныние | 10-11 класс |
134 | Шмелев И. | Солнце мертвых | 10-11класс |
135 | Шляхов А. | Степной закат | 10-11класс |
136 | Балашов Д. | Степной пролог | 10-11класс |
137 | Шолохов М. | Тихий Дон. Том I | 10-11класс |
138 | Шолохов М. | Тихий Дон. Том II | 10-11класс |
139 | Ник Д. | Тутанхамон. Книга теней | 10-11класс |
140 | Драбкин А. | Фронтовые разведчики. «Я ходил за линию фронта» | 10-11 класс |
141 | Соловьев С. | Чтения и рассказы по истории России | 10-11класс |
142 | Балашов Д. | Юрий | 10-11класс |
143 | Драбкин А. | Я дрался на Т-34. Обе книги одним томом | 10-11 класс |
144 | Драбкин А. | Я дрался на Т-34. Третья книга | 10-11 класс |
145 | Драбкин А. | Я дрался на танке. Фронтовая правда Победителей | 10-11 класс |
146 | Драбкин А. | Я дрался на штурмовике. Обе книги одним томом | 10-11 класс |
147 | Платонов А. | … я прожил жизнь. Письма 1920-1950-х | 10-11 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»
Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя» с просмот...
«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....
Презентация Помните! Через века, через года – помните!
Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....
Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»
Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...
Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."
В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...
Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!
Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...
С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».
Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...