А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
А.К. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_57_literatura.docx | 15.32 КБ |
urok_57_literatura.pptx | 792.15 КБ |
Предварительный просмотр:
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев
1. О.Н.У.
2. Проверка д/з
3. Введение в тему урока
-Сегодня мы с вами проведём заключительный урок по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».
- Знакомо ли вам имя писателя А.К.Толстой?
- Какие произведения вы можете назвать?
4. Работа по теме урока
- Рассказ о жизни и творчестве писателя (слайды 1-4)
А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.
Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.
Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…» (прослушивание)
«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.
- Анализ стихотворения
Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»
-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)
Словарная работа: Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.
-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)
-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным , ласковым ритмом.)
Работа над средствами художественной выразительности и определение стихотворного размера.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?
- С каким стихотворением, музыкальным произведением мы знакомились на уроке?
-Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая!
Обратимся к эпиграфу (слайд 5).
– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)
6. Д/з выучить стихотворение наизусть
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык … Ф.И.Тютчев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К. Паустовский "Ильинский омут"
Презентация и пояснения к презентации...
С.Козлов. Чёрный омут. Развитие речи в 10 классе.
Презентация к уроку развития речи по технологии РКМЧП в 10 классе. Философская сказка Сергея Козлова "Чёрный Омут" заставит ребят задуматься о необратимости течения времени, о становлении личности, о ...
мастер-класс по плетению из лозы
В работе рассказывается о том, как из лозы можно сделать интересную дизайнерскую вещь, которую мы с детьми классов коррекции VIII вида первого года обучения делаем на уроках лозоплетения....
"Лилия в чёрном омуте".
Сценарий театрализованного антинаркотического представления....
Мастер-класс "Плетение из бумажной лозы"
Цель работы познакомить с популярным видом декоративного–прикладного творчества –плетением из газетных трубочек, показать виды плетения, оформление работ(кручение, окрашивание), поде...
Литературная гостиная "Где гнутся над омутом лозы"
По творчеству А.К. Толстого...
Презентация к уроку литературы на тему "А.К. Толстой "Где гнутся над омутом лозы...""
А.К. Толстой "Где гнутся над омутом лозы...", 6 класс....