Важнейшие темы творчества М.И.Цветаевой
план-конспект урока по литературе по теме
На уроке учащиеся знакомятся с личностью М.Цветаевой и её поэтическим творчеством; раскрываются непростые взаимоотношения власти и человека; подводятся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве; формируются у учащихся нравственные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhneyshie_temy_tvorchestva_m.i.tsvetaevoy.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
Урок литературы в 9 классе
Важнейшие темы творчества М. И. Цветаевой
Учитель:Коробова Л.П.
2016год
Цели урока: заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой и её поэтическим творчеством; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека; подвести к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве; формировать у учащихся нравственные качества личности.
«Истинная поэзия – это любовь,
Мужество и жертва».
Ф.Г.Лорка
«Я всегда разбивалась вдребезги
И все мои стихи – те самые, серебряные, сердечные дребезги».
М.И.Цветаева
I. Организационный момент.
II.1.Вступительное слово учителя.
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Поэзия необыкновенно богата и разнообразна. У каждого своя судьба, свой поэтический голос. Но поэтов разных эпох и поколений объединяет, наверное, одно: мечта о том, чтобы стихи нашли своего читателя и оставили добрый след в его душе. Ведь настоящая поэзия помогает людям жить.
Имени М.Цветаевой не было на русском небосклоне целую жизнь, (20 – 80 годы ХХ века). Её наследие огромно: стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы. Марина Цветаева - последний великий трагический романтик Серебряного века.
2. Учитель о теме, целях урока. Анализ эпиграфов.
3. В чём своеобразие лирики М.Цветаевой? (Лирика громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистово внутренне драматична. Главный герой – душа. В одних стихотворениях - сжатая, краткая, выразительная манера, где всё ясно, точно и стремительно в ритме; другие стихотворения мелодичны, задушевны и чарующи).
4.Выступление ученицы.
Из письма М.Цветаевой: «Обращаюсь к Вам, потому, что Вы любите мои стихи… Незнакомые люди, те, кого ещё нет, вы только завтра будете (завтра, когда меня не будет). Незнакомые люди, мои читатели, те, которых я жду…»
Чтение стихотворения М.Цветаевой «К тебе…»
III.1.Беседа с классом.
Напомните о происхождении поэта (показ слайдов отца и матери).
2. Имя каждого человека раскрывает его характер. Марина (латинское) – морская. Есть в имени что-то притягательное, по своей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот-вот разжаться.
Рано или поздно Марина проявляет силу своего характера. При этом в поведении чаще всего преобладает некоторая порывистость (Из книги «Тайна имени» Дмитрия и Надежды Зима).
3. Расскажите о юношеских годах поэта.
Охарактеризуйте сборники «Волшебный фонарь», «Вечерний альбом» (1910г.)
4. Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой.
Напомните о поэтических кумирах поэта.
Чтение учеником стихотворения «К Блоку» с предисловием.
5.М.Цветаева и С.Эфрон. Расскажите об их встрече.
Короткий промежуток между встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом безбрежного счастья.
5 сентября 1912 года в молодой семье родилась дочь. «Ариадной назвали мы её от поэтического романтизма и высокомерия», - писала М.Цветаева.
6. 1914 году Сергей, студент I курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия.
13 апреля 1917 года у М.Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина.
В годы гражданской войны связь с мужем порвалась почти полностью.
Напомните, что пишет в письме к своему мужу М.Цветаева?
Звучит песня «У зеркала» (музыка М.Таривердиева).
7. Наиболее трудным для М.Цветаевой оказался 1919 год, запомнившийся «самым чёрным, самым чумным, самым смертным».
Из дневника поэта:
а) «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2года 7мес.) в Борисоглебском переулке в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля… весь запас».
б) «Моя дочь Ирина умерла 2 марта 1920года – от голода».
в) Чтение ученицей стихотворения «Две руки».
8. Положение Цветаевой, жены белого офицера, оказалось в красной Москве двусмысленным и тревожным, а её характер, резкий и прямой, делал положение ещё и опасным. Свои стихи из «Белого стана» она демонстративно читала на публичных вечерах:
Я с вызовом ношу его кольцо…
Да, в Вечности – жена, не на бумаге!
IV.1. 1 мая 1922 года М.Цветаева с дочерью уезжает к мужу в Берлин.
Чтение учеником и ученицей разговора Цветаевой с мужем.
Сергей Эфрон: «И все же было совсем не так, Мариночка, как ты пишешь в сборнике «Лебединый стан».
Марина Цветаева: «Что же было?»
Эфрон: «Была братоубийственная и самоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные народом, было незнание, непонимание нами народа, во имя которого, как нам казалось, мы воевали…»
Цветаева: « Но как же вы, Серёженька…»
Эфрон: « А вот так: представь себе вокзал – все лезут в вагоны, отпихивая и втягивая друг друга... Втянули и тебя; третий звонок, поезд трогается – минутное облегчение, - но вдруг осознаёшь со смертным ужасом, что в роковой суете попал – впрочем вместе со многими! – не в тот поезд, что твой состав ушёл с другого пути,
что обратного хода нет – рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно только пешком – по шпалам – всю жизнь».
2. Географическая справка о пребывании в эмиграции:
Берлин, Прага, Париж, пригороды Парижа.
Рябину
Рубили
Зорькою
Рябина –
Судьбина
Горькая
Рябина –
Седыми
Спусками,
Рябина –
Судьбина
Русская.
3.Творческая натура М.Цветаевой. Вспомните, кем она увлеклась в Праге? Любовь – долг, любовь – страсть. Объясните её выбор.
Звучит запись песни «Мне нравится» (музыка М.Таривердиева, исполняет Алла Пугачева).
Анализ композиции и содержания.
Ценность стиха – в смысловой запутанности, как бы паутине чувств. Что чувствует героиня, она вероятно, и сама не понимает. Многогранность чувств свойственна стихам М.Цветаевой, благодаря этому качеству её поэзия передаёт сущность всей человеческой жизни.
4. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий.
Из дневника: «Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умилённою, благодарною любовью».
Географическая справка:
Пригороды Парижа: Мокропсы, Медон, Кламар, Ванв.
Из дневника: «Действующие лица жизни: колодец часовней, куда чаще всего по ночам бегаю за водой, - цепной пёс – скрипучая калитка.
Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете…»
5. Почему М.Цветаева не нашла своего места в белоэмигрантской среде и литературной среде русского зарубежья?
В чём состояла личная драма поэтессы?
Что побудило её к возвращению на Родину?
6. 1937-ой год - возвращение дочери и мужа в Россию.
Комментарии к слайду «С сыном».
Чтение учеником стихотворения «Родина» и его анализ.
Истоки её характера – в любви к родине, к России, к истории, к слову. Она выстрадала эту любовь.
Надежда, что сын, которого она благословляет на возвращение в свой край, не будет «отбросом своей страны».
1939-ый год – возвращение в Москву.
«Здесь я не нужна, там я невозможна», - писала она в одном из писем.
Какова судьба семьи М.Цветаевой после возвращения на Родину?
Комментарии к слайду – последней фотографии Цветаевой 1941 года.
V.1. 1941 году М.Цветаева написала такие строки:
О, чёрная дыра,
Затмившая весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь – плыть
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование – и того в обрез.
Надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, в Елабуге она покончила с собой 31 августа 1941 года.
2. А как же сын? Когда настал его час?
Нас родина не позовёт!
Езжай, мой сын, домой – вперёд –
В свой край, в свой век, в свой час…
3. Стихи умеют ждать своего часа. А когда сбудется мечта поэтов – произойдёт чудо – соприкосновение душ людей, разделённых огромным временным пространством.
Чтение ученицей стихотворения Б. Окуджавы
У поэта соперников нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Он кричит не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас – за себя.
Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму …
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мёд, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм …
Всё, что было его, - нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
4. Когда ещё Георгий был маленьким, М.Цветаева писала:
«Мне всё время хочется написать своё завещание. Не вещественное – у меня ничего нет, а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали: разъяснение».
Ребята, через три месяца мы, родители и учителя, попрощаемся с вами. Вы уйдёте в большую жизнь.
Нравственное завещание Марины Цветаевой вечное. Я как учитель и как мама очень хочу, чтобы вы разумом поняли наказ поэта и душой приняли эти строчки. Пусть это будет в каждом из вас.
Учитель читает «Письмо детям» Марины Цветаевой и раздаёт каждому ученику.
Письмо детям
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, - как мы. Но говорят, что вы – есть, что вы – особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:
Никогда не говорите, что все делают: у всех второе имя – никто, и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает», - отвечайте: «А я – кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – я. Не исчерпайте их – их родительством. Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда – рука не поднимется!
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут – свой останется.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.
Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...
Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.
Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...
Тема творчества в поэзии Цветаевой
Урок литературы в 7 классе...
Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941).11 класс
Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 - 1941)....
Основные темы творчества Марины Цветаевой
Большое внимание М.Цветаева в своём творчестве уделяла теме Родины....
Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"
Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...